Автор: Чижова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: СОП МБОУ "Тургеневская СОШ"
Населённый пункт: Республика Мордовия пгт.Тургенево
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тема: "Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные"
Раздел: среднее образование
Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
Цели: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.
Задачи: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными
особенностями; продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных,
учиться распознавать их разряды.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать
прилагательные по значению.
2. Метапредметные:
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной
задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять
языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать
по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;
анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные
точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по
теме; выступать перед аудиторией.
3. Личностные: выражать положительное , осознанное отношение к учению; оценивать
собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.
Ход урока
1. Мотивация к действию. Орг. момент.
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё
лучшее в жизни от человека и его доброты. М.Пришвин
Под таким девизом мы начнем сегодня наш урок!
2. Фронтальный опрос.
На доске записаны три предложения, в них пропущены слова:
Старый друг ……… новых двух.
………. пример заразителен.
Все ………. со временем становится явным.
1) Каких слов не хватает в тексте?
Правильно, прилагательных. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.
3.Актуализация знаний
На доске слова. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения,
если это возможно.(устно)
Светлый
Яркий
Тонкий
Глубокий
Красный
Широкий
Хороший
Плохой
Тёмный
Чёрный
Узкий
Бедный
3. Постановка учебной задачи.
- Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи
нашего урока.
На карточках слова: Смелый, деревянный, мамин, осенний, детский, храбрый, каменный, собачий,
злой, лисий.
- Ваша задача распределить имена прилагательные в три столбика, а как вы их будете распределять,
это ваша задача.
Что обозначают слова в первом столбике? ( цвет, размер, качества человека)
Что обозначают прилагательные во втором столбике? (место, время, материал)
В третьем (принадлежность предмета кому-либо)
- Как выдумаете , почему мы распределили прилагательные в 3 группы?
- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?
- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?
4. Открытие нового знания.
- На сколько групп делятся прилагательные по значению?
- По значению три разряда прилагательных-качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей
или меньшей степени.
Например, красное яблоко. Другое яблоко более красное.
Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.
Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.
Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и
другими.
Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, или
указывают на признак предмета по месту или по времени; или по назначению предмета, они не
образуют степени сравнения и не имеют краткую форму.
Третий разряд имен прилагательных - притяжательные. Притяжательные прилагательные
принадлежат кому-то, они чьи-то. Например: лисья нора - нора лисы; мамина шуба - шуба мамы.
5.Первичное усвоение новых знаний
Упражнение для закрепления (распечатано)
Великолепный вид
Тонкий ствол
Январский мороз
Березовая роща
Серая кукушка
Твердый наст
Заячий хвостик
Муравьиная тропа
Еловые ветки
Низкое солнце
Чтение теории стр.16
6.Первичная проверка понимания
Буквенный диктант. Под диктовку
Зимний вечер, заюшкина избушка, приятный собеседник, малиновое варенье, соловьиные трели,
добрый человек, хрустальная туфелька, лисья нора, соломенная шляпка, воронье гнездо, мохнатый
шмель, деревянный стол, серебряный поднос.
7.Первичное закрепление
Работа по учебнику
Упр.340-сам-но с проверкой
8.Итог урока.
- С какими грамматическими признаками прилагательных мы познакомились сегодня на уроке?
- На какие разряды делятся прилагательные?
- Расскажите, что вы узнали о качественных прилагательных?
9.Рефлексия
Выскажите свое отношение к уроку и к своей работе на уроке продолжив фразы:
Я узнал....
Мне было трудно...
У меня получилось...
Мне было интересно...
10.Домашнее задание- упр.340