Напоминание

"Игровые методы обучения в педагогической практике"


Автор: Семенова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чердаклинская СШ № 1
Населённый пункт: р.п. Чердаклы
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые методы обучения в педагогической практике"
Раздел: начальное образование





Назад




ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

по теме

« Игровые методы обучения в педагогической практике»

Прекрасная пора детства!

Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему

предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные

решения в различных видах деятельности.

Задача учителя- формирование

«универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться,

способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Формирование УУД не возможно без формирования познавательных интересов и

активизации познавательной деятельности.

Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших

школьников в практике обучения и воспитания нет.

Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и

методы.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить

маленьких учеников, не принуждая учиться?

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными

средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая

деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, использование

занимательного материала, работа в микро - группах, проблемное обучение,

использование ИКТ, методы стимулирования.

Дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания

самостоятельности мышления у детей. Приведу примеры дидактических игр, которые

применяю на практике.

Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и

групповых формах, но она более индивидуализирована. Её используют при закреплении

материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, о четных и нечетных

числах, допущенные учителем ошибки. Для проведения таких игр не требуется

специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации

телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во

внеклассной работе.

Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами

игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным

задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др.

Учащиеся могут исполнять роли специалистов, (щ.1 р)

роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только

познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры

создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов,

желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать

«путешествия» в вымышленную страны, планеты, города и т.д. В игре могут сообщаться и

новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания.

Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая

игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в

незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от

игрового действия к умственной задаче.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности

детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к

процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют

свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный

материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает

радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: "Без игры нет, и не

может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности".

Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра

полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное

участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и

не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и

навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты

характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Действенным методом активизации познавательной активности

является создание на уроке проблемных ситуаций.

Цель и назначение проблемного обучения вижу в преодолении механического усвоения

знаний, в активизации мыслительной деятельности учащихся. Используя приёмы данной

технологии, разработала систему проблемных вопросов, задач и заданий по русскому

языку, литературному чтению, математике и окружающему миру, цель которых –

активизировать мыслительные процессы учащихся, стимулировать их самостоятельную

учебную деятельность. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью

активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность,

красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю

на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении,

контроле с помощью следующих методических приёмов:

1-приём.

Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или

затруднение.

Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено

постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно

таким образом формируется творческая способность учащихся к

самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

2 приём.

Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Например:

Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей

недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания

стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно

только после определённой теоретической подготовки.

При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром,

даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.

(Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину.

Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел.

Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы

должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая

единица измерения площади)

ИЛИ:

Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания,

дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и

нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6 см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что

задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью

приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной

деятельности.

Так же помогает активизации познавательной деятельности и постановка

конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования,

обобщения, конкретизации.

Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на

осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний,

применение знаний в практической деятельности.

Проблемные вопросы по окружающему миру:

Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи

домики?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на

этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать,

празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут

сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной

литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в

единственном числе: очко)

Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по

морфемному составу)

Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

На уроках математики активизировать познавательную деятельность помогает

постановка проблемных задач.

а). Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.

Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и

анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина.

Сколько апельсинов съели они вместе?

Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных

недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим

поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные

вопросы, на одном условии получается несколько задач).

б). Задачи с заведомо допущенными ошибками. Дети очень любят выступать в роли

учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует

мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы

проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить

задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что

ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь

приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными

способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать

различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый

доступный или рациональный.

в). Задачи с противоречивыми данными.

-На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

- В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в

автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и

решают полученные задачи)

Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших

школьников можно через проектно-исследовательскую деятельность и систему

творческих заданий в ходе разработки проектов.

Работа над проектами предполагает активизацию познавательной деятельности

младшего школьника, его активное сотрудничество с учителем. В результате работы

над проектами учащимися осваиваются способы деятельности, успешнее идет

личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств

наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал?

На помощь пришёл компьютер.

Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию

обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к

современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к

новой форме оценки знаний. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты

приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Успешность, как один из

основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют:

сделать обучение интересным и разнообразным по форме; показать в динамике

сложные для понимания процессы; вступить в диалог с компьютерной программой;

легко пользоваться справочным материалом; выполнять небольшие исследования и

проекты.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний,

продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит

радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся,

их сотрудничества в учебном процессе.

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения - состоит в

том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика, обучать его не

отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а в

системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных

задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности.

Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приведет к

изменению качества умственной деятельности ученика, выработает особый тип

мышления, который обычно называют научным, критическим.

Приёмы критического мышления используемые мной в работе:

Бортовой журнал

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Концептуальная таблица «Знаю-хочу знать - узнал» и мн.др.

К формам организации учебной деятельности, которая позволяет

активизировать познавательную деятельность учащихся относится и групповая

работа на уроках.

Групповая работа – формирует и развивает мотивацию учеников в

сотрудничестве. Работа в микро - группах необыкновенно важна: каждый должен

уметь работать с другими, учиться работать совместно.

Вводить элементы групповой формы работы можно уже с первого класса. Сначала

ребята работают парами.

В дальнейшем можно организовать работу в группах, где количество учащихся

возрастает.

Учащиеся должны соблюдать правила работы в группах:

Объединиться быстро и тихо

Говорить тихо.

Уметь слушать другого.

Выполнить задание грамотно, правильно.

Оставаться в группе, пока не закончат работу другие.

Если правильно организовать работу в микро - группах, то через некоторое время –

можно сделать выводы, что сильные учащиеся – становятся внимательнее к

товарищам, готовы прийти на помощь и объяснить непонятное. Слабые перестают

бояться ошибиться.

Групповая работа создаёт условия живого, непринуждённого общения.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, развивает

устную речь детей, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному

труду, активизирует мыслительную деятельность, помогает учителю объяснять,

закреплять, и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего

класса.

Проверку выполнения работы можно провести в виде фронтального опроса, а

можно выслушать спикера группы. Спикер группы так же подводит итог работы

детей в группе.

Сочетание пар и групп можно менять время от времени, и наблюдая за работой

учащихся найти оптимальный вариант.

В групповой работе роль играет не только успеваемость ученика, но и

способность к общению, к коллективной работе. Например, в паре слабого ученика

со слабым, работа не может привести к желаемому результату. Поэтому, в группе

должен быть сильный учащийся, средний ученик и слабый.

Групповая форма работы актуальна на всех уроках, и хотя она требует большой

предварительной подготовки от учителя, но она вызывает у детей интерес и

приносит эффект в воспитании и развитии учащихся, формирует у детей

самостоятельные навыки и умения учебной деятельности.

Одним из эффективных методов активизации познавательной деятельности является

Стимулирование.

Дети в результате своей работы получают не только устные похвалы и

положительные отметки, но и отмечаются грамотами, небольшими призами и

сувенирами.

Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что не собираюсь

останавливаться на использовании рассмотренных методов и форм

активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Очень отрадно видеть, как ребёнок становится ищущим, жаждущим

знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный

интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть

лучше этого?

Свою задачу я вижу в том, чтобы сделать годы учёбы радостными, не

отталкивать от себя детей, а стать им другом и товарищем, жить с ними

одной жизнью.



В раздел образования