Напоминание

Административные методы влияния на инновационные процессы


Авторы: Жукова Евгения Сергеевна, Полоников Илья Валерьевич
Должность: Студенты
Учебное заведение: Уральского Государственного Университета Путей Сообщения
Населённый пункт: Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: Административные методы влияния на инновационные процессы
Раздел: высшее образование





Назад




ПОЛОНИКОВ И.В., ЖУКОВА Е.С.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ИННОВАЦИОННЫЕ

ПРОЦЕССЫ

Уральский Государственный Университет Путей Сообщения,

г. Екатеринбург

Аннотация. В российской инновационной политике в последнее время

наблюдаются заметные темпы роста - активно обсуждаются пути поддержки

инноваций,

возрастает

восприимчивость

лиц,

принимающих

решения

к

механизмам

стимулирования

инновационных

процессов.

Тем

не

менее,

эффективный рычаг над бизнесом еще не найден, в котором инновационная

деятельность проявляется локально, что не меняет общую экономическую

ситуацию. В данной статье мы рассматриваем административные методы в

развитии инновационных процессов. Данный инструментарий актуален в

настоящее время в изучаемой области.

Ключевые

слова:

метод,

инновация,

реализация,

формирование,

политика, инновационные процессы, администрирование

В инновационном менеджменте как в одной из состовляющих единого

р е г ул и р о в а н и я

н а р я д у

с

о п р е д е л е н н ы м и

и н н о в а ц и о н н ы м и

административными подходами и способами используются также базовые

методы управления.

Создание

инновационной

стратегии

в

компании

относится

к

прерогативам

высших

эшелонов

регулирования

и

осуществляется

в

соответствии

с

оценкой

внешних

и

внутренних

условий,

вероятных

возможностей ИП, безопасности с надлежащими ресурсами.

В

более

широком

значении

стра

ـ

тегический

менеджмент

на

ـ

предприятии связан с ожида

ـ

нием глоба

ـ

льных перемен в финансовой ситуа

ـ

ции,

поиском

информации

и

осуществлением

широкома

ـ

сшта

ـ

бных

решений, которые

гарантируют его существование и ра

ـ

звитие за

ـ

счет

грядущих фа

ـ

кторов успеха

ـ

.

Формирова

ـ

ние

рыночных

отношений

в

РФ

существенно

заменяет

систему

муниципального

регулирования

иннова

ـ

циями.

По

существу,

деятельность государственных органов связана с переходом к руководству

целями изменений в программе.

Способы

водействия

госуда

ـ

рства

ـ

в

о бла

ـ

сти

иннова

ـ

ционной

деятельности можно разделить на

ـ

а

ـ

дминистра

ـ

тивные и экономические

(прямые

и

косвенные)

1

.

Их

соотношение

определяется

положением

экономики

в

стра

ـ

не

на

данный

момент

и

системой

госуда

ـ

рственного

регулирова

ـ

ния - с усиленным упором на

ـ

рынке или на

ـ

центра

ـ

лизова

ـ

нном

воздействии. В данной статье мы определим некоторые административные

методы в развитии инновационных процессов.

Административные методы осуществления инновационной политики, в

сравнении с директивными, в системе рыночных отношений построены на

законодательной основе. «Административное вмешательство государства в

инновационную деятельность с помощью правового нормирования патентной

политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим

субъектам

сохранять

монополию

на

новизну

и

достигать

унификации

производства производителей».

Основываясь

на

содержа

ـ

н и и а

ـ

дминистра

ـ

тивных

методов

регулирования инновационными процессами, их можно ра

ـ

зделить на

ـ

:

- орга

ـ

низа

ـ

ционные;

- опера

ـ

тивно-ра

ـ

спорядительные.

Орга

ـ

низа

ـ

ц и о н н ы е

с п о с о б ы

у п ра

ـ

вления

нововведениями

преимущественнно

связа

ـ

ны

с

избранием

форм

о с у щ е с т в л е н и я

н е п о с р е д с т в е н н о

с а м о г о

и н н о ва

ـ

ц и о н н о г о

п р о ц е с са

ـ

.

1



Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, 3-е изд.(изд:3) / А.В. Барышева, К.В.

Балдин, М.М. Ищенко. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - c. 75.

Всего

можно

отметить

три

основных

формы

орга

ـ

низа

ـ

ции

инновационного процесса

ـ

:

- а

ـ

дминистра

ـ

тивно-хозяйственную;

- програ

ـ

ммно-целевую;

- инициа

ـ

тивную.

Главной

формой

предоставления

инноваций

считается а

ـ

дминистра

ـ

тивна

ـ

я,

т.

е.

на

ـ

учно-производственный

центр.

Это,

ка

ـ

к

пра

ـ

вило,

корпорация больших размеров или средняя корпора

ـ

ция, которая объединяет

исследова

ـ

ния и ра

ـ

зра

ـ

ботки, создание новой продукции и ее продажа под

общим руководством

2

.

Таким образом, создание организационной гибкости – это еще один

способ развития предприятий. Немотря на стратегию, описанную ранее, она

не направлена на усилении власти в среде;

это скорее, пассивная, но не

активная стратегия.

Итак, подбор тех или иных стратегий развития требует разработки

соответствующих способов управления.

В соответствии с целями данной

статьи исследуется одна из них - инновационная стратегия.

Организационные

и

административные

методы

ключевым

образом

базируются

на

применении

объективных

экономических

законов

и

тенденций.

Их сущность состоит в управление всеми звеньями научно-

технического прогресса в их единстве и на всех уровнях экономической

иерархии

(национальная

экономика

-

отрасль

-

ИП

-

исполнитель)

осуществляется

на

базе

четко

спланированной

системы.

Планирование

в

наше время охватывает множество сторон научно-технической деятельности

различных проектных организаций, а также сферу промышленности.

В теоретическом и практическом плане управления развитием науки и

техники разработано множество способов подготовки и принятия плановых

заключений, что собственно находит множество сфер применения: технико-

экономическое

обоснование

тематических

планов,

стандартные

расчеты

2



Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. - М.: Омега-Л, 2016. - c. 78.

затрат на разработки, обоснование планов подготовки производства новых

продуктов, технологическое развитие предприятий и т. д. Вместе с созданием

конкретных

тематических

задач

по

исследованиям

и

разработкам,

планируемый

метод

обуславливает

управление

деятельностью

всех

экономических

связей

посредством

системы

показателей,

которые

характеризуют

определенные

социальные

и

экономические

цели,

приобретенные

в

ходе

становления,

необходимые

ресурсы

и

степень

их

использования.

Административный метод включает в себя урегулирование налоговых

льгот в отношении нововведений. Более детально рассмотрим проблемы в

использовании

и

администрировании

налоговых

льгот,

а

также

прямом

финансировании.

Главными

недо статками

первого

сч и т а ют с я

неразборчивость

регулирования,

чрезмерное

внимание,

внеплановые

проверки, а также потенциальные конфликты с фискальными органами, в то

время как недостатки определенных стандартных характеристик - структура

базы для их расчета, используемые ставки (коэффициенты) - упоминались

значительно реже.

В то же время руководители предприятий, которые имели затруднения в

использовании той или иной налоговой концессии, чаще делали акцент на

недостаточности

ставок

и

коэффициентов.

Производители,

которые

не

прибегали

к

данным

инструментам,

также

указывали

на

расходы,

на

их

применение

и

возможность

возникновения

разногласий

с

фискальными

органами.

Недостаток

информации

о

действующих

механизмах

поддержки

и

излишней

бюрократизации

процедур

переносится

на

главные

недостатки

государственных финансов. Остальные респонденты заметели чрезмерную

ориента

ـ

цию госуда

ـ

рства

ـ

на

ـ

ма

ـ

лые инициа

ـ

тивы и ма

ـ

лый бизнес, более

высокие

требова

ـ

ния

к

про екта

ـ

м,

вмеша

ـ

тельство

в

деятельность

предприятия, необходимость ра

ـ

скрытия информа

ـ

ции. Несогласованность

мнений руководителей, которые не прибегают к прямому финансированию

(76% от выбора), с одной стороны, и испытали его положительный эффект, а

другой (13%) показывают, что для первой проблема дефицита информации об

условиях

его

получения

гораздо

более

актуальна

(60%),

чем

для

бенефициаров

(29%).

И

наоборот,

для

последних

проблемы

завышенных

требований

государства

к

совместному

финансированию

проектов

более

мощны (соответственно 15 и 25%)

3

.

Нельзя не отметить также, что предприятия, которые не имеют опыта

использования

налоговых

льгот,

стараются

избегать

обращения

к

ним.

Определенные

неудобства

присущи

также

прямому

финансированию,

порядок распределения которого регулируется законодательством о бюджете,

государственными закупками и т. д. Из-за недостаточных знаний довольно

узкий

круг

бенефициаров,

адаптирующихся

к

их

специфике

и

квалификационным стандартам, прибегает к финансовым механизмам.

Таким образом, административные методы государства играют одну из

основных

ролей

в

инновационных

процессах.

Однако

несмотря

на

это,

разработке подобных методов

уделяется недостаточно времени и внимания.

Хотя стоит заметить, что особенности перехода к рыночным отношениям

создают объективные возможности для его развития.

3



Авсянников, Н.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд., испр.и доп. / Н.М. Авсянников.

- М.: РУДН, 2017. - c. 45.

Список используемых источников

1. Авсянников, Н.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-

е изд., испр.и доп. / Н.М. Авсянников. - М.: РУДН, 2017. - 189 c.

2. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, 3-е

изд.(изд:3) / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. - М.: ИТК Дашков и

К, 2015. - 384 c.

3.

Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я.

Якобсон. - М.: Омега-Л, 2016. - 176 c.



В раздел образования