Напоминание

Особенности деятельности Службы сопровождения в условиях общеобразовательного учреждения


Авторы: Эрбегеева Алина Рифовна, Римлянская Екатерина Викторовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ№15" (Служба сопровождения замещающих семей)
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Особенности деятельности Службы сопровождения в условиях общеобразовательного учреждения
Раздел: полное образование





Назад




Римлянская Е.В.

Эрбегеева А.Р.

г. Новый Уренгой

Служба сопровождения

замещающих семей МБОУ «СШ № 15»

Особенности деятельности Службы сопровождения в условиях

общеобразовательного учреждения

Проблема

жизнеустройства

детей-сирот

всегда

была

одной

из

важнейших направлений в области социальной политики Государства. Если в

советское

время

задача

воспитания

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей, решалась через развитие сети домов ребенка, детских домов,

школ-интернатов,

то

в

настоящее

время

в

качестве

приоритетной

рассматривается передача ребенка на воспитание в семью.

Государство

ищет

доступные

способы

решения

проблем

социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в результате чего

стержнем Концепции государственной семейной политики в РФ на период

до 2025 года является создание Служб сопровождения замещающих семей.

Принять ребенка в семью - важный и ответственный шаг в жизни

многих замещающих семей, так как каждый ребенок должен быть окружен

вниманием,

любовью

близких

людей,

чувствовать

тепло

и

уют,

иметь

полноценную семью.

При реконструировании «сиротских» учреждений во многих регионах

РФ

их

специалисты

содействовали

развитию

семейных

форм

устройства

детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан

с

последующим

сопровождением

созданных

замещающих

семей

в

специализированных службах на базе данных учреждений.

Учитывая территориальные особенности Крайнего Севера, и то что

подобных

учреждений

в

ЯНАО

малое

количество,

проблемы

по

сопровождению семей данной категории решают Службы, созданные как

структурные подразделения общеобразовательных школ. Примером является

Служба

сопровождения

замещающих

семей

МБОУ

СШ

15

г.

Новый

Уренгой

В основе разработки Модели деятельности Службы сопровождения

лежат

работы

современных

ученых,

занимающихся

вопро сами

жизнеустройства

детей-сирот,

а

именно

Семья

Г.В.,

Ослон

В.Н.,

Петрановской

Л.В,

Лангеймера

И.,

Матейчика;

исследования

в

области

формирования особого типа личности и общения со взрослыми у детей,

оставшихся

без

попечения

родителей

Лисиной,

Прихожан,

Толстых,

системным

подходом

к

семье,

в

частности

структурным

подходом

С.

Минухина, коммуникативно-стратегическим направлением и теорией Боуэна;

теорией привязанности Дж. Боулби.

Целевой аудиторией деятельности Службы являются:

-

замещающие

семьи

(опекунские,

приемные,

усыновительские),

воспитывающие детей, оставшихся без попечения родителей, или детей -

сирот в возрасте от рождения до 18 лет;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте

от рождения до 18 лет, проживающие в замещающих семьях.

Следует учитывать характерные особенности образования приемных

семей

в

условиях

нашего

региона.

Большая

часть

детей,

принятых

в

замещающие

семья

–дети

старше

4-7

лет,

принятые

в

семью

из

других

регионов,

неродственная

опека,

некоторые

из

них

уже

пережившие

«вторичные отказы» по месту выявления. Период адаптации таких детей в

замещающей семье продлевается до 2-х лет. При заключении договора на

сопровождение эта категория детей относится к категории особого риска. Так

же в данную категорию входят следующие группы детей, оставшихся без

попечения

родителей:

дети

подросткового

возраста

в

период

полового

созревания; дети – свидетели насилия в биологической семье (сексуального,

жестокого обращения, свидетели смерти своих родителей); дети, попавшие в

замещающую семью в школьном возрасте; дети, пережившие вторичные

отказы (проявляется ожесточенность и неверие взрослым людям).

Основополагающим

документом,

регламентирующим

деятельность

Службы, является Положение, утвержденное на заседании педагогического

совета школы.

Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со

специалистами

Управления

опеки

и

попечительства

Департамента

образования

города

Новый

Уренгой,

образовательными

организациями,

учреждениями

здравоохранения,

социальной

защиты

населения,

общественными

организациями

и

другими

учреждениями

в

сфере

деятельности Службы.

Принципы работы Службы:

- сопровождение замещающей семьи как целостной системы, имеющей

собственные закономерности развития, ориентация на динамику системных

процессов при интеграции детей в семейную систему;

- опора на превентивные меры, профилактику кризиса, становления и

развития замещающей семьи;

-

соблюдение

прав

замещающей

семьи

на

автономию,

признание

ценностей и уникальности ее опыта;

- опора при сопровождении на эффективные замещающие семьи как на

группу психологической поддержки;

- междисциплинарный принцип работы: привлечение представителей

разных специальностей в зависимости от потребности замещающей семьи и

приемного ребенка;

-

координация

деятельности

Службы

с

органами

местного

самоуправления, организациями различной ведомственной принадлежности,

СМИ по организации и осуществлению сопровождения субъектов системы

семейного жизнеустройства;

- создание условий для непрерывного роста сотрудников и расширения

опыта их компетентности;

К основным направлениям деятельности Службы относятся:

- профилактика – раннее диагностирование проблем взаимоотношений

в замещающей семье, трудностей в воспитании и управлении поведением

приемных

детей,

разработка

конкретных

рекомендаций

замещающим

родителям;

- диагностика (индивидуальная и групповая) – углубленное психолого-

педагогическое

изучение

приемных

детей,

определение

индивидуальных

особенностей и склонностей их личности, ее потенциальных возможностей в

процессе обучения и воспитания, в профессиональном определении, а также

выявление

причин

и

механизмов

нарушений

в

обучении,

развитии,

социальной адаптации;

-

консультирование

оказание

помощи

замещающим

семьям

в

вопросах

развития,

воспитания

и

обучения

детей

посредством

методов

практической психологии и юриспруденции;

-

координация

координирование

совместной

деятельности

специалистов

Службы

с

замещающими

родителями,

педагогами

образовательных организаций и специалистами других организаций;

-

просвещение

-

формирование

и

распространение

специальных

психолого-педагогических, правовых знаний, информирование населения по

вопросам эффективной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения

родителей,

способствующих

созданию

позитивного

имиджа

различных форм семейного устройства.

- мониторинг – исследование и сбор информации о положении дел в

замещающих

семьях,

проблемах

в

воспитании

детей

и

внутрисемейных

отношениях, потребностях в помощи и поддержке

Специалисты Службы предоставляют следующие услуги:

К социально-психологическим услугам, предоставляемым замещающей

семье, относятся:

-

групповое

(семейное)

психологическое

консультирование

по

вопросам взаимодействия в семейной системе:

- отношений между родителями и детьми, в частности, коррекция

неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей;

- особенностей воспитания приемных детей в замещающих семьях,

раскрытие

сущности

проблем,

выработки

умения

и

навыков

социальной

адаптации у детей данной категории

- по профилактике возникновения семейных конфликтов и способов

преодоления последствий конфликтного взаимодействия;

Индивидуальное психологическое консультирование:

-

кандидатов,

желающих

принять

в

семью

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей

на

этапе

осуществления

выбора

и

приема ребенка;

- приемного ребенка с целью социальной адаптации к сложившимся

социально-экономическим условиям жизни и быта;

- детей, нуждающихся в коррекции нарушений личностной сферы

(эмоционально-волевая, потребностно-мотивационная, поведенческая сфера

личности);

- социально-психологический тренинг как форма работы в рамках

взаимодействия с

действующими

замещающими

родителями,

с

детьми

школьного возраста.

К социально-педагогическим услугам, предоставляемым замещающей

семье, относятся:

- оказание педагогической помощи родителям в воспитании приемных

детей

с

учетом

их

физического,

психического

состояния,

характера

и

наклонностей;

-

социально-педагогическое

консультирование

по

вопросам,

касающимся

особенностей

индивидуального

развития

приемных

детей

в

вопросах преодоления их педагогической запущенности;

- социально-педагогическое консультирование по профориентации и

трудоустройству детей старшего возраста.

Услуга по сопровождению замещающих семей является цикличным

процессом, который представляет собой механизм следующих действий:

-

планирование

(разработка)

индивидуальных

маршрутов

сопровождения;

- реализация маршрута сопровождения семьи;

- мониторинг эффективности проводимой работы (письменный анализ

специалиста по результатам работы с семьей один раз в полугодие);

- корректировка и дальнейшее планирование сопровождения семьи.

Рисунок 1. Алгоритм работы с замещающей семьей

Осуществление алгоритма работы Службы с замещающей семьей (рис.

1):

- запрос на оказание психолого-педагогической помощи замещающей

(кровной)

семье

на

проведение

сопровождения

осуществляется

по

рекомендации

органа

опеки

и

попечительства

либо

самой

семьей

на

основании

письменного

заявления

одного

из

родителей

(законных

Заключение Договора на сопровождение замещающей семьи

Определение уровня сопровождения, маршрута сопровождения

(стабильный, активный, кризисный)

Первичная диагностика замещающего родителя

и приемного ребенка

де

ти

«Школа

замещающих

родителей»

Школа «Росток»

роди

-

тели

Клуб «Семейный

очаг»

представителей);

- услуга по сопровождению замещающей семьи осуществляется на

основании договора о сопровождении;

-

договор

о

сопровождении

заключается

между

законным

представителем

ребенка

и

Службой

в

лице

руководителя,

заместителя

директора

МБОУ

«СШ

15»,

руководящей

деятельностью

Службы

по

сопровождению

непосредственно

организует

предоставление

услуги

по

сопровождению;

-

при

постановке

семьи

на

сопровождение

мотивирует

семью

на

сотрудничество,

организует

подписание

договора

о

сопровождении,

проводит

первичную

семейную

консультацию,

оценивает

риски

семьи,

информирует семью о предоставляемых услугах.

Организация деятельности Службы включает:

1.

Комплексное

сопровождение

замещающей

семьи

посредством

оказания

услуг,

указанных

в

реестре

при

заключении

Договора

на

сопровождение,

участием

замещающих

родителей

в

занятиях

«Школы

практикующих

замещающих

родителей»,

где

они

повышают

свою

родительскую

компетентность,

получая

теоретические

и

практические

навыки по жизнеобеспечению подопечных, знакомятся с представителями

различных Управлений города, участвующих в защите прав и интересов

детей

данной

категории.

Дополняет

повышение

значимости

роли

замещающего родителя укрепление внесемейных связей с более опытными

опекунами и участие в клубе замещающих родителей «Семейный очаг».

2.

Комплексное

сопровождение

приемного

ребенка

посредством

оказания

услуг,

указанных

в

реестре

при

заключении

Договора

на

сопровождение, участием детей школьного возраста в школе «Росток» для

профилактики

синдрома

«приемного

ребенка»

(развитие

эмоционально

волевой сферы; навыков общения; обучение необходимым навыкам защиты

от стрессовых ситуаций), возможность определения старших школьников в

вопросе

выбора

профессии

и

занятости

в

летний

период.

Участие

в

социокультурных

мероприятиях

на

базе

Клуба

замещающих

родителей

«Семейный

очаг».

Для

родителей

и

детей

дошкольного

возраста

предусмотрено участие в группе «Бэмби».

3.

Реабилитацию кровной семьи ребенка по направлению органов

опеки

в

рамках

договора

с

кровным

родителем

в

целях

восстановления

детско-родительских отношений, реадаптации в кровной семье.

4.

Подготовку

граждан,

выразивших

желание

принять

в

семью

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется

согласно

рабочей

программе,

утвержденной

на

педагогическом

совете

школы, согласно постановлению Правительства ЯНАО от 16.04.2013 № 256-

П,

постановлению

Правительства

ЯНАО

903-П

от

25.09.15,

с

дополнительным предоставлением индивидуальной/семейной консультации

психолога,

с

целью

выяснения

и

возможной

коррекции

неосознаваемых

мотивов принятия ребенка в семью и выдачей психологического заключения

на возможность быть кандидатом в замещающие родители.

Таким образом,

создание Службы сопровождения замещающих семей

как

структурного

подразделения

образовательного

учреждения

отвечает

актуальности

реализуемых

мероприятий

Государства,

направленных

на:

совершенствование профилактики вторичных отказов; улучшение качества

жизни

и

развития

детей

-

сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей

после

передачи

их

на

воспитание

в

замещающую

семью;

обеспечение

механизмов

организационной,

психолого-педагогической,

социально-психологической

поддержки

граждан,

уже

воспитывающих

приемных детей, и намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку

(попечительство) детей-сирот.



В раздел образования