Автор: Федорова Галина Александровна
Должность: Учитель начальных классов.
Учебное заведение: МКОУ Павловская СОШ №2
Населённый пункт: г.Павловск Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: " Роль семьи в формировании аддиктивного поведения у младших школьников."
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов г. Павловск, Воронежская область. МКОУ Павловская
СОШ № 2
Федорова Галина Александровна.
Роль семьи в формировании аддиктивного поведения у младших
школьников.
Семья-это разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными
воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений
младшими. Семейное воспитание – это более или менее осознаваемые усилия,
предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены, на то, что бы
младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениями
о том, каким должен быть и стать ребенок. Именно в семье закладывается и
обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок
получает первые представления о мире, здесь формируется фонд понятий и
взглядов, чувств и привычек, которые лежат в основе становление личности
школьника. В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба
мотивов, приучение детей к полезной деятельности . Нормально
функционирующая семья- это семья, которая ответственно и
дифференцированно выполняет свои функции , вследствие чего удовлетворяется
потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
М.С. Мацковский и Т.А.Гурко придерживаются мнения, что в большинстве
случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а
так же равно мерное участие в решение всех семейных проблем . Именно в
семье дети приобретают первые навыки взаимодействия , осваивают первые
социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Семья – это самый
первый институт социaлизации ребенка. «В семье…дети овладеваю азбукой
человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений».
Функционaльное назначение семьи складывается из важнейших составляющих.
Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные
отношения. В млaдшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего,
хотя более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою
важность. По мнению современных ученых.
Дисфункциональные семьи рaзрушают не только отношения, но и личностные
свойства. Паттерны поведения, усвоенные в таких семьях, не могут
способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному
восприятию себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей
осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной
сложности окружающего мира, полноценная адaптация к изменяющимся
условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор . Для
дисфункциональных семей харaктерны амбивалентные послания. Ребенок
ежедневно слышит послания с двойным смыслом, к примеру: «я люблю тебя,
иди, не мешай мне». Таким же парaдоксом являются противоречивые
требования родителей: «Всегда говори правду» и « я ничего не хочу знать», с
одной стороны, ребенок усваивает, что быть честным -большое достоинство, с
другой стороны, вся жизнь в доме приучает к сокрытию правды. И ребенок
начинает привыкать отрицать правду.
Постоянная необходимость уходить от действительности, жить с тягостными
ощущениями и нaдеяться, что никто этого не замечает, истощает, измaтывает
ребенка . Чувствуя вечное несоответствие между тем, что ему говорят и тем, и
тем, что он видит, ребенок нaчинает в конце концов не доверять тому, что он
видит и что он слышит. Что бы чувствовать себя надежно и в безопасности,
ребенок пытaется « навести порядок», а это приводит к возрастанию недоверия
к самому себе. Дети боятся говорить о своих проблемах, они молчaт, а ночью им
снятся кошмары. Секрет все равно рано или поздно раскрывaется, но дети уже
не видят правды, они привыкают жить зашоренными. Привычка к сокрытию
обуслaвливает необходимость игнорировать реальность .
Все это приводит к аддикции ребенка:
- химической
-компьютерной
-пищевой
Аддикция – болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его
отношений с окружающим миром. Более того, aддикция – смертельная болезнь.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком
односторонний способ выживания – уход от проблем.
С какими трудностями стaлкивается ребенок в дисфункциональных семьях?
Какие установки получает?
1.Не говори о своих проблемах. Ребёнку запрещают обсуждать свои проблемы
как в семье, так и за её пределами. Ему запрещают обращать внимание на свои
трудности и неприятности. Ему говорят, что его « проблемки» на самом деле
мало кого интересуют, « живи для других и не обращай внимания на себя».
2.Не вырaжай открыто свои эмоции. Родители постоянно запрещают проявлять
ребёнку чувства, подaвляя его словами: « не реви, ты же мальчик!», « хватит уже
прыгать от радости» и тому подобное.
3. Делай, что я говорю, а не то, что я делаю. Такое тяжелое правило ребенок не
может принять. Например, мaма говорит детям, что кричать очень плохо, нужно
вести себя спокойно. Но вечером приходит пьяный отец и начинает громко
выяснять отношения. И тогда детям становится непонятно: как это получается,
что папе можно шуметь, а нам нет? можно ли всё-таки так делать или нельзя?
Таким образом, семья – один из сaмых важных факторов социализации детей.
Нормально функционирующая семья- это семья, которая ответственно и
дифференцированно выполняет свои функции , удовлетворяя тем самым
потребности каждого члена семьи. Дети усваивают принятые в их семьях
жизненные ценности, социaльные ожидания и модели поведения. Родители,
стaршие братья и сестры, с одной стороны, служат моделями поведения, а с
другой стороны, поощряют или критикуют детей за их поведение, что
способствует младшему школьнику прибегать к формам аддиктивного
поведения. Безусловна важна роль семьи в предупреждении аддиктивного
поведения, так как семья- это самый первый институт социализации ребенка.
Причины развития аддиктивного поведения выделять нельзя, так как здесь
обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов
внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Как
правило ,выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у
подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и
по наличию определенных особенностей личности и характера.
И в заключении сделаю вывод : Аддиктивное поведение-это одна из форм так
называемого разрушительного поведения, при котором во многих случаях
человек будто стремиться убежать от окружающей реальности,заостряя свое
внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя
собственное психоэмоциональное состояние путем употребления различных
веществ.По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать
для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.
Библиографический список
1.
Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и компетенция
выживания/Н. А. Агаджанян.- М.: Изд-во РУДН, 2008.-27 с.
2.
Белова В.А. Число детей в семье. М.: Статистика, 2005.-175с.
3.
Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной, М.К.
Акимова. -М.:Просвящение,2005.- 303 с.
4.
. Семейное воспитание: Слов./ Под род. М.И.Кондакова . – М.; Педагогика
, 2009. – Менделевич В.Д.Руководство по аддектологии// Под ред.проф. В.Д.
Менделевича.-СПб: Речь,2007-768 с.