Автор: Пузина Надежда Николаевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МОУ Гимназия №19
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся с использованием регионального компонента.
Раздел: полное образование
Пузина Н.Н.
Метод
проектов
как
способ
организации
исследовательской
деятельности
учащихся
с
использованием регионального компонента.
Основная задача школы состоит не только в том,
чтобы дать учащемуся глубокие знания, но в том,
чтобы научить самостоятельно их добывать, решать
возникающие вокруг него проблемы.
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос:
почему снижается учебная мотивация школьников по мере их
пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят
у ч и т ь с я .
П о ч е м у
д л я
р е б ё н к а ,
г е н е т и ч е с к и
предрасположенного
к
учению,
процесс
обучения
превращается
в
трудную,
малопривлекательную
работу?
Проанализировав ситуацию в классах, где веду
математику, пришла к выводу: математика начинается вовсе
не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы.
Чтобы
у
учащегося
развивалось
творческое
мышление,
необходимо,
чтобы
он
почувствовал
удивление
и
любопытство, повторил путь человечества в познании. Только
через преодоление трудностей, решение проблем ребенок
м о ж е т
в о й т и
в
м и р
т в о р ч е с т в а .
Для чего нужен метод проектов?
•
Научить
учащихся
самостоятельному,
критическому
мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей
н а у к и ,
д е л а т ь
о б о с н о в а н н ы е
в ы в о д ы .
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные
роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным
проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни
он окажется более приспособленным: сумеет планировать
с о б с т в е н н у ю
д е я т ел ь н о с т ь ,
о р и е н т и р о в ат ь с я
в
разнообразных ситуациях, совместно работать с различными
людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Математика + информатика + ИКТ = учебный проект.
Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При
изучении математики учащиеся осваивают инструмент для
познания
мира
и
человека,
на
информатике
–
умение
применять
ИКТ
для
обработки,
передачи,
хранения
информации,
а
получаемый
учебный
проект
и
есть
цель
образования:
научить
детей
получать
знания,
научить
работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить
ж и т ь
( б ы т и е ) ,
н а у ч и т ь
ж и т ь
в м е с т е .
В
своей
работе
я
использую
групповые
и
индивидуальные,
монопредметные
и
межпредметные,
информационные,
исследовательские
и
п р а к т и к о -
ориентированные проекты.
В
данной
работе
я
хотела
бы
представить
исследовательский
проект
по
теме
«Статистическая
обработка данных» в 9 классе.
В «Требованиях
к уровню подготовки выпускников»
говорится,
что
в
результате
изучения
математики
ученик
должен научиться извлекать информацию, представленную в
таблицах, составлять таблицы, вычислять средние значения
результатов
измерений.
Значит,
элементы
логики,
комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся
обязательным
компонентом
школьного
образования,
усиливающим
его
прикладное
и
практическое
значение,
поэтому данный материал считаю актуальным.
На подготовку проекта учащимся даётся 3-5 дней. Уроку
предшествует
подготовительный
этап,
в
ходе
которого
учащиеся
получают
задания
по
сбору
и
обработке
информации
по
группам,
знакомятся
с
общими
методами
графической
интерпретации
числовой
информации,
с
электронными таблицами.
Класс делится на группы, каждая группа получает
инструкцию по обработке проектов.
1. Собрать первичный фонд информации.
2. Проанализировать фонд.
3. Составить модели для исследования.
4. Собрать дополнительный фонд для того, чтобы можно
было исследовать все виды моделей.
5. Исследовать
полученные
модели
(по
заданному
вопросу).
6. Сформулировать гипотезу.
7. Проверить гипотезу на дополнительном фонде (привести
примеры и, если есть – контрпримеры).
8. Представить результаты исследования.
Темы проектов.
1 группа. Разработать задачи по теме «Национальный
состав Мордовии».
2
группа.
Проанализировать
изменение
численности
населения Республики Мордовия с 1939г по 2013г..
3
группа.
Обработать
данные
по
национальному
составу МОУ «Гимназия №19».
4
группа.
Составить
сборник
задач
по
теории
вероятности для подготовки к ОГЭ.
Таким образом, использование метода проектов на уроках
математики
позволяет
избегать
отрыва
от
реальной
действительности,
добиваясь
тем
самым
глубокого
и
надёжного
усвоения
изучаемого
материала,
а
также
способствует
достижению
требований
современного
информационного общества.
Приложение.
Ход урока.
1.Объявление темы урока, запись в тетрадях.
Цели:
Образовательные:
-
Научиться
работать
со
статистическими
данными,
полученными в ходе предварительного анкетирования.
- Закрепить навыки работы с электронными таблицами.
- Научиться строить в среде электронных таблиц столбчатые
диаграммы и графики различных видов.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной
работы.
-
Развивать
умение
анализировать
и
систематизировать
имеющуюся информацию.
-
Научиться
применять
полученные
данные
в
проектной
деятельности.
2. Устная работа (по презентации).
Цель: повторить основные статистические характеристики:
среднее
арифметическое,
размах,
мода,
медиана;
рассмотреть их на конкретных примерах.
3.Защита минипроектов.
1 группа. «Национальный состав Мордовии».
2 группа. Обработка данных по национальному составу МОУ
«Гимназия №19»
3
группа.
Составление
сборника
задач
по
теории
вероятности для подготовки к ОГЭ.
Оценка за проект получается из трёх составляющих:
самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
Критерии оценки проекта:
- актуальность и значимость темы;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- качество выполнения продукта;
- убедительность презентации.