Автор: Быкова Людмила Викторовна
Должность: преподаватель(руководитель дисциплины(музыкально–теоретические дисциплины и фортепиано))
Учебное заведение: ФГКПОУ "Московское военно–музыкальное училище им.генерал–лейтенанта В.М. Халилова" Министерства обороны Российской Федерации
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Мультимедийный материал к занятию по дисциплине"Элементарная теория музыки"
Тема: "Консонирующие и диссонирующие интервалы"
Раздел: среднее профессиональное
«КОНСОНИРУЮЩИЕ
И
ДИССОНИРУЮЩИЕ
ИНТЕРВАЛЫ»
Презентация занятия
по элементарной теории музыки
1 курс
Презентация занятия
по элементарной теории музыки
1 курс
•
Благозвучие, мягкое
акустически
устойчивое звучание
Консонанс
•
Резкое,
несогласованное
звучание
Диссонанс
Степень консонантности или диссонантности
гармонических интервалов в значительной мере
определяется наличием и яркостью (громкостью)
звучания биений, возникающих между обертонами
звуков, образующих данный интервал *
Биением называется периодическое изменение
интенсивности колебаний источника звука. Биения
образуются в результате сложения двух гармонических
колебаний, частоты которых близки по своим величинам.
Диатонические интервалы
Консонансы
Консонансы
Весьма
совершенные:
ч.1,ч.8
Совершенные:
ч.4,ч.5
Несовершенные:
Терции и сексты
Диссонансы:
секунды,
септимы, тритоны
Диссонансы:
секунды,
септимы, тритоны
Устойчивые и неустойчивые интервалы
Интервалы могут быть устойчивыми
и неустойчивыми с точки зрения их
ладового значения
консонансы
диссонансы
Консонансы в ладу. Устойчивые
консонансы
УСТОЙЧИВЫЕ
КОНСОНАНСЫ
Устойчивые
консонансы
содержат 2
устойчивые
ступени лада
Не требуют
разрешения(!
)
В ладу есть
12
устойчивых
консонансо
в
Консонансы в ладу. Неустойчивые консонансы
Содержат 1 или 2
неустойчивые
ступени
Требуют
разрешения
Разрешаются по
ладовому тяготению
Устойчивый звук
остается на месте
НЕУСТОЙЧИВЫЕ
КОНСОНАНСЫ
Правила голосоведения при разрешении
консонансов
•
Оба голоса движутся в
одном направлении, и
образуются параллельные
интервалы
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
(ПРЯМОЕ)
•
Один из голосов –
устойчивая ступень – при
разрешении остаётся на
месте
Косвенное
•
Голоса идут
противоположно друг другу
(или сходятся, или
расходятся)
Противо-
положное
Алгоритм разрешения консонанса от звука
1) Определить круг возможных тональностей
(проанализировав знаки интервала)
2) Разрешать интервал в каждой тональности отдельно
Диссонансы. Правила разрешения
Разрешение диссонанса основано на принципе
перевода в консонанс
В диссонансе есть диссонирующий и свободный
звук
При разрешении диссонирующий звук идёт
на ступень вниз, а свободный - остаётся на
месте или переходит в консонанс к звуку
разрешения второго голоса
Диссонансы
Секунда:
диссонирует
нижний звук
Септима:
диссонирует
верхний звук
Нона:
диссонирует
один
из двух
Кварта:
диссонирует
один
из двух
Разрешение секунд в ладу
•
Если свободный звук остаётся на месте
– секунда разрешается в терцию
•
Если идёт на ч.4 вверх – секунда
разрешается в сексту
•
Терция или секста, полученные при
разрешении секунды, могут оказаться
неустойчивыми консонансами лада
•
В этом случае их следует разрешить в
тональности по правилам разрешения
неустойчивых консонансов
Более редкие типы разрешения секунды
В некоторых
случаях б.2 на I
ступени может
разрешаться в Т3
б.2 на VI ступени
может
разрешаться в ч.4
на V ступени
Разрешение септим в ладу
•
Если свободный звук остаётся на
месте – септима разрешается в сексту.
•
Если идёт на ч.4 вверх – септима
разрешается в терцию.
•
Секста или терция, полученные при
разрешении септимы ,могут оказаться
в ладу неустойчивыми консонансами
•
В этом случае их надо разрешить в
данной тональности по правилам
разрешения неустойчивых
консонансов.
Более редкие типы разрешения септим
б.7 на I ступени
гармонического
минора
разрешают в ч.8
на I ступени
м.7 на VII ступени
можно сразу
разрешить в ч.5 на I
ступени
Разрешение малой секунды от звука
Разрешит
ь м.2 в
терцию
(сексту)
Определить
круг
тональностей
(4)
Довести
неустойчивые
консонансы до
устойчивых в
каждой
тональности и
проставить знаки.
Разрешение большой секунды от звука
Разрешит
ь б.2 в
терцию
(сексту)
Определить
круг
тональносте
й (10)
Довести
неустойчивые
консонансы до
устойчивых в
каждой
тональности и
проставить знаки.
Разрешение большой септимы от звука
Разрешить
б.7 в
сексту
(терцию)
Определит
ь круг
тональност
ей (4)
Довести
неустойчивые
консонансы до
устойчивых в
каждой
тональности и
проставить знаки.
Разрешение малой септимы от звука
Разрешит
ь м.7 в
сексту
(терцию)
Определить
круг
тональносте
й (10)
Довести
неустойчивые
консонансы до
устойчивых в
каждой
тональности и
проставить
знаки.
Домашнее задание
Разрешить во все возможные тональности
следующие интервалы:
-б.2 от «cis,
-м.2 от «d»,
-м.7 от«f»,
-б.7 от «as».
Ссылки на литературу и Интернет-источники
Алексеев Б. Мясоедов А. «Элементарная теория
музыки»
И. В. Способин «Элементарная теория музыки»