Автор: Селевко Андрей Германович
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 59"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Медиаобразование, интегрированное с курсом "Самосовершенствование личности"
Тема: Образовательные технологии в школе
Раздел: полное образование
Медиаобразование, интегрированное с курсом
«Самосовершенствование личности»
Селевко А . Г,
г. Ярославль
Информационно-коммуникационные средства представляют часть подсистемы «УКЛАД».
Они действуют как «педагог», отбирающий, компонующий, интерпретирующий
информацию, наполняющую окружающий мир. Реальный мир подменяется тем, который
отображают СМК, задавая при этом определенный угол зрения, заставляя зрителей думать
так, а не иначе. Часто при этом дети и подростки усваивают отрицательные стороны в этой
информации.
Информация, передаваемая по каналам масс-медиа профессионально готовится
специалистами в этой области. Эта информация - продукт так называемой индустрии
сознания. Индустрия сознания - достаточно мощная отрасль производства (со своей
технологией), которая направлена на манипулирование сознанием потребителя с
образовательными, политическими, экономическими или другими целями.
Возникает проблема защиты еще не сформировавшейся психики ребенка от этих
манипуляций. Очевидно, что школьник не должен воспринимать получаемую
информацию как истину в конечной инстанции, но и не отгораживаться от нее. При
использовании Интернета в образовательных целях важно воспитывать критическое отно-
шение к информации и помогать осознанию возможных опасностей, подстерегающих в
Сети.
Школъник должен уметь интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную
направленность, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу,
находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по
заданным признакам, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую
систему, и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму,
знаковую систему, носитель и др., аргументировать собственные высказывания, находить
ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, вос-
принимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и
«против», устанавливать целесообразные связи, вычленять главное в информационном
сообщении, включать внешкольную информацию в систему формируемых в школе
знаний, использовать эти знания при восприятии и критическом осмыслении информации
СМК и др.
Все эти образовательные цели и соответствующие им содержание и методы образуют
своеобразную проникающую педагогическую технологию изучения школьниками
закономерностей массовой коммуникации, называемую медиаобразованием.
Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение школьниками закономерностей
массовой коммуникации. Его основные задачи: подготовить подрастающие поколения к
жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации
(научить человека понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оценивать их
качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами
общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
При правильной организации медиаобразования возникает не просто полноценный диалог
учителя и ученика, а реализуется новый тип работы с информацией, когда учитель, ученик
и новейшие средства массовой информации (СМИ) вступают в трехстороннее общение.
Это имеет особое значение для воспитания (вводится постоянный фактор учета чужого
мнения, в явной или скрытой форме присутствующего в сообщениях СМИ).
Формирование основ критического мышления в этом случае отталкивается от
самостоятельности суждения и аргументации и характеризует движение к пониманию и
интерпретации.
Медиаобразование, интегрированное с гуманитарными и естественнонаучными
школьными дисциплинами, призвано выполнять уникальную функцию.
Содержание медиаобразования вклинивается в контекст содержания тех или иных
учебных дисциплин на основе тематических, инструментальных, историко-логических
фактологических и других взаимосвязей.
Особенностью содержания медиаобразования, интегрированного в различные школьные
дисциплины, является то, что фактологическая основа того или иного учебного предмета
одновременно является фактологической основой медиаобразования.
Достижение целей обучения в преподавании предмета сочетается со следующими
приемами формирования медиаобразовательных умений.
•
вычленение главного в информационном сообщении;
•
понимание целей коммуникации, направленности информационного потока;
•
понимание заданий в различных формулировках и контекстах,
•
аргументирование собственных высказываний;
•
восприятие альтернативных точек зрения и высказывание обоснованных аргументов
за и против каждой из них;
•
нахождение ошибок в получаемой информации и внесение предложений по их
исправлению;
•
нахождение требуемой информации в различных источниках;
•
составление плана информационного сообщения, разработка формы его изложения,
адекватной содержанию;
•
составление рецензий и анонсов информационных сообщений;
•
перевод визуальной информации в вербальную знаковую систему, а вербальной
информации - в знаковую систему;
•
трансформация информации путем видоизменения ее объема, формы, знаковой
системы, носителя и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и
особенностей аудитории, для которой она предназначена.
Для этого необходимо иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и
получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.
Основу программы медиаобразовательного курса «Самосоциализация личности»
составляет программа курса «Самосовершенствование личности».
Ниже даются медиаобразовательные дополнения к программе курса Г.К.Селевко
«Самосовершенствование личности».
«Познай себя» (10-11 лет)
Знакомство со студией школьного радио. Как человек слышит (чувствует) звук. Основные
понятия акустики: колебания звучащего тела, среды. Музыка, речь, шумь. Любимые
мелодии, музыкальная мода. Изменение тембра человеческого голоса при записи с
микрофона.
Как человек видит (чувствует) свет, цвет. Распространение света. Особенности зрения
человека. Основы фотографии. Глаза - уникальный фотоаппарат. Любительская съемка и
печать фотографий. Иллюзии зрения: кино. Получение движущегося изображения.
Индивидуально: ознакомление с фотоаппаратом, фотографическим процессом,
компьютером.
Практикум: Создание альбома собственных фотографий.
«Сделай себя сам»
Сведения из истории звукозаписи. Запись речи, сообщений, лекций и комментариев.
Запись музыки и певца с микрофона. Домашняя бытовая аудиотехника: плеер, магнитола,
проигрыватель, магнитофон, радиоприемник. Запись и воспроизведение фонограмм.
Методы художественной фото- и киносъемки. Композиция, ближний и дальний планы.
Обманные и манипулятивные эффекты на экране.
Индивидуально: приемы работы на компьютере.
Практикум: Создание слайд-фильма для школьного музея.
«Научи себя учится»
Учебные и познавательные радио и телепередачи. Настройка приема телевизионных
каналов. Запись телепрограммы в домашних условиях: подключение видеомагнитофона к
телевизору. Запись телепередач в автоматическом режиме: программирование таймера
Подготовка и выпуск передач школьного Центра СМИ. Текст ведущего, музыка и видео в
одной программе. Запись радиотелепередач на аудиовидеомагнитофон. Микшерским пульт
- устройство для наложения и смешивания сигналов микрофонов, магнитофонов и
проигрывателей. Запись дикторского текста и наложение его на музыку.
Практикум: Монтаж радиопрограммы и ведение ее по сценарию.
«Утверждай себя»
Бытовая видеосъемка семейных торжеств. Кино- и видеокамеры. Съемка при ярком свете
и специальной лампе. Монтаж изображения с наложением звука и музыки. (Подготовка к
созданию телепрограммы).
Компьютерные (информационные) технологии. Создание и обработка текста, текстовый
редактор. Набор и исправление ошибок. Расстановка отступов, абзацев и переносов
(форматирование текста). Запись и считывание файлов с диска.
Практикум: Издание информационного листка (мини-газеты).
«Найди себя»
Умение работать с микрофонами. Работа комплекса усилительной аппаратуры при
проведении общешкольной радиолинейки. Озвучивание школьного концерта
художественной самодеятельности. Подключение электрогитары. Принципы линейного и
нелинейного монтажа школьных радиопрограмм.
Информационные компьютерные технологии. Представление изображений в компьютере.
Графический редактор. Фотография на экране компьютера. Сканирование изображений с
полиграфии и прозрачных носителей (фотопленок).
Программное обеспечение для сканирования и обработки сканированных изображений.
(Начальный этап образования для создания печатной продукции - средства массовой
коммуникации - печать).
Практикум: Самостоятельное создание и запись радиопередач произвольной тематики.
«Управляй собой»
Проведение школьного танцевального вечера (дискотеки). Принципы нон-стоп-
микширования двух и более источников музыкального и речевого сигнала. Цветомузыка.
Настройка цветомузыкальных переключающих автоматов.
Понятие о компьютерной сети. История развития Интернета как телекоммуникационной
сети. Оборудование для телекоммуникационной сети - модемы. Быстродействие модемов
и скорость передачи данных по сети.
Где хранится и откуда берется информация в Интернете. Серверы. Представление о
всемирной сети «WWW». Принципы функционирования электронной почты. Регистрация
на почтовых серверах. Серверы теленовостей. Регистрация на серверах теленовостей и
просмотр новостей. Поиск новостей по определенному признаку.
Как превратить различные звуки в компьютерные файлы. Оцифровка аналогового звука.
Программное обеспечение для оцифровки звука. Оцифровка звука из различных
источников (микрофон, проигрыватель грампластинок, аудиомагнитофон и др.) Работа со
звуковыми редакторами (Audition и Soundforge). Цифровой монтаж радиопрограмм.
Запись готового материала на компьютерный диск или флэшкарту.
Компьютерная верстка газеты в программе Indesign. Импортирование изображений,
форматирование текста. Изготовление школьных газет.
«Реализуй себя»
Газета, радио и телевидение в одном источнике. Мультимедийные компьютерные
технологии. Сравнение интерактивных и традиционных источников информации (видео,
звук и т.д.).
Аппаратное обеспечение мультимедиа - звуковая и видеокарты, приводы CD-ROM, флэш-
носители. Их роль в реализации мультимедийных технологий. Изготовление
мультимедийной продукции - запись диска.
Кино на экране компьютера. Оцифровка аналогового видеосигнала. Программное
обеспечение по оцифровке видео. Оцифровка видеосигнала с видеомагнитофона.
Подготовка к монтажу телепрограмм.
Овладение всем комплексом школьных средств массовой коммуникации. Выпуск
материала (репортажа, программы, сообщения) одновременно во всем комплексе средств
массовой коммуникации (школьной газете, по школьному радио и телевидению, подго-
товка к размещению на интернет-сайте или в блоге).