Напоминание

"Консонирующие и диссонирующие интервалы"


Автор: Быкова Людмила Викторовна
Должность: преподаватель(руководитель дисциплины(музыкально–теоретические дисциплины и фортепиано))
Учебное заведение: ФГКПОУ "Московское военно–музыкальное училище им.генерал–лейтенанта В.М. Халилова" Министерства обороны Российской Федерации
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Мультимедийный материал к занятию по дисциплине"Элементарная теория музыки"
Тема: "Консонирующие и диссонирующие интервалы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«КОНСОНИРУЮЩИЕ

И

ДИССОНИРУЮЩИЕ

ИНТЕРВАЛЫ»

Презентация занятия

по элементарной теории музыки

1 курс

Презентация занятия

по элементарной теории музыки

1 курс

Благозвучие, мягкое

акустически

устойчивое звучание

Консонанс

Резкое,

несогласованное

звучание

Диссонанс

Степень консонантности или диссонантности

гармонических интервалов в значительной мере

определяется наличием и яркостью (громкостью)

звучания биений, возникающих между обертонами

звуков, образующих данный интервал *

Биением называется периодическое изменение

интенсивности колебаний источника звука. Биения

образуются в результате сложения двух гармонических

колебаний, частоты которых близки по своим величинам.

Диатонические интервалы

Консонансы

Консонансы

Весьма

совершенные:

ч.1,ч.8

Совершенные:

ч.4,ч.5

Несовершенные:

Терции и сексты

Диссонансы:

секунды,

септимы, тритоны

Диссонансы:

секунды,

септимы, тритоны

Устойчивые и неустойчивые интервалы

Интервалы могут быть устойчивыми

и неустойчивыми с точки зрения их

ладового значения

консонансы

диссонансы

Консонансы в ладу. Устойчивые

консонансы

УСТОЙЧИВЫЕ

КОНСОНАНСЫ

Устойчивые

консонансы

содержат 2

устойчивые

ступени лада

Не требуют

разрешения(!

)

В ладу есть

12

устойчивых

консонансо

в

Консонансы в ладу. Неустойчивые консонансы

Содержат 1 или 2

неустойчивые

ступени

Требуют

разрешения

Разрешаются по

ладовому тяготению

Устойчивый звук

остается на месте

НЕУСТОЙЧИВЫЕ

КОНСОНАНСЫ

Правила голосоведения при разрешении

консонансов

Оба голоса движутся в

одном направлении, и

образуются параллельные

интервалы

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

(ПРЯМОЕ)

Один из голосов –

устойчивая ступень – при

разрешении остаётся на

месте

Косвенное

Голоса идут

противоположно друг другу

(или сходятся, или

расходятся)

Противо-

положное

Алгоритм разрешения консонанса от звука

1) Определить круг возможных тональностей

(проанализировав знаки интервала)

2) Разрешать интервал в каждой тональности отдельно

Диссонансы. Правила разрешения

Разрешение диссонанса основано на принципе

перевода в консонанс

В диссонансе есть диссонирующий и свободный

звук

При разрешении диссонирующий звук идёт

на ступень вниз, а свободный - остаётся на

месте или переходит в консонанс к звуку

разрешения второго голоса

Диссонансы

Секунда:

диссонирует

нижний звук

Септима:

диссонирует

верхний звук

Нона:

диссонирует

один

из двух

Кварта:

диссонирует

один

из двух

Разрешение секунд в ладу

Если свободный звук остаётся на месте

– секунда разрешается в терцию

Если идёт на ч.4 вверх – секунда

разрешается в сексту

Терция или секста, полученные при

разрешении секунды, могут оказаться

неустойчивыми консонансами лада

В этом случае их следует разрешить в

тональности по правилам разрешения

неустойчивых консонансов

Более редкие типы разрешения секунды

В некоторых

случаях б.2 на I

ступени может

разрешаться в Т3

б.2 на VI ступени

может

разрешаться в ч.4

на V ступени

Разрешение септим в ладу

Если свободный звук остаётся на

месте – септима разрешается в сексту.

Если идёт на ч.4 вверх – септима

разрешается в терцию.

Секста или терция, полученные при

разрешении септимы ,могут оказаться

в ладу неустойчивыми консонансами

В этом случае их надо разрешить в

данной тональности по правилам

разрешения неустойчивых

консонансов.

Более редкие типы разрешения септим

б.7 на I ступени

гармонического

минора

разрешают в ч.8

на I ступени

м.7 на VII ступени

можно сразу

разрешить в ч.5 на I

ступени

Разрешение малой секунды от звука

Разрешит

ь м.2 в

терцию

(сексту)

Определить

круг

тональностей

(4)

Довести

неустойчивые

консонансы до

устойчивых в

каждой

тональности и

проставить знаки.

Разрешение большой секунды от звука

Разрешит

ь б.2 в

терцию

(сексту)

Определить

круг

тональносте

й (10)

Довести

неустойчивые

консонансы до

устойчивых в

каждой

тональности и

проставить знаки.

Разрешение большой септимы от звука

Разрешить

б.7 в

сексту

(терцию)

Определит

ь круг

тональност

ей (4)

Довести

неустойчивые

консонансы до

устойчивых в

каждой

тональности и

проставить знаки.

Разрешение малой септимы от звука

Разрешит

ь м.7 в

сексту

(терцию)

Определить

круг

тональносте

й (10)

Довести

неустойчивые

консонансы до

устойчивых в

каждой

тональности и

проставить

знаки.

Домашнее задание

Разрешить во все возможные тональности

следующие интервалы:

-б.2 от «cis,

-м.2 от «d»,

-м.7 от«f»,

-б.7 от «as».

Ссылки на литературу и Интернет-источники

Алексеев Б. Мясоедов А. «Элементарная теория

музыки»

И. В. Способин «Элементарная теория музыки»



В раздел образования