Авторы: Жукова Евгения Сергеевна, Полоников Илья Валерьевич
Должность: Студенты
Учебное заведение: Уральского Государственного Университета Путей Сообщения
Населённый пункт: Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: Административные методы влияния на инновационные процессы
Раздел: высшее образование
ПОЛОНИКОВ И.В., ЖУКОВА Е.С.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ИННОВАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
Уральский Государственный Университет Путей Сообщения,
г. Екатеринбург
Аннотация. В российской инновационной политике в последнее время
наблюдаются заметные темпы роста - активно обсуждаются пути поддержки
инноваций,
возрастает
восприимчивость
лиц,
принимающих
решения
к
механизмам
стимулирования
инновационных
процессов.
Тем
не
менее,
эффективный рычаг над бизнесом еще не найден, в котором инновационная
деятельность проявляется локально, что не меняет общую экономическую
ситуацию. В данной статье мы рассматриваем административные методы в
развитии инновационных процессов. Данный инструментарий актуален в
настоящее время в изучаемой области.
Ключевые
слова:
метод,
инновация,
реализация,
формирование,
политика, инновационные процессы, администрирование
В инновационном менеджменте как в одной из состовляющих единого
р е г ул и р о в а н и я
н а р я д у
с
о п р е д е л е н н ы м и
и н н о в а ц и о н н ы м и
административными подходами и способами используются также базовые
методы управления.
Создание
инновационной
стратегии
в
компании
относится
к
прерогативам
высших
эшелонов
регулирования
и
осуществляется
в
соответствии
с
оценкой
внешних
и
внутренних
условий,
вероятных
возможностей ИП, безопасности с надлежащими ресурсами.
В
более
широком
значении
стра
ـ
тегический
менеджмент
на
ـ
предприятии связан с ожида
ـ
нием глоба
ـ
льных перемен в финансовой ситуа
ـ
ции,
поиском
информации
и
осуществлением
широкома
ـ
сшта
ـ
бных
решений, которые
гарантируют его существование и ра
ـ
звитие за
ـ
счет
грядущих фа
ـ
кторов успеха
ـ
.
Формирова
ـ
ние
рыночных
отношений
в
РФ
существенно
заменяет
систему
муниципального
регулирования
иннова
ـ
циями.
По
существу,
деятельность государственных органов связана с переходом к руководству
целями изменений в программе.
Способы
водействия
госуда
ـ
рства
ـ
в
о бла
ـ
сти
иннова
ـ
ционной
деятельности можно разделить на
ـ
а
ـ
дминистра
ـ
тивные и экономические
(прямые
и
косвенные)
1
.
Их
соотношение
определяется
положением
экономики
в
стра
ـ
не
на
данный
момент
и
системой
госуда
ـ
рственного
регулирова
ـ
ния - с усиленным упором на
ـ
рынке или на
ـ
центра
ـ
лизова
ـ
нном
воздействии. В данной статье мы определим некоторые административные
методы в развитии инновационных процессов.
Административные методы осуществления инновационной политики, в
сравнении с директивными, в системе рыночных отношений построены на
законодательной основе. «Административное вмешательство государства в
инновационную деятельность с помощью правового нормирования патентной
политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим
субъектам
сохранять
монополию
на
новизну
и
достигать
унификации
производства производителей».
Основываясь
на
содержа
ـ
н и и а
ـ
дминистра
ـ
тивных
методов
регулирования инновационными процессами, их можно ра
ـ
зделить на
ـ
:
- орга
ـ
низа
ـ
ционные;
- опера
ـ
тивно-ра
ـ
спорядительные.
Орга
ـ
низа
ـ
ц и о н н ы е
с п о с о б ы
у п ра
ـ
вления
нововведениями
преимущественнно
связа
ـ
ны
с
избранием
форм
о с у щ е с т в л е н и я
н е п о с р е д с т в е н н о
с а м о г о
и н н о ва
ـ
ц и о н н о г о
п р о ц е с са
ـ
.
1
Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, 3-е изд.(изд:3) / А.В. Барышева, К.В.
Балдин, М.М. Ищенко. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - c. 75.
Всего
можно
отметить
три
основных
формы
орга
ـ
низа
ـ
ции
инновационного процесса
ـ
:
- а
ـ
дминистра
ـ
тивно-хозяйственную;
- програ
ـ
ммно-целевую;
- инициа
ـ
тивную.
Главной
формой
предоставления
инноваций
считается а
ـ
дминистра
ـ
тивна
ـ
я,
т.
е.
на
ـ
учно-производственный
центр.
Это,
ка
ـ
к
пра
ـ
вило,
корпорация больших размеров или средняя корпора
ـ
ция, которая объединяет
исследова
ـ
ния и ра
ـ
зра
ـ
ботки, создание новой продукции и ее продажа под
общим руководством
2
.
Таким образом, создание организационной гибкости – это еще один
способ развития предприятий. Немотря на стратегию, описанную ранее, она
не направлена на усилении власти в среде;
это скорее, пассивная, но не
активная стратегия.
Итак, подбор тех или иных стратегий развития требует разработки
соответствующих способов управления.
В соответствии с целями данной
статьи исследуется одна из них - инновационная стратегия.
Организационные
и
административные
методы
ключевым
образом
базируются
на
применении
объективных
экономических
законов
и
тенденций.
Их сущность состоит в управление всеми звеньями научно-
технического прогресса в их единстве и на всех уровнях экономической
иерархии
(национальная
экономика
-
отрасль
-
ИП
-
исполнитель)
осуществляется
на
базе
четко
спланированной
системы.
Планирование
в
наше время охватывает множество сторон научно-технической деятельности
различных проектных организаций, а также сферу промышленности.
В теоретическом и практическом плане управления развитием науки и
техники разработано множество способов подготовки и принятия плановых
заключений, что собственно находит множество сфер применения: технико-
экономическое
обоснование
тематических
планов,
стандартные
расчеты
2
Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. - М.: Омега-Л, 2016. - c. 78.
затрат на разработки, обоснование планов подготовки производства новых
продуктов, технологическое развитие предприятий и т. д. Вместе с созданием
конкретных
тематических
задач
по
исследованиям
и
разработкам,
планируемый
метод
обуславливает
управление
деятельностью
всех
экономических
связей
посредством
системы
показателей,
которые
характеризуют
определенные
социальные
и
экономические
цели,
приобретенные
в
ходе
становления,
необходимые
ресурсы
и
степень
их
использования.
Административный метод включает в себя урегулирование налоговых
льгот в отношении нововведений. Более детально рассмотрим проблемы в
использовании
и
администрировании
налоговых
льгот,
а
также
прямом
финансировании.
Главными
недо статками
первого
сч и т а ют с я
неразборчивость
регулирования,
чрезмерное
внимание,
внеплановые
проверки, а также потенциальные конфликты с фискальными органами, в то
время как недостатки определенных стандартных характеристик - структура
базы для их расчета, используемые ставки (коэффициенты) - упоминались
значительно реже.
В то же время руководители предприятий, которые имели затруднения в
использовании той или иной налоговой концессии, чаще делали акцент на
недостаточности
ставок
и
коэффициентов.
Производители,
которые
не
прибегали
к
данным
инструментам,
также
указывали
на
расходы,
на
их
применение
и
возможность
возникновения
разногласий
с
фискальными
органами.
Недостаток
информации
о
действующих
механизмах
поддержки
и
излишней
бюрократизации
процедур
переносится
на
главные
недостатки
государственных финансов. Остальные респонденты заметели чрезмерную
ориента
ـ
цию госуда
ـ
рства
ـ
на
ـ
ма
ـ
лые инициа
ـ
тивы и ма
ـ
лый бизнес, более
высокие
требова
ـ
ния
к
про екта
ـ
м,
вмеша
ـ
тельство
в
деятельность
предприятия, необходимость ра
ـ
скрытия информа
ـ
ции. Несогласованность
мнений руководителей, которые не прибегают к прямому финансированию
(76% от выбора), с одной стороны, и испытали его положительный эффект, а
другой (13%) показывают, что для первой проблема дефицита информации об
условиях
его
получения
гораздо
более
актуальна
(60%),
чем
для
бенефициаров
(29%).
И
наоборот,
для
последних
проблемы
завышенных
требований
государства
к
совместному
финансированию
проектов
более
мощны (соответственно 15 и 25%)
3
.
Нельзя не отметить также, что предприятия, которые не имеют опыта
использования
налоговых
льгот,
стараются
избегать
обращения
к
ним.
Определенные
неудобства
присущи
также
прямому
финансированию,
порядок распределения которого регулируется законодательством о бюджете,
государственными закупками и т. д. Из-за недостаточных знаний довольно
узкий
круг
бенефициаров,
адаптирующихся
к
их
специфике
и
квалификационным стандартам, прибегает к финансовым механизмам.
Таким образом, административные методы государства играют одну из
основных
ролей
в
инновационных
процессах.
Однако
несмотря
на
это,
разработке подобных методов
уделяется недостаточно времени и внимания.
Хотя стоит заметить, что особенности перехода к рыночным отношениям
создают объективные возможности для его развития.
3
Авсянников, Н.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд., испр.и доп. / Н.М. Авсянников.
- М.: РУДН, 2017. - c. 45.
Список используемых источников
1. Авсянников, Н.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-
е изд., испр.и доп. / Н.М. Авсянников. - М.: РУДН, 2017. - 189 c.
2. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, 3-е
изд.(изд:3) / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. - М.: ИТК Дашков и
К, 2015. - 384 c.
3.
Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я.
Якобсон. - М.: Омега-Л, 2016. - 176 c.