Автор: Юмашева Екатерина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" – Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Развитие хореографических способностей учащихся
Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Юмашева Е.Г. - педагог дополнительного образования
ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» -
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
В
современных
условиях
проблема
развития
хореографических
способностей детей привлекает к себе пристальное внимание представителей
самых
различных
областей
научного
знания
–
философии,
педагогики,
психологии и других наук.
На
современном
этапе,
учреждения
дополнительного
образования
обладают
большими
возможностями
для
применения
современных
образовательных
технологий.
В
основе
этих
возможностей
лежит
добровольный осознанный выбор ребенком творческого объединения, студии,
кружка в котором ребенок почувствует себя наиболее комфортно, где его
способности
реализуются
наиболее
полно.
Отсутствие
жестких
рамок
образовательных
стандартов,
возможность
варьирования
содержания
занятий, исходя из интересов детей, обусловливают стремление педагогов к
использованию
личностно-ориентированных
педагогических
технологий
в
развитии творческих способностей учащихся.
Принципиальное значение хореографических способностей раскрыто
в
фундаментальных
работах
(Н.И.
Тарасова,
Н.Н.
Серебренникова,
Л.Я.
Вагановой,
Е.Г.
Котельниковой,
Л.Климова,
В.С.
Костровицкой,
Н.П. Базаровой, В.Ю. Никитина и др.). Доминирующую
роль,
в
иерархии
хореографических
способностей,
по
мнению
ученых,
имеют
анатомо-
ф и зи ол о г и ч е с к и е
д в и г ат е л ь н ы е способности,
которые
обладают
качествами, такими как: сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость
и др.
Раскрывая
структуру
хореографических
способностей
детей,
Н.И. Тарасов делит их на общие и специальные, которые неразрывно связаны
1
между
собой.
Развитие
общих
способностей
обуславливает
развитие
специальных,
без
которых
хореографическое
воспитание
невозможно
«нельзя
овладеть
подлинной
танцевальностью
без
подлинной
музыкальности, ибо музыкальный и хореографический образ един, неделим и
является синтезом в исполнительском искусстве». С точки зрения ученого,
специальные подразделяются на музыкальные, танцевальные и ритмические,
а также внешние и профессиональные; профессиональные - устойчивость,
выворотность,
шаг,
прыжок,
гибкость,
подъем.
Такого
мнения
придерживаются ведущие профессиональные педагоги классического танца
А.Я. Ваганова, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, В.С. Костровицкая.
Для младших школьников можно выделить несколько взаимосвязанных
между собой уровня хореографических способностей.
Первый
уровень
–
«ритмичность»
-
«это
способность
верно
согласовывать свои действия с музыкальным ритмом», которая позволяет
чуткому
восприятию,
художественно
верной
связи
музыки
и
танца
(Приложение 1).
Второй
уровень
–
«музыкальность»
-
«это
умение
учащихся
сознательно
и
творчески
увлеченно
воспринимать
тему
-
мелодию
и
художественно воплощать её в танце». Известно, что содержание каждого
музыкального произведения распознается по теме-мелодии, которая способна
своим
выразительным
звучанием
передать
самые
различные
образы
и
состояния,
обладающие
интонациями,
ритмическими,
динамическими
и
тембровыми
особенностями.
Каждый
танец
стремится
раскрыть
тему
музыкального произведения, определяя тем самым образ, характер и суть
сценического
действия.
Музыкальная
тема
должна
восприниматься
учащимися не отвлеченно и параллельно, а художественно, как единое целое
(Приложение 2).
Третий
уровень
–
«танцевальность»
-
«это
умение
учащихся
внимательно
вслушиваться
в
интонации
музыкальной
темы,
стремясь
технически верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике
2
танца. Словом, музыка и хореография должны стать для ученика единым
объектом его внимания во всех отношениях» (Приложение 3).
Четвертый
уровень
-
«Зрительно-моторная
координация»
-
способность
пластически
и двигательно
воспроизводить
визуальный
образ (Приложение 4).
Проблемы
оптимизации
развития
специальных
хореографических
способностей
детей
в
учреждениях
дополнительного
образовании
обусловлены
его
специфическими
особенностями,
связанными
с
реконструкцией опорно-двигательного аппарата и развитием специальных
психомоторных
способностей,
которые
являются
пороговыми.
Нестабильность
развития
детского
организма
в
целом
затрудняет
формирование
новых
двигательных
рефлексов
из-за
по стоянно
изменяющихся пропорций растущего тела и внутренних органов ребёнка,
создаёт
проблемы
в
восприятии
учебного
материала,
связанные
с
возрастными
специфическими
особенностями
психического
развития
ребёнка.
Этот
период
сложен
для
педагогов
тем,
что
навыки
у
детей
вырабатываются с большим трудом.
Для
устранения
проблем,
осложняющих
оптимизацию
и
развитие
специальных хореографических способностей, необходимо создать комплекс
последовательных внутренних психолого-педагогических условий с учётом
возрастных особенностей учащихся.
Приложение 1
Упражнения для развития чувства ритма
3
1. Тройное переступание, на счёт «три» нога задерживается впереди
согнутой в колене.
2. Шаг с приставкой (комбинация крестом).
3. Bounce — это «кач» вниз, то есть на каждый полный счет (на каждую
цифру) мы расслабляем колени и плавно их сгибаем.
4. Игра «Хлопаем в ладоши» должна начинаться с простых «ладушек»,
потом педагог может просить ребенка повторить отбиваемый им ритм -
сначала простой, а потом все сложнее. Это научит ребенка внимательно
следить за последовательностью звуков и пауз и пытаться их воспроизвести.
Когда он научится хорошо повторять, можно усложнять задачу, обращать
внимание
на
длительность
пауз
и
интенсивность
хлопков.
Такое
нововведение сделает игру только интереснее:
-хлопки (на счёт «два») с различной акцентировкой;
-соединение с корпусом (качем);
-соединение с приставными шагами;
-соединение с «моторчиком».
Приложение 2
Упражнения на развитие музыкальности
4
1.
Шейк плеч – потряхивающее движение расслабленным плечевым
поясом.
2.
Приставные шаги по диагонали на полупальцах (вправо-влево), с
добавлением различных рук.
3.
Слайд (скольжение) из стороны в сторону, по диагонали.
4.
Kick (бросок ноги от колена) вперёд с переступанием.
5.
Прыжки из стороны в сторону (с двух ног на две).
6.
«Волна»-
встать
прямо
и
вытянуть
руки
в
стороны,
красивая
и
пластичная волна включает в себя работу каждого сустава руки – поэтому
начинать ее необходимо с кончиков пальцев (согнуть пальцы, затем – кисть и
запястье, после этого поднять вверх локоть, а затем плечо)
Приложение 3
Комплекс танцевальных элементов
1. Ход с ударом.
2. «Ёлочка».
3. «Гармошка», в повороте.
4. «Ковырялочка», с притопом.
5. Танцевальные этюды на основе изученного материала.
6. «Кач» с переступанием с ноги на ногу.
7. «Кач» с добавлением движений рук.
8. «Кач» с добавлением движений бедра – к себе (шаг на правую ногу,
на чётный акцент поднять левую ногу от колена к себе, при этом
правую руку вытягиваем вверх и акцентируем к себе), повтор с левой
ноги.
Приложение 4
Упражнения на координацию движений
5
1. «Лесенка»- руки на пояс, к плечам, вверх – обратно.
Координация двух центров:
2. Голова исполняет наклон вправо, одновременно подъём вверх левого
плеча, то же в другую сторону.
3. Голова исполняет повороты вправо, влево, одновременно движение
грудной клетки вперёд, назад.
Упражнения для кистей рук
И.П. – 2 парал. поз. ног, руки во 2 поз., локти вытянуты.
1. Сократить запястье (flex), поднять ладонь вверх;
2. Опустить ладонь вниз;
3. Круг кистью к себе;
4. Круг от себя.
Список использованных источников
1.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение. М., 2013.
6
2.
Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - Л.: Искусство,
1983.-207 с.
3.
Блок
Л.Д.
Классический
танец.
История
и
современность.
-
М.:
Искусство, 1987.-556 с.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебное пособие -Л.-М.:
Искусство, 1980.-556 с.
5.
Захаров Р.В. Сочинение танца. – М.: «Искусство», 2013.
6. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. -Л.: Искусство,
1981.-262 с.
7. Никитин В.Ю., Шварц И.К. Композиция в современной хореографии.
М.: «Просвещение», 2017.
8. Тарасова О.Т. Искусство балетмейстера. Программа ГИТИС, 2011.
9. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства.
-М.: Искусство, 1971.- 493.
10. Хореографическое образование на рубеже ХХ-XXI вв: опыт, проблемы,
перспективы развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, отв. Ред. Юрьева
М.Н., 2005.
7