Автор: Вахеркина Маргарита Григорьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 487 Выборгского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Человек" 1 кл,8.2
Раздел:
.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 487 Выборгского района Санкт-Петербурга
Принята
Решением Педагогического совета
ГБОУ школа № 487
Протокол № от 03.10.2018
Утверждаю
Директор ГБОУ школа № 487
ПОДПИСЬ Ю.Н. Кассихина
Пр. № от 03.10.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «человек»
1 Д класса индивидуального обучения
Герасимова Маргарита
в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Составитель: учитель Вахеркина М.Г.
Санкт-Петербург
2018
Человек
Пояснительная записка
Актуальность
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о
себе, с формирования навыков самообслуживания - это важные направления обучения
ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для
независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком
с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.
Формирование представлений о себе способствует возникновению взаимодействия с
другими
людьми,
приобщению
к
социальному
миру.
С
другой
стороны,
именно
в
социальном
взаимодействии
формируются
представления
о
себе
как
об
отдельном
существе, с собственной объективной реальностью – телом и субъективной реальностью –
психикой
как
миром
эмоций
и
представлений.
Взаимодействуя
с
другими,
ребенок
начинает осознавать и понимать себя.
Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе
климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные
навыки самообслуживания с полной, частичной помощью учителя, а затем и
самостоятельно; культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по
подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а
также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни
(плохо - хорошо, полезно – вредно для здоровья), о безопасности жизнедеятельности.
В основу уроков по предмету «Человек» положен комплексный подход. Уроки-занятия
организуются в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающие
практические и игровые упражнения.
Темы уроков-занятий по предмету «Человек» интегрируются и находят свое логическое
продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Речь и альтернативная
коммуникация», «Окружающий социальный мир», «Математические представления»,
«АФК», в реализации задач коррекционно-развивающей области, и в различных
направлениях внеурочной деятельности.
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и
рассчитан на 2 часа в неделю.
Программа по учебному предмету «Человек» для 1 класса разработана в соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми
к
структуре,
условиям,
реализации,
планируемым
результатам в следующих документах:
2
1.
Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2.АООП ФГОСС АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью и ТМНР
3.Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.
На основании программы может быть составлена специальная
индивидуальная
программа развития для учащихся (СИПР). Срок реализации программы 1 год.
Цели и задачи программы:
Цель: формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем
окружении
и
повышение
уровня
самостоятельности
и
независимости
в
процессе
самообслуживания.
Задачи:
формированию гигиенических навыков и умений: умываться, мыться под душем,
чистить зубы, причесываться;
формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность
действий при одевании и снятии предметов одежды;
обучение навыкам приема пищи и питья, использованию во время еды столовых
приборов, пользованию салфеткой;
формированию навыков обслуживания себя в туалете;
формирование
представлений
о
своем
ближайшем
окружении:
членах
семьи,
взаимоотношениях между ними, семейных традициях.
Инструментарий учителя:
дидактический, иллюстративный, литературный материал, учебные пособия.
Условия реализации программы
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков,
формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки:традиционные
(ознакомления
с
новым
материалом;
систематизации
и
обобщению изученного материала), урок игра, урок-путешествие.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа.
3
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии
обучения:
здоровьесберегающие,
игровые,
информационно-
коммуникационные.
Система оценки достижения планируемых результатов обучения
Текущая
аттестация
обучающихся
включает
в
себя
полугодовое
оценивание
результатов освоения рабочей программы (или СИПР). Промежуточная (годовая)
аттестация представляет собой оценку результатов освоения рабочей программы
(или
СИПР).
Контроль
(диагностика)
проводится
вводный
(в
начале
года),
промежуточный (в середине года) и итоговый (в конце года).
Основой оценки достижений обучающегося служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в
портфолио обучающегося и отражаются в СИПР.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Представления о себе
5
2
Гигиена тела
8
3
Туалет
3
4
Одевание и раздевание
14
5
Прием пищи
22
6
Семья
3
Итого
55 часов
В связи с особенностями развития учащегося (затруднения в одевании и раздевании,
приёме пищи) программный материал по данному учебному курсу был перераспределен в
соответствии с потребностями и возможностями учащихся.
На разделы «Одевание и
раздевание» и «Приём пищи» отведено наибольшее количество часов.
Содержание тем учебного курса
Представление
о
себе. Представления о собственном теле. Представления о себе
развиваются с представлений о собственном теле: восприятие частей тела как собственной
принадлежности,
организация
произвольных
движений
частями
тела
или
сенсорных
4
ответов в случае двигательных нарушений, адекватные внешним воздействиям сенсорные
и двигательные реакции, действия.
Гигиена
тела.
Воспитание
интереса
к
играм
с
водой
и
водным
процедурам.
Стимулирование
ребенка
к
участию
в
процессе
умывания,
мытья
рук,
вытирания
полотенцем: подставлять руки к воде, брать руками полотенце и подносить его к лицу.
Одевание и раздевание Стимулирование ребенка к посильному участию в процессе
одевания и раздевания. Формирование
умения снять шапку, снять частично снятые
футболку, рубашку, толстовку, штанишки, носки, варежки (перчатки), обувь.
Туалет. Знакомство с функциями отдельных частей тела. Формирование понимания
назначения
подгузника.
Формирование
восприятия
необходимости
смены
подгузника,
сообщение о необходимости смены подгузника. Формирование предназначения горшка
(унитаза) и туалета. Вырабатывание
механизма регулярного высаживания на горшок.
Формирование умения сидеть на горшке (унитазе). Формирование умения сообщать о
желании сходить в туалет жестом, звуковыми сигналами, словом, картинкой или другими
коммуникативными средствами.
Прием пищи. Знакомство со вкусом и запахом продуктов. Сообщение о желании пить.
Обучение пить губами воду с ложки. Питье через соломинку. Формирование умения пить
из чашки, которую держит взрослый. Питье из кружки (стакана), последовательность
операций: захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки
(стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол.
Откручивание
крышки
у
бутылки
с
соком,
наливание
в
чашку.
Обучение
умению
различать съедобные и несъедобные объекты. Сообщение о желании есть. Формирование
умения принимать и проглатывать пюреобразную пищу, забирать еду с ложки губами.
Обучение жевать и проглатывать полупротертую пищу.
Планируемые результаты освоения программы
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП варианта является
развитие
жизненной
компетенции,
позволяющей
достичь
максима льной
самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в
решении
повседневных
жизненных
задач,
включение
в
жизнь
общества
через
индивидуальное
поэтапное
и
планомерное
расширение
социальных
контактов
и
жизненного опыта. Основные направления:
-
личностные, включают сформированность мотивации к обучению и познанию,
социальные компетенции, личностные качества:
Осознание
себя
(в
ситуации
«здесь
и
сейчас»,
в
пространстве,
своей
принадлежности к определённому полу);
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
социуме;
5
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим,
понимание и сопереживание чувствам других;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Владение
доступными
знаниями,
умениями,
навыками,
отражающими
индивидуальный вариант содержания образования.
-
предметные, включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по
получению нового знания и его применению:
Представление о себе.
•
Умение
организовывать
произвольные
движения
частями
тела
или
сенсорных ответов в случае двигательных нарушений.
Знакомство с собственным телом, его частями.
•
Умение воспринимать собственное тело как целое;
•
Умение узнавать части тела, как части своего собственного тела;
•
Умение принимать процесс игры с собственным телом.
Обращение
с
одеждой
и
обувью,
прием
пищи,
умывание,
чистка
зубов,
пользование туалетом.
•
Принимает процесс одевания-раздевания, приема пищи, умывания, чистки
зубов, посещения туалета;
•
Помогает при одевании-раздевании, во время приема пищи, умывания,
чистки зубов, посещения туалета;
•
Одевается-раздевается,
принимает
пищу,
умывается,
чистит
зубы,
посещает туалет с поддержкой взрослого;
•
Одевается-раздевается,
принимает
пищу,
умывается,
чистит
зубы,
посещает туалет самостоятельно, одевается и раздевается;
•
Сообщает о голоде-жажде, о потребности посетить туалет.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью,
с
ТМНР
направлена
на
формирование
готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2).
Программа БУД включает:
6
Подготовка
ребенка
к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию
индивидуально с педагогом (специалистом).
Подготовка
ребенка
к
нахождению
и
обучению
в
среде
сверстников,
к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения.
Формирование умения выполнять задание.
Программа формирования базовых учебных действий
У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
программа
формирования
базовых
учебных
действий
направлена
на
формирование
готовности у детей к овладению содержанием учебной программы.
БУД включают в себя:
-
Подготовку
ребенка
к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию
индивидуально с педагогом (специалистом):
-
Подготовку
ребенка
к
нахождению
и
обучению
в
среде
сверстников,
к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
-
Подготовку к формированию учебного поведении.
-
Подготовку обучающегося к овладению умением выполнять задание.
Задачи по формированию базовых учебных действий, личностные и предметные
результаты
включаются
в
СИПР
с
учетом
особых
образовательных
потребностей
обучающихся.
Учебно - методическое обеспечение учебного процесса
1. Наглядный материал
2.Учебная, дополнительная литература
Материально-техническое обеспечение
Гигиенические принадлежности: мыло, салфетки, крем, зубная паста, зубная
щетка;
Предметные и сюжетные картинки;
пиктограммы
с
изображением
действий,
операций
самообслуживания,
используемых при этом предметов и др;
Средства ТСО.
7
Календарно-
тематический
план на I-IV
четверти 2018-
2019 учебного года
Учебный предмет:
человек
Учитель:
Вахеркина М.Г.
1 Д класс (56 часа)
8
№ п/ п
К
о
л
-
в
о
ч
а
с
о
в
Дата
Тема
урока.
Стр.
I четверть
Ответ на прикосновения, тактильный контакт
Стимуляция тактильного контакта.
Восприятие тела как целого.
Узнавание частей тела и лица.
Установление с детьми личного эмоционального контакта.
игровая технология
Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног,
головы. игровая технология
Игра с собственным телом. игровая технология
Принятие процесса умывания.
Умывание с поддержкой, самостоятельно.
технол.
Стимуляция области около рта и области рта
здоровьесберегающие технол.
знакомство со своими зубами и полостью рта.
здоровьесберегающие технол.
Соблюдение последовательности действий в туалете:
поднимание крышки, опускание сидения.
технол.
Принятие процесса одевания-раздевания.
Практические действия по формированию умения пользоваться
туалетом с поддержкой, самостоятельно.
технол.
Формирование первоначальных представлений о себе, о
ближайшем социальном окружении. инф-коммун технол
Игры с собственным телом.
Восприятие тела как целого.
Формирование навыков самообслуживания.
Принятие приема пищи, глотание, жевание. Узнавание продуктов
питания. инф-коммун технол
Формирование правильного поведения за столом
здоровьесберегающие технол.
Представления
о
себе
1.
08.10
2.
09.10
Одевание и
раздевание
3.
15.10
4.
16.10
Туалет
5.
22.10
Гигиена тела
6.
23.10
I I четверть
7.
06.11
8.
12.11
Одевание и
раздевание
9.
13.11
10.
19.11
9
Обучение запоминанию и различению названий одежды и
обуви. инф-коммун технол
Формирование представления об элементарных навыках ухода
за обувью. инф-коммун технол
Формирование умения называть и узнавать продукты питания.
инф-коммун технол
Формирование понятий об одежде, о
названиях одежды, её сезонности и уместном использовании.
инф-коммун технол
Развитие мелкой моторики рук здоровьесберегающие технол.
Формирование культурно-гигиенических навыков. инф-коммун
технол
11.
20.11
Упражнение
«Помоги
Незнайке»
12.
26.11
Упражнения
«Сложи
одежду»
13.
27.11
Упражнение
«Полка,
вешалка,
крючок»
Туалет
14.
03.12
Ритмические
упражнения
«Синичка»
15.
04.12
Умение
пользоваться
туалетом
Приём пищи
16.
10.12
Упражнение
«Выбери
съедобное»
17.
11.12
Упражнение
«Узнай
п о
запаху»
18.
17.12
Узнавание
продуктов
питания
по
их названию
и л и
н а
пиктограмма
х.
19.
18.12
Режим
питания.
Завтрак.
20.
24.12
Прослушива
ние
стихотворен
10
ия
Ю.Тувима
«Овощи»
21.
25.12
Игра
«Съедобно-
несъедобно»
III четверть
22.
14.01
Коллаж
«Завтрак»
Представления о
себе
23.
15.01
Показ частей
тела
и
лица
на
дидактическ
ой кукле.
24.
21.01
Сходство и
различие
частей тела
игрушки и
дидактическ
ой куклы
25.
22.01
Ориентиров
к а
в
собственном
теле.
Показ
и
называние
частей тела.
Одевание и
раздевание
26.
28.01
Гр я з н а я
и
чистая
одежда.
Средства
у х о д а
з а
одеждой
(щетка).
27.
29.01
Р а б о т а
с
пиктограмма
ми
(уход
за
одеждой).
28.
11.02
Практически
е
упражнения
по
уходу
за
одеждой.
29.
12.02
Упражнения
по
надеванию
одежды
30.
18.02
Упражнения
11
«Сложи
одежду»
31.
19.02
Упражнение
«Полка,
вешалка,
крючок»
32.
25.02
Упражнения
«Я сам»
Приём пищи
33.
26.02
Режим
питания.
Обед.
34.
04.03
Дидактическ
а я
и г р а :
«Обведи
по
контуру
продукты
питания
на
завтрак,
обед, ужин».
35.
05.03
Подготовка
к
п р и е м у
пищи (мытье
рук,
сервировка
стола)
36.
11.03
Обучение
учащихся
последовате
льности
приема
пищи.
37.
12.03
«Съедобное-
несъедобное
»
38.
18.03
Коллаж
«Обед»
39.
19.03
«Разложи
продукты»
Двигательны
е и жестовые
упражнения:
« Я
в и ж у ,
дышу,
нюхаю,
говорю,
слышу»
IV четверть
Семья
40.
01.04
Знакомство с
12
пиктограмма
ми
по
теме:
«Моя
семья».
41.
02.04
Игра
«Помогаю
маме»
42.
08.04
Прослушива
ние
стихотворен
ия
Е.Благинина
«Посидим
в
тишине»
Гигиена тела
43.
09.04
Упражнение
«Мы-
чистюли»,
«Умывалочк
а»
44.
15.04
Упражнение
«Чем моем
руки»
45.
16.04
Упражнение
«Чем чистим
зубы»
46.
22.04
Упражнение
«Я назову, а
ты покажи»
47.
23.04
Упражнение
«Массаж»
Приём пищи
48.
29.04
Упражнение
«Узнай
п о
запаху»
49.
30.04
Правила
приема
пищи.
50.
06.05
Посуда.
51.
07.05
Упражнение
«что
спрятано?
Найди
посуду»
52.
13.05
Игра
«Помоги
кукле
накрыть на
стол»,
13
«Расставь
посуду»
53.
14.05
Игра
"Покорми
куклу"
54.
20.05
Режим
питания.
Ужин
55.
21.05
Повторение
Итого: 55 часов
14