Напоминание

Современные технологии и их роль в процессе организации исследовательской и проектной деятельности, учащихся на уроках английского языка


Автор: Кулькина Юлия Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "Цыбинская СОШ"
Населённый пункт: Воскресенск
Наименование материала: Статья
Тема: Современные технологии и их роль в процессе организации исследовательской и проектной деятельности, учащихся на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад





Современные технологии и их роль в процессе организации

исследовательской и проектной деятельности, учащихся на уроках

английского языка
В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь. Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно- практическую деятельность. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при
этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению. Метод проектов, сравнительно новый метод в преподавании, он способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Воспитательный потенциал увеличивается с введением в учебный процесс новых технологий. Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания за школьные рамки. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие: - Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; - Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; - Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех; - Участники проекта организуют себя на дело; - Участники проекта информируют друг друга о ходе работы; - Участники проекта вступают в дискуссию. Проект, в проективном образовании, и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала; в проективном образовании – разработка проекта – цель обучения. То есть, говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и получения реального практического результата. Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в
школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение. Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на "последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний". Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения. Таким образом, современные технологии играют важную роль в процессе обучения и воспитания, а главное в процессе мотивации учащихся к изучению английского языка. Реализация инновационных образовательных технологий (совместно-распределенная деятельность на уроках и во внеурочной работе, учебные диалоги, проектно-исследовательская деятельность, компьютерные программы) позволит выйти на новое качество образования. Ценным в проектной и исследовательской деятельности является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования и исследования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.


В раздел образования