Напоминание

"Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"


Автор: Юрченко Анна Павловна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №129
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

педагога»

Цель: профилактика и предотвращение симптомов профессионального и

эмоционального «выгорания» педагогов.

Задачи:

1. Ознакомить педагогов с понятием «синдром эмоционального выгорания», его

фазами и симптомами.

2. Обучить педагогов релаксационным техникам, технике дыхания, мышечного

расслабления, показать жизненные стратегии - позитивного восприятия жизни.

3. Способствовать сплочению коллектива, желанию коллег поддержать друг друга.

4. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Форма проведения: семинар с элементами тренинга.

Продолжительность: 120 мин.

Участники: педагоги ДОУ

План.

I.

Организационная часть

I.1 Приветствие

1.2 Анкетирование педагогов

II. Теоретическая часть

2.1 Мини-лекция

III. Практическая часть

3.1 Практические упражнения

IV. Заключительная часть

I. Организационная часть

1.1 Приветствие

Упражнение «Я – подарок для человечества»

Участникам предлагается закончить и произнести вслух фразу «Я подарок для

человечества, потому что …» Остальные поддерживают коллегу аплодисментами и

отвечают ему: «Спасибо! Ты молодец!»

1.2 Анкетирование.

Ведущий предлагает педагогам ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1),

провести самоанализ.

II. Теоретическая часть

2.1 Мини – лекция: «Понятие эмоционального выгорания»

«Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее

реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические

затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала

особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к

личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает

планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность,

педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка на педагога, вместе с ней растет и нервно-

психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки

усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержки; страх оказаться

непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению

педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

"Синдром эмоционального выгорания" - сложный психофизиологический

феномен, который определяется как эмоциональное, умственное, физическое истощение

из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Причины СЭВ:

• монотонность работы, особенно если ее смысл сомнительный;

•вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности

признания и положительной оценки;

• строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее

исполнения;

• работа с «трудными» воспитанниками и незначительные, трудно ощутимые

результаты такой работы;

• напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка

со стороны коллег;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а

подавляются инновации;

• работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального

совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты самого педагога.

Симптомы СЭВ:

Выделяют:

1.

физические симптомы (усталость, истощение; изменение веса; бессонница; плохое

общее состояние здоровья;

2.

эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, черствость в работе и

личной жизни; безразличие; агрессивность, раздражительность; депрессия, чувство

вины; истерики, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив;

преобладает чувство одиночества);

3.

поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время

работы появляется желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая

нагрузка; несчастные случаи - падения, травмы, импульсивное эмоциональное

поведение);

4.

интеллектуальные симптомы (падение интереса к новым идеям в работе, к

альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса

и интереса к жизни);

5.

социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу,

увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на

работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение

недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Синдром эмоционального выгорания можно условно разбить на три фазы:

I фаза – напряжение психологических защит личности

Вроде бы все нормально, но приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и

переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует,

возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия

выхода.

Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты личности,

прежде дремавшие внутри, и подкрадывается состояние депрессии.

II фаза – резистенция, сопротивление психологических защит

Люди, с которыми человек работает, начинают его раздражать, особенно клиенты и

посетители. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним, а затем почти

ненавидеть. При этом «выгорающий» человек сам не может понять причину нарастающей

в нем волны раздражения.

В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме

исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя

факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, - и,

желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее.

III фаза – истощение

На этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. По

привычке специалист еще сохраняет свою респектабельность, но уже виден «пустой

взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие рядом другого человека вызывает чувство

дискомфорта и тошноты, вплоть до настоящей рвоты.

III. Практическая часть

Ведущий: «Эмоциональное выгорание легче предотвратить, чем лечить. Так как же

можно его предупредить? Существуют множество способов. Давайте опробуем некоторые

из них на себе»

Профилактика СЭВ. Упражнения для педагогов.

1.

Антистрессовое дыхание (4+4+4)

«Это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры

мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость

нервных центров, способствует у расслаблению, т.е. релаксации. Частое (грудное)

дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает

нервно-психическую напряженность.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте

внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а

грудная клетка неподвижна), на следующие четыре счета проводится задержка дыхания,

затем плавный выдох на счет 1-2-3-4. Снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-

2-3-4. Уже через несколько минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало

заметно спокойней и уравновешенней».

2. Снятие мышечного напряжения

Мышечная релаксация, каждое упражнение повторить 3-5 раз.

« На вдохе зажмурьте глаза - задержка дыхания - медленно открывайте глаза на выдохе;

на вдохе растяните улыбку - задержать дыхание - медленно на выдохе убрайте улыбку;

руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь-

задержка дыхания - медленно расцепляем руки на выдохе».

3. Аутогенная тренировка.

«В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения,

позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе

не поддающиеся контролю в обычных условиях.

Примеры: запишите в своём блокноте следующие фразы «исчезли все неприятные

ощущения в голове», «в любой обстановке я сохраняю спокойствие», «сегодня я особенно

уверена в себе», «я спокойна за работу моего сердца» и т.д. Используйте фразы на своё

усмотрение, те, которые подходят именно вам».

4. Релаксация

«Метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от

физического или психического напряжения.

Упражнение «Ресурсная ситуация»

«Сядьте удобно на стуле, закройте глаза мысленно представьте себя в приятной

ситуации, которая когда – то произошла с вами. Вернитесь в эту ситуацию, представьте её

в мельчайших подробностях. Прочувствуйте момент радости (позитива, наслаждения,

покоя) который она принесла. (Звучит спокойная музыка). Чтобы использовать образы для

саморегуляции, релаксации специально запоминайте ситуации, события, в которых вы

чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации».

5. Целительные возможности смеха, положительных эмоций

«Еще в средние века появилась знаменитая фраза о том, что для здоровья горожан

гораздо важнее прибытие в город бродячего цирка, нежели каравана с лекарствами.

Существует определенная взаимосвязь между активностью лицевых мышц и

кровоснабжением головного мозга. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток

крови к мозгу из-за работы лицевых мышц усиливается, поэтому мозг получает больше

кислорода, что положительно сказывается и на эмоциональном состоянии. Происходящие

во время смеха вибрации ликвидируют усталость, очищают верхние дыхательные пути и

улучшают циркуляцию крови. Улыбка и веселое настроение делают свое благородное дело

– вытаскивая человека из состояния эмоционального напряжения».

Упражнение «Оптимист, пессимист, юморист»

Упражнение заключается в том, чтобы в случившемся или ожидаемом неприятном

событии найти позитивные моменты. Образно представить себе этот позитив и вжиться в

него. Попробовать наполнить неприятную историю оптимизмом или чувством юмора.

6. Хобби или приятное времяпровождение

«Отвлекайтесь, выделяйте время на свои любимые дела»

7. Спорт

«Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание,

злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение

массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания»

8. Самообразование

«Занимайтесь самообразованием, расширяйте круг своих интересов, пополняйте

знания»

9. Активность

«Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации

выполняет роль громоотвода: наведите порядок дома или на рабочем месте, устройте

прогулку или быструю ходьбу, пробегитесь»

10. Творчество

«Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте,

пойте, лепите, шейте и т.д.»

IV. Заключительная часть

Упражнение «Это здОрово!»

Для сплочения коллектива, поддержки друг друга ведущий предлагает педагогам

встать в круг. Один участник выходит на середину и заканчивает в позитивном ключе

фразу: «Моя работа научила меня … » или «Моя работа даёт мне … », а остальные

участники после каждого высказывания произносят: «И это – здОрово!!».

Упражнение «Ладошка»

Ведущий предлагает педагогам взять лист бумаги и обвести фломастером свою

ладонь, а затем написать на ней свое имя и передать по кругу соседу справа.

Участники пишут на полученных ладошках добрые слова и пожелания человеку,

листок которого пришел к ним. Каждый в конце получит свою ладошку, которую затем

можно вырезать.

/Подведение итогов семинара/.

Приложение 1

Анкета для оценки уровня эмоционального выгорания

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте

любым значком ответ, который Вы считаете наиболее подходящим

Вопрос:

варианты ответа

почти

никогда

иногда

часто

почти

всегда

1.

Я чувствую себя эмоционально опустошенным к

концу рабочего дня

2.

Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных

с работой

3.

Эмоциональная нагрузка на работе слишком

велика для меня

4.

После рабочего дня я могу срываться на своих

близких

5.

Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6.

Мне сложно снять эмоциональное напряжение,

возникающее у меня после рабочего дня

7.

Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8.

После рабочего дня у меня уже ни на что не

остается сил

9.

Я чувствую себя перегруженным проблемами

других людей

Ключ:

«почти никогда» - 0 баллов

«иногда» - 1 балл

«часто» - 2 балла

«почти всегда» - 3 балла

Результаты:

суммарный показатель менее 3-х баллов - низкий уровень,

3-12 баллов - средний уровень эмоционального выгорания,

выше 12 баллов - высокий показатель эмоционального выгорания.



В раздел образования