Современные технологии и их роль в процессе организации исследовательской и проектной деятельности, учащихся на уроках английского языка
Автор: Кулькина Юлия Вячеславовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ "Цыбинская СОШ" Населённый пункт: Воскресенск Наименование материала: Статья Тема: Современные технологии и их роль в процессе организации исследовательской и проектной деятельности, учащихся на уроках английского языка Раздел: среднее образование
Современные технологии и их роль в процессе организации
исследовательской и проектной деятельности, учащихся на уроках
английского языка
В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость
реформирования
своих
систем
образования
с
тем,
чтобы
ученик
стал
центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность
учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие
считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год,
важно,
чтобы
молодые
люди
умели
самостоятельно
мыслить,
учиться,
работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и
умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые
знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную
жизнь.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой
необходимость
поиска
новых
подходов
к
преподаванию.
Обращение
к
нетрадиционным
формам
обучения
предполагает
влияние
педагога
на
деятельность
каждого
ученика
и
вовлечение
его
в
активную
учебно-
практическую деятельность.
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на
личностно-ориентированное
обучение,
ведущую
роль
должны
играть
творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в
основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов.
В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом
поисковую
учебно-познавательную
деятельность.
Педагог
опирается
при
этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому
мышлению.
Метод
проектов,
сравнительно
новый
метод
в
преподавании,
он
способствует
активному
вовлечению
учеников
в
различные
виды
практической
деятельности
и
позволяет
развивать
их
творческие
и
индивидуальные способности.
Проект
–
специально
организованный
учителем
и
самостоятельно
выполняемый
учащимися
комплекс
действий
по
решению
значимой
для
учащегося
проблемы,
завершающихся
созданием
продукта.
Под
методом
проекта
мы
понимаем
комплексный
обучающий
метод,
который
даёт
возможность
учащимся
проявлять
самостоятельность
в
планировании,
организации и контроле своей деятельности.
Метод
проектов
был
разработан
американским
педагогом
Х.В.
Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции
инструментализма
Дж.
Дьюи.
Основная
цель
метода
проектов
–
предоставление
учащимся
возможности
самостоятельного
приобретения
знаний
в
процессе
решения
практических
задач
или
проблем,
которые
требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в
проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника
информации.
Воспитательный потенциал увеличивается с введением в учебный процесс
новых
технологий.
Использование
технологий,
привлекающих
опыт
и
творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания за школьные
рамки.
Одной
из
технологий,
обеспечивающей
личностно-ориентированное
воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически
вбирает
в
себя
и
другие
современные
технологии,
например
такие,
как
обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная
методика
даёт
учителю
возможность
включить
учащихся
в
реальное
общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный
труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты
своего труда.
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди
которых наиболее значимые следующие:
- Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из
жизни;
- Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
-
Участники
проекта
развивают
проектную
инициативу
и
доводят
её
до
сведения всех;
- Участники проекта организуют себя на дело;
- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- Участники проекта вступают в дискуссию.
Проект, в проективном образовании, и метод проектов отличаются друг от
друга. В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения
определенного учебного материала; в проективном образовании – разработка
проекта – цель обучения. То есть, говоря о методе проектов, мы имеем в виду
способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через
разработку проблемы и получения реального практического результата.
Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного
обучения
возникли
в
России
практически
параллельно
с
разработками
американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в
1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся
активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее,
уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в
школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением
ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.
С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот
метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и
весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле,
Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи
гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов
нашли широкое распространение.
Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее,
базирующееся
на
"последовательном
выполнении
комплексных
учебных
проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических
знаний". Это определение относится ею к проектному обучению как типу
развивающего обучения.
Таким образом, современные технологии играют важную роль в процессе
обучения
и
воспитания,
а
главное
в
процессе
мотивации
учащихся
к
изучению английского языка. Реализация инновационных образовательных
технологий
(совместно-распределенная
деятельность
на
уроках
и
во
внеурочной
работе,
учебные
диалоги,
проектно-исследовательская
деятельность, компьютерные программы) позволит выйти на новое качество
образования.
Ценным
в
проектной
и
исследовательской
деятельности
является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько
обучение его умениям проектирования и исследования: проблематизации,
целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и
рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Эти умения формируют положительную мотивацию учения.