Автор: Пахарь Кристина Эдуардовна
Должность: студент
Учебное заведение: Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Физическая культура и спорт в Сибирском Государственном Университете им. академика М.Ф. Решетнева, как социальный феномен общества.
Раздел: высшее образование
Пахарь Кристина Эдуардовна
Студентка 1-го курса
Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф.
Решетнева
Россия, г. Красноярск
Отношение к физической культуре студентов Сибирского государственного
университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Введение
В вузах России сегодня одной из актуальных проблем является
привлечение обучающихся образовательных учреждений к занятиям
физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, созданию
благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом. Эта
проблема рассматривается на различных уровнях: в решении коллегии
Министерства образования и науки РФ, Государственного комитета по
физической культуре и спорту РФ. Для всех государственных структур
поставлены конкретные задачи как фактор национальной безопасности
Российской Федерации (приказ «О совершенствовании процесса физического
воспитания в образовательных учреждениях»). Занятия физической культурой
влияют на все стороны развития личности: развиваются не только
физические, но личностные навыки, что способствует дальнейшему росту
гармоничной личности. Изменения, происходящие во всех сферах жизни
российского общества, изменили отношение к физической культуре,
характерное для многих поколений. Необходимость подхода к физической
культуре как к феномену культуры, в которой самораскрытие и
самореализация личности, без которой общество не может существовать,
становится все более очевидной. У студентов нет понимания взаимосвязи
физической культуры с их общей культурой, как у будущих специалистов, их
состояния здоровья, взаимосвязи успешной профессиональной деятельности в
будущем и регулярных занятий по физическому воспитанию сегодня. Нет
понимания того, что современная работа требует значительного
напряжения умственных способностей, повышенной координации рабочих
движений в любой сфере труда, умственных и физических сил. Ведь каждая
профессия имеет свой уровень развития психофизических качеств, свой
перечень профессиональных навыков. Таким образом, физическая культура и
спорт в системе высшего образования являются неотъемлемыми предметами,
воспитывающими личностные качества, которые будут полезны в
дальнейшей профессиональной деятельности человека. Изучение проблемы
восприятия ценностей физической культуры в студенческой среде актуально и
своевременно.
Методология
Было проведено тематическое исследование. Респондентами стали 91
студент Сибирского государственного университета науки и технологий
имени академика М. Ф. Решетнева - девочки и мальчики в возрасте от 18 лет
и старше. Опрос состоял из двух блоков: ответы на вопросы первого
направления должны были показать удовлетворенность студентов учебным
процессом по физической культуре; Вопросы второго курса направлены на
выяснение интереса самих студентов к занятиям спортом и физической
культурой. Анализ результатов проводился путем выявления процента
ответов на отдельные вопросы. В вузах дисциплина «Физическое воспитание»
представлена как обязательный предмет и необходим для целостного
развития личности. Согласно опросу, более 64% студентов отмечают только
положительный эффект от физических упражнений. Само понятие «спорт»
меняет свое положение в сознании студентов — оно выдвигается на передний
план. На вопрос: «Насколько регулярно вы посещаете занятия по физической
культуре в университете?» Большинство респондентов ответили, что
стараются посещать все время. В свою очередь, 68% девушек предпочли бы
посещать тренажерный зал или фитнес-клуб вместо занятий в
университете. Причины этого выбора заключаются в том, что эти
респонденты считают, что физическое воспитание в университете - не
самое эффективное времяпрепровождение. Их выбор будет падать на
интенсивную, насыщенную тренировку. На вопрос: «Считаете ли вы
правильным, что физическая культура является обязательным предметом?»,
81% ответили «да». Это говорит о том, что студенты осознают важность
физической подготовки в их жизни. Чтобы повысить качество занятий, на
уроке стоит использовать современные фитнес-технологии, поскольку не все
тренажерные залы оснащены необходимой материально-технической базой,
что не позволяет в полной мере реализовать тренировочные программы. На
вопрос анкеты: «Как часто должны проводиться занятия физической
культурой в университете?» Большинство ответило: «2 раза в неделю» - это
52%. Около 35% респондентов выбрали «1 раз в две недели и реже», а 13% -
готовы делать физические упражнения «3 раза в неделю и более». Эти данные
отражают реальную ситуацию, поскольку в основном в университетах эта
дисциплина стоит два раза в неделю. Следующий вопрос позволил нам
определить количество (в процентах) опрошенных студентов, принимающих
участие в спортивных мероприятиях, организованных в университете. Так,
48% респондентов не принимают участия в спортивных мероприятиях, 37%
хотели бы попробовать себя в этой области, и только 15% участвуют в
спортивной жизни университета. Опираясь на ответы полученные ко второй
части анкетирования, становится понятно, что студенты занимаются
спортом и заботятся о собственном здоровье и за пределами вуза: 48%
опрошенных занимаются физкультурой реже 1 раза в неделю, 30% — 1–2 раза
в неделю, 15% — 3–4 дня в неделю, и только 7% из всех занимаются спортом
ежедневно. Что касается процесса обучения в Сибирском государственном
университете науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, то он
организуется в зависимости от состояния здоровья, наличия специальных
групп для занятий, а также уровня физического развития и подготовленности
студентов. Студенческая деятельность чрезвычайно активна. Поэтому он
должен быть в форме и в добром здравии. И всего этого можно добиться
только при регулярных занятиях спортом и физической подготовкой. В свою
очередь, основываясь на результатах опроса, можно с уверенностью сказать,
что студенты СибГУ достаточно хорошо представляют, какие шаги
необходимо предпринять для поддержания своего здоровья, какие выгоды
ожидают их от этих действий. Следует отметить, что развитие
физической культуры и спорта будет осуществляться более эффективно и
успешно, если органы государственной власти и управления, организации,
университеты и их преподаватели выберут правильную стратегию действий.
Вывод
Результаты исследования показали, что большинство студентов
Сибирского государственного университета науки и технологий имени
академика М. Ф. Решетнева положительно относятся к дисциплине
«Физическое воспитание». Студенты университета понимают важность
физической активности и понимают, что физическая подготовка очень
полезна для здоровья. Одним из показателей состояния физической культуры
является уровень использования физической культуры индивидом в сфере
образования. Современный уровень социального развития требует
планомерного повышения физической подготовленности студентов
российских вузов. Расширение физкультурно-спортивной работы поможет
повысить массовость физкультурно-спортивного в России. Физическое
воспитание нуждается в модернизации в России. Кроме того, академические
занятия по физической культуре воспринимаются студентами как наиболее
доступный способ укрепления здоровья, но в то же время не настолько
эффективный, насколько это возможно. Итак, физическая культура является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Физкультура и спорт
являются средством создания гармонично развитой личности. Они помогают
сосредоточить все внутренние ресурсы на достижении целей, повышая
эффективность. Было установлено, что учащиеся участвуют в
систематических занятиях физической культурой и спортом и проявляют в
них довольно широкую активность, развивают стереотипный режим дня,
повышают уверенность в поведении, развивают развитие надежных
отношений и высокую жизнеспособность. Они более общительны, выражают
готовность к сотрудничеству, радуются, что критики меньше боятся. Для
занятий физкультурой также необходимо обеспечить спортивные залы
спортивным оборудованием. По результатам нашего опроса большинство
студентов удовлетворены возможностями тренажерных залов нашего
университета. К сожалению, некоторые студенты ведут пассивный образ
жизни. Одни проводят много времени за компьютером, вторые - не могут
найти время для учебы и работы, другие - «отвлекаются» от больших
умственных нагрузок. Обычными последствиями плохого образа жизни будут
нервные расстройства, различные заболевания, проблемы на работе, в школе и
дома. Но, тем не менее, каждый человек должен уделять себе только час
времени на занятия спортом, получать положительный заряд эмоций и
набираться сил. Выбор зависит только от самих студентов. Все понимают,
что здоровый образ жизни не сводится только к правильному питанию и
соблюдению режима сна, организму нужны упражнения, но для многих само
это понимание остается только мыслью или словами, а не превращается в
действия. Полноценная жизнь невозможна без спорта.
Литература:
Зотин В.В., Яцковская Л.Н. Социально-педагогические аспекты формирования
мотивации у студентов к здоровому образу
жизни//сб.ст.всеросс.науч.практ.конф."Теория и практика физической культуры". -
Казань,2011. - С.125-127
Зотин В.В., Пономарев В.В. Методика ускоренного обучения игре в настольный
теннис студенток в процессе физического воспитания в вузе// Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка". - 2017. - №6. - С.7-8
Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагогических
институтов. М.: Просвещение, 1984.
Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов
высших учебных заведений. —М.: АО «Аспект Пресс», 1995.
Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. — Оренбург: ОГУ,
2002.
Орешник Ю. А. К здоровью через физкультуру. М. «Медицина», 1989.
Харламов И. Ф. Педагогика, 1999.