Автор: Егорова Зоя Александровна
Должность: преподаватель технологических дисциплин
Учебное заведение: Чебоксарский экономико–технологический колледж
Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: «125 блокадных грамм»
Раздел: среднее профессиональное
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
Методическая разработка
Проведение открытого внеклассного мероприятия на
тему: «125 блокадных грамм»
Разработала преподаватель
___________________З.А.Егорова
Рассмотрена и одобрена на заседании
ЦК технологических дисциплин
18 января 2019 года
Председатель ЦК
______________ Н.В. Слободчикова
Чебоксары 2019 г.
Пояснительная записка.
Патриотическое
воспитание
молодого
поколения
являет ся
первостепенной функцией каждого современного общества. Тематический
классный
час
«125
блокадных
грамм»
разработан
для
обучающихся
колледжа, которые получают специальность
технолога
хлебопекарного
производства.
Все
материалы
были
собраны
совместно
куратором
и
студентами,
что
способствовало
развитию
творческих
способностей,
мыслительной деятельности, воспитанию патриотических качеств личности.
Данная тема истории блокадного Ленинграда затрагивает только значимость
хлеба для жителей, его доставку с большой земли и производство в самом
городе.
Эта
информация
для
студентов-хлебопёков
носит
не
только
познавательный характер, но и воспитательный.
Сценарий классного часа составлен так, что преподаватель начинает
мероприятие
рассказывая актуализацию темы и завершает проведением
викторины. А остальную информацию студенты-ведущие самостоятельно
преподносят для основной массы обучающихся через видео материал, стихи,
выдержки из боевых листков.
Материалы внеклассного мероприятия предназначены для того, чтобы
вызвать
у
студентов
чувство
сопереживания
с
трагической
судьбой
ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и
мужество в схватке с врагом, развивать познавательную активность в области
знаний
об
истории
своей
страны.
На
классном
часе
обучающимся
предлагается
информационный
исторический
материал,
воспоминания
жителей блокадного города, викторина для закрепления полученных знаний.
Для
наглядности
на
уроке
используются
технические
средства
обучения (мультимедийный проектор, экран, компьютер).
Рецензия
Организатор
открытого
внеклассного
мероприятия
на
тему
«125
блокадных грамм» – куратор Егорова З.А. Данный классный час входит в
серию классных часов «Патриотическое воспитание подростков» и является
составной частью внеклассной деятельности по формированию ключевых
компетентностей у обучающихся в группе.
Цель данного мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости
за историческое прошлое своего Отечества, стремления изучать историю
своего государства.
Задача
куратора
в
проведении
патриотического
классного
часа:
развитие
познавательной,
коммуникативной,
информационной
компетентности обучающихся.
Инициатором организации классного часа явился куратор. Подготовка
сценария
осуществлялась
в
группе.
При
разработке
материала
учащиеся
готовили
презентации,
читали
справочную
литературу,
применяли
компьютерные технологии. Степень включенности студенческого коллектива
в подготовку мероприятия высокая. В ходе его подготовки использовались
такие технические средства, как компьютер, проектор.
Куратор четко обозначил обучающимся цели и задачи предстоящего
мероприятия, которое проводилась в канун празднования 70-летия снятия
блокады Ленинграда, актуальность темы. В ходе классного часа учащиеся
углубили знания в области российской истории, вспомнили основные даты,
периоды блокады Ленинграда, поклонились мужеству героев своей Родины.
Поставленные
учителем
цели
воспитательного
мероприятия
достигнуты.
Данное
мероприятие
было
организовано
с
учетом
возрастных
особенностей,
индивидуальных
и
коллективных
запросов
и
интересов
обучающихся. В ходе мероприятия учащиеся
проявили свою эрудицию,
коммуникативные способности.
Мероприятие
проводило сь
эмоционально,
вопро сы
были
содержательные и интересные. В ходе всего мероприятия куратор сумел
удержать доброжелательную атмосферу, воспитанники проявили большую
активность.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
1.
Ведущий. 8 Сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулось кольцо
блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады города оказалась
2 млн. 877 тыс. человек.
2.
Петяниниа Даша
Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
3.
1. Ведущий. На жителей города обрушился голод. Единственным
продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не
хватало.
2. Ведущий. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не
возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров
искусства.
1. Ведущий. 2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба и
других продуктов. Потом произошло еще 4 снижения норм выдачи хлеба:
12 сентября, 1 октября, 13 и 20 ноября. (нормы)
(Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.)
2. Ведущий. Наступил самый голодный 35-дневный период блокады. С 20
ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125-250
граммов.
5. Ведущий. Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука,
мясо, масло. Как их доставить?
6. Ведущий. Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой
землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому,
неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих
ленинградцев. (На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.)
5. Ведущий. 30 км нужно проехать по льду, чтобы оказаться на западном
берегу. Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки,
проволочные и минные заграждения, чтобы защищать дорогу от
фашистских солдат.
6. Ведущий Прогибается, трещит лёд под колёсами машин с
продовольствием. Что если не выдержит? Не все машины доезжали до
берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами .Много
трудностей и опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью
ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела
прицельный огонь вражеская артиллерия. Бывало, что моторы
застывали в пути, приходилось их разогревать.
4.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Ведущий Но колонны шли и шли. Машины могли взять не больше 20-30 мешков
муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не
выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно,
это было мало. Стали водители думать, как взять груза побольше. И
придумали. Прицепили к машине лёгкие конные сани и положили на них ещё по 7
мешков. Так и доставили муку в город.
6. Ведущий. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой
жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей.
(Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.) Правда, не всех из них даже на Большой
земле удавалось спасти.
Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из
символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца. 125 граммов хлеба в
сутки для иждивенцев были введены 20 ноября 1941-го, а заменены более высокими уже 25
декабря. Однако для жителей осажденного города это была катастрофа - у большинства из них, не
привыкших делать какие-то серьезные запасы, ничего, кроме этого кусочка хлеба вперемешку с
отрубями и жмыхом, не было. Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.
В городе резко возросло количество краж, убийств с целью завладения продуктовыми
карточками. Начались налеты на хлебные фургоны и булочные. В пищу шло все. Первыми
были съедены домашние животные. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых
сохранились остатки клейстера. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не
сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания
пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних
аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из
столярного клея варили суп, студень.
В блокадном Ленинграде работали шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось
ни на один день. В городе не было электричества, поэтому труд был тяжёлый, всё делали
вручную.
Мороз доходил до 35 градусов. Воду для выпечки брали вёдрами прямо из проруби. Надо было
принять тяжёлое обледеневшее ведро, передать соседу, снова принять… Итак много, много раз.
Воды требовалось для каждой смены около тысячи вёдер. Фактически через каждые руки их
проходило по две и три тысячи, потому что вёдра, быстро покрывавшиеся на морозе толстым
слоем льда, вмещали только половину, а то и треть чистой воды. Был случай. После 12-ти часовой
смены у печи комсомолка Лида Крайкова принимала ведро и, подняв его сливала в лоток. Вода
выплёскивалась на ватник, под ноги… А в конце смены валенки девушки вмёрзли в лёд. Подруги
топорами освободили её из ледяного плена и смертельно уставшую на руках унесли в цех.
Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял
гриф "для служебного пользования" и даже "секретно". Основу хлеба тогда составляла
ржаная мука, к которой примешивались целлюлоза, жмых, мучная пыль. Тогда каждый
завод пек хлеб по своему рецепту, добавляя в него разные примеси. Осень 41-го и зима 42-
го - самое тяжелое время. Существует несколько рецептов блокадного хлеба, они
известны, и порой заменители муки достигают в них до 40 процентов. Вот некоторые из
них:
- Мука ржаная дефектная 45%,жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза 15%,
обойная пыль 5%, солод 10%.
Добавляли в тесто различные ингредиенты органического происхождения, например,
опилки из древесины.
Иногда из за этого сильно страдало качество выпускаемой продукции.
Ведь доля опилок составляла более чем 70%.
Кроме того, в начале блокады в хлеб добавляли большое количество воды, в итоге
получаемый хлеб представлял из себя жидкую слизистую массу.
Так родились "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам", которые
вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей,
стали основой для споров, версий и легенд. В блокаду существовали нормы на крупу,
мясо, масло, сахар. Но
карточки почти не отоваривались. Выдачи этих продуктов стали
разовыми. И только хлеб, хотя и с некоторыми сбоями, выдовали регулярно. Кусочек
хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным
источником жизни и единственной надеждой
И часто я ловлю себя на том,
Что если б все куски поднять из пыли,
Попали бы они голодным людям в дом
И сколько б жизней сохранили!
Давно закончилась Великая Отечественная война. Всю жизнь люди, пережившие те
страшные голодные военные блокадные годы, помнят о цене хлеба. Как узнать, каким был
блокадный хлеб войны, из чего его пекли?
Нам не удалось найти точных рецептов блокадного хлеба. По найденным примерным
рецептам мы попытались испечь хлеб. Только в один из них мы добавили соль, потому что
её тогда тоже не хватало.
Ржаная мука –45%
Жмых -10%
Вода –
Соевая мука– 5%
Отруби – 10%
Целлюлоза – 15%
Солод – 10%
Предлагаем Вам попробовать этот хлеб
ЗАКЛЮЧЕНИЕ : (Слова преподавателя)
Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для
других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги.
Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на
изрытых снарядами полях?
Во что оценить блокадную пайку?
Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови.
Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу.
Это хлеб наш насущный. Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб
все-таки мы ставим на первое место?
Потому что хлеб – это хлеб!
«что может быть слаще хлеба,
Что может быть горше хлеба?
Что нужнее хлеба?
Что нам дороже хлеба?
Все начинается с хлеба
Кончается все людьми.»
РЕФЛЕКСИЯ:
Как вы понимаете последние слова?
Все начинается с хлеба
Кончается все людьми.»
Список использованной литературы.
Косулина Л.Г. История России. ХХ век. Клио СОФТ, диск № 3 (1941-1964 гг.).
Д. Колпакова, В. Суслов.- Л.: Дет.лит., 1984. – 206 с., ил. Был город-фронт, была блокада…
Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника.
Павлов Д.П. Ленинград в блокаде. - Л.: Лениздат, 1985
Тихонов Николай. Ленинградский год. Май 1942 - 1943 .- Л:, Воениздат НКО 1943
Материалы рубрики “спорт” газеты " Невское время" за 2004-2006 гг.
Санкт-Петербургский университет" - № 15 - 16 26.05.2003
Барышников Н.И. «Блокада Ленинграда и Финляндия. 1941-1944»
Барбашин И.И., Харитонов А.Д. Боевые действия Советской Армии под Тихвином в 1941
году. М.: Воениздат, 1958. 80 с.
Борщев С.Н. От Невы до Эльбы. Лениздат, 1970. 384 с.
Василевский А.М. Дело всей жизни. Минск: Беларусь, 1984. 542 с.
Видеосюжеты о блокадном Ленинграде из мультимедиа учебника: Данилов А.А.,