Напоминание

Индивидуализации предметно–пространственной среды ДОУ


Автор: Бутузова Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №13"
Населённый пункт: пгт Гидроторф
Наименование материала: проект
Тема: Индивидуализации предметно–пространственной среды ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на

собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть

созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также

каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и

творчество.

Предлагаемый проект индивидуализации предметно- пространственной

среды ДОУ, кроме того, обеспечивает индивидуальную траекторию развития

ребенка как показатель профессиональной компетентности воспитателя

дошкольного образовательного учреждения

Цели и задачи проекта

Принципы построения предметно-пространственной среды

Содержание методической работы с педагогами

План повышения профессиональной компетентности педагогов в области

создания индивидуализированной предметно-пространственной среды в ДОУ

Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды

дошкольного учреждения

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации

принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода

на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых

важных является задача индивидуализации образования.

В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается

необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако

определение индивидуализации как принципа образования в научно-

методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный"

или "индивидуально-дифференцированный подход".

Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у

них профессиональной компетентности в реализации принципа

индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать

сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического

процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на

личностный подход к ребенку.

Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности

естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный

процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и

содержательному ровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы

или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии,

спортивных, развлекательных мероприятиях.

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из

первоначального безразличия

С целью индивидуализации предметно-пространственной среды и создания

системы методической работы, направленной на повышение компетентности

педагогов в социально-эмоциональном развитии детей, позволяющей

взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели,

в МБДОУ «детский сад № 13» был разработан проект.

Цели и задачи проекта

Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды –

это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее

время образовательные технологии:

исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через

открытие";

коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих

различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск

лучшего варианта решения;

имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных

профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их

решения;

психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной

образовательной деятельности;

деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую

деятельность, быть ее субъектом;

рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом

получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были

устранены и что он чувствовал при этом.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого

ребенка является главной идеей проекта. Такой маршрут немыслим вне

предметно-пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения –

это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая

индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных

компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие

функциональные площади, например, студии, рекреации, коридоры, территорию

детского сада.

Вторая идея проекта заключается в том, что каждый компонент единого

пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при

этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и

демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в

аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими

интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в

данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и

показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу

необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в

опосредованной деятельности.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-

пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной

траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития,

определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в

интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий,

результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта,

затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение,

совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли

активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается.

Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на

успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно

успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют

многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.

Таким образом, целью проекта стало создание единой предметно-

пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития

ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя

дошкольного образовательного учреждения.

В качестве основных задач проекта были определены:

создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к

личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность,

творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение

принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор,

ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность,

заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;

освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в

детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;

овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами

работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды,

способствующими повышению их профессиональной компетентности;

эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом

требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.

Принципы построения

предметно¬-пространственной среды

Основные положения личностно ориентированной модели предметно-

пространственной среды отражаются в принципах ее построения. Так, принцип

эмоционности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального

благополучия участников образовательного процесса заключается в создании

оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но

и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое

предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и

неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной

творческой деятельности.

Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу –

действую", продиктован принцип доступности и единства (М.И. Лисина).

Принцип активности, творчества реализуется через возможность

коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.

Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ,

оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием

опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность

построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому

ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.

Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы

ребенка, места отдыха и уединения.

Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои

склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип

"половых и возрастных" различий.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также

в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного

компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-

развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают

особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент,

подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели

развития, социальные условия жизни.

Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере

каждого ребенка, его интересах, наклонностях.

Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил

пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья

детей.

Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор,

функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.

Содержание методической работы с педагогами

Формы повышения квалификации педагогов в рамках данного проекта

выбирались исходя из психологических особенностей их познавательной

деятельности. Так, методическая работа предусматривала следующие

инновационные формы: лекции в виде диалога, семинар-интервью, дебаты (по

технологии Е.О. Галицких), мастер-классы, конкурсы, семинары-практикумы,

практикум по созданию эскизов и мини-проектов, игровое моделирование, метод

проектов и проблемно-поисковый.

Методическая работа осуществлялась в три этапа согласно разработанному

плану(приложение 1). На первом – подготовительном – этапе во время

разнообразных педагогических мероприятий педагоги изучали

специализированную литературу, интернет-сайты по вопросам организации

индивидуализированной среды, а затем с учетом приобретенных знаний

сформированная творческая группа обсуждала и предлагала

индивидуализированный дизайн пространства учреждения.

На втором – основном – этапе разрабатывались и вносились в годовой план

индивидуальные проекты для каждой группы, план функционирования

предметно-пространственной среды ДОУ. Параллельно происходил обмен

опытом: в методическом кабинете были сформированы библиотеки для

воспитателей по теме проекта, изготовлены и систематизированы дидактический

и раздаточный материалы. На последнем этапе подводились итоги, планировалась

работа наследующий год.

Использование компонентов предметно-¬пространственной среды

Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли воплощение в

оформлении предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ.

Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и

соответствующий ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок

по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены

визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике

каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки – данные его

родителей, контактные телефоны.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются

следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или

уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно

дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных некоторых

групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с

их слов воспитателем или самим ребенком (6–7 лет). В группе оформляется

"Уголок именинника", атмосфера которого создается с помощью красочного стула

именинника, "Паровозика желаний", персональной именинной посуды, чудесного

мешочка для подарков и т. д.

Рубрики "Я умею, я люблю, хочу научиться" заполняются со слов ребенка и

раскрывают его интересы и возможности. Отследить эмоциональное состояние

каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике "Мое настроение". В

специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в

соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только

своего настроение, но и своих товарищей.

Так, в группах младшего возраста ребенок может различить три состояния

настроения: плохое, хорошее и отличное, а в старших группах – значительно

больше.

В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и

т. п.)воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например,

дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется

рубрика "Я молодец, я научился".

Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в

рубрике "Панорама добрых дел" стимулируют желание дошкольника

присоединяться к интересам и деятельности сверстников.

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных

комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать

детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа

должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской

субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои

возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и

взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и

адаптироваться в социальном мире.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее,

ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в

целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин,

конструкторов, предметов для двигательной активности.

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным,

стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками

совместно с родителями и воспитателем.

В игровых комнатах для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и

набором разно-образных карточек по всем видам детской деятельности.

Например, в группе "Морячки" дети путешествуют по островкам "Остров

размышлений", "Эко-знайка", "Поиграй-ка", "Домисолька", "Остров сокровищ",

"Почитай-ка", "Остров Самоделкина", "Здоровей-ка", "Остров Робинзона" (уголок

уединения).

Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли,

которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный

строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям

принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе,

предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах

детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях,

газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и

продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов

(книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).

Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их

индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве

сокровищ".

В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать

собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов,

информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея.

Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у

сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть

представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы,

муляжами, игрушками и др.

Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими

игрушками, – макет. Он выводит способность к сюжет осложению на новый

уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие

способности, подчеркивает индивидуальность.

Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-

музеи по интересующей теме или теме проекта. В подготовке и оформлении

материалов принимают участие родители.

Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой предметно-

пространственной среды ДОУ (коридоры, вестибюли, другие функциональные

помещения).

Стена "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных

достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах,

выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических

фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события,

разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в

нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).

Постоянно действующая выставка творчества (картины, вышивка и др.)

родителей, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за

свою семью.

Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Песочные

мозаичные панно включают в себя такие компоненты, как "секретики" в песке,

строительство домиков из веток, палок. На первых порах воспитатели

выкладывают мозаику вместе с дошкольниками, но дети достаточно быстро

осваивают технику и создают собственные композиции, которые на протяжении

всего лета украшают участки детского сада.

Вылепленные руками воспитателей скульптуры обитателей морей и океанов

расширяют не только кругозор детей, но и поле их деятельности. Они

используются дошкольниками для двигательной активности, подвижных и

сюжетных игр.

С помощью педагогов дополнительного образования (эколога, педагога по

изобразительной деятельности, инструктора по физической культуре и

др.)воспитанники перемещаются по территории детского сада и выбирают

интересный для них вид деятельности, объединяются в разновозрастные микро-

группы.

Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся

им объект и взять над ним шефство (например, ухаживать за растением, следить

за чистотой скульптур). Более подробное описание использования компонентов

предметно-пространственной среды дошкольного учреждения представлено в

приложении 2.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в

помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность,

способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных

навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства

жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными,

ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и

навыки.

Преимущества данного индивидуализированного подхода над традиционным

можно оценить благодаря сводной таблице (приложение 3), иллюстрирующей

изменения, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация по

реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды

ДОУ.

План повышения профессиональной компетентности педагогов

в области создания индивидуализированной предметно¬-пространственной

среды в ДОУ

Приложение 1

Мероприятие

Содержание

1-й этап – подготовительный

Педагогический совет

Анализ тематического контроля по организации предметно-

пространственной среды, введение в проблему изменений среды с учетом

индивидуального подхода к ребенку

Цикл педагогических чтений

Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений,

вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации

индивидуализированной предметно-пространственной среды

Педагогическая гостиная

Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра

видеоматериалов

Сайт-экспедиция

Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством

различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через

самообразование, сотрудничество с учреждениями, исследующими предметно-

пространственную среду

Бюро находок

Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта

Организация творческой группы

Разработка дизайн-проекта оформления помещений ДОУ как единого

индивидуализированного пространства учреждения

Мини-презентация.

Дебаты

Представление проекта творческой группой.

Отбор эффективных форм работы с детьми в спроектированной предметно-

пространственной среде

2-й этап – основной

Дизайн-мастерские

Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего

проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого

индивидуализированного пространства

Организация творческой группы

Составление плана функционирования среды с внесением в годовой план

графиков движения групп в единой пространственной среде, плана

взаимодействия педагогов

Постоянно действующие мини-типографии на базе

методического кабинета

Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для детей

с заданиями для организации самостоятельной разнообразной деятельности

Электронный методический банк

Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по

теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта

(видео- и фото материалы, список литературы, мультимедийные презентации,

методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с

родителями)

Наглядно-дидактический и методический банк в информационно-

методическом кабинете

Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала,

образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в

работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка

материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей

среды; видео- и аудиокассетами, компьютерными дисками; методической

литературой.

Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результата

манкетирования и диагностики)

Мастер-классы

Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов

и форм

3-й этап – рефлексивный

Анкетирование детей, педагогов, родителей.

Диагностика

Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта

Совещание с участием заведующего ДОУ

Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на

следующий год

по проекту (2-й, 3-й этапы) с внесением коррективов

Использование отдельных компонентов

предметно¬-пространственной среды дошкольного учреждения среды в ДОУ

Приложение 2

Компонент

Процесс

Участник

Приемная

"Здравствуйте,

я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя

членомданного сообщества детей и взрослых

Ребенок – личность,

член коллектива

"Уголок именинника"

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и

обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов,

месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний",

персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – организатор

"Звезда дня"

На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника,

избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это

место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование

положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – оформитель;

родители – консультанты

"Мое настроение"

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого

ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться"

Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности

Ребенок – автор;

воспитатель – помощник;

родитель – читатель

"СМС-почта",

"Я молодец,

я научился"

Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие

сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском

саду

Ребенок – созерцатель;

воспитатель – инициатор;

родитель – активный

читатель

"Ладошки успеха"

Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения

Ребенок – герой дня;

воспитатель – аналитик

"Панорама добрых дел"

Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к

его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием

ребенка, его достижениями

Ребенок – созерцатель,

аналитик;

воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – информируемый

Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах

деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

Ребенок – активный участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

Рубрика

"Ждем на индивидуальную работу"

Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для

индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного

образования

Воспитатель – организатор;

родитель – активный помощник

"Новости дня"

Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные

воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на

всеобщее обозрение

Ребенок – соавтор;

воспитатель – автор;

родитель – информируемый

"Чудо-носочки"

(варежки и т. п.)

Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника"

с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями

дома

Ребенок – участник;

воспитатель – организатор;

родитель – помощник

Игровая и спальная комнаты

Творческие

мастерские

Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов

Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор

Карта-путеводитель

Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра)

и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты,

схемы, задания, ребусы и др.)

Ребенок – инициатор;

воспитатель – помощник

"Деловые хлопоты"

Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок

исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец",

"главный строитель", "директор гаража" и др.

Ребенок – активный участник

"Островок

сокровищ",

"Полянка

драгоценностей"

Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители:

коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами),

систематизация и изучение собираемого

Ребенок – коллекционер;

воспитатель – помощник;

родитель – активный

соучастник

Газеты,

листовки и знаки

Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность

ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно

со взрослыми

Ребенок – автор

Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов

воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов,

организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками

Ребенок – дизайнер;

воспитатель – консультант

Мини-музеи

Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные

ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с

воспитателем по теме проекта

Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор;

родитель – соучастник

"Мое творчество"

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка

на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских

сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины,

бумаги, природного и бросового материалов))

Ребенок – творец;

воспитатель – координатор;

родитель – соучастник

Детский дизайн-клуб

Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников,

темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги")

Ребенок – дизайнер

"Ангелы сна",

"Обереги"

В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег,

изготовленный ими и названный необычным именем.

У дошкольников также может быть свой ангел сна

Ребенок – создатель, выдумщик; воспитатель – соучастник

Коридоры, вестибюли, дополнительные площади

Стена

"Наша жизнь, наши успехи"

Используется для демонстрации личных достижений ребенка

в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках

Ребенок – гордый созерцатель;

старший воспитатель – организатор

Стены творчества

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской

субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок

Ребенок – творец;

старший воспитатель – организатор;

воспитатель – помощник;

родитель – соучастник

Дизайн-холл

Для проведения временных выставок совместного творчества детей и

родителей

Ребенок и родитель – автор;

старший воспитатель – организатор

Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены"

Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям

физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена

мнениями внутри детского коллектива ДОУ

Ребенок – автор;

воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик

"Азбука настроения"

Получение педагогом обратной связи после занятия с ребенком физической

культурой

Ребенок – аналитик;

воспитатель по ФИЗО – диагностик

"Вымпел"

Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем

соревнований

Ребенок – участник

"Книга рекордов"

Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший

теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов"

Ребенок – участник;

воспитатель по ФИЗО – издатель

Информационно-методический кабинет

Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека)

Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов,

мультимедийных презентаций

Старший воспитатель – организатор;

ребенок – зритель, собеседник

Игро-библиотека

Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную

литературу, энциклопедии, развивающие игры

и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов

Старший воспитатель – библиотекарь, консультант; ребенок – потребитель

Территория дошкольного учреждения

"Детская дизайн-площадка"

Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской

субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"),

в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков

Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор,

наблюдатель

"Дизайн-территория"

Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов,

сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые

формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.

Старший воспитатель

и творческая группа –

дизайнеры, скульпторы;

ребенок – потребитель

"Эко-полянка"

"Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-

экспериментальная, исследовательская деятельность

Ребенок – исследователь, аналитик;

воспитатель – координатор

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов

в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной

среды ДОУ

Приложение 3

Цель образовательного процесса

Традиционный подход

Инновационный подход

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности

детей и педагогов

Методы обучения

Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого

к сложному

Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и

познавательных способностей ребенка

Педагогические средства

Преимущественно:

монолог педагога;

презентация знаний, умений и навыков;

фронтальный и групповой опросы детей

Преимущественно:

диалог и полилог;

актуализация имеющегося личностного опыта ребенка;

ориентация на имеющийся индивидуальный опыт;

совместные проекты (дети, родители, педагоги);

целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка;

опытно-экспериментальная деятельность детей;

исследовательская деятельность;

творческие работы.

Способы мотивации

Личные интересы, цели ребенка слабо задействованы в воспитательно-

образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается

с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей

успеваемостью или неуспеваемостью

Интересы, личные цели и ценности учитываются в воспитательно-

образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном

с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения

загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями,

вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру,

творчество, поиск),обеспечением самореализации, достижением социального

признания и т. д.

Дидактические материалы

Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью

сложности. Готовит воспитатель

Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и

возможностями. Готовят дети, педагоги, родители

Тип взаимодействия

Субъект-объектные.

Ребенок – объект педагогического воздействия

Субъект-субъектные.

Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем

– собственного развития, в будущем – своей жизни

Основные функции воспитателя

Трансляция и формирование знаний, умений и навыков

Формирование и фасилитация познавательных процессов

Активность детей

Преимущественно по инициативе педагога

Собственная активность и инициатива детей

Роли детей

В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т. п.

Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор,

координатор, художник, критик и т. д.

Образовательная технология

Складывается у педагога в соответствии с его собственным опытом обучения,

профессиональным и личностным опытом. При кажущемся разнообразии средств

приобретает статичный характер. Обеспечивается в рамках одной

образовательной программы

Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся

образовательной ситуации. Обеспечивается преемственностью образовательных

технологий

Критерии эффективности

Преимущественно обученность детей

Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и

личностного опыта.



В раздел образования