Автор: Шевлякова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ – д⁄с. с.Приволжское
Населённый пункт: Марксовский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий в ДОУ для реализации инклюзивного образования воспитанников»
Раздел: дошкольное образование
«Создание условий в ДОУ для реализации инклюзивного образования воспитанников»
Подготовила: Шевлякова Е. А., воспитатель высшей квалификационной категории
В календаре есть дата - 3 декабря. Как вы думаете, что это за день? Правильно, но он называется
по другому.
Это день сильных людей. День тех, кого не сломила судьба и определенные обстоятельства.
Как говорил Козьма Прутков: «Все люди ограничены, но каждый по - своему. В этом состоит его
индивидуальность».
В настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Таким детям необходимо особое внимание.
И в настоящее время, одной из современных форм организации обучения таких детей -
инклюзивное образование. Как вы думаете, является ли это образование инновацией?
Данное направление в деятельности ДОУ не является инновацией, так как еще в 1908 году
Кащенко Всеволод Петрович открыл в России необычное учебное заведение – школу-санаторий
для малоуспешных детей.
С той поры минуло 110 лет, изменилось государство, общество, неоднократно менялось название
учреждения, но неизменным оставался смысл его деятельности – психолого – педагогическая
помощь детям с особыми образовательными потребностями.
Исторические факты являются свидетельством того, как за период почти двух тысячелетий
постепенно изменялись отношения общества к детям с ограниченными возможностями.
Например: в гитлеровской Германии нацисты развернули свою пропаганду таким образом, что
общество безропотно согласилось с физическим уничтожением детей-инвалидов, как с ненужным
балластом.
С 1939 началось уничтожение больных детей до трёх лет, а вскоре и всех "бесполезных для
военных целей" душевнобольных, калек, престарелых.
В послевоенные годы стала развиваться модель помощи инвалидам, получившая название
«медицинской». Приюты и интернаты для людей с отклонениями превратились в больницы, где
главным фактором стало лечение и уход за ними.
В 70-х годах прошлого столетия возникла новая социальная модель - инклюзивная, т. е.
включающая. Социум должен был принять человека со всеми особенностями и предоставить ему
соответствующие возможности.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена
задачами государственной политики в сфере образования.
14 апреля 2016 года президент России В. В. Путин заявил о том, что государство должно
продвигать инклюзивное образование. Такое мнение он высказал в ходе «прямой линии с
гражданами страны».
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными
возможностями здоровья. Ежегодно численность данной категории детей растёт.
В последние годы наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в
закрытые учреждения интернатного типа, а воспитывают их в семье, устраивая их в
общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено
законодательно.
Но родительская общественность
здоровых детей в большинстве случаев не готова к
инклюзивному образовательному процессу и категорически не желает совместного обучения
своих детей с детьми, имеющими различные функциональные особенности.
В тоже время начинать инклюзивное образование необходимо с раннего возраста, с детсадовских
групп, сформированных по принципу включения в них детей с ограниченными возможностями
здоровья, чтобы в школе, процесс шел более гладко.
Для этого в ДОУ, необходимо создать условия:
- кадровое обеспечение - для этого надо предусмотреть в штатном расписании специалистов
психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью.
- материально- техническое
обеспечение включает подготовку помещений, оборудованые для
развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для
развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия;
- медико- социальное
Согласно статье 55 пункт 3 Закона «Об образовании» «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по
адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».
- информационно- методическое обеспечение
– это доступ родителей и педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам.
Н
асыщение библиотеки
учреждения специальной литературой, групповых комнат и кабинетов учебными пособиями,
диагностическими материалами.
- финансовое обеспечение- это денежные средства, которые необходимы для оплаты труда и
создания условий в ДОУ
- предметно - развивающая среда должна быть:
• безопасной.
• комфортной и уютной.
• организуется в соответствии с интересами
• вариативной
• информативной.
Как вы считаете, детские учреждения готовы к работе в данном направлении? (нет условия для
определенных детей).
В наших дошкольных учреждениях достаточно специалистов? С чем это связано? (не
престижная профессия, маленькая зарплата, ответственность).
В образовательных учреждениях необходимы специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,
музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, медсестра оздоровления и педагог,
которые разрабатывают
индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ
.
Индивидуальные занятия должны проводятся в кабинетах, которые имеют всё необходимое
игровое и учебное оборудование.
Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с
коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для
закрепления их работы.
Педагог
— проводит занятия по продуктивной деятельности и конструированию, развитию
предметной и игровой деятельности, трудовому воспитанию; организует деятельность детей вне
занятий, прогулки, формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных
моментов.
В нашем мире так много особенных людей. Людей, которые не похожи на нас и друг друга. Кто-то
не может ходить, кто-то говорить, есть и те, кто, казалось бы, не может ничего. Люди с
ограниченными возможностями. Особенные люди. Кто поможет им добиться в жизни чего – ни
будь? Каково им в нашем мире, мире не всегда готовом их принять? Глубокий смысл заложен в
притчах. Послушайте одну из них.
ПРИТЧА.
Собрались как–то лягушки и разговорились о жизни.
— Как жаль, что болото, в котором мы живём такое маленькое. Суметь бы добраться до соседнего
болота, говорят, что там значительно лучше и удобнее! – сказала одна лягушка.
— А я слышала, что где-то в горах есть замечательное место! Там чистое большое озеро,
заросшее кувшинками, свежий воздух, и нет мальчишек-хулиганов, – мечтательно произнесла
вторая лягушка. Рядом с ними сидела еще одна и внимательно наблюдала за ними.
— Что говорить об этом? – вступила в разговор большая жаба. – Всё равно вы туда никогда не
сможете добраться!
— Почему это?– сказала лягушка-мечтатель, – давайте докажем этой вредной жабе, что сможем
дойти до озера в горах!
В день, когда лягушки собрались в путь, все, кто остался в родном болоте, стали кричать и
отговаривать их от этого поступка,
но они не слушали уговоров остаться и отважно двинулись в путь. Следом за ними отправилась и
лягушка – отшельница.
Все, кто встречался на их нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи, убеждая их в
невозможности достижения поставленной цели. Шли они несколько дней, многие из них
выбились из сил, те кто потерял надежду добраться до места, поворачивали обратно в родное
болото. Постепенно их компания становилась всё меньше и меньше и в итоге только одна
лягушка – отшельница не свернула с пути, дошла до чистого красивого озера и поселилась в нём.
Почему она смогла это сделать, ведь она была не сильнее других? Оказалось, что эта лягушка
была глухая и не слышала, тех, кто говорил, что достичь озера невозможно. Она просто шла к
своей цели. Какие бы мы не были – у нас должна быть мечта. Мы, педагоги, должны стать
путеводителями и помогать детям достигать своей цели.
Слово «инклюзия» («включение») сегодня звучит красиво и часто. Но вопрос остается
открытым, поскольку общественное сознание еще не готово к подобным переменам, а принятые
законы, постановления и программы не подразумевают под собой разумных, гибких и
материально обеспеченных систем.
Каждый из нас понимает, что инклюзивное образование, о котором я говорила сейчас –
идеальный вариант для цивилизованного общества. Однако на практике это все совсем иначе. Не
все образовательные учреждения имеют возможность финансово создавать необходимые
условия. Государство выделяет недостаточно средств для учреждения, в котором ребенок с
ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.
Нам лишь остается уповать на свою совесть, великодушие, человечность, опыт, педагогическую
компетентность и самостоятельно, методом проб и ошибок, притворять в жизнь государственные
проекты.
Спасибо за внимание!