Автор: Павлова Ирина Тимофеевна
Должность: преподаватель социально–экономических дисциплин
Учебное заведение: Чебоксарский экономико–технологический колледж
Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предпринимательская деятельность
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики
«Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Методическая разработка урока
Тема: «Предпринимательская деятельность.»
для студентов по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Чебоксары 2018
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК экономических и
социально-юридических дисциплин ____
Протокол № _4_ от __2018____ г.
Председатель ЦК: ______/В.Д.Павлова/
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом колледжа
Протокол №____ от "___" ________2018 г.
Председатель Экспертного совета: зам.
директора по УР_________ /Л.Г. Николаева/
Методическая
разработка
отвечает
современным
требованиям
подготовки
специалистов
в
рыночных
условиях,
содержат
рекомендации
по
организации
и
проведению уроков в соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта СПО.
Представленное
пособие
отвечает
необходимым
требованиям
по
подготовке
специалистов в средних учебных заведениях. В нем содержатся взаимосвязанные аспекты:
содержательный
(объем
знаний,
навыков
и
умений),
творческий
(различные
способы
усвоения знаний), воспитательный (нравственное, эмоционально-ценностное отношение к
дисциплине). Прослеживаются междисциплинарные связи с другими дисциплинами.
Методическая
разработка
предназначена
для
студентов,
обучающихся
по
специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), соответствует
методическим требованиям и может использоваться в средних специальных учебных
заведениях.
Автор: Павлова Ирина Тимофеевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока : Предпринимательская деятельность.
Учебная задача: введение понятий предпринимательство и бизнес
Цели:
- обучающие:
1. Формулирует основные понятия предпринимательства;
2. Выделяет значимость предпринимательства для экономики в целом.
-развивающие
1.
Развитие
логического
мышления,
расширение
кругозора,
систематизация
знаний.
2.
Формирование умения работы с дополнительными источниками информации
-воспитательные
1.
Развить навыки общения
2.
Формирование умения работы в парах и группах
Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры,
логического мышления, осознание собственной значимости в образовательном
процессе.
Тип урока: урок изучения нового (проблемно-развивающее обучение)
Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
1.
По источнику получения знаний:
Словесный (введение ключевых понятий урока);
Наглядный (закрепление введенных определений);
Практический (выполнение упражнений, работа со справочной литературой).
2.
По дидактическим целям:
Метод приобретения знаний.
3.
По характеру учебной деятельности:
Частично-поисковый.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, проектор, экран
Средства обучения:
учебники, справочники и словари экономической направленности, Гражданский кодекс РФ
Структура и ход урока:
1 этап: Организационный момент: 5 мин.
2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап
(подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний): 20 мин.
3 этап: Операционно-познавательный этап: 45 мин., из них
3.1. Восприятие нового материала: 20 мин.
3.2. Осмысление нового материала: 25 мин.
4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов): 15 мин.
5 этап: Формулирование домашнего задания: 5 мин.
1 этап: Организационный момент.
Преподаватель: Предпринимательство стало естественной составной частью российской
экономики.
Изучая
основы
предпринимательства,
вы
должны
не
только
разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, но и научиться,
успешно
действовать
в
этом
мире.
Успех
в
области
бизнеса
зависит
от
множества факторов. Одним из непременных условий достижения высокой
результативности
в
бизнесе
является
получение
необходимых
знаний
о
формах
и
методах
ведения
предпринимательского
дела.
Поэтому
в
курсе
экономических
знаний
мы
изучаем
тему:
«Предпринимательство
и
виды
предпринимательской деятельности».
Преподаватель: Эпиграфом к нашему уроку стали слова незнакомого автора: «Заниматься
бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо
падаете». Итак, тема урока «Предпринимательство»
Студенты: Записывают тему урока в тетрадь.
2 этап: Мотивационно-ориентировочный этап
(подготовка к восприятию, актуализация прежних знаний).
Преподаватель
1. Что такое предпринимательство?
2.
Какие
пути
и
средства
обогащения
предпринимателя
являются
нелегальными?
3. Вы хотели бы стать предпринимателем?
4. Каким видом деятельности вы хотели бы заняться?
5. Зачем люди занимаются бизнесом?
Это лишь часть вопросов, на которые мы попытаемся сегодня и в дальнейшем
дать ответ.
Преподаватель Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики,
которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому
совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с
вами. Для многих из вас — это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел
за этими партами за 6 - 7 лет до вас открыли свои магазины, строительные
фирмы,
адвокатские
конторы,
парикмахерские.
И
мы
не
имели
тогда
возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в
более выгодных условиях.
3 этап: Операционно-познавательный этап.
3.1. Восприятие нового материала.
Преподаватель В обширной зарубежной, да и отечественной литературе существует
множество определений, характеризующих предпринимательство и бизнес.
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение этим терминам (на
доске зафиксированы термины).
Студенты:
Учащиеся
высказывают
свое
мнения
и
пытаются
сформулировать
определение:
Студент 1: Предпринимательство – это процесс организации производства товаров и услуг
для получения прибыли
Студент 2: Бизнес – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью
Студент 3: Предпринимательство – это процесс, приносящий в результате денежный
доход и личное удовлетворение достигнутым результатом.
Студент 4: Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и
национальное богатство, находит способы лучшего использования ресурсов,
снижения потерь, создает новые рабочие места.
Студент 5: Предприниматель – это частное лицо, которое предпринимает действия по
поставке на рынок товаров или услуг ради получения прибыли.
Студент
6: Бизнесмен
–
это,
прежде
всего
человек,
организующий
предприятие
по
производству
продукции
и
оказанию
услуг
за
счет
собственных
или
привлеченных средств с целью получения прибыли.
Преподаватель
Среди
предложенных
словарей
и
справочников,
источников
в
сети
Интернет попытайтесь найти определения следующим терминам.
Студенты:
делятся
на
группы
(пары)
и
пытаются
подобрать
определения
представленным
терминам
с
помощью
специализированной
литературы,
источников в сети Интернет.
Преподаватель: Итак, сформулируйте определения заданным терминам.
Студенты: формулируют определения из различных источников (приведем некоторые из
них):
Группа
1:
Гражданский
кодекс
РФ: «Предпринимательская
деятельность
–
это
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве или в установленном законом порядке…»
Группа 2: Словарь В. Даля: «Предприниматель – предприимчивый торговец, способный к
предприятиям, крупным оборотам, смелый и решительный, отважный на дела
этого рода человека»
Группа
3: Современный
экономический
словарь: «Бизнесмен
–
это
человек,
который
затрачивает
необходимое
время
и
силы,
берет
на
себя
весь
финансовый,
психологический
и
социальный
риск,
получая
в
награду
деньги
и
удовлетворение от достигнутого».
Группа 4: Учебник: «Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и
услуг
и
осуществляемая
собственниками
капитала
с
целью
получения
прибыли или других форм доходов»
Группа
5: Экономический
словарь:
«Предпринимательство
–
это инициативная,
самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою
имущественную
ответственность
деятельность
граждан,
физических
и
юридических
лиц,
направленная
на
систематическое
получение
дохода,
прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ,
оказания
услуг.
Предпринимательство
преследует
также
цель
повышения
имиджа, статуса предпринимателя».
Преподаватель Все определения данных терминов верные, попробуйте найти в них
общие черты понятия «предпринимательство».
Студенты: Учащиеся выделяют такие черты, как:
Студент 1: Процесс создания нового, обладающего ценностью;
Студент
2: Процесс
принятия
на
себя
финансовой,
моральной
и
социальной
ответственности;
Студент 3: Процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение
достигнутым.
Преподаватель: Таким образом, под предпринимательством мы будем понимать:
Предпринимательство –
это
инициативная,
самостоятельная,
связанная
с
риском,
ответственностью
и
новаторством
деятельность
по
производству
товаров
и
услуг,
осуществляемую
собственниками
капитала,
получателями
кредита и арендаторами с целью создания прибыли.
Бизнес –
это
деятельность,
связанная
с
производством
товаров
и
услуг
и
осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли;
Студенты: записывают определения в тетрадь.
Преподаватель: Легко
понять,
что
бизнес
можно
успешно
делать,
только
обладая
предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес.
Предприимчивость
как
особый
талант
и
бизнес
как
дело
составляют
содержание предпринимательства. Однако одной предприимчивости мало для
того,
чтобы
предприниматель
функционировал
успешно.
Какие,
на
ваш
взгляд, условия необходимы для развития предпринимательства.
Студенты: Учащиеся высказывают мнения:
Студент 1: предприниматель должен обладать определенными личными качествами;
Студент 2: наличие конкуренции;
Студент 3: наличие начального капитала;
Студент 4: условия кредитования;
Студент 5: хорошая законодательная база, с предоставлением экономических прав и
свобод.
Преподаватель: Совершенно верно, и все ваши высказывания можно представить в виде
схемы
Студенты: фиксируют схему в тетрадь.
Преподаватель: Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент?
Студенты: высказывают мнения:
Студент 1: получение прибыли, с которой платят налоги тем самым пополняя казну
государства.
Студент 2: создание новых рабочих мест;
Студент 3: самореализация;
Студент 4: внедрение новых технологий, проявление творчества и др.
Преподаватель: Совершенно верно.
Студенты: записывают схему в тетрадь.
Преподаватель:
В
бизнес
стремятся
многие,
но
удержаться
удается
не
всем
предпринимателям.
Статистические
данные
печальны.
Ежегодно
в
РФ
образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя
банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь
две-три
тысячи.
Но
эта
статистика
не
о станавливает
н ов ы х
предпринимателей.
Как
вы
думаете,
почему
люди
стремятся
стать
предпринимателями,
почему
многих
не
страшит
неизвестность
и
какие
причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?
Студенты: высказывают свои мнения, в ходе обсуждения формулируются причины стать
предпринимателями.
3.2. Осмысление нового материала.
Преподаватель:
Используя
полученные
знания,
ответить
на
тестовые
задания
(Приложение 1)
Студенты: самостоятельно отвечают на вопросы.
Преподаватель: Поменяйтесь своими решениями и проверьте ответы соседа по парте.
Студенты: проверяют ответы и выставляют оценку.
4 этап: Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов).
Преподаватель: Итак, подводя итоги, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в
начале нашего урока? Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем?
Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью? С
какими новыми понятиями Вы познакомились? В каких вопросах расширили
знания?
Студенты: отвечают на поставленные вопросы.
Преподаватель выставляет оценки за самостоятельную работу всем учащимся, а также
дополнительную оценку наиболее активным учащимся.
5 этап: Формулирование домашнего задания.
Преподаватель:
Перелистав
страницы
истории,
мы
возвращаемся
в
сегодняшнюю
действительность. Вопрос: Знаете ли вы фамилии современных российских
предпринимателей,
чья
деятельность
способствует
улучшению
экономики
России? (подготовить о них сообщение).
Студенты: Записывают домашнее задание.
Приложение 1.
Тесты по теме «Предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности»
Часть 1
1. Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, вы-
полнения услуг, называется
1) экономической деятельностью
2) предпринимательской деятельностью
3) духовной деятельностью
4) познавательной деятельностью
2. Верны ли следующие суждения о прибыли?
А. Прибыль — это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной
деятельности, одна из основных экономических категорий.
Б. Прибыль — это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или
услуги.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Основной закон бизнеса
1) купить подороже — продать подешевле
2) купить подороже — продать подороже
3) купить подешевле — продать подешевле
4) купить подешевле — продать подороже
4. Правовой статус индивидуального предпринимателя наступает с момента
1) совершеннолетия
2) начала производства
3) государственной регистрации
4) уплаты первых налогов в качестве индивидуального предпринимателя
5. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в
форме
1) товариществ и обществ
2) потребительских кооперативов
3) производственных кооперативов
4) государственных и муниципальных унитарных предприятий
6. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в
форме
1) потребительских кооперативов
2) товариществ и обществ
3) общественных организаций
4) благотворительных и иных фондов
7. Коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников)
уставным (складочным) капиталом называются
1) хозяйственными товариществами и обществами
2) акционерными обществами
3) малыми предприятиями
4) производственными кооперативами
8. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции
без согласия других акционеров, признаётся
1) открытым
2) полным
3) закрытым
4) обществом на вере
9. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей
или иного заранее определённого круга лиц, признаётся
1) открытым
2) полным
3) закрытым
4) обществом на вере
10. Высшим органом управления акционерным обществом является
1) совет директоров
2) собрание трудового коллектива
3) президиум
4) общее собрание акционеров
Часть 2
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Рождение акционерных компаний сыграло большую роль в развитии экономики.
(2) Считается, что без акционерных обществ было бы невозможно создать многие
современные отрасли — машиностроение, химическую промышленность, авиационный
транспорт и т.д.
(3) В Великобритании 89% продукции выпускается именно акционерными фирмами.
(4) А автомобильная компания США «Дженерал Моторс» продала в 1990 г. товаров и
услуг на 126 млрд долларов.
Определите, какие положения текста
А) отражают факты
В) выражают мнения
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют
понятие «юридическое лицо».
Товарищество, индивидуальный предприниматель, акционерное общество, унитарное
предприятие, потребительский кооператив.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Вставьте пропущенное понятие: «Уставный капитал акционерного общества
составляется из номинальной стоимости __________ общества, приобретённых
акционерами».
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В основе регулирования предпринимательской деятельности и возникающих при этом
хозяйственно-правовых отношений лежит ряд основополагающих исходных положений,
принципов. Основными из них являются:
— __________(1) предпринимательской деятельности;
— инициативная и самостоятельная деятельность;
— получение __________(2) как главная цель предпринимательской деятельности;
— __________(3) в предпринимательской деятельности;
— юридическое равенство различных форм __________(4), используемых в
предпринимательской деятельности;
— свобода __________(5) и ограничение монополистической деятельности;
— государственное__________(6) предпринимательской деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше,
чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) свобода
Б) прибыль
В) налог
Г) регулирование
Д) конкуренция
Е) собственность
Ж) законность
Часть 3
1. Прочитайте отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок» и выполните
задания.
«Вскоре, однако, шторы снова поднялись, и над бывшим ковчегом частника появилась
небольшая опрятная таблица:
«Черноморское отделение Арбатовской конторы по заготовке рогов и копыт» …
Контора по заготовке рогов и копыт была открыта по многим причинам.
— Следствие по делу Корейко, — говорил Остап, — может поглотить много времени.
Сколько — знает один бог. А так как бога нет, то никто не знает. Ужасное положение!
Может быть, год, а может быть, и месяц. Во всяком случае, нам нужна легальность. Нужно
смешаться с бодрой массой служащих. Всё это дает контора. Меня давно влечёт к
административной деятельности. В душе я бюрократ и головотяп. Мы будем заготовлять
что-нибудь очень смешное, например, чайные ложечки, собачьи номера или шмуклерский
товар. Или рога и копыта. Прекрасно! Рога и копыта для нужд гребёночной и
мундштучной промышленности! Чем не учреждение? К тому же в моём чемоданчике
имеются чудные бланки на все случаи жизни и круглая, так называемая мастичная печать.
…
На третий день существования конторы явился первый посетитель. К общему удивлению,
это был почтальон. Он принёс восемь пакетов и, покалякав с курьером Паниковским о том,
о сём, ушёл. В пакетах же оказалось: три повестки, коими представитель конторы срочно
вызывался на совещания и заседания, причём все три повестки подчёркивали, что явка
обязательна; в остальных бумагах заключались требования незнакомых, но, как видно,
бойких учреждений о представлении различного рода сведений, смет и ведомостей во
многих экземплярах, и всё это тоже в срочном и обязательном порядке.
— Что это такое! — кричал Остап. — Ещё три дня тому я был свободный горный орёл-
стервятник, трещал крыльями, где хотел, а теперь пожалуйте — явка обязательна!
Оказывается, в этом городе есть множество людей, которым Остап Бендер нужен до
зарезу. И потом, кто будет вести всю эту переписку с друзьями? Придётся понести расход
и пересмотреть штаты. Нужна знающая конторщица. Пусть сидит над делами.
Через два часа стряслась новая беда. Пришёл мужик с тяжёлым мешком.
— Рога кто будет принимать? — спросил он, сваливая кладь на пол.
Великий комбинатор со страхом посмотрел на посетителя и его добро. Это были
маленькие кривые грязные рога, и Остап взирал на них с отвращением.
— А товар хороший? осторожно спросил начальник отделения.
— Да ты посмотри, рожки какие! — загорячился мужик, поднося жёлтый рог к носу
великого комбинатора. — Рожки первый сорт. Согласно кондиций.
Кондиционный товар пришлось купить. Мужик долго потом пил чай с Паниковским и
рассказывал о деревенской жизни, вызывая в Остапе существенное раздражение человека,
зря потерявшего пятнадцать рублей».
1) Дайте определение термина «предпринимательство» и составьте с ним два
предложения, раскрывающие его смысл.
2) В романе «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова авантюристы Остап Бендер, Шура
Балаганов и Паниковский принимают решение открыть контору «Рога и копыта», под
прикрытием которой они пытаются вымогать деньги у подпольного миллионера Корейко.
К сожалению, в наши дни также существует большое количество фирм-однодневок,
созданных с какой-либо преступной целью. Используя текст, напишите два доказательства
того, что контора «Рога и копыта» была создана именно с целью не привлекать внимания к
настоящей деятельности героев.
2. Приведите не менее двух примеров государственных мер, направленных на защиту
малого бизнеса.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив
поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к
позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по
поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации
своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания,
соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный
опыт.
1. «Больше всех рискует тот, кто не рискует» (И. Бунин).
2. «Следует так обдумывать свои замыслы, чтобы даже неудача принесла нам известные
выгоды» (кардинал де Рец).
3. «Довольно много людей, презирающих богатство, но мало отдающих его» (Ф.
Ларошфуко).
Ответы на тест Предпринимательская деятельность
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-2, 6-2, 7-1, 8-1, 9-3, 10-4
Часть 2
1. ББАА
2. индивидуальный предприниматель
3. акций
4. АБЖЕДГ