Напоминание

"Преодоление технических трудностей на баяне"


Автор: Иванова Татьяна Семеновна
Должность: Преподаватель по классу баяна , аккордеона
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ имени А.А.Алябьева"
Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Преодоление технических трудностей на баяне"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цель: применение метода вариантов как совершенствование

исполнительской техники.

Задачи:

-развивать и совершенствовать исполнительскую технику методом вариантов;

- показать роль техники в создании художественного образа.

Необходимо

научить

ученика

тщательно

работать

над

преодолением

исполнительских трудностей, постоянно подчиняя технику самому важному в

исполнении – раскрытию художественного содержания произведения. Метод

вариантов

получил

в

учебно-музыкальной

практике

значительное

распространение, заключающийся во временном варьировании различными

способами авторского текста.

Рассмотрим следующие основные способы:

изменение силы звука; изменение туше; изменение регистра; изменение

тональности;

изменение

метроритма;

изменение

штриха;

собирание

мелодической линии в аккордовые построения; арпеджирование аккордовых

построений; повторение группы нот.

Целесообразность применения метода вариантов состоит не только в том, что

он активизирует восприятие, оживляет самоконтроль, притупляющийся при

частом

проигрывании

технически

трудных

мест,

но

и

в

том,

что

он

способствует быстрому совершенствованию исполнительской техники.

Работу

над

технически

сложным

местом

методом

вариантов

не

следует

начинать до тех пор, пока не будет ясно осознан художественный смысл

произведения в целом. Лишь после этого можно приступить к его проработке

конкретными

способами

варьирования.

Нужно

играть

выразительно,

стремясь

достигнуть

большей

четкости

и

точности

движения.

Применяя

способы варьирования, вначале следует тренироваться в медленном темпе.

Это позволит овладеть технологией различных приемов звукоизвлечения,

четко представить необходимые изменения игровых положений руки, кисти,

тщательно продумать детали нотного текста.

Изменение

силы

звука

предполагает

игру

на

различных

динамических

уровнях

(громко,

тихо

и,

чередуя

уровни),

то

есть

комбинированными

нюансами. Вышеуказанный способ может быть применен в произведениях

любого фактурного изложения (кроме полифонического).

Целесообразность громкой игры заключается в том, что слуховая память

легче фиксирует звуковысотный рисунок, такая игра дает возможность более

полно воспринимать гармоническую фактуру музыкального произведения.

При игре таким звуком у баяниста активизируется слуховое восприятие, так

как ему приходится внимательно вслушиваться в исполнение.

Изменение

туше

полезно

при

работе

над

музыкальным

произведением.

Сущность

этого

способа

заключается

в

изменении

ха р а кт е р а

соприкосновения пальцев с клавишей. Делается это для того, что бы усилить

«мышечные

ощущения».

Умелое

сочетание

легкого

пальцевого

удара

и

использование приема пальцевого нажатия позволит избежать в одинаковой

мере как поверхностной, так и тяжелой, «вязкой» игры. При этом надо

следить за тем, чтобы не было мышечного перенапряжения и, как, следствие,

- быстрой утомляемости рук.

Польза изменения регистра при переносе технически трудного отрывка из

верхнего

регистра

в

нижний

двоякая:

во-первых,

играя

на

октаву

ниже,

исполнитель

лучше

слышит

и

ярче

воспринимает

звучание,

во-вторых,

технически трудный отрывок выучивается при более удобном положении

рук.

Транспортирование разучиваемого отрывка вверх и вниз на полтора тонна

при

сохранении

выбранной

аппликатуры,

т.е

изменение

тональности,

активизирует слуховое восприятие технически трудного эпизода (пассажа),

заставляет заново осознавать гармонию, интервальное соотношение.

Метрическое и противометрическое акцентирование, игра с намеренными

остановками на метрически сильных и слабых долях, членение одинаковых

длительностей на разные дробные доли –это приемы изменения метроритма.

Сущность

первого

в

том,

что

выделяются,

не

только

начала

тактов

и

полутактов,

но

и

начальные

звуки

долевых

групп.

Это

так

называемое

метрическое акцентирование.

Польза

этого

приема

в

том,

что,

во-первых,

у

исполнителя

обостряется

чувство метрической пульсации, а, во-вторых, укрепляются кисти и пальцы.

Второй прием изменения метроритма состоит в переносе акцента на один из

слабых звуков долевой группы. Это – противометрическое акцентирование.

При таком разучивании метрически слабые доли такта лучше фиксируются

слуховой и «мышечной» памятью, укрепляется слухо-двигательная связь.

Прием

игры

с

намеренными

остановками

является

полезным,

который

заключается в следующем: при работе над этюдом (пьесой) нужно делать

небольшие остановки на метрически сильных долях; сначала на первом звуке

группы, состоящей из 4, 6, 8 нот.

Затем можно переходить к проигрыванию с более редкими остановками,

делая их на первом звуке группы, состоящей из 8, 12, 16 нот.

Смысл

этого

приема

состоит

в

том,

что

остановка

позволяет

спокойно

окинуть мысленным взором очередное «звено» звуков и сыграть его более

совершенно. При этом необходимо добиваться, чтобы даже длинные «звенья»

схватывались сразу одним мысленным усилием. Остановка может быть такой

длительности, какая необходима для наилучшей подготовки последующего

движения. Она также позволяет отдохнуть исполнительскому аппарату и

приспособить положение пальцев и кисти к дальнейшей игре.

Целесообразность

этого

приема

(остановки

на

метрически

слабых

долях

такта)

состоит

в

том,

что

он

способствует

развитию

необходимой

исполнителю

координации

между

слухом

и

движениями

пальцев.

Намеренные

остановки

на

метрически

слабых

и

сильных

долях

можно

использовать при разучивании многих пьес и этюдов.

Способ изменения метроритма в членение одинаковых длительностей на

разные

дробные

доли

(пунктирный

ритм)

предусматривает

временное

изменение авторского ритмического рисунка, однако, оно оправдывается тем,

что обеспечивает более легкое и быстрое исполнение этюдов в оригинальном

виде. Этот прием рекомендуется использовать в этюдах, написанных для

развития

беглости

пальцев,

а

так

же

в

произведения,

исполняющихся

в

подвижных, стремительных темпах.

Изменение штриха полезно применять при проработке стаккатных эпизодов

(частей) в пьесах и этюдах на «мелкую» технику, проигрывая их штрихом

легато. Большую пользу приносит сочетание штрихов легато и стаккато.

Игра с разнообразным сочетанием штрихов развивает двигательную смелость

и активизирует внимание исполнителя. Данный прием можно применять при

проработке быстрых легатных и стаккатных звуковых последовательностей.

Арпеджированная

фактура

играется

аккордами,

этот

способ

собирания

мелодической

линии

в

аккордовые

построения

способствует

быстрому

запоминанию

гармонических

последовательностей

произведения

и

нахождению

игрового

положения

кисти,

удобного

для

извлечения

сразу

нескольких звуков.

Применение способа

арпеджирования аккордовых построений наиболее

целесообразно в аккордовых построениях с широким расположение голосов,

так как он дает возможность не только услышать отчетливо каждый звук, но и

позволяет освободить руку от мышечного напряжения.

При игре способом повтора каждая нота пассажа проигрывается по 2 раза.

При

проработке

таким

способом

нотного

текста

укрепляются

пальцы,

быстрее

запоминается

аппликатура,

кисть

легче

приспосабливается

к

клавиатуре.

Метод

вариантов

используется

с

учетом

индивидуальных

особенностей

учащегося.

Необходимо

учитывать,

что

успех

в

работе

зависит

от

того,

насколько умело будет организован контроль за применением этого метода. И

здесь решающая роль принадлежит преподавателю.

Техника является художественным компонентом исполнения. И как бы мы не

искали

удобных

технических

вариантов,

на

первом

месте

будет

художественная необходимость. Техника – это не просто чистая и быстрая

игра, она помогает раскрытию содержания той или иной пьесы.

Литература:

1.

Акимов Ю. Т. Школа игры на баяне. - М. : Советский композитор, 1989.

2.

Гвоздев В. «Работа баяниста над развитием техники».М. - 1987г.

3.А.Чиняков Преодоление технических трудностей на баяне. М.:

Музыка.1982



В раздел образования