Автор: Дусеева Галия Шамильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ДТДиМ
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальная гостиная как средство формирования ключевых компетенций.
Раздел: дополнительное образование
Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 1
Музыкальная гостиная как средство
формирования ключевых компетенций.
(Слайды №1, №2)
В ходе многочисленных дискуссий, связанных с методами усовершенствования
образовательного пространства России в начале ХХI века распространение получило
понятие «компетентностный подход». (Слайд№3)
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что мы, педагоги, не знаниями
должны обеспечить ребёнка, а подготовить
его
к
жизни.
Ключевая
мысль
этого
направления
состоит
в
том,
что
для
обеспечения
“отдалённого
эффекта”
школьного
и
дополнительного
образования
всё, что изучается, должно быть включено в
процесс
употребления,
использования.
Особенно это касается теоретических знаний,
которые
должны
перестать
быть
мёртвым
багажом
и
стать
практическим
средством
объяснения явлений и решения практических
ситуаций и проблем. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а
человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться,
жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за
него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином
своей жизни. (Слайд№4) (Слайд№5)
Каждое
из
приведённых
качеств
называется
«компетентностью».
Перед
образованием ставится задача эти компетентности формировать. Для того чтобы
понять, что есть компетентностный подход, разберемся в двух основных понятиях
компетентность и компетенция. Современный ученый и педагог А.В. Хуторской
определяет
понятия
«компетенция»
и
«компетентность»
следующим
образом
(Слайд№6):
Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 2
Компетенция
–
включает
совокупность
взаимосвязанных
качеств
личности
(знаний,
умений,
навыков,
способов
деятельности),
задаваемых
по
отношению
к
определенному
кругу предметов и процессов, и
необходимых
для
качественной
продуктивной
деятельности
по
отношению к ним.
Компетентность
–
владение,
обладание
человеком
соответствующей
компетенцией,
включающей
его
личностное
отношение
к
ней
и
предмету
деятельности».
Формирование
компетентности
происходит в процессе учебы в школе,
колледже,
вузе,
под
воздействием
семьи,
ближайшего
социального
окружения,
трудовой
деятельности,
религии, культуры и др. и ее успех
зависит
от
тех
составляющих,
которые
представлены
в
данной
конкретной
образовательно-культурной ситуации. (Слайд№7)
С
позиций
компетентностного
подхода
основным
непосредственным
результатом
образовательной
деятельности
становится
формирование
ключевых
компетентностей.
Под
ключевыми
компетентностями
понимают
универсальные
способы
деятельности, освоение которых позволяет будущему гражданину понимать ситуацию
и достигать желаемых результатов в личной и профессиональной жизни в условиях
конкретного общества.
Нам
предлагается
огромный
перечень
компетентностей,
мы
же
в
своей
работе
опираемся на следующие: (Слайд№8) , (Слайды №9, 10, 11)
Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 3
С
целью
создания
условий
для
творческой
самореализации
личности
ребёнка,
формирование
и
развитие
вышеназванных
ключевых
компетентностей
обучающихся
нами
используется
такая
форма
коллективной
работы,
как
музыкальная
гостиная.
Обращение к данной форме обусловлено
стремлением
облагородить
досуг
обучающихся, помочь им выйти на новый
уровень общения, создать условия для полного развития ключевых компетенций в
атмосфере сотворчества. Сегодня, когда утеряны интересы, традиции общения разных
поколений, проблема ограниченности молодёжи в выборе музыкальных пристрастий,
форм проведения досуга стоит по-прежнему остро. Такая форма общения становится
важна как форма социализации.
В
процессе
реализации
решаются
следующие задачи: (слайд 12)
Чтобы сформировать все компетентности
в
совокупности,
следует
проводить
поэтапную подготовку гостиной.
Организация
разработки
гостиной
осуществляется
в
проектном
режиме
и
включает в себя следующие этапы:
Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 4
Расшифровка этапов.
Остановимся более подробно на
каждом из этапов. Рассмотрим основные
задачи, содержание, формы организации
деятельности.
В ходе реализации проекта на всех этапах
работа идёт по двум направлениям:
работа с детьми и работа с родителями.
I ЭТАП. (слайд 14)
На
I
этапе
главным
является
пробуждение
у
обучающихся
интереса
к
предстоящему
мероприятию, к
совместной
творческой
деятельности.
Здесь
важно
ярко
и
интригующе
начать
проект.
Можно провести так
называемую
«стартовую
беседу»,
во
время
которой
ставятся главные вопросы: Что?
Когда? Где? Для кого? С кем вместе? Выявляются интересы и возможности детей.
Интересен для ребят популярный в последнее время «мозговой штурм».
Это такая
форма организации работы коллектива, когда в минимальные сроки каждый участник
вносит устно своё предложение в общую копилку идей, результаты мозговых штурмов
объединяются в единый список, из которого выбирается окончательный вариант. Т. е.
каждому
предоставляется
возможность
участия
и
обсуждения
предстоящего
мероприятия. Каким быть делу? Как к нему готовиться? Кому и что поручить? Кто
будет ведущим? А главное – каким будет результат?
Параллельно в дело вовлекаются родители. Сотрудничество с ними особенно
важно при работе с мальчиками. В беседах с родителями педагог – организатор
мероприятия - знакомит их с планом реализации проекта, обговаривает сроки и
формы совместной работы.
II ЭТАП - (слайд 15)
Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 5
Второй
этап
представляет
собой
реализацию проекта с точки
зрения задач, которые были
запланированы
на
1
этапе.
Иными
словами,
это
начало
работы
по
воплощению
общего
замысла.
На
этом
этапе
нужно
распределить
ребят на творческие группы с
учетом
их
интересов,
особенностей в общении. Это
могут быть микрогруппы или
пары. Одни ищут и обрабатывают теоретический материал, другие занимаются
оформлением, подготовкой слайдов для презентации. Здесь удобен кейсовый метод.
Собирается весь подходящий материал, а затем на сборах микрогрупп информация
фильтруется.
Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в
практическую работу. Или другая ситуация: в самом начале некоторые
ученики
увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения
преодолевать
трудности.
Поэтому
велика
роль
взрослого,
который,
не
допуская
открытого
давления,
побуждает
детей
к
целенаправленной,
самостоятельной,
творческой работе . Педагог направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывает
нужное решение, поддерживает инициативу, включая таким образом детей в ситуацию
успеха.
Часть
учебных
занятий
на
завершающих
этапах
отводится
на
сводные
репетиции.
На
учебных
занятиях
по
инструменту
и
вокалу
разучиваются
музыкальные произведения.
Родители на этом этапе активно включаются в общее дело Для того чтобы
родители чётко представляли себе, как их ребёнок должен добывать информацию и
готовить презентационный материал, можно дать им мастер-класс по основным
разделам подготовки мероприятия. Кроме того есть моменты в гостиных, в которых
без
родителей
невозможно
обойтись.
Это
пошив
костюмов,
распечатка
анонса
и
пригласительных билетов, благодарственных писем и приобретение поощрительных
подарков участникам гостиной.
Принимая участие в совместной творческой деятельности, родители начинают видеть
ребёнка как бы со стороны. Здесь важно помочь родителям относиться к ребёнку как к
полноценной личности, не проявлять авторитарность, не сравнивать с другими детьми,
учитывать его сильные и слабые стороны, поддерживать успех, дать возможность себя
проявить.
Дети
получают
опыт
работы
в
группе,
становятся
социально
активнее,
Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 6
приобретают уверенность в своих силах. Родители убеждаются в том, что ребёнок
взрослеет.
III ЭТАП – (слайд №16)
Третий этап - собственно
проведение
музыкальной
гостиной. Это итог работы,
проделанной
при
его
подготовке.
Данный
этап
обеспечивает
погружение
в
пространство
культуры,
активизирует
творческое
общение,
накапливает
опыт
саморегуляции,
выхода
на
сцену
для
исполнения
музыкальных
произведений,
что
требует
серьезного развития целого комплекса личностных качеств, таких как воля, внимание,
способность
к
сосредоточению,
чувство
самоконтроля
и,
одновременно,
эмоциональная открытость и подвижность, артистизм. На этом этапе педагогу важно
обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать и укреплять мажорный
тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.
IVЭТАП – оценка результатов, подведение итогов. Эта фаза очень важна. Она
позволяет обеспечить мотивацию учащихся для продолжения творческой работы.
V ЭТАП - Последействие. Оформление портфолио проекта (совместная работа
детей,
родителей
и
педагогов).
Информация
на
сайт
Дворца.
распространение
положительного опыта.
В соответствии с образовательной программы хоровой студии, в зависимости от
целей и задач гостиные
проводятся в различных
формах:)
(слайд №17)
Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 7
Тематический
концерт лекторий
«В джазе только дети»
«Русская песня – душа народа».
«Вместе весело играть»
«В стране музыкальных инструментов».
«Романс ты мой старинный»
«Все о любви»
«Музыка всех времён и народов»
Литературно-
художественная
композиция
«Нашим любимым»
«Рождество в России».
«П.И. Чайковский. «Детский альбом».
Музыкально-
театрализованное
представление
«Музыка мира. Япония»
«Весна»,
«Теремок».
Творческая встреча
«История флейты»
«Семейный портрет».
«Душа моя - гитара!».
Компетенции
нельзя
рассматривать
в
виде
раз
и
навсегда
сформированных результатов. Они изменяются по разным обстоятельствам и на
разных этапах деятельности. Поэтому очень важно своевременно заложить базовые
основы для их развития в будущем. Отсюда есть смысл говорить о социальных
компетенциях,
формируемых
в
процессе
образования.
Другая
же
часть
компетенций
определяется
последовательным
накоплением
опыта
профессиональной деятельности и социальной жизни.
Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 8