Напоминание

"Специфика речевой коммуникации и механизмы нарушения дискурса младших школьников с НВОНР"


Автор: Полукарова Арина Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 75
Населённый пункт: г.Курган
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика речевой коммуникации и механизмы нарушения дискурса младших школьников с НВОНР"
Раздел: начальное образование





Назад




Одним из компонентов коммуникативной компетенции, который имеет

способность

строить

и

понимать

целостные,

связные

и

логичные

высказывания

разных

функциональных

стилей,

умение

выбирать

лингвистические средства в зависимости от типа высказывания, является

дискурсивная компетенция.

Данная тема является актуальной, поскольку в литературе недостаточно

отражены проблемы формирования дискурса у детей с нарушениями речи, в

том числе недостаточно изучены особенности формирования дискурсивных

компетенций

у

младших

школьников

с

нерезко

выраженным

общим

недоразвитием речи. Речевой опыт таких детей весьма ограничен, далеко не

полностью удовлетворяет потребности устного общения, зачастую ставит

обучающихся

в

условия

социальной

депривации.

Эти

особенности

препятствуют полноценной учебной деятельности, ведут к неуспеваемости, и

говорят

о

неполноценном

развитии

дискурсивной

компетентности,

что

представляет собой проблему исследования.

В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни

человека, особенно в жизни ребенка. По мнению О.С. Павловой коммуникация

представляет собой «важнейший фактор общего психического развития детей,

который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры

человеческого сознания» [7].

Через

коммуникацию

ребенок

приобретает

все

свои

высшие

познавательные способности и качества, удовлетворяет свою важнейшую

потребность

в

общении,

совершенствует

психические

и

когнитивные

возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии [7].

Специфика речевой коммуникации младших школьников с не резко

выраженным

общим

недоразвитием

речи

заключается

в

трудности

в

удовлетворении и развитии данных потребностей. Тем более что установление

речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного

развития ребенка. Детям c недостаточно выраженным развитием речи не так

просто развить когнитивные и психические процессы, контролировать свое

поведение и речь, устанавливать коммуникацию и адаптироваться в социуме.

Вследствие этого дети с НВОНР испытывают некоторые сложности в развитие

своих речевых возможностей.

Для детей с неярко выраженным общим недоразвитием речи характерны

определенные особенности речевой коммуникации: младшие школьники редко

проявляют первые инициативу вступления в контакт со сверстниками, общение

школьников со сверстниками носит эпизодический характер. Такие дети редко

берут инициативу в организации какой-либо деятельности, они не любят

сотрудничество между детьми; могут агрессировать. Эмоциональный компонент

у детей данной категории достаточно бедный.

К недостаткам речевой коммуникации у детей с нерезко выраженным

общим недоразвитием речи можно отнести употребление слов в неточном

значении; использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических

форм; изобилие необоснованных пауз в речи; многочисленные повторения, в

возвращении

к

ранее

сказанному;

единичность

случаев

активной

речевой коммуникации; отсутствие широкого применения адекватных форм

речевой коммуникации и т.д.

При изменении условий коммуникации, в ситуациях, обусловленной речи,

когда

необходимо

давать

развернутые

ответы

на

вопросы

с

элементами

рассуждения, иллюстрировать изучаемые правила собственными примерами, у

детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи выявляется ряд

погрешностей. Прежде всего, дети в своей речи часто используют одни и те же

слова,

многократно

повторяя

их,

что

снижает

выразительность

и

информативность речи. Для них характерно неточное употребление слов,

обозначающих родовые и видовые понятия [8].

Учащиеся с не резко выраженным общим недоразвитием речи более или

менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако

испытывают серьезнее затруднения при продуцировании связных высказываний

(формулирование

выводов,

обобщений,

доказательств,

воспроизведение

содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои

мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и

сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности

изложения, «застревание» на отдельных словах, повторении отдельных частей

предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении

синтаксической

связи

между

словами,

что

приводит

к

незаконченности

предложений, изменению порядка слов.

Коммуникативные речевые нарушения носят нерегулярный характер,

зависящий

от

условий

протекания речевой деятельности

и

от

внешней

мотивации, задаваемой окружающими авторитетными взрослыми.

О.Е. Грибова считает, что «нарушение собственного речевого развития

может служить причиной возникновения проблем при общении, а в наиболее

тяжелых формах нарушения речевого развития это может привести к отказу от

речевой коммуникации совсем» [2].

О.С. Павлов отмечает, что «сформированность коммуникативных умений

является ведущим видом человеческой деятельности, которая направлена на

познание и оценку самого себя через других людей» [2]. Это значит, что

использование речи с целью коммуникации имеет принципиально важное

значение в процессе развития ребенка.

Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что

является

следствием

бедности

словарного

запаса,

непонимания

значения

используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Среди

симптомов НВОНР исследователями выделяются поздние сроки появления речи,

нарушение

понимания

речевого

материала,

нарушение

всех

языковых

компонентов и влияние НВОНР на процесс освоения грамоты и правописания

[9].

Анализ симптомов нерезко выраженного общего недоразвития речи

позволяет авторам описывать однородные проявления нарушения речи у детей с

различными аномалиями речевого развития. Хотя в ряде исследований была

сделана попытка выявить общие механизмы нарушений для различных по

этиологии и проявлениям речевых патологий, данная проблема до настоящего

времени остается одной из актуальных, но недостаточно разработанных. Вслед за

Н.И. Жинкиным, который под механизмом понимает связь и взаимодействие

элементов в ходе какого-либо процесса, механизм речевого нарушения следует

понимать, как нарушение связи и взаимодействия языковых элементов в

процессе порождения речи [11].

Первоначально

вопрос

о

механизмах

нерезко

выраженного

общего

недоразвития речи решался как вопрос о причинах нарушений речи. Одним из

первых исследователей, систематизировавших данные о причинах нарушения

речевого развития, был М.Е. Хватцев, который разделил причины речевых

нарушений на внешние и внутренние, органические (анатомо-физиологические)

и функциональные, социально-психологические, психоневрологические [11].

Клинический подход к оценке механизма нерезко выраженного общего

недоразвития речи рассматривался и в дальнейших исследованиях. Так, в работах

Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, Б.И. Шостак, в качестве механизмов НВОНР

называются факторы, которые действуют на ребенка в различные значимые для

речевого развития периоды его жизни [13].

Б.И. Шостак связывал нарушения с этиологией, находя причины в

пренатальный,

натальный

и

постнатальный

период

развития:

инфекции,

интоксикации матери и плода, травмы матери в период беременности и травмы

самого ребенка, ослабленность, астенизация ребенка и т.д. [22].

Р.Е. Левина

отмечает,

что

у

детей

наблюдается

сложная

система

взаимоотношений первичного дефекта и его вторичных последствий. Поэтому,

по мнению Р.Е. Левиной, а вслед за ней и ряда современных исследователей

(Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович и др.), при одной и той же речевой

патологии языковая система может страдать по-разному. В то же время одна и та

же

симптоматика

может

наблюдаться

при

различных

по

механизмам

возникновения формах речевых расстройств [23].

В большинстве случаев исследователи Е.М. Мастюкова, Р.И. Лалаева,

Л.Ф. Спирова, Л.М. Чудинова сходятся во мнении, что механизмом НВОНР

может являться моторная, сенсорная, сенсомоторная алалия, детская афазия,

дизартрия [9].

Попытки выявить и сформулировать общие для различных нарушений

речи механизмы пытались решить Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина,

Л.Ф. Спирова. В качестве механизма не резко выраженного общего недоразвития

речи ими рассматривается нарушение способности к языковому обобщению.

Такую

же

точку

зрения

на

механизм

речевого

нарушения

высказывала

Н.А. Никашина, отмечавшая, что у детей с не резко выраженным общим

недоразвитием речи наблюдается недостаточность умения выделять и обобщать

звуковые и морфологические элементы слов.

Таким образом, развитие речевой коммуникации

у

детей

с

нерезко

выраженным

общим

недоразвитием

речи отражается

на

становлении

личности. Речевая

коммуникация

детей

с

нерезко

выраженным

общим

недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при

нормальном развитии. Дефекты речевого развития задерживают формирование

познавательной функции речи, т. к. при этом речь ребенка с речевой патологией не

становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не

всегда

является

для

него

адекватным способом

передачи

информации,

общественного

опыта.

Выяснили

и

то,

что

по

мнению

большинства

исследователей, механизмом НВОНР может являться моторная, сенсорная,

сенсомоторная алалия, детская афазия, дизартрия.



В раздел образования