Напоминание

«Создание условий в ДОУ для реализации инклюзивного образования воспитанников»


Автор: Шевлякова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ – д⁄с. с.Приволжское
Населённый пункт: Марксовский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий в ДОУ для реализации инклюзивного образования воспитанников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий в ДОУ для реализации инклюзивного образования воспитанников»

Подготовила: Шевлякова Е. А., воспитатель высшей квалификационной категории

В календаре есть дата - 3 декабря. Как вы думаете, что это за день? Правильно, но он называется

по другому.

Это день сильных людей. День тех, кого не сломила судьба и определенные обстоятельства.

Как говорил Козьма Прутков: «Все люди ограничены, но каждый по - своему. В этом состоит его

индивидуальность».

В настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с детьми с ограниченными возможностями

здоровья. Таким детям необходимо особое внимание.

И в настоящее время, одной из современных форм организации обучения таких детей -

инклюзивное образование. Как вы думаете, является ли это образование инновацией?

Данное направление в деятельности ДОУ не является инновацией, так как еще в 1908 году

Кащенко Всеволод Петрович открыл в России необычное учебное заведение – школу-санаторий

для малоуспешных детей.

С той поры минуло 110 лет, изменилось государство, общество, неоднократно менялось название

учреждения, но неизменным оставался смысл его деятельности – психолого – педагогическая

помощь детям с особыми образовательными потребностями.

Исторические факты являются свидетельством того, как за период почти двух тысячелетий

постепенно изменялись отношения общества к детям с ограниченными возможностями.

Например: в гитлеровской Германии нацисты развернули свою пропаганду таким образом, что

общество безропотно согласилось с физическим уничтожением детей-инвалидов, как с ненужным

балластом.

С 1939 началось уничтожение больных детей до трёх лет, а вскоре и всех "бесполезных для

военных целей" душевнобольных, калек, престарелых.

В послевоенные годы стала развиваться модель помощи инвалидам, получившая название

«медицинской». Приюты и интернаты для людей с отклонениями превратились в больницы, где

главным фактором стало лечение и уход за ними.

В 70-х годах прошлого столетия возникла новая социальная модель - инклюзивная, т. е.

включающая. Социум должен был принять человека со всеми особенностями и предоставить ему

соответствующие возможности.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена

задачами государственной политики в сфере образования.

14 апреля 2016 года президент России В. В. Путин заявил о том, что государство должно

продвигать инклюзивное образование. Такое мнение он высказал в ходе «прямой линии с

гражданами страны».

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными

возможностями здоровья. Ежегодно численность данной категории детей растёт.

В последние годы наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в

закрытые учреждения интернатного типа, а воспитывают их в семье, устраивая их в

общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено

законодательно.

Но родительская общественность

здоровых детей в большинстве случаев не готова к

инклюзивному образовательному процессу и категорически не желает совместного обучения

своих детей с детьми, имеющими различные функциональные особенности.

В тоже время начинать инклюзивное образование необходимо с раннего возраста, с детсадовских

групп, сформированных по принципу включения в них детей с ограниченными возможностями

здоровья, чтобы в школе, процесс шел более гладко.

Для этого в ДОУ, необходимо создать условия:

- кадровое обеспечение - для этого надо предусмотреть в штатном расписании специалистов

психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью.

- материально- техническое

обеспечение включает подготовку помещений, оборудованые для

развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для

развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия;

- медико- социальное

Согласно статье 55 пункт 3 Закона «Об образовании» «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по

адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных

представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

- информационно- методическое обеспечение

– это доступ родителей и педагогов к сетевым

источникам информации, к информационно-методическим фондам.

Н

асыщение библиотеки

учреждения специальной литературой, групповых комнат и кабинетов учебными пособиями,

диагностическими материалами.

- финансовое обеспечение- это денежные средства, которые необходимы для оплаты труда и

создания условий в ДОУ

- предметно - развивающая среда должна быть:

• безопасной.

• комфортной и уютной.

• организуется в соответствии с интересами

• вариативной

• информативной.

Как вы считаете, детские учреждения готовы к работе в данном направлении? (нет условия для

определенных детей).

В наших дошкольных учреждениях достаточно специалистов? С чем это связано? (не

престижная профессия, маленькая зарплата, ответственность).

В образовательных учреждениях необходимы специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,

музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, медсестра оздоровления и педагог,

которые разрабатывают

индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ

.

Индивидуальные занятия должны проводятся в кабинетах, которые имеют всё необходимое

игровое и учебное оборудование.

Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с

коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для

закрепления их работы.

Педагог

— проводит занятия по продуктивной деятельности и конструированию, развитию

предметной и игровой деятельности, трудовому воспитанию; организует деятельность детей вне

занятий, прогулки, формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных

моментов.

В нашем мире так много особенных людей. Людей, которые не похожи на нас и друг друга. Кто-то

не может ходить, кто-то говорить, есть и те, кто, казалось бы, не может ничего. Люди с

ограниченными возможностями. Особенные люди. Кто поможет им добиться в жизни чего – ни

будь? Каково им в нашем мире, мире не всегда готовом их принять? Глубокий смысл заложен в

притчах. Послушайте одну из них.

ПРИТЧА.

Собрались как–то лягушки и разговорились о жизни.

— Как жаль, что болото, в котором мы живём такое маленькое. Суметь бы добраться до соседнего

болота, говорят, что там значительно лучше и удобнее! – сказала одна лягушка.

— А я слышала, что где-то в горах есть замечательное место! Там чистое большое озеро,

заросшее кувшинками, свежий воздух, и нет мальчишек-хулиганов, – мечтательно произнесла

вторая лягушка. Рядом с ними сидела еще одна и внимательно наблюдала за ними.

— Что говорить об этом? – вступила в разговор большая жаба. – Всё равно вы туда никогда не

сможете добраться!

— Почему это?– сказала лягушка-мечтатель, – давайте докажем этой вредной жабе, что сможем

дойти до озера в горах!

В день, когда лягушки собрались в путь, все, кто остался в родном болоте, стали кричать и

отговаривать их от этого поступка,

но они не слушали уговоров остаться и отважно двинулись в путь. Следом за ними отправилась и

лягушка – отшельница.

Все, кто встречался на их нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи, убеждая их в

невозможности достижения поставленной цели. Шли они несколько дней, многие из них

выбились из сил, те кто потерял надежду добраться до места, поворачивали обратно в родное

болото. Постепенно их компания становилась всё меньше и меньше и в итоге только одна

лягушка – отшельница не свернула с пути, дошла до чистого красивого озера и поселилась в нём.

Почему она смогла это сделать, ведь она была не сильнее других? Оказалось, что эта лягушка

была глухая и не слышала, тех, кто говорил, что достичь озера невозможно. Она просто шла к

своей цели. Какие бы мы не были – у нас должна быть мечта. Мы, педагоги, должны стать

путеводителями и помогать детям достигать своей цели.

Слово «инклюзия» («включение») сегодня звучит красиво и часто. Но вопрос остается

открытым, поскольку общественное сознание еще не готово к подобным переменам, а принятые

законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных, гибких и

материально обеспеченных систем.

Каждый из нас понимает, что инклюзивное образование, о котором я говорила сейчас –

идеальный вариант для цивилизованного общества. Однако на практике это все совсем иначе. Не

все образовательные учреждения имеют возможность финансово создавать необходимые

условия. Государство выделяет недостаточно средств для учреждения, в котором ребенок с

ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.

Нам лишь остается уповать на свою совесть, великодушие, человечность, опыт, педагогическую

компетентность и самостоятельно, методом проб и ошибок, притворять в жизнь государственные

проекты.

Спасибо за внимание!



В раздел образования