Автор: Гурина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование позитивной альтернативы поведения у агрессивных детей в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Формирование позитивной альтернативы поведения у агрессивных детей
в практике работы воспитателя ДОУ
Гурина Ольга Сергеевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и
социальном
созревании,
когда
определяются
основные
линии
развития
индивида,
формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как
п о л н о ц е н н о г о
ч л е н а
ч е л о в е ч е с к о г о
с о о б щ е с т в а .
Тревожным
симптомом
является
рост
числа
агрессивных
детей
в
дошкольных
учреждениях. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок
вырабатывает стереотип агрессивного поведения. ( Рисунок 1)
Рисунок 1 « Виды агрессии»
Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях:
драки
укусы
попытки пинать, бить родителей
обзывательства и грубые выражения
1
агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе
руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой
ссоры со сверстниками из-за того что ребенок никогда не соглашается на уступки;
подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге),
положительных героев при этом ребенок игнорирует
Подобное развитие событий особенно вероятно при
врожденной физиологической базе (холерический темперамент)
социальном научении (агрессивный отец).
родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно
или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).
Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Такое поведение сначала формируется
дома, затем оно переносится в общественную среду — детский сад, двор, дачу и пр. По
мере
взросления
стереотип
агрессивного
поведения
у
такого
ребенка
перерастает
в
свойство личности,
и
это
приносит
немало
хлопот
и
самому
человеку,
и
всем
окружающим.
И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии
Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью,
склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Они постоянно стремятся
испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как
нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима,
то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях
своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.
Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из
своего
негативного
опыта,
поэтому
и
совершают
одни
и
те
же
ошибки.
Они
не
придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений,
обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь,
измену.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии
Этих
ребят
отличают
психическая
неуравновешенность,
постоянные
тревожность,
сомнения и неуверенность в себе. В числе эмоциональных проявлений дошкольника,
которые
обращают
на
себя
внимание
и
вызывают
озабоченность,
а
нередко
и
обоснованную
тревогу,
- детская
агрессивность (удары
ногами
и
кулаками,
щипание,
угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.).
2
При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки.
Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать
агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция
взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей
воздействиям,
возбуждающим
агрессию,
а
также
управлению
своим
поведением).
Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко
вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные
эмоции
появляются
при
любых
реальных
или
мнимых
умалениях
их
значимости,
престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают
нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных
вербальных формах. Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и
консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от
п е р е ж и в а н и й
и
в н у т р е н н и х
к о н ф л и к т о в .
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная
социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о
причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и
колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных
влечений.
Они
с
удовольствием
отдаются
чувственным
наслаждениям,
стремятся
к
немедленному
и
безотлагательному
удовлетворению
потребностей,
не
считаясь
с
обстоятельствами,
моральными
нормами,
этическими
стандартами
и
желаниями
окружающих.
Косвенный
характер
агрессии
является
следствием
двойственности
их
натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и
общественному признанию, с другой — феминные черты характера:
сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость,
нарциссизм
(стремление
привлечь
к
себе
внимание
путем
экстравагантного
поведения).
Такие дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди,
критикующие
их,
вызывают
у
них
чувства
раздражения,
обиды
и
подозрительности.
4 .
Д е т и ,
с к л о н н ы е
к
п р о я в л е н и ю
н е г а т и в и з м а
Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты
характера
—
эгоизм,
самодовольство,
чрезмерное
самомнение.
Все,
что
задевает
их
личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они
воспринимают как обиду и оскорбление они
не способны владеть эмоциями, начинают
сразу
же
активно
выражать
свое
негативное
отношение.
В
то
же
время
эти
дети
3
рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и
это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они
нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт.
Проявлений физической агрессивности у детей много. Ребенок может разъяриться, осыпая
ударами того, кто находится рядом. Некоторые налетают на детей младше себя или даже
младенцев. Вероятно, при этом ребенок чувствует собственную силу и малую вероятность
ответной атаки.
Для затурканного в семье ребенка младшие дети в яслях или саду могут стать самым
первым
объектом
для
выплескивания
его
агрессивных
чувств
на
кого-то
поменьше
и
послабее.
Физическая агрессия — это такая проблема, которая немедленно привлекает взрослых.
Иногда настораживает только шум конфронтации. Если ребенок щиплется или кусается
исподтишка, то возмутить взрослых может «скрытность» его действий. Такую проблему
вряд ли оставишь без внимания, хотя у разных взрослых разные мерки — некоторые вполне
о п р е д е л е н н о
т е р п я т
а г р е с с и в н о с т ь
м а л ьч и ко в
б ол ь ш е ,
ч е м
д е в оч е к .
Для того чтобы работа с агрессивным ребенком была эффективной, необходимо соблюдение
некоторых общих правил.( таблица1)
действие
результат
примечание
Позитивный
настрой
Переключение на позитивные
стороны в поведении
дошкольника
Необходимо собрать мнения
о достоинствах ребенка
Доверительное
взаимодействие
Достижение доверия -
первоочередная задача.
При взаимодействии ребёнок
ведет себя в соответствии с
законами живой природы.
Уровень его открытости
прямо связан с ощущением
собственной безопасности.
Субъективность
взаимодействия
Сделать семью маленького
агрессора заинтересованным
союзником всех позитивных
изменений в себе и
собственной жизни.
Выявление причин
Конкретное поведение- это
всегда следствие чего- то.
Причина агрессивности в
поведении весьма значима,
поэтому, устраняя только
следствие, нельзя добиться
устойчивых результатов.
Например, если советовать
ребенку не терять
4
Последовательность во
взаимоотношениях
Слова и заявления должны
соответствовать действиям
самообладания в трудных
ситуациях, говорить, что
дракой или ссорой ничего не
доказать, но при этом
кричать на ребенка и
наказывать, то в результате
непонимание и отчуждение
между ребёнком и взрослым
только увеличится
Позитивность
взаимодействия
Постановка позитивной цели,
учитывающей интересы, права
и возможности ребенка
Предполагает следующее: .
например, бессмысленно от
ребёнка с холерическим
темпераментом добиваться
ровного, спокойного
поведения в течении всех
учебных занятий в школе.
Однако при этом можно
ставить задачу повышения у
него произвольности
поведения и развития
волевого контроля.
Опора на положительные
качества и ресурсы,
восстановление
позитивного
самоощущения
Важно вместе с ребенком
выявить его достоинства и
ресурсы для позитивных
изменений.
Поощрение
положительных
изменений
Поощрение минимальных
изменений
Предполагает умение
выделять и ценить даже
самые малые достижения.
Вряд ли агрессивный ребёнок
может быстро стать
кардинально другим.
Привлекательная
альтернативность
Работа по коррекции
агрессивного поведения
должна обязательно
сопровождаться выработкой и
закреплением привлекательной
альтернативы
Важно, чтобы дошкольник
не просто осознал
негативность своего
поведения, но и выработал
формы альтернативного
поведения, осознал выгоды
такого поведения, владел
навыками, которые
необходимы, чтобы
удержаться от срывов.
Гибкость
Если одна из стратегий
оказалась неэффективной,
можно попробовать
5
реализовать другую.
Индивидуальный подход
Любая помощь будет
эффективной настолько,
насколько она учитывает
уникальность и
неповторимость самого
ребёнка.
Системность
Необходимо в процессе работы
создавать позитивную
воспитывающую среду
Выяснить и постараться по
возможности изменить
социальную ситуацию
малыша в детском саду,
семье, во время досуга
Превентивность
Всегда легче предупредить,
чем исправить
Содействовать
формированию волевых,
моральных,
интеллектуальных, духовных
качеств, обеспечивающих
устойчивость поведения
таблица 1 « Работа с агрессивным ребенком в ДОУ»
Работа с агрессивными детьми может осуществляться в различных формах:
профилактической индивидуальной беседы
интервью
психологического консультирования
индивидуальной психотерапии
групповой психокоррекции
В ряде случаев необходимо заключение врача для того, чтобы знать о наличии или
отсутствии медицинских проблем у данного агрессивного ребёнка. Воспитатель - субъект
педагогического процесса, носитель педагогической цели и организатор воспитывающей
деятельности в процессе социализации предстает как бы в двух «плоскостях».
Во-первых, он воспринимается ребенком как часть, как представитель определенной
среды, конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые,
воспитатели, как правило, не контролируют; они «работают» на уровне параллельного
педагогического действия и нередко вступают в противоречие с их же целенаправленными
актами.
Во-вторых, воспитатель может действовать, и открыто, целенаправленно через
социализирующие каналы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть
непосредственные, личностные отношения с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем
ребенок воспринимает мягче и естественнее «социальную субъектность» воспитателя. Но
при этом сам воспитатель не перестает быть объектом социализации в своем взрослом
6
взаимодействии с социумом.
Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов
выражения чувств. Задача воспитателя - научить детей выходить из конфликтных ситуаций
приемлемыми способами. С этой целью на занятии обсуждаются с детьми, наиболее часто
встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна
игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить его
поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события.
В работе с агрессивными детьми используем ролевые игры. Например, с детьми в кругу
разыгрываем такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка.
На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой
машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель
позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой.
Из-за этого они поссорились еще больше. Прошу ребят помирить медвежат.
Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из
предложенных
вариантов
разыгрываются
парами
детей,
которые
выступают
в
роли
упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или
и н о й
с п о с о б
п р и м и р е н и я
и
р а з р е ш е н и я
к о н ф л и к т а.
Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации,
например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае
воспитатель
не
критикует
и
не
даёт
оценку
предложениям
ребенка.
Напротив,
он
предлагает детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как
правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.
Развиваем эмпатию у детей во время совместного чтения, прослушивания музыкальных
произведений,
игр,
этюдов.
Обсуждаем
с
ребенком
прочитанное,
поощряем
его
в
выражении
своих
чувств.
Кроме
того,
сочиняем
с
ребенком
сказки
и
истории.
Наиболее
эффективным
средством
коррекции
выступает
игровая
деятельность,
специально организованная , которая может служит не только целям коррекции, но и даёт
ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
При
организации
совместных
игр,
проигрывания
сюжетов
известных
сказок, агрессивному ребенку
предлагаются
роли
слабых,
нуждающихся
в
защите
персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию.
Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, акцентируем внимание на таких
качествах
персонажа,
как
сдержанность,
выдержка,
умение
владеть
собой,
защищать
слабых.
7
В своей профессиональной деятельности при использовании педагогического
требования к агрессивному ребенку в качестве метода социальной ориентации
учитываем следующие условия:
Педагогическое требование нельзя предъявлять из простого желания добиться
немедленного послушания ребенка. Он должен чувствовать и быть уверен, что требование
воспитателя — не от раздражения и беспомощности, а от силы опыта, уверенности и
знания.
Всякое требование воспитателя должно быть им проконтролировано. И совсем не
обязательно,
чтобы
ребенок
замечал
этот
контроль.
Если
какое-либо
требование
невозможно проконтролировать, лучше его не предъявлять.
Строгих, жестких требований должно быть очень немного, ведь категоричные,
прямые высказывания — это прямое навязывание ребенку нашего отношения, взгляда,
желания.
Довольно
просто
включить
ребенка
в
деятельность
насильно,
но
это
—
обманчивая простота авторитаризма.
Гуманистическое
взаимодействие
воспитателя
с
детьми
больше
нуждается
в
косвенных
формах
предъявления
требования.
Косвенная
форма
требования
(просьба,
совет,
намек)
не
обязывает
ребенка
к
немедленному
подчинению,
а
оставляет
ему
возможность
самостоятельного
выбора
действия,
дает
ощущение
благополучия,
уважения.
Наиболее результативно включают детей в деятельность те требования, которые
они устанавливают вместе со взрослыми. Разработанный вместе с папой «Режим дня»,
созданные для своего класса «Правила доброго поведения», «Заповеди дежурного» весело
и
интересно
соблюдать,
да
и
понятно,
что
требования
эти
разумны,
полезны
и
необходимы.
Социализирующая
эффективность
метода
упражнений
зависит
от
определенных
п е д а г о г и ч е с к и х
у с л о в и й :
1.
Упражнение
должно
быть
доступным
для
ребенка,
соразмерным
его
силам
и
с о ц и а л ь н о м у
о п ы т у .
2.
Несмотря
на
то,
что
упражнение
требует
многократных,
почти
механических
повторений действия, ребенок должен выполнять их осознанно и мотивированно, он
должен понимать, зачем ему нужны такие умения или привычки, он должен захотеть их
и м е т ь ,
с т р е м и т ь с я
к
н о в о й
л и н и и
п о в е д е н и я .
3. В ситуации упражнения, особенно в самом начале освоения действия, где важны
точность и последовательность, правильнее выполнять часть действий вместе с ребенком
и л и
с
г р у п п о й
д е т е й ,
о б р а щ а я
в н и м а н и е
н а
д о с т и ж е н и я
к а ж д о го .
8
4. Упражняя детей, воспитатель должен организовать контроль за всеми их действиями и в
каждом необходимом случае — помощь. Как сделать, чтобы не обидеть ребенка, не
спугнуть
его
первый
робкий
успех,
помочь
справиться
со
страхом,
что
ничего
не
получится, подбодрить — это область человеческого и педагогического творчества самого
воспитателя.
В процессе социализации ребенок осваивает и активно воспроизводит общественный
социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения,
навыки,
развивает
способность
общаться
и
взаимодействовать,
ориентироваться
в
системах
социальных
норм
и
правил.
Все
это
невозможно
без
целенаправленного
вмешательства
воспитания,
которое
не
просто
функционирует
как
составная
часть
социализации,
а
системой
своих
методов
обеспечивает
целенаправленный
механизм
социализации.
Большой акцент в своей деятельности уделяем работе с родителями агрессивных детей В
качестве
информирования
подготавливаем
консультативный
материал
(
«Что
такое
агрессия, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих,
психологические
особенности
агрессивных детей), а также обучаем
эффективным
способам
общения
со
своим
ребенком
и
организации
нового
опыта
взаимодействия
(обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в
способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы
наказания
и
поощрения.
Взрослые
должны
понимать,
что
исправление
агрессивного
поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и
терпения.
В
процессе
социализации
возможны
сбои,
неудачи,
результатом
которых
является
отклоняющееся
поведение,
в
данном
случае,
агрессивное
поведение
в
дошкольном
возрасте.
Процесс
возвращения
трудных
детей
в
общество,
процесс
исправления
начинается
всегда
с
установления
контакта
с
ребёнком,
с
возникновением
диалога.
Литература
1. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций
дошкольников.- Таллин, 1984.
2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска:
9
межведомственный подход .- М.: Социальное здоровье России, 2005.- 112с.
14. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание.- 2003.- №
6.-с.55-58.
3. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
4. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в детском
саду.- 1999.- №1.-с.64-66.
5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество
России, 2001.- 320с.
6. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ./ Под общ. Ред. А.С. Спиваковской -
М.: Прогресс, 1987.- 424с.
7. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.-
№5.-с.62-67.
8. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской
агрессивности // Вопросы психологии.- 2002.- №1.- с.17-26.
10
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
11
Для Вас, родители!
1. «Обзывашки»
Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем
перекидываться
мячом.
На
каждый
бро сок
кидающий
должен
н а з в ат ь
соперника «обидным» словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые
ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д.
2. «Пылевыбивалка»
Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку
среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с
подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.
3. «Подеремся?»
Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания
веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах:
драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или
говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.
4. «Обстрел снежками»
Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную
бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и
уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы
играть в нее очень долго.
5. «Фейерверк»
Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть
игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает
обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до
тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры
с пола.
6. «Катаем мячик»
Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не
укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном
12
варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить
мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо
расслабляет
все
мышцы
и
успокаивает,
поэтому
дыхательные
упражнения
очень
эффективны при работе с агрессией.
7. «Шторм»
Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и
широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм.
Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны
.
8. «Повелитель ветра»
Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как
можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с
места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.
9. «Упрямый ослик»
Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок
укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на
каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.
10. «Домашний футбол»
Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить
люстру). Ребенок и мама (или папа) играют в футбол, предварительно договорившись о
том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю
попинать, покидать мяч.
13