Напоминание

"Социализация детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности в ДОО"


Авторы: Жданова Наталья Ивановна, Илюхина Бирута Валерьевна
Должность: воспитатели группы для детей с ТНР
Учебное заведение: МДОУ Детский сад N 10
Населённый пункт: Мурманская область, Кольский район, п. Мурмаши
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи посредством

театрализованной деятельности в ДОО.

Жданова Н.И., Илюхина Б.В. –

воспитатели МДОУ детского сада №10

п. Мурмаши Кольского района

Мурманской области

Аннотация. В статье проанализирован опыт педагогического

сопровождения социализации дошкольника с тяжелым нарушением

речи в условиях ДОУ. Рассматриваются факторы, которые позволяют

определить и реализовать конкретные коррекционные, психолого -

педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность

социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в

общество.

По данным официального сайта Министерства здравоохранения и

социального развития РФ у нас в стране насчитывается:

- более 2 млн. детей с ОВЗ (8% от детской популяции);

- из них около 700 тыс. составляют дети – инвалиды (2% от детской

популяции);

- из них 57,7% - мальчики, 42,3 – девочки.

I место – психические расстройства и расстройства поведения (25, 02%)

II место болезни нервной системы (22, 47%)

III место – врожденные аномалии развития (20, 6%)

IV место – инфекционные и соматические заболевания (20, 2%)

Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе,

совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс

медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но

стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном

обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с

врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота,

умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0

до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие

ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными,

наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями

травм, подтвержденными в установленном порядке.

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы

социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим

содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.

Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в

жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению,

самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к

социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает

барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и

педагогические процессы.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное

эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного

благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение

образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с

завтрашним днем подрастающего человека.

Дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к незащищенной

категории граждан, которые требуют не только постоянной помощи и

контроля со стороны третьих лиц, но и государственного социального

обслуживания.

Социальное развитие детей с ОВЗ – это комплекс действий и мероприятий,

направленный на:

успешное развитие личностных качеств;

усвоение принятых норм морали и этики;

принятие установленных образцов поведения в обществе;

развитие познавательной деятельности, любви к учебе и труду.

Таким образом, основная цель социализации детей с ОВЗ — безболезненная

адаптация к окружающему их обществу.

Остановимся на социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время вопросы социализации детей с недостатками речи и, в

частности, с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольного

образовательного учреждения стали более актуальными. На протяжении

многих десятилетий учёными разрабатываются социальные и психолого-

педагогические условия интеграции детей с ОВЗ в общество. Формируется

система специального образования с его содержанием, формами и методами

(А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Б. И. Коваленко, В. В. Воронкова, Л. И.,

Солнцева, Г. В. Чиркина и др.). Обосновывается система коррекционно-

развивающей работы в дошкольных учреждениях (Б. Д. Корсунская, Л. П.

Носкова, Т. С Зыкова, В. И. Селивёрстов, В. А. Феокситова и ДР.). Речевые

нарушения являются серьезной проблемой, так как у этой категории детей

зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, что приводит

впоследствии к формированию комплекса неполноценности, отрицательно

сказывается на умственных способностях, а также на поведении и

социализации ребенка в целом. Именно поэтому и возникает необходимость

своевременно включать детей на путь преодоления эмоционально-волевых и

поведенческих трудностей, расширяя их коммуникативный и социальный

статус. Раннее включение ребенка в образовательный процесс поможет

сформировать умение адекватно взаимодействовать с другими людьми,

сверстниками, раскрыть себя, то есть заложить основы социально

сформировавшейся личности. Дошкольное учреждение является начальным

этапом в социализации личности ребенка. Основная функция дошкольной

организации – целенаправленная социализация личности ребенка.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи являются разнообразной категорией

детей. Всех детей с такими нарушениями объединяет стойкое системное

недоразвитие речи. При этом страдают все стороны речи: фонетико-

фонематическая, лексическая и грамматическая. Из-за нарушения всех

сторон речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи появляются затруднения

в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Причинами

такой особенности являются органические поражения речевых зон коры

больших полушарий головного мозга на разных стадиях онтогенеза. Дети,

которые относятся к рассматриваемой нами группе, являются детьми с

нарушением устной речи: алалия, афазия, дизартрия, анартрия, заикание,

ринолалия и детьми с нарушением письменной речи: дисграфия, аграфия.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи в большинстве случаев отклонения в

развитии речи оказывают неблагоприятное влияние на формирование

мыслительных процессов, могут быть причиной возникновения задержки

психического развития, социально-педагогической запущенности. У детей с

такими нарушениями наблюдаются особенности психического развития:

незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень

работоспособности, у некоторых детей наблюдается двигательная

расторможенность. Психические расстройства у детей с тяжёлыми

нарушениями речи чаще всего проявляются к концу дошкольного возраста. У

детей может быть ограниченный запас знаний и представлений об

окружающем их мире, наблюдается бедность активного словаря, в

большинстве случаев ребёнок использует слова обиходно-бытовой тематики,

при этом у таких детей наглядно-действенное и наглядно-образное мышление

преобладает над абстрактно-логическим. По этим причинам в младшем

дошкольном возрасте ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи представляет

собой ребёнка с сохранным интеллектом, так как его умственная

недостаточность скрывается под тяжестью речевого дефекта.

Современный этап развития отечественной системы специального

образования проходит под эгидой включения детей с ограниченными

возможностями здоровья в окружающий социум, признания прав этой

категории детей на получение образовательных услуг наравне со здоровыми

сверстниками. Вхождение в социум детей с тяжелыми нарушениями речи

(ТНР) затруднено целым рядом причин, среди которых нарушение

познавательной деятельности, своеобразия эмоционально-личностной сферы,

проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана. Важнейшим

условием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми

нарушениями, как и для его, успешно развивающегося сверстника, является

человеческое общение.

В нашей ДОО есть группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, где мы и

работаем. Такие дети испытывают трудности коммуникативного

характера, им трудно установить контакт со сверстниками, так как

сказывается недостаточность языковых средств. Дети старшего дошкольного

возраста начинают стесняться своего дефекта, появляются комплексы.

Поэтому важнейшей задачей педагогов ДОО является обеспечение их

благоприятного социально-личностного развития и социализации в обществе.

В нашем учреждении формируется система педагогического сопровождения

дошкольников с нарушением речи в общеобразовательную среду.

Педагогическое сопровождение осуществляется учителем-логопедом и

воспитателями группы, которую посещает ребенок с тяжелым нарушением

речи.

Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и

коррекции речевых нарушений. В первую очередь логопед занимается

постановкой звуков и работой направленной на развитие фонематического

слуха. Затем происходит автоматизация звука – в

слогах, словах, предложениях. Ведется работа над грамматическим строем

речи, ребята учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Пополняется словарный запас дошкольника. Дети учатся подбирать

обобщающие слова, образовывать притяжательные прилагательные, называть

качество предметов, подбирать слова с противоположным значением. Далее

выполняется работа над развитием связной речи. Дети составляют рассказы

по картине, по серии картин, пересказывают небольшой текст.

Одним из важнейших направлений в работе является просвещение

родителей. Ведь для успешной коррекции и развития детей с нарушениями

речи, их социализации необходимо сначала изменить поведение находящихся

рядом взрослых, приобщить их к проблемам детей, помочь создать

комфортную семейную среду. Работа с родителями должна стать

неотъемлемой частью коррекционной работы, тщательно планироваться и

осуществляться регулярно и целенаправленно.

Воспитателю, в группе у которого есть ребенок с тяжелым нарушением речи

нужно понимать, что ему трудно реализовать себя и почувствовать значимым

в какой-то сфере деятельности. Эти знания учитываются при организации

сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности. Такие виды

деятельности являются прекрасным средством развития коммуникативных

способностей детей с нарушением речи.

Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети

включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное время таким

детям предлагается индивидуальная работа – проговаривание слов с

автоматизируемым звуком, составление рассказов, игры для развития мелкой

моторики.

Совместные праздники и экскурсии также показали себя как эффективные

формы работы по социализации детей с тяжелыми нарушениями речи. На

экскурсиях дети учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять

свои интересы и желания желаниям и интересам других; приобретают опыт

общения с большим количеством говорящих людей разного возраста; учатся

ориентироваться в ближайшем окружении; ориентироваться в объектах

живой природы и наблюдать за ними.

Совместная работа воспитателей и логопеда дает положительные результаты.

Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни

делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У

детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как

полноценным средством общения и познания окружающей

действительности. В ходе такого педагогического сопровождения

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в образовательную среду

происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-

волевых и личностных качеств, что способствует формированию их

социальной активности в обществе.

Список литературы

1. Герасимова, А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для

занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007 – 224 с.

2. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять,

чтобы помочь. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.

3. Зуева, Л. И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для

дошкольника. – ООО «Издательство АСТ», 2003. – 79 с.

4. Королева Ю.А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности

современной личности // Социальная психология и общество. 2014. №1. – С.

5-16.

6. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей

с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

7. Мамайчук, И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой

психического развития. Научно – практическое руководство. – Спб.: Речь,

2004. – 352 с.

8. Меерзон, Т.И. Методы медицинской коррекции нарушений здоровья детей

и взрослых. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Т.И.

Меерзон; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. – С. 103-117

9. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного

возраста. – СПб: КАРО. 2007. – 92 с.

10. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД

«Издательство Мир книги», 2010. – 248 с.

11. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-

педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов

коррекционно-развивающего обучения. – М. Гуман. изд. центр ВЛАДОС,

1999. – 136 с.

12. Юдина, Я. Л., Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. – М.:

ВАКО, 2010. – 128 с.



В раздел образования