Авторы: Эрбегеева Алина Рифовна, Римлянская Екатерина Викторовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ№15" (Служба сопровождения замещающих семей)
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Особенности деятельности Службы сопровождения в условиях общеобразовательного учреждения
Раздел: полное образование
Римлянская Е.В.
Эрбегеева А.Р.
г. Новый Уренгой
Служба сопровождения
замещающих семей МБОУ «СШ № 15»
Особенности деятельности Службы сопровождения в условиях
общеобразовательного учреждения
Проблема
жизнеустройства
детей-сирот
всегда
была
одной
из
важнейших направлений в области социальной политики Государства. Если в
советское
время
задача
воспитания
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей, решалась через развитие сети домов ребенка, детских домов,
школ-интернатов,
то
в
настоящее
время
в
качестве
приоритетной
рассматривается передача ребенка на воспитание в семью.
Государство
ищет
доступные
способы
решения
проблем
социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в результате чего
стержнем Концепции государственной семейной политики в РФ на период
до 2025 года является создание Служб сопровождения замещающих семей.
Принять ребенка в семью - важный и ответственный шаг в жизни
многих замещающих семей, так как каждый ребенок должен быть окружен
вниманием,
любовью
близких
людей,
чувствовать
тепло
и
уют,
иметь
полноценную семью.
При реконструировании «сиротских» учреждений во многих регионах
РФ
их
специалисты
содействовали
развитию
семейных
форм
устройства
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан
с
последующим
сопровождением
созданных
замещающих
семей
в
специализированных службах на базе данных учреждений.
Учитывая территориальные особенности Крайнего Севера, и то что
подобных
учреждений
в
ЯНАО
малое
количество,
проблемы
по
сопровождению семей данной категории решают Службы, созданные как
структурные подразделения общеобразовательных школ. Примером является
Служба
сопровождения
замещающих
семей
МБОУ
СШ
№
15
г.
Новый
Уренгой
В основе разработки Модели деятельности Службы сопровождения
лежат
работы
современных
ученых,
занимающихся
вопро сами
жизнеустройства
детей-сирот,
а
именно
Семья
Г.В.,
Ослон
В.Н.,
Петрановской
Л.В,
Лангеймера
И.,
Матейчика;
исследования
в
области
формирования особого типа личности и общения со взрослыми у детей,
оставшихся
без
попечения
родителей
Лисиной,
Прихожан,
Толстых,
системным
подходом
к
семье,
в
частности
структурным
подходом
С.
Минухина, коммуникативно-стратегическим направлением и теорией Боуэна;
теорией привязанности Дж. Боулби.
Целевой аудиторией деятельности Службы являются:
-
замещающие
семьи
(опекунские,
приемные,
усыновительские),
воспитывающие детей, оставшихся без попечения родителей, или детей -
сирот в возрасте от рождения до 18 лет;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте
от рождения до 18 лет, проживающие в замещающих семьях.
Следует учитывать характерные особенности образования приемных
семей
в
условиях
нашего
региона.
Большая
часть
детей,
принятых
в
замещающие
семья
–дети
старше
4-7
лет,
принятые
в
семью
из
других
регионов,
неродственная
опека,
некоторые
из
них
уже
пережившие
«вторичные отказы» по месту выявления. Период адаптации таких детей в
замещающей семье продлевается до 2-х лет. При заключении договора на
сопровождение эта категория детей относится к категории особого риска. Так
же в данную категорию входят следующие группы детей, оставшихся без
попечения
родителей:
дети
подросткового
возраста
в
период
полового
созревания; дети – свидетели насилия в биологической семье (сексуального,
жестокого обращения, свидетели смерти своих родителей); дети, попавшие в
замещающую семью в школьном возрасте; дети, пережившие вторичные
отказы (проявляется ожесточенность и неверие взрослым людям).
Основополагающим
документом,
регламентирующим
деятельность
Службы, является Положение, утвержденное на заседании педагогического
совета школы.
Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со
специалистами
Управления
опеки
и
попечительства
Департамента
образования
города
Новый
Уренгой,
образовательными
организациями,
учреждениями
здравоохранения,
социальной
защиты
населения,
общественными
организациями
и
другими
учреждениями
в
сфере
деятельности Службы.
Принципы работы Службы:
- сопровождение замещающей семьи как целостной системы, имеющей
собственные закономерности развития, ориентация на динамику системных
процессов при интеграции детей в семейную систему;
- опора на превентивные меры, профилактику кризиса, становления и
развития замещающей семьи;
-
соблюдение
прав
замещающей
семьи
на
автономию,
признание
ценностей и уникальности ее опыта;
- опора при сопровождении на эффективные замещающие семьи как на
группу психологической поддержки;
- междисциплинарный принцип работы: привлечение представителей
разных специальностей в зависимости от потребности замещающей семьи и
приемного ребенка;
-
координация
деятельности
Службы
с
органами
местного
самоуправления, организациями различной ведомственной принадлежности,
СМИ по организации и осуществлению сопровождения субъектов системы
семейного жизнеустройства;
- создание условий для непрерывного роста сотрудников и расширения
опыта их компетентности;
К основным направлениям деятельности Службы относятся:
- профилактика – раннее диагностирование проблем взаимоотношений
в замещающей семье, трудностей в воспитании и управлении поведением
приемных
детей,
разработка
конкретных
рекомендаций
замещающим
родителям;
- диагностика (индивидуальная и групповая) – углубленное психолого-
педагогическое
изучение
приемных
детей,
определение
индивидуальных
особенностей и склонностей их личности, ее потенциальных возможностей в
процессе обучения и воспитания, в профессиональном определении, а также
выявление
причин
и
механизмов
нарушений
в
обучении,
развитии,
социальной адаптации;
-
консультирование
–
оказание
помощи
замещающим
семьям
в
вопросах
развития,
воспитания
и
обучения
детей
посредством
методов
практической психологии и юриспруденции;
-
координация
–
координирование
совместной
деятельности
специалистов
Службы
с
замещающими
родителями,
педагогами
образовательных организаций и специалистами других организаций;
-
просвещение
-
формирование
и
распространение
специальных
психолого-педагогических, правовых знаний, информирование населения по
вопросам эффективной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения
родителей,
способствующих
созданию
позитивного
имиджа
различных форм семейного устройства.
- мониторинг – исследование и сбор информации о положении дел в
замещающих
семьях,
проблемах
в
воспитании
детей
и
внутрисемейных
отношениях, потребностях в помощи и поддержке
Специалисты Службы предоставляют следующие услуги:
К социально-психологическим услугам, предоставляемым замещающей
семье, относятся:
-
групповое
(семейное)
психологическое
консультирование
по
вопросам взаимодействия в семейной системе:
- отношений между родителями и детьми, в частности, коррекция
неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей;
- особенностей воспитания приемных детей в замещающих семьях,
раскрытие
сущности
проблем,
выработки
умения
и
навыков
социальной
адаптации у детей данной категории
- по профилактике возникновения семейных конфликтов и способов
преодоления последствий конфликтного взаимодействия;
Индивидуальное психологическое консультирование:
-
кандидатов,
желающих
принять
в
семью
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей
на
этапе
осуществления
выбора
и
приема ребенка;
- приемного ребенка с целью социальной адаптации к сложившимся
социально-экономическим условиям жизни и быта;
- детей, нуждающихся в коррекции нарушений личностной сферы
(эмоционально-волевая, потребностно-мотивационная, поведенческая сфера
личности);
- социально-психологический тренинг как форма работы в рамках
взаимодействия с
действующими
замещающими
родителями,
с
детьми
школьного возраста.
К социально-педагогическим услугам, предоставляемым замещающей
семье, относятся:
- оказание педагогической помощи родителям в воспитании приемных
детей
с
учетом
их
физического,
психического
состояния,
характера
и
наклонностей;
-
социально-педагогическое
консультирование
по
вопросам,
касающимся
особенностей
индивидуального
развития
приемных
детей
в
вопросах преодоления их педагогической запущенности;
- социально-педагогическое консультирование по профориентации и
трудоустройству детей старшего возраста.
Услуга по сопровождению замещающих семей является цикличным
процессом, который представляет собой механизм следующих действий:
-
планирование
(разработка)
индивидуальных
маршрутов
сопровождения;
- реализация маршрута сопровождения семьи;
- мониторинг эффективности проводимой работы (письменный анализ
специалиста по результатам работы с семьей один раз в полугодие);
- корректировка и дальнейшее планирование сопровождения семьи.
Рисунок 1. Алгоритм работы с замещающей семьей
Осуществление алгоритма работы Службы с замещающей семьей (рис.
1):
- запрос на оказание психолого-педагогической помощи замещающей
(кровной)
семье
на
проведение
сопровождения
осуществляется
по
рекомендации
органа
опеки
и
попечительства
либо
самой
семьей
на
основании
письменного
заявления
одного
из
родителей
(законных
Заключение Договора на сопровождение замещающей семьи
Определение уровня сопровождения, маршрута сопровождения
(стабильный, активный, кризисный)
Первичная диагностика замещающего родителя
и приемного ребенка
де
ти
«Школа
замещающих
родителей»
Школа «Росток»
роди
-
тели
Клуб «Семейный
очаг»
представителей);
- услуга по сопровождению замещающей семьи осуществляется на
основании договора о сопровождении;
-
договор
о
сопровождении
заключается
между
законным
представителем
ребенка
и
Службой
в
лице
руководителя,
заместителя
директора
МБОУ
«СШ
№
15»,
руководящей
деятельностью
Службы
по
сопровождению
непосредственно
организует
предоставление
услуги
по
сопровождению;
-
при
постановке
семьи
на
сопровождение
мотивирует
семью
на
сотрудничество,
организует
подписание
договора
о
сопровождении,
проводит
первичную
семейную
консультацию,
оценивает
риски
семьи,
информирует семью о предоставляемых услугах.
Организация деятельности Службы включает:
1.
Комплексное
сопровождение
замещающей
семьи
посредством
оказания
услуг,
указанных
в
реестре
при
заключении
Договора
на
сопровождение,
участием
замещающих
родителей
в
занятиях
«Школы
практикующих
замещающих
родителей»,
где
они
повышают
свою
родительскую
компетентность,
получая
теоретические
и
практические
навыки по жизнеобеспечению подопечных, знакомятся с представителями
различных Управлений города, участвующих в защите прав и интересов
детей
данной
категории.
Дополняет
повышение
значимости
роли
замещающего родителя укрепление внесемейных связей с более опытными
опекунами и участие в клубе замещающих родителей «Семейный очаг».
2.
Комплексное
сопровождение
приемного
ребенка
посредством
оказания
услуг,
указанных
в
реестре
при
заключении
Договора
на
сопровождение, участием детей школьного возраста в школе «Росток» для
профилактики
синдрома
«приемного
ребенка»
(развитие
эмоционально
–
волевой сферы; навыков общения; обучение необходимым навыкам защиты
от стрессовых ситуаций), возможность определения старших школьников в
вопросе
выбора
профессии
и
занятости
в
летний
период.
Участие
в
социокультурных
мероприятиях
на
базе
Клуба
замещающих
родителей
«Семейный
очаг».
Для
родителей
и
детей
дошкольного
возраста
предусмотрено участие в группе «Бэмби».
3.
Реабилитацию кровной семьи ребенка по направлению органов
опеки
в
рамках
договора
с
кровным
родителем
в
целях
восстановления
детско-родительских отношений, реадаптации в кровной семье.
4.
Подготовку
граждан,
выразивших
желание
принять
в
семью
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется
согласно
рабочей
программе,
утвержденной
на
педагогическом
совете
школы, согласно постановлению Правительства ЯНАО от 16.04.2013 № 256-
П,
постановлению
Правительства
ЯНАО
№
903-П
от
25.09.15,
с
дополнительным предоставлением индивидуальной/семейной консультации
психолога,
с
целью
выяснения
и
возможной
коррекции
неосознаваемых
мотивов принятия ребенка в семью и выдачей психологического заключения
на возможность быть кандидатом в замещающие родители.
Таким образом,
создание Службы сопровождения замещающих семей
как
структурного
подразделения
образовательного
учреждения
отвечает
актуальности
реализуемых
мероприятий
Государства,
направленных
на:
совершенствование профилактики вторичных отказов; улучшение качества
жизни
и
развития
детей
-
сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей
после
передачи
их
на
воспитание
в
замещающую
семью;
обеспечение
механизмов
организационной,
психолого-педагогической,
социально-психологической
поддержки
граждан,
уже
воспитывающих
приемных детей, и намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку
(попечительство) детей-сирот.