Автор: Бутузова Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №13"
Населённый пункт: пгт Гидроторф
Наименование материала: проект
Тема: Индивидуализации предметно–пространственной среды ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на
собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть
созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также
каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и
творчество.
Предлагаемый проект индивидуализации предметно- пространственной
среды ДОУ, кроме того, обеспечивает индивидуальную траекторию развития
ребенка как показатель профессиональной компетентности воспитателя
дошкольного образовательного учреждения
Цели и задачи проекта
Принципы построения предметно-пространственной среды
Содержание методической работы с педагогами
План повышения профессиональной компетентности педагогов в области
создания индивидуализированной предметно-пространственной среды в ДОУ
Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды
дошкольного учреждения
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации
принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода
на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых
важных является задача индивидуализации образования.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается
необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако
определение индивидуализации как принципа образования в научно-
методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный"
или "индивидуально-дифференцированный подход".
Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у
них профессиональной компетентности в реализации принципа
индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать
сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического
процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на
личностный подход к ребенку.
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности
естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный
процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и
содержательному ровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы
или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии,
спортивных, развлекательных мероприятиях.
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из
первоначального безразличия
С целью индивидуализации предметно-пространственной среды и создания
системы методической работы, направленной на повышение компетентности
педагогов в социально-эмоциональном развитии детей, позволяющей
взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели,
в МБДОУ «детский сад № 13» был разработан проект.
Цели и задачи проекта
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды –
это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее
время образовательные технологии:
исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через
открытие";
коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих
различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск
лучшего варианта решения;
имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных
профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их
решения;
психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной
образовательной деятельности;
деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую
деятельность, быть ее субъектом;
рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом
получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были
устранены и что он чувствовал при этом.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого
ребенка является главной идеей проекта. Такой маршрут немыслим вне
предметно-пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения –
это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая
индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных
компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие
функциональные площади, например, студии, рекреации, коридоры, территорию
детского сада.
Вторая идея проекта заключается в том, что каждый компонент единого
пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при
этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и
демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в
аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими
интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в
данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и
показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу
необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в
опосредованной деятельности.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-
пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной
траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития,
определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в
интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий,
результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта,
затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение,
совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли
активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается.
Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на
успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно
успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют
многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Таким образом, целью проекта стало создание единой предметно-
пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития
ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя
дошкольного образовательного учреждения.
В качестве основных задач проекта были определены:
создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к
личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность,
творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение
принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор,
ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность,
заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в
детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;
овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами
работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды,
способствующими повышению их профессиональной компетентности;
эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом
требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения
предметно¬-пространственной среды
Основные положения личностно ориентированной модели предметно-
пространственной среды отражаются в принципах ее построения. Так, принцип
эмоционности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия участников образовательного процесса заключается в создании
оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но
и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое
предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и
неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной
творческой деятельности.
Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу –
действую", продиктован принцип доступности и единства (М.И. Лисина).
Принцип активности, творчества реализуется через возможность
коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.
Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ,
оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием
опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность
построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому
ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.
Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы
ребенка, места отдыха и уединения.
Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои
склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип
"половых и возрастных" различий.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также
в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного
компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-
развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают
особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент,
подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели
развития, социальные условия жизни.
Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере
каждого ребенка, его интересах, наклонностях.
Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил
пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья
детей.
Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор,
функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Содержание методической работы с педагогами
Формы повышения квалификации педагогов в рамках данного проекта
выбирались исходя из психологических особенностей их познавательной
деятельности. Так, методическая работа предусматривала следующие
инновационные формы: лекции в виде диалога, семинар-интервью, дебаты (по
технологии Е.О. Галицких), мастер-классы, конкурсы, семинары-практикумы,
практикум по созданию эскизов и мини-проектов, игровое моделирование, метод
проектов и проблемно-поисковый.
Методическая работа осуществлялась в три этапа согласно разработанному
плану(приложение 1). На первом – подготовительном – этапе во время
разнообразных педагогических мероприятий педагоги изучали
специализированную литературу, интернет-сайты по вопросам организации
индивидуализированной среды, а затем с учетом приобретенных знаний
сформированная творческая группа обсуждала и предлагала
индивидуализированный дизайн пространства учреждения.
На втором – основном – этапе разрабатывались и вносились в годовой план
индивидуальные проекты для каждой группы, план функционирования
предметно-пространственной среды ДОУ. Параллельно происходил обмен
опытом: в методическом кабинете были сформированы библиотеки для
воспитателей по теме проекта, изготовлены и систематизированы дидактический
и раздаточный материалы. На последнем этапе подводились итоги, планировалась
работа наследующий год.
Использование компонентов предметно-¬пространственной среды
Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли воплощение в
оформлении предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ.
Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и
соответствующий ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок
по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены
визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике
каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки – данные его
родителей, контактные телефоны.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются
следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или
уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно
дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных некоторых
групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с
их слов воспитателем или самим ребенком (6–7 лет). В группе оформляется
"Уголок именинника", атмосфера которого создается с помощью красочного стула
именинника, "Паровозика желаний", персональной именинной посуды, чудесного
мешочка для подарков и т. д.
Рубрики "Я умею, я люблю, хочу научиться" заполняются со слов ребенка и
раскрывают его интересы и возможности. Отследить эмоциональное состояние
каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике "Мое настроение". В
специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в
соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только
своего настроение, но и своих товарищей.
Так, в группах младшего возраста ребенок может различить три состояния
настроения: плохое, хорошее и отличное, а в старших группах – значительно
больше.
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и
т. п.)воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например,
дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется
рубрика "Я молодец, я научился".
Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в
рубрике "Панорама добрых дел" стимулируют желание дошкольника
присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных
комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать
детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа
должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской
субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои
возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и
взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и
адаптироваться в социальном мире.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее,
ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в
целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин,
конструкторов, предметов для двигательной активности.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным,
стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками
совместно с родителями и воспитателем.
В игровых комнатах для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и
набором разно-образных карточек по всем видам детской деятельности.
Например, в группе "Морячки" дети путешествуют по островкам "Остров
размышлений", "Эко-знайка", "Поиграй-ка", "Домисолька", "Остров сокровищ",
"Почитай-ка", "Остров Самоделкина", "Здоровей-ка", "Остров Робинзона" (уголок
уединения).
Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли,
которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный
строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям
принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе,
предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах
детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях,
газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и
продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов
(книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).
Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их
индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве
сокровищ".
В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать
собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов,
информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея.
Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у
сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть
представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы,
муляжами, игрушками и др.
Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими
игрушками, – макет. Он выводит способность к сюжет осложению на новый
уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие
способности, подчеркивает индивидуальность.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-
музеи по интересующей теме или теме проекта. В подготовке и оформлении
материалов принимают участие родители.
Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой предметно-
пространственной среды ДОУ (коридоры, вестибюли, другие функциональные
помещения).
Стена "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных
достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах,
выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических
фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события,
разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в
нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).
Постоянно действующая выставка творчества (картины, вышивка и др.)
родителей, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за
свою семью.
Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Песочные
мозаичные панно включают в себя такие компоненты, как "секретики" в песке,
строительство домиков из веток, палок. На первых порах воспитатели
выкладывают мозаику вместе с дошкольниками, но дети достаточно быстро
осваивают технику и создают собственные композиции, которые на протяжении
всего лета украшают участки детского сада.
Вылепленные руками воспитателей скульптуры обитателей морей и океанов
расширяют не только кругозор детей, но и поле их деятельности. Они
используются дошкольниками для двигательной активности, подвижных и
сюжетных игр.
С помощью педагогов дополнительного образования (эколога, педагога по
изобразительной деятельности, инструктора по физической культуре и
др.)воспитанники перемещаются по территории детского сада и выбирают
интересный для них вид деятельности, объединяются в разновозрастные микро-
группы.
Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся
им объект и взять над ним шефство (например, ухаживать за растением, следить
за чистотой скульптур). Более подробное описание использования компонентов
предметно-пространственной среды дошкольного учреждения представлено в
приложении 2.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в
помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность,
способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных
навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства
жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными,
ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и
навыки.
Преимущества данного индивидуализированного подхода над традиционным
можно оценить благодаря сводной таблице (приложение 3), иллюстрирующей
изменения, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация по
реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды
ДОУ.
План повышения профессиональной компетентности педагогов
в области создания индивидуализированной предметно¬-пространственной
среды в ДОУ
Приложение 1
Мероприятие
Содержание
1-й этап – подготовительный
Педагогический совет
Анализ тематического контроля по организации предметно-
пространственной среды, введение в проблему изменений среды с учетом
индивидуального подхода к ребенку
Цикл педагогических чтений
Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений,
вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации
индивидуализированной предметно-пространственной среды
Педагогическая гостиная
Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра
видеоматериалов
Сайт-экспедиция
Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством
различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через
самообразование, сотрудничество с учреждениями, исследующими предметно-
пространственную среду
Бюро находок
Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта
Организация творческой группы
Разработка дизайн-проекта оформления помещений ДОУ как единого
индивидуализированного пространства учреждения
Мини-презентация.
Дебаты
Представление проекта творческой группой.
Отбор эффективных форм работы с детьми в спроектированной предметно-
пространственной среде
2-й этап – основной
Дизайн-мастерские
Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего
проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого
индивидуализированного пространства
Организация творческой группы
Составление плана функционирования среды с внесением в годовой план
графиков движения групп в единой пространственной среде, плана
взаимодействия педагогов
Постоянно действующие мини-типографии на базе
методического кабинета
Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для детей
с заданиями для организации самостоятельной разнообразной деятельности
Электронный методический банк
Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по
теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта
(видео- и фото материалы, список литературы, мультимедийные презентации,
методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с
родителями)
Наглядно-дидактический и методический банк в информационно-
методическом кабинете
Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала,
образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в
работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка
материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей
среды; видео- и аудиокассетами, компьютерными дисками; методической
литературой.
Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результата
манкетирования и диагностики)
Мастер-классы
Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов
и форм
3-й этап – рефлексивный
Анкетирование детей, педагогов, родителей.
Диагностика
Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта
Совещание с участием заведующего ДОУ
Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на
следующий год
по проекту (2-й, 3-й этапы) с внесением коррективов
Использование отдельных компонентов
предметно¬-пространственной среды дошкольного учреждения среды в ДОУ
Приложение 2
Компонент
Процесс
Участник
Приемная
"Здравствуйте,
я пришел"
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя
членомданного сообщества детей и взрослых
Ребенок – личность,
член коллектива
"Уголок именинника"
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и
обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов,
месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний",
персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.
Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;
воспитатель – организатор
"Звезда дня"
На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника,
избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это
место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование
положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки
Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;
воспитатель – оформитель;
родители – консультанты
"Мое настроение"
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого
ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
Ребенок и воспитатель – аналитики;
родитель – информируемый
Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться"
Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности
Ребенок – автор;
воспитатель – помощник;
родитель – читатель
"СМС-почта",
"Я молодец,
я научился"
Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие
сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском
саду
Ребенок – созерцатель;
воспитатель – инициатор;
родитель – активный
читатель
"Ладошки успеха"
Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения
Ребенок – герой дня;
воспитатель – аналитик
"Панорама добрых дел"
Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к
его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием
ребенка, его достижениями
Ребенок – созерцатель,
аналитик;
воспитатель – аналитик, оформитель;
родитель – информируемый
Портфолио ребенка
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах
деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни
Ребенок – активный участник;
воспитатель – издатель;
родитель – помощник
Рубрика
"Ждем на индивидуальную работу"
Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для
индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного
образования
Воспитатель – организатор;
родитель – активный помощник
"Новости дня"
Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные
воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на
всеобщее обозрение
Ребенок – соавтор;
воспитатель – автор;
родитель – информируемый
"Чудо-носочки"
(варежки и т. п.)
Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника"
с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями
дома
Ребенок – участник;
воспитатель – организатор;
родитель – помощник
Игровая и спальная комнаты
Творческие
мастерские
Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов
Ребенок – создатель;
воспитатель – организатор
Карта-путеводитель
Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра)
и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты,
схемы, задания, ребусы и др.)
Ребенок – инициатор;
воспитатель – помощник
"Деловые хлопоты"
Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок
исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец",
"главный строитель", "директор гаража" и др.
Ребенок – активный участник
"Островок
сокровищ",
"Полянка
драгоценностей"
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители:
коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами),
систематизация и изучение собираемого
Ребенок – коллекционер;
воспитатель – помощник;
родитель – активный
соучастник
Газеты,
листовки и знаки
Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность
ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно
со взрослыми
Ребенок – автор
Макеты
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов
воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов,
организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками
Ребенок – дизайнер;
воспитатель – консультант
Мини-музеи
Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные
ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с
воспитателем по теме проекта
Ребенок – создатель;
воспитатель – организатор;
родитель – соучастник
"Мое творчество"
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка
на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских
сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины,
бумаги, природного и бросового материалов))
Ребенок – творец;
воспитатель – координатор;
родитель – соучастник
Детский дизайн-клуб
Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников,
темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги")
Ребенок – дизайнер
"Ангелы сна",
"Обереги"
В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег,
изготовленный ими и названный необычным именем.
У дошкольников также может быть свой ангел сна
Ребенок – создатель, выдумщик; воспитатель – соучастник
Коридоры, вестибюли, дополнительные площади
Стена
"Наша жизнь, наши успехи"
Используется для демонстрации личных достижений ребенка
в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках
Ребенок – гордый созерцатель;
старший воспитатель – организатор
Стены творчества
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской
субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок
Ребенок – творец;
старший воспитатель – организатор;
воспитатель – помощник;
родитель – соучастник
Дизайн-холл
Для проведения временных выставок совместного творчества детей и
родителей
Ребенок и родитель – автор;
старший воспитатель – организатор
Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены"
Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям
физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена
мнениями внутри детского коллектива ДОУ
Ребенок – автор;
воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик
"Азбука настроения"
Получение педагогом обратной связи после занятия с ребенком физической
культурой
Ребенок – аналитик;
воспитатель по ФИЗО – диагностик
"Вымпел"
Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем
соревнований
Ребенок – участник
"Книга рекордов"
Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший
теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов"
Ребенок – участник;
воспитатель по ФИЗО – издатель
Информационно-методический кабинет
Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека)
Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов,
мультимедийных презентаций
Старший воспитатель – организатор;
ребенок – зритель, собеседник
Игро-библиотека
Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную
литературу, энциклопедии, развивающие игры
и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов
Старший воспитатель – библиотекарь, консультант; ребенок – потребитель
Территория дошкольного учреждения
"Детская дизайн-площадка"
Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской
субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"),
в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков
Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор,
наблюдатель
"Дизайн-территория"
Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов,
сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые
формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.
Старший воспитатель
и творческая группа –
дизайнеры, скульпторы;
ребенок – потребитель
"Эко-полянка"
"Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-
экспериментальная, исследовательская деятельность
Ребенок – исследователь, аналитик;
воспитатель – координатор
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов
в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной
среды ДОУ
Приложение 3
Цель образовательного процесса
Традиционный подход
Инновационный подход
Формирование знаний, умений и навыков
Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности
детей и педагогов
Методы обучения
Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого
к сложному
Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и
познавательных способностей ребенка
Педагогические средства
Преимущественно:
монолог педагога;
презентация знаний, умений и навыков;
фронтальный и групповой опросы детей
Преимущественно:
диалог и полилог;
актуализация имеющегося личностного опыта ребенка;
ориентация на имеющийся индивидуальный опыт;
совместные проекты (дети, родители, педагоги);
целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка;
опытно-экспериментальная деятельность детей;
исследовательская деятельность;
творческие работы.
Способы мотивации
Личные интересы, цели ребенка слабо задействованы в воспитательно-
образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается
с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей
успеваемостью или неуспеваемостью
Интересы, личные цели и ценности учитываются в воспитательно-
образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном
с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения
загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями,
вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру,
творчество, поиск),обеспечением самореализации, достижением социального
признания и т. д.
Дидактические материалы
Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью
сложности. Готовит воспитатель
Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и
возможностями. Готовят дети, педагоги, родители
Тип взаимодействия
Субъект-объектные.
Ребенок – объект педагогического воздействия
Субъект-субъектные.
Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем
– собственного развития, в будущем – своей жизни
Основные функции воспитателя
Трансляция и формирование знаний, умений и навыков
Формирование и фасилитация познавательных процессов
Активность детей
Преимущественно по инициативе педагога
Собственная активность и инициатива детей
Роли детей
В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т. п.
Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор,
координатор, художник, критик и т. д.
Образовательная технология
Складывается у педагога в соответствии с его собственным опытом обучения,
профессиональным и личностным опытом. При кажущемся разнообразии средств
приобретает статичный характер. Обеспечивается в рамках одной
образовательной программы
Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся
образовательной ситуации. Обеспечивается преемственностью образовательных
технологий
Критерии эффективности
Преимущественно обученность детей
Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и
личностного опыта.