Автор: Соболева Елена Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №247"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно–оздоровительной работы»
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие педагогов дошкольного
учреждения в процессе
физкультурно-оздоровительной работы
»
Слаженность
в
работе
-
залог
хорошего
результата, данное
правило
действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность
всех
педагогов
и
специалистов
ДОУ
направлена
на
достижение
единых
целей
развития, воспитания и обучения детей.
Так,
эффективность
физкультурно-оздоровительной
работы
в
дошкольном
учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической
культуре
и
воспитателя.
Одним
из
немаловажных
факторов,
влияющих
на
эф-
фективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении,
является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспита-
теля и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя,
воспитателя и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть отражено
документально.
Так,
в
разделе "Организация режима пребывания детей в ДОУ"
обязательной
части
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
предусмотрены
графики
взаимодействия педагогов, специалистов
и
воспитателей.
Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора
по
физической
культуре.
Согласно
п.
13.2
СанПиН
2.4.1.2660-10
"Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы
в
дошкольных
организациях",
утв.
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется
использовать следующие формы двигательной деятельности:
утренняя гимнастика;
занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
физкультурные минутки;
подвижные игры;
спортивные упражнения;
ритмическая гимнастика;
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление
здоровья
и
всестороннее
физическое
развитие
детей.
Решение
данных задач
осуществляется
как
в
рамках
физкультурно-оздоровительной
работы,
так
и
непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При
этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация
занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии
инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний
просто
присутствует
на
мероприятии,
не
проявляя
интереса
к происходящему.
Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической
культуре,
то
именно
он
и
отвечает
за
физическое
развитие
дошкольников
и
организацию соответствующих занятий или досугов.
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть
1
полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между
тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с
инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение
таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них
двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с
детьми
дошкольного
возраста,
то
для
воспитателя
содержание
предстоящего
мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по
физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической
культурой или досуга, обсудить организационные моменты.
Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя
-
помогать
инструктору
по
физической
культуре,
осуществлять
страховку
дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а
также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К
педагогу
предъявляются
те
же
требования,
что
и
к
дошкольникам:
обязательное
наличие
физкультурной
формы
и
соответствующей
обуви.
Это
позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет
включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.
Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель
может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные
виды ходьбы и бега.
В
основной
части
занятия
физической
культурой,
во
время
выполнения
общеразвивающих
упражнений
дошкольники
должны
усвоить
показанное
ин-
структором
по
физической
культуре
движение
и
действовать
в
соответствии
с
образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном
этапе
-
оказание
индивидуальной
помощи
ребенку,
который
в
ней
нуждается.
Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить
неверно выполненное движение.
Если
дети
выполняют
общеразвивающие
упражнения
в
колоннах,
то
инструктор
по
физической
культуре
контролирует
правильность
выполнения
упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может
помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его
после выполнения детьми упражнений.
Как
известно,
существуют
разные
способы
организации
детей
во
время
проведения
занятий
физической
культурой:
фронтальный,
групповой,
индиви-
дуальный,
круговой
тренировки.
При
использовании
каждого
из
них
функции
педагогов также могут быть распределены.
При
фронтальном
способе
одинаковые
для
всех упражнения выполняются
сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью вы-
полнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая
из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре
занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений
каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в
том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения.
2
Задача
специалиста
и
воспитателя
-
помочь
ему
увидеть
недостатки,
а
при
необходимости прийти на помощь в нужный момен
т.
При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой
воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой,
следят
за
качеством
и
обеспечивают
безопасность
выполнения
упражнений,
осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности
каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в
нужный момент помощь.
Во
время
проведения
подвижных
игр
воспитатель,
как
и
инструктор
по
физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с
детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и
игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает
положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
В
заключительной
части
занятия
физической
культурой
при
подведении
специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как
прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.
Таким
образом,
распределение
обязанностей
при совместной
работе
инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:
специалист занимается с ослабленными детьми,
воспитатель с остальными (и наоборот);
специалист занимается с отстающими по физической подготовленности
детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность
по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со
всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
специалист
работает
с
подгруппами
детей,
готовя их
к
творческим
выступлениям,
воспитатель
отрабатывает
движения
на
спортивных
снарядах
с
другой подгруппой;
специалист
занимается
с
более
успешными
детьми,
воспитатель
с
остальными;
инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей
группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые
комбинации движений.
Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной
ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в
ходе образовательной деятельности по физическому развитию.
После совместного проведения занятия физической культурой деятельность
воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет
С детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и
прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель
организует
индивидуальную
работу
с
детьми,
отстающими
в
усвоении
программного
материала,
активизирует
малоподвижных
и
о слабленных
дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте
с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ
3
развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности
детей и их интересы. В свою очередь инструктор по физической культуре должен
оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития
дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток,
бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также деятельность
воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по
организации двигательной деятельности детей в семье.
В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей
между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе классического
занятия физической культурой с детьми старшей группы.
При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других
массовых
мероприятий
воспитатель
-
незаменимый
помощник
инструктора
по
физической
культуре.
Любой
праздник
представляет
собой
сложный
процесс,
состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение
ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения,
оформление
площадки
или
зала,
подготовка
спортивной
формы,
эмблем,
приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.
Возглавлять
подготовительную
работу
может
инструктор
по
физической
культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных
этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.
Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы,
задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать
их
инициативу,
предоставляя
им
возможность
ощущать
себя
полноправными
участниками мероприятия.
Основная
часть
праздника,
направленная
на
решение его главной задачи,
наполняется
соответствующим
двигательным
содержанием:
играми,
сорев-
нованиями,
аттракционами.
Ответственным
за
это
является
инструктор
по
физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста
должно
быть
несколько
помощников
из
числа
воспитателей,
которые
будут
расставлять
и
убирать
инвентарь,
обеспечивать
музыкальное
сопровождение,
вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных
участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность
родителей.
Такой
подход
к
организации
физкультурных
досугов
и
праздников
предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, само-
стоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и
личностных качеств.
Если
в
целях
оздоровления
организма
ребенка
в
физкультурно-
оздоровительную
работу
включается
комплекс
закаливающих
процедур
с
использованием
природных
факторов,
то
необходимо
взаимодействие
не
только
инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника
ДОУ.
Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и
воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее
готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и
маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.
4
Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов,
так и всего педагогического коллектива.
Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит,
рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Приложение
Примерное распределение обязанностей
между инструктором по физической культуре и воспитателем
в ходе образовательной деятельности по физической культуре с детьми
средней группы
Задачи:
упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном
беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на
колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;
развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной
площади опоры.
Предварительная работа:
ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;
обсуждение организационных моментов;
разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".
Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.
Часть 1.
Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.
Перестроение в колонну по одному (прыжком).
Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.
Инструктор по физической культуре обращает внимание детей на правильность
выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в
колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.
Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.
Бег в колонне по одному.
(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу)
Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в
локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении.
Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении
которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в
группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен,
воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.
Часть 2.
Общеразвивающие упражнения.
Инструктор по физической культуре объясняет и показывает воспитанникам
упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах.
Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям,
нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное
положение, исправляет неверно выполненное движение.
5
И. п. - основная стойка, руки на пояс;
- правую ногу назад на носок, руки за голову;
,
- вернуться в исходное положение. То же левой ногой.
и. п. - стойка: ноги врозь, руки на пояс;
- поворот вправо, правую руку вправо;
- вернуться в исходное положение. То же влево.
И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища;
1 - выпад правой ногой вперед;
2-3 - пружинистые покачивания;
4 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой.
И. п. - стойка на коленях, руки на пояс;
1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки вынести вперед;
3-4 - вернуться в исходное положение. То же влево.
И. п.- стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз;
- руки в стороны;
- наклон вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги;
- выпрямиться, руки в стороны;
- вернуться в исходное положение. То же к правой ноге.
И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища.
1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке сменить
положение ног.
9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза).
Инструктор
по
физической
культуре
выполняет
упражнение
в
прыжках
вместе с детьми.
Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении
которых у отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии
в
группе
ослабленных
детей
или
детей,
которым
по
медицинским
показаниям
запрещены прыжки, выполняете ними ходьбу на месте.
Основные виды движений.
Инструктор
по
физической
культуре
вместе
с
воспитателем
ставит
две
гимнастические скамейки параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала
(площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и
поочередно
выполняют
упражнение
в
ползании,
а
затем
в
равновесии.
После
выполнения
данных
упражнений
инструктор
по
физической
культуре
вместе
с
воспитателем убирают оборудование.
Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза)
Инструктор
по
физической
культуре
объясняет
и
показывает
детям
упражнение. Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку.
Равновесие - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс,
голову и спину держать прямо (2-3 раза)
Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей,
Бросок мяча вверх двумя руками и его ловля.
Броски мяча вверх и его ловля с хлопком в ладоши 10-15 раз)
По
сигналу инструктора по физической культуре дети перестраиваются в
колонну по одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра,
располагаются
свободно
по
всему
залу. Специалист объясняет и показывает им
6
упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с отстающими
дошкольниками.
Воспитатель занимается с оставшейся группой детей.
Подвижная игра "Мы весёлые ребята".
Инструктор по физической культуре сообщает воспитанникам название игры,
показывает место расположения ведущих, играющих и разметку площадки.
Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по
местам.
Далее инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к
началу и остановке игры, за какие нарушения правил, игроки выбывают из игры,
объясняет правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит
ходом игры и действиями детей.
Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а
на последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное
речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.). Следит за соблюдением
правил.
Ход
игры:
Дети
стоят
на
одной
стороне
площадки
за
чертой.
На
противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки
находится ловишка. Играющие (хором):
Мы, веселые ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз,
два, три -лови! После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а
ловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот
пересечет
черту,
считается
пойманным,
отходит
в
сторону
и
пропускает
одну
перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4
раза. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем подводят итог
игры:
отмечают детей, не нарушающих правил игры;
обращают внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество,
сообразительность и т. д.
Часть 3.
Ходьба в колонне по одному.
Инструктор по физической культуре ведет колонну за собой, воспитатель ее
замыкает.
7