Напоминание

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно–оздоровительной работы»


Автор: Соболева Елена Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №247"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно–оздоровительной работы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие педагогов дошкольного

учреждения в процессе

физкультурно-оздоровительной работы

»

Слаженность

в

работе

-

залог

хорошего

результата, данное

правило

действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность

всех

педагогов

и

специалистов

ДОУ

направлена

на

достижение

единых

целей

развития, воспитания и обучения детей.

Так,

эффективность

физкультурно-оздоровительной

работы

в

дошкольном

учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической

культуре

и

воспитателя.

Одним

из

немаловажных

факторов,

влияющих

на

эф-

фективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении,

является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспита-

теля и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя,

воспитателя и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть отражено

документально.

Так,

в

разделе "Организация режима пребывания детей в ДОУ"

обязательной

части

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

предусмотрены

графики

взаимодействия педагогов, специалистов

и

воспитателей.

Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора

по

физической

культуре.

Согласно

п.

13.2

СанПиН

2.4.1.2660-10

"Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

работы

в

дошкольных

организациях",

утв.

постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется

использовать следующие формы двигательной деятельности:

утренняя гимнастика;

занятия физической культурой в помещении и на воздухе;

физкультурные минутки;

подвижные игры;

спортивные упражнения;

ритмическая гимнастика;

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление

здоровья

и

всестороннее

физическое

развитие

детей.

Решение

данных задач

осуществляется

как

в

рамках

физкультурно-оздоровительной

работы,

так

и

непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При

этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.

В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация

занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии

инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний

просто

присутствует

на

мероприятии,

не

проявляя

интереса

к происходящему.

Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической

культуре,

то

именно

он

и

отвечает

за

физическое

развитие

дошкольников

и

организацию соответствующих занятий или досугов.

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть

1

полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между

тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с

инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение

таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них

двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с

детьми

дошкольного

возраста,

то

для

воспитателя

содержание

предстоящего

мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по

физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической

культурой или досуга, обсудить организационные моменты.

Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя

-

помогать

инструктору

по

физической

культуре,

осуществлять

страховку

дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а

также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

К

педагогу

предъявляются

те

же

требования,

что

и

к

дошкольникам:

обязательное

наличие

физкультурной

формы

и

соответствующей

обуви.

Это

позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет

включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель

может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные

виды ходьбы и бега.

В

основной

части

занятия

физической

культурой,

во

время

выполнения

общеразвивающих

упражнений

дошкольники

должны

усвоить

показанное

ин-

структором

по

физической

культуре

движение

и

действовать

в

соответствии

с

образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном

этапе

-

оказание

индивидуальной

помощи

ребенку,

который

в

ней

нуждается.

Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить

неверно выполненное движение.

Если

дети

выполняют

общеразвивающие

упражнения

в

колоннах,

то

инструктор

по

физической

культуре

контролирует

правильность

выполнения

упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может

помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его

после выполнения детьми упражнений.

Как

известно,

существуют

разные

способы

организации

детей

во

время

проведения

занятий

физической

культурой:

фронтальный,

групповой,

индиви-

дуальный,

круговой

тренировки.

При

использовании

каждого

из

них

функции

педагогов также могут быть распределены.

При

фронтальном

способе

одинаковые

для

всех упражнения выполняются

сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью вы-

полнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая

из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре

занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений

каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в

том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения.

2

Задача

специалиста

и

воспитателя

-

помочь

ему

увидеть

недостатки,

а

при

необходимости прийти на помощь в нужный момен

т.

При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой

воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой,

следят

за

качеством

и

обеспечивают

безопасность

выполнения

упражнений,

осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности

каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в

нужный момент помощь.

Во

время

проведения

подвижных

игр

воспитатель,

как

и

инструктор

по

физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с

детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и

игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает

положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В

заключительной

части

занятия

физической

культурой

при

подведении

специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как

прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

Таким

образом,

распределение

обязанностей

при совместной

работе

инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

специалист занимается с ослабленными детьми,

воспитатель с остальными (и наоборот);

специалист занимается с отстающими по физической подготовленности

детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);

специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность

по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со

всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;

специалист

работает

с

подгруппами

детей,

готовя их

к

творческим

выступлениям,

воспитатель

отрабатывает

движения

на

спортивных

снарядах

с

другой подгруппой;

специалист

занимается

с

более

успешными

детьми,

воспитатель

с

остальными;

инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей

группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые

комбинации движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной

ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в

ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность

воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет

С детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и

прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель

организует

индивидуальную

работу

с

детьми,

отстающими

в

усвоении

программного

материала,

активизирует

малоподвижных

и

о слабленных

дошкольников.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте

с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ

3

развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности

детей и их интересы. В свою очередь инструктор по физической культуре должен

оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития

дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток,

бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также деятельность

воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по

организации двигательной деятельности детей в семье.

В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей

между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического

занятия физической культурой с детьми старшей группы.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других

массовых

мероприятий

воспитатель

-

незаменимый

помощник

инструктора

по

физической

культуре.

Любой

праздник

представляет

собой

сложный

процесс,

состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение

ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения,

оформление

площадки

или

зала,

подготовка

спортивной

формы,

эмблем,

приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.

Возглавлять

подготовительную

работу

может

инструктор

по

физической

культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных

этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.

Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы,

задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать

их

инициативу,

предоставляя

им

возможность

ощущать

себя

полноправными

участниками мероприятия.

Основная

часть

праздника,

направленная

на

решение его главной задачи,

наполняется

соответствующим

двигательным

содержанием:

играми,

сорев-

нованиями,

аттракционами.

Ответственным

за

это

является

инструктор

по

физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста

должно

быть

несколько

помощников

из

числа

воспитателей,

которые

будут

расставлять

и

убирать

инвентарь,

обеспечивать

музыкальное

сопровождение,

вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных

участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность

родителей.

Такой

подход

к

организации

физкультурных

досугов

и

праздников

предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, само-

стоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и

личностных качеств.

Если

в

целях

оздоровления

организма

ребенка

в

физкультурно-

оздоровительную

работу

включается

комплекс

закаливающих

процедур

с

использованием

природных

факторов,

то

необходимо

взаимодействие

не

только

инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника

ДОУ.

Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и

воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее

готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и

маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

4

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов,

так и всего педагогического коллектива.

Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит,

рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Приложение

Примерное распределение обязанностей

между инструктором по физической культуре и воспитателем

в ходе образовательной деятельности по физической культуре с детьми

средней группы

Задачи:

упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном

беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на

колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;

развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной

площади опоры.

Предварительная работа:

ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;

обсуждение организационных моментов;

разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".

Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.

Часть 1.

Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.

Перестроение в колонну по одному (прыжком).

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.

Инструктор по физической культуре обращает внимание детей на правильность

выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в

колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.

Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.

Бег в колонне по одному.

(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу)

Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в

локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении.

Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении

которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в

группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен,

воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.

Часть 2.

Общеразвивающие упражнения.

Инструктор по физической культуре объясняет и показывает воспитанникам

упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям,

нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное

положение, исправляет неверно выполненное движение.

5

И. п. - основная стойка, руки на пояс;

- правую ногу назад на носок, руки за голову;

,

- вернуться в исходное положение. То же левой ногой.

и. п. - стойка: ноги врозь, руки на пояс;

- поворот вправо, правую руку вправо;

- вернуться в исходное положение. То же влево.

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища;

1 - выпад правой ногой вперед;

2-3 - пружинистые покачивания;

4 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой.

И. п. - стойка на коленях, руки на пояс;

1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки вынести вперед;

3-4 - вернуться в исходное положение. То же влево.

И. п.- стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз;

- руки в стороны;

- наклон вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги;

- выпрямиться, руки в стороны;

- вернуться в исходное положение. То же к правой ноге.

И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища.

1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке сменить

положение ног.

9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза).

Инструктор

по

физической

культуре

выполняет

упражнение

в

прыжках

вместе с детьми.

Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении

которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии

в

группе

ослабленных

детей

или

детей,

которым

по

медицинским

показаниям

запрещены прыжки, выполняете ними ходьбу на месте.

Основные виды движений.

Инструктор

по

физической

культуре

вместе

с

воспитателем

ставит

две

гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала

(площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и

поочередно

выполняют

упражнение

в

ползании,

а

затем

в

равновесии.

После

выполнения

данных

упражнений

инструктор

по

физической

культуре

вместе

с

воспитателем убирают оборудование.

Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза)

Инструктор

по

физической

культуре

объясняет

и

показывает

детям

упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку.

Равновесие - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс,

голову и спину держать прямо (2-3 раза)

Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей,

Бросок мяча вверх двумя руками и его ловля.

Броски мяча вверх и его ловля с хлопком в ладоши 10-15 раз)

По

сигналу инструктора по физической культуре дети перестраиваются в

колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра,

располагаются

свободно

по

всему

залу. Специалист объясняет и показывает им

6

упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими

дошкольниками.

Воспитатель занимается с оставшейся группой детей.

Подвижная игра "Мы весёлые ребята".

Инструктор по физической культуре сообщает воспитанникам название игры,

показывает место расположения ведущих, играющих и разметку площадки.

Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по

местам.

Далее инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к

началу и остановке игры, за какие нарушения правил, игроки выбывают из игры,

объясняет правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит

ходом игры и действиями детей.

Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а

на последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное

речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.). Следит за соблюдением

правил.

Ход

игры:

Дети

стоят

на

одной

стороне

площадки

за

чертой.

На

противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки

находится ловишка. Играющие (хором):

Мы, веселые ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз,

два, три -лови! После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а

ловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот

пересечет

черту,

считается

пойманным,

отходит

в

сторону

и

пропускает

одну

перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4

раза. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем подводят итог

игры:

отмечают детей, не нарушающих правил игры;

обращают внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество,

сообразительность и т. д.

Часть 3.

Ходьба в колонне по одному.

Инструктор по физической культуре ведет колонну за собой, воспитатель ее

замыкает.

7



В раздел образования