Напоминание

Музыкальная гостиная как средство формирования ключевых компетенций.


Автор: Дусеева Галия Шамильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ДТДиМ
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальная гостиная как средство формирования ключевых компетенций.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 1

Музыкальная гостиная как средство

формирования ключевых компетенций.

(Слайды №1, №2)

В ходе многочисленных дискуссий, связанных с методами усовершенствования

образовательного пространства России в начале ХХI века распространение получило

понятие «компетентностный подход». (Слайд№3)

Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что мы, педагоги, не знаниями

должны обеспечить ребёнка, а подготовить

его

к

жизни.

Ключевая

мысль

этого

направления

состоит

в

том,

что

для

обеспечения

“отдалённого

эффекта”

школьного

и

дополнительного

образования

всё, что изучается, должно быть включено в

процесс

употребления,

использования.

Особенно это касается теоретических знаний,

которые

должны

перестать

быть

мёртвым

багажом

и

стать

практическим

средством

объяснения явлений и решения практических

ситуаций и проблем. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а

человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться,

жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за

него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином

своей жизни. (Слайд№4) (Слайд№5)

Каждое

из

приведённых

качеств

называется

«компетентностью».

Перед

образованием ставится задача эти компетентности формировать. Для того чтобы

понять, что есть компетентностный подход, разберемся в двух основных понятиях

компетентность и компетенция. Современный ученый и педагог А.В. Хуторской

определяет

понятия

«компетенция»

и

«компетентность»

следующим

образом

(Слайд№6):

Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 2

Компетенция

включает

совокупность

взаимосвязанных

качеств

личности

(знаний,

умений,

навыков,

способов

деятельности),

задаваемых

по

отношению

к

определенному

кругу предметов и процессов, и

необходимых

для

качественной

продуктивной

деятельности

по

отношению к ним.

Компетентность

владение,

обладание

человеком

соответствующей

компетенцией,

включающей

его

личностное

отношение

к

ней

и

предмету

деятельности».

Формирование

компетентности

происходит в процессе учебы в школе,

колледже,

вузе,

под

воздействием

семьи,

ближайшего

социального

окружения,

трудовой

деятельности,

религии, культуры и др. и ее успех

зависит

от

тех

составляющих,

которые

представлены

в

данной

конкретной

образовательно-культурной ситуации. (Слайд№7)

С

позиций

компетентностного

подхода

основным

непосредственным

результатом

образовательной

деятельности

становится

формирование

ключевых

компетентностей.

Под

ключевыми

компетентностями

понимают

универсальные

способы

деятельности, освоение которых позволяет будущему гражданину понимать ситуацию

и достигать желаемых результатов в личной и профессиональной жизни в условиях

конкретного общества.

Нам

предлагается

огромный

перечень

компетентностей,

мы

же

в

своей

работе

опираемся на следующие: (Слайд№8) , (Слайды №9, 10, 11)

Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 3

С

целью

создания

условий

для

творческой

самореализации

личности

ребёнка,

формирование

и

развитие

вышеназванных

ключевых

компетентностей

обучающихся

нами

используется

такая

форма

коллективной

работы,

как

музыкальная

гостиная.

Обращение к данной форме обусловлено

стремлением

облагородить

досуг

обучающихся, помочь им выйти на новый

уровень общения, создать условия для полного развития ключевых компетенций в

атмосфере сотворчества. Сегодня, когда утеряны интересы, традиции общения разных

поколений, проблема ограниченности молодёжи в выборе музыкальных пристрастий,

форм проведения досуга стоит по-прежнему остро. Такая форма общения становится

важна как форма социализации.

В

процессе

реализации

решаются

следующие задачи: (слайд 12)

Чтобы сформировать все компетентности

в

совокупности,

следует

проводить

поэтапную подготовку гостиной.

Организация

разработки

гостиной

осуществляется

в

проектном

режиме

и

включает в себя следующие этапы:

Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 4

Расшифровка этапов.

Остановимся более подробно на

каждом из этапов. Рассмотрим основные

задачи, содержание, формы организации

деятельности.

В ходе реализации проекта на всех этапах

работа идёт по двум направлениям:

работа с детьми и работа с родителями.

I ЭТАП. (слайд 14)

На

I

этапе

главным

является

пробуждение

у

обучающихся

интереса

к

предстоящему

мероприятию, к

совместной

творческой

деятельности.

Здесь

важно

ярко

и

интригующе

начать

проект.

Можно провести так

называемую

«стартовую

беседу»,

во

время

которой

ставятся главные вопросы: Что?

Когда? Где? Для кого? С кем вместе? Выявляются интересы и возможности детей.

Интересен для ребят популярный в последнее время «мозговой штурм».

Это такая

форма организации работы коллектива, когда в минимальные сроки каждый участник

вносит устно своё предложение в общую копилку идей, результаты мозговых штурмов

объединяются в единый список, из которого выбирается окончательный вариант. Т. е.

каждому

предоставляется

возможность

участия

и

обсуждения

предстоящего

мероприятия. Каким быть делу? Как к нему готовиться? Кому и что поручить? Кто

будет ведущим? А главное – каким будет результат?

Параллельно в дело вовлекаются родители. Сотрудничество с ними особенно

важно при работе с мальчиками. В беседах с родителями педагог – организатор

мероприятия - знакомит их с планом реализации проекта, обговаривает сроки и

формы совместной работы.

II ЭТАП - (слайд 15)

Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 5

Второй

этап

представляет

собой

реализацию проекта с точки

зрения задач, которые были

запланированы

на

1

этапе.

Иными

словами,

это

начало

работы

по

воплощению

общего

замысла.

На

этом

этапе

нужно

распределить

ребят на творческие группы с

учетом

их

интересов,

особенностей в общении. Это

могут быть микрогруппы или

пары. Одни ищут и обрабатывают теоретический материал, другие занимаются

оформлением, подготовкой слайдов для презентации. Здесь удобен кейсовый метод.

Собирается весь подходящий материал, а затем на сборах микрогрупп информация

фильтруется.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в

практическую работу. Или другая ситуация: в самом начале некоторые

ученики

увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения

преодолевать

трудности.

Поэтому

велика

роль

взрослого,

который,

не

допуская

открытого

давления,

побуждает

детей

к

целенаправленной,

самостоятельной,

творческой работе . Педагог направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывает

нужное решение, поддерживает инициативу, включая таким образом детей в ситуацию

успеха.

Часть

учебных

занятий

на

завершающих

этапах

отводится

на

сводные

репетиции.

На

учебных

занятиях

по

инструменту

и

вокалу

разучиваются

музыкальные произведения.

Родители на этом этапе активно включаются в общее дело Для того чтобы

родители чётко представляли себе, как их ребёнок должен добывать информацию и

готовить презентационный материал, можно дать им мастер-класс по основным

разделам подготовки мероприятия. Кроме того есть моменты в гостиных, в которых

без

родителей

невозможно

обойтись.

Это

пошив

костюмов,

распечатка

анонса

и

пригласительных билетов, благодарственных писем и приобретение поощрительных

подарков участникам гостиной.

Принимая участие в совместной творческой деятельности, родители начинают видеть

ребёнка как бы со стороны. Здесь важно помочь родителям относиться к ребёнку как к

полноценной личности, не проявлять авторитарность, не сравнивать с другими детьми,

учитывать его сильные и слабые стороны, поддерживать успех, дать возможность себя

проявить.

Дети

получают

опыт

работы

в

группе,

становятся

социально

активнее,

Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 6

приобретают уверенность в своих силах. Родители убеждаются в том, что ребёнок

взрослеет.

III ЭТАП(слайд №16)

Третий этап - собственно

проведение

музыкальной

гостиной. Это итог работы,

проделанной

при

его

подготовке.

Данный

этап

обеспечивает

погружение

в

пространство

культуры,

активизирует

творческое

общение,

накапливает

опыт

саморегуляции,

выхода

на

сцену

для

исполнения

музыкальных

произведений,

что

требует

серьезного развития целого комплекса личностных качеств, таких как воля, внимание,

способность

к

сосредоточению,

чувство

самоконтроля

и,

одновременно,

эмоциональная открытость и подвижность, артистизм. На этом этапе педагогу важно

обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать и укреплять мажорный

тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.

IVЭТАП – оценка результатов, подведение итогов. Эта фаза очень важна. Она

позволяет обеспечить мотивацию учащихся для продолжения творческой работы.

V ЭТАП - Последействие. Оформление портфолио проекта (совместная работа

детей,

родителей

и

педагогов).

Информация

на

сайт

Дворца.

распространение

положительного опыта.

В соответствии с образовательной программы хоровой студии, в зависимости от

целей и задач гостиные

проводятся в различных

формах:)

(слайд №17)

Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 7

Тематический

концерт лекторий

«В джазе только дети»

«Русская песня – душа народа».

«Вместе весело играть»

«В стране музыкальных инструментов».

«Романс ты мой старинный»

«Все о любви»

«Музыка всех времён и народов»

Литературно-

художественная

композиция

«Нашим любимым»

«Рождество в России».

«П.И. Чайковский. «Детский альбом».

Музыкально-

театрализованное

представление

«Музыка мира. Япония»

«Весна»,

«Теремок».

Творческая встреча

«История флейты»

«Семейный портрет».

«Душа моя - гитара!».

Компетенции

нельзя

рассматривать

в

виде

раз

и

навсегда

сформированных результатов. Они изменяются по разным обстоятельствам и на

разных этапах деятельности. Поэтому очень важно своевременно заложить базовые

основы для их развития в будущем. Отсюда есть смысл говорить о социальных

компетенциях,

формируемых

в

процессе

образования.

Другая

же

часть

компетенций

определяется

последовательным

накоплением

опыта

профессиональной деятельности и социальной жизни.

Дусеева Галия Шамильевна г. Томск 8



В раздел образования