Напоминание

Развитие хореографических способностей учащихся


Автор: Юмашева Екатерина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" – Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Развитие хореографических способностей учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Юмашева Е.Г. - педагог дополнительного образования

ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» -

Региональный модельный центр дополнительного образования детей

В

современных

условиях

проблема

развития

хореографических

способностей детей привлекает к себе пристальное внимание представителей

самых

различных

областей

научного

знания

философии,

педагогики,

психологии и других наук.

На

современном

этапе,

учреждения

дополнительного

образования

обладают

большими

возможностями

для

применения

современных

образовательных

технологий.

В

основе

этих

возможностей

лежит

добровольный осознанный выбор ребенком творческого объединения, студии,

кружка в котором ребенок почувствует себя наиболее комфортно, где его

способности

реализуются

наиболее

полно.

Отсутствие

жестких

рамок

образовательных

стандартов,

возможность

варьирования

содержания

занятий, исходя из интересов детей, обусловливают стремление педагогов к

использованию

личностно-ориентированных

педагогических

технологий

в

развитии творческих способностей учащихся.

Принципиальное значение хореографических способностей раскрыто

в

фундаментальных

работах

(Н.И.

Тарасова,

Н.Н.

Серебренникова,

Л.Я.

Вагановой,

Е.Г.

Котельниковой,

Л.Климова,

В.С.

Костровицкой,

Н.П. Базаровой, В.Ю. Никитина и др.). Доминирующую

роль,

в

иерархии

хореографических

способностей,

по

мнению

ученых,

имеют

анатомо-

ф и зи ол о г и ч е с к и е

д в и г ат е л ь н ы е способности,

которые

обладают

качествами, такими как: сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость

и др.

Раскрывая

структуру

хореографических

способностей

детей,

Н.И. Тарасов делит их на общие и специальные, которые неразрывно связаны

1

между

собой.

Развитие

общих

способностей

обуславливает

развитие

специальных,

без

которых

хореографическое

воспитание

невозможно

«нельзя

овладеть

подлинной

танцевальностью

без

подлинной

музыкальности, ибо музыкальный и хореографический образ един, неделим и

является синтезом в исполнительском искусстве». С точки зрения ученого,

специальные подразделяются на музыкальные, танцевальные и ритмические,

а также внешние и профессиональные; профессиональные - устойчивость,

выворотность,

шаг,

прыжок,

гибкость,

подъем.

Такого

мнения

придерживаются ведущие профессиональные педагоги классического танца

А.Я. Ваганова, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, В.С. Костровицкая.

Для младших школьников можно выделить несколько взаимосвязанных

между собой уровня хореографических способностей.

Первый

уровень

«ритмичность»

-

«это

способность

верно

согласовывать свои действия с музыкальным ритмом», которая позволяет

чуткому

восприятию,

художественно

верной

связи

музыки

и

танца

(Приложение 1).

Второй

уровень

«музыкальность»

-

«это

умение

учащихся

сознательно

и

творчески

увлеченно

воспринимать

тему

-

мелодию

и

художественно воплощать её в танце». Известно, что содержание каждого

музыкального произведения распознается по теме-мелодии, которая способна

своим

выразительным

звучанием

передать

самые

различные

образы

и

состояния,

обладающие

интонациями,

ритмическими,

динамическими

и

тембровыми

особенностями.

Каждый

танец

стремится

раскрыть

тему

музыкального произведения, определяя тем самым образ, характер и суть

сценического

действия.

Музыкальная

тема

должна

восприниматься

учащимися не отвлеченно и параллельно, а художественно, как единое целое

(Приложение 2).

Третий

уровень

«танцевальность»

-

«это

умение

учащихся

внимательно

вслушиваться

в

интонации

музыкальной

темы,

стремясь

технически верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике

2

танца. Словом, музыка и хореография должны стать для ученика единым

объектом его внимания во всех отношениях» (Приложение 3).

Четвертый

уровень

-

«Зрительно-моторная

координация»

-

способность

пластически

и двигательно

воспроизводить

визуальный

образ (Приложение 4).

Проблемы

оптимизации

развития

специальных

хореографических

способностей

детей

в

учреждениях

дополнительного

образовании

обусловлены

его

специфическими

особенностями,

связанными

с

реконструкцией опорно-двигательного аппарата и развитием специальных

психомоторных

способностей,

которые

являются

пороговыми.

Нестабильность

развития

детского

организма

в

целом

затрудняет

формирование

новых

двигательных

рефлексов

из-за

по стоянно

изменяющихся пропорций растущего тела и внутренних органов ребёнка,

создаёт

проблемы

в

восприятии

учебного

материала,

связанные

с

возрастными

специфическими

особенностями

психического

развития

ребёнка.

Этот

период

сложен

для

педагогов

тем,

что

навыки

у

детей

вырабатываются с большим трудом.

Для

устранения

проблем,

осложняющих

оптимизацию

и

развитие

специальных хореографических способностей, необходимо создать комплекс

последовательных внутренних психолого-педагогических условий с учётом

возрастных особенностей учащихся.

Приложение 1

Упражнения для развития чувства ритма

3

1. Тройное переступание, на счёт «три» нога задерживается впереди

согнутой в колене.

2. Шаг с приставкой (комбинация крестом).

3. Bounce — это «кач» вниз, то есть на каждый полный счет (на каждую

цифру) мы расслабляем колени и плавно их сгибаем.

4. Игра «Хлопаем в ладоши» должна начинаться с простых «ладушек»,

потом педагог может просить ребенка повторить отбиваемый им ритм -

сначала простой, а потом все сложнее. Это научит ребенка внимательно

следить за последовательностью звуков и пауз и пытаться их воспроизвести.

Когда он научится хорошо повторять, можно усложнять задачу, обращать

внимание

на

длительность

пауз

и

интенсивность

хлопков.

Такое

нововведение сделает игру только интереснее:

-хлопки (на счёт «два») с различной акцентировкой;

-соединение с корпусом (качем);

-соединение с приставными шагами;

-соединение с «моторчиком».

Приложение 2

Упражнения на развитие музыкальности

4

1.

Шейк плеч – потряхивающее движение расслабленным плечевым

поясом.

2.

Приставные шаги по диагонали на полупальцах (вправо-влево), с

добавлением различных рук.

3.

Слайд (скольжение) из стороны в сторону, по диагонали.

4.

Kick (бросок ноги от колена) вперёд с переступанием.

5.

Прыжки из стороны в сторону (с двух ног на две).

6.

«Волна»-

встать

прямо

и

вытянуть

руки

в

стороны,

красивая

и

пластичная волна включает в себя работу каждого сустава руки – поэтому

начинать ее необходимо с кончиков пальцев (согнуть пальцы, затем – кисть и

запястье, после этого поднять вверх локоть, а затем плечо)

Приложение 3

Комплекс танцевальных элементов

1. Ход с ударом.

2. «Ёлочка».

3. «Гармошка», в повороте.

4. «Ковырялочка», с притопом.

5. Танцевальные этюды на основе изученного материала.

6. «Кач» с переступанием с ноги на ногу.

7. «Кач» с добавлением движений рук.

8. «Кач» с добавлением движений бедра – к себе (шаг на правую ногу,

на чётный акцент поднять левую ногу от колена к себе, при этом

правую руку вытягиваем вверх и акцентируем к себе), повтор с левой

ноги.

Приложение 4

Упражнения на координацию движений

5

1. «Лесенка»- руки на пояс, к плечам, вверх – обратно.

Координация двух центров:

2. Голова исполняет наклон вправо, одновременно подъём вверх левого

плеча, то же в другую сторону.

3. Голова исполняет повороты вправо, влево, одновременно движение

грудной клетки вперёд, назад.

Упражнения для кистей рук

И.П. – 2 парал. поз. ног, руки во 2 поз., локти вытянуты.

1. Сократить запястье (flex), поднять ладонь вверх;

2. Опустить ладонь вниз;

3. Круг кистью к себе;

4. Круг от себя.

Список использованных источников

1.

Бекина С.И. и др. Музыка и движение. М., 2013.

6

2.

Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - Л.: Искусство,

1983.-207 с.

3.

Блок

Л.Д.

Классический

танец.

История

и

современность.

-

М.:

Искусство, 1987.-556 с.

4. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебное пособие -Л.-М.:

Искусство, 1980.-556 с.

5.

Захаров Р.В. Сочинение танца. – М.: «Искусство», 2013.

6. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. -Л.: Искусство,

1981.-262 с.

7. Никитин В.Ю., Шварц И.К. Композиция в современной хореографии.

М.: «Просвещение», 2017.

8. Тарасова О.Т. Искусство балетмейстера. Программа ГИТИС, 2011.

9. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства.

-М.: Искусство, 1971.- 493.

10. Хореографическое образование на рубеже ХХ-XXI вв: опыт, проблемы,

перспективы развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, отв. Ред. Юрьева

М.Н., 2005.

7



В раздел образования