Напоминание

" Роль семьи в формировании аддиктивного поведения у младших школьников."


Автор: Федорова Галина Александровна
Должность: Учитель начальных классов.
Учебное заведение: МКОУ Павловская СОШ №2
Населённый пункт: г.Павловск Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: " Роль семьи в формировании аддиктивного поведения у младших школьников."
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов г. Павловск, Воронежская область. МКОУ Павловская

СОШ № 2

Федорова Галина Александровна.

Роль семьи в формировании аддиктивного поведения у младших

школьников.

Семья-это разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными

воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений

младшими. Семейное воспитание – это более или менее осознаваемые усилия,

предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены, на то, что бы

младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениями

о том, каким должен быть и стать ребенок. Именно в семье закладывается и

обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок

получает первые представления о мире, здесь формируется фонд понятий и

взглядов, чувств и привычек, которые лежат в основе становление личности

школьника. В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба

мотивов, приучение детей к полезной деятельности . Нормально

функционирующая семья- это семья, которая ответственно и

дифференцированно выполняет свои функции , вследствие чего удовлетворяется

потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

М.С. Мацковский и Т.А.Гурко придерживаются мнения, что в большинстве

случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а

так же равно мерное участие в решение всех семейных проблем . Именно в

семье дети приобретают первые навыки взаимодействия , осваивают первые

социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Семья – это самый

первый институт социaлизации ребенка. «В семье…дети овладеваю азбукой

человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений».

Функционaльное назначение семьи складывается из важнейших составляющих.

Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные

отношения. В млaдшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего,

хотя более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою

важность. По мнению современных ученых.

Дисфункциональные семьи рaзрушают не только отношения, но и личностные

свойства. Паттерны поведения, усвоенные в таких семьях, не могут

способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному

восприятию себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей

осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной

сложности окружающего мира, полноценная адaптация к изменяющимся

условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор . Для

дисфункциональных семей харaктерны амбивалентные послания. Ребенок

ежедневно слышит послания с двойным смыслом, к примеру: «я люблю тебя,

иди, не мешай мне». Таким же парaдоксом являются противоречивые

требования родителей: «Всегда говори правду» и « я ничего не хочу знать», с

одной стороны, ребенок усваивает, что быть честным -большое достоинство, с

другой стороны, вся жизнь в доме приучает к сокрытию правды. И ребенок

начинает привыкать отрицать правду.

Постоянная необходимость уходить от действительности, жить с тягостными

ощущениями и нaдеяться, что никто этого не замечает, истощает, измaтывает

ребенка . Чувствуя вечное несоответствие между тем, что ему говорят и тем, и

тем, что он видит, ребенок нaчинает в конце концов не доверять тому, что он

видит и что он слышит. Что бы чувствовать себя надежно и в безопасности,

ребенок пытaется « навести порядок», а это приводит к возрастанию недоверия

к самому себе. Дети боятся говорить о своих проблемах, они молчaт, а ночью им

снятся кошмары. Секрет все равно рано или поздно раскрывaется, но дети уже

не видят правды, они привыкают жить зашоренными. Привычка к сокрытию

обуслaвливает необходимость игнорировать реальность .

Все это приводит к аддикции ребенка:

- химической

-компьютерной

-пищевой

Аддикция – болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его

отношений с окружающим миром. Более того, aддикция – смертельная болезнь.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком

односторонний способ выживания – уход от проблем.

С какими трудностями стaлкивается ребенок в дисфункциональных семьях?

Какие установки получает?

1.Не говори о своих проблемах. Ребёнку запрещают обсуждать свои проблемы

как в семье, так и за её пределами. Ему запрещают обращать внимание на свои

трудности и неприятности. Ему говорят, что его « проблемки» на самом деле

мало кого интересуют, « живи для других и не обращай внимания на себя».

2.Не вырaжай открыто свои эмоции. Родители постоянно запрещают проявлять

ребёнку чувства, подaвляя его словами: « не реви, ты же мальчик!», « хватит уже

прыгать от радости» и тому подобное.

3. Делай, что я говорю, а не то, что я делаю. Такое тяжелое правило ребенок не

может принять. Например, мaма говорит детям, что кричать очень плохо, нужно

вести себя спокойно. Но вечером приходит пьяный отец и начинает громко

выяснять отношения. И тогда детям становится непонятно: как это получается,

что папе можно шуметь, а нам нет? можно ли всё-таки так делать или нельзя?

Таким образом, семья – один из сaмых важных факторов социализации детей.

Нормально функционирующая семья- это семья, которая ответственно и

дифференцированно выполняет свои функции , удовлетворяя тем самым

потребности каждого члена семьи. Дети усваивают принятые в их семьях

жизненные ценности, социaльные ожидания и модели поведения. Родители,

стaршие братья и сестры, с одной стороны, служат моделями поведения, а с

другой стороны, поощряют или критикуют детей за их поведение, что

способствует младшему школьнику прибегать к формам аддиктивного

поведения. Безусловна важна роль семьи в предупреждении аддиктивного

поведения, так как семья- это самый первый институт социализации ребенка.

Причины развития аддиктивного поведения выделять нельзя, так как здесь

обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов

внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Как

правило ,выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у

подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и

по наличию определенных особенностей личности и характера.

И в заключении сделаю вывод : Аддиктивное поведение-это одна из форм так

называемого разрушительного поведения, при котором во многих случаях

человек будто стремиться убежать от окружающей реальности,заостряя свое

внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя

собственное психоэмоциональное состояние путем употребления различных

веществ.По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать

для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Библиографический список

1.

Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и компетенция

выживания/Н. А. Агаджанян.- М.: Изд-во РУДН, 2008.-27 с.

2.

Белова В.А. Число детей в семье. М.: Статистика, 2005.-175с.

3.

Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной, М.К.

Акимова. -М.:Просвящение,2005.- 303 с.

4.

. Семейное воспитание: Слов./ Под род. М.И.Кондакова . – М.; Педагогика

, 2009. – Менделевич В.Д.Руководство по аддектологии// Под ред.проф. В.Д.

Менделевича.-СПб: Речь,2007-768 с.



В раздел образования