Автор: Комарова Валентина Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8 с.Горькая Балка"
Населённый пункт: с.Горькая Балка
Наименование материала: Реферат
Тема: Исследовательская деятельность на уроках географии
Раздел: полное образование
Исследовательская деятельность на уроках географии
География
как
учебная
дисциплина
обладает
уникальными
возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как
искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность
к
самореализации.
Но
как
сделать
так,
чтобы
вовлечь
в
процесс
познания
всех
учащихся,
чтобы
каждый
из
них
имел
возможность
понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом?
Решение
этой
проблемы
вызвало
необходимость
применения
новых
подходов и технологий в моей работе. И эпиграфом к моей работе стали
слова
“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу
Целью моей
деятельности
является
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных,
творческих
и
коммуникативных
способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его,
направляя на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению
географии.
Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении
нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки
исследовательской
деятельности
и
формирую
положительные
мотивации к географии. Исследовательская деятельность учащихся на
уроках географии - это путь к знанию через собственный творческий,
и с с л е д о в а т е л ь с к и й
п о и с к .
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в
обычном,
увидеть
сложности
и
противоречия
там,
где
другим
все
кажется привычным, ясным и простым.
Исследовательская
деятельность,
дает
обучающимся
на
уроках
географии следующие преимущества:
o
ученик работает активно и самостоятельно в пределах
подготовленной дидактической среды;
реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет
заниматься на занятиях;
повышается мотивация к учению;
проявляются творческие способности;
развиваются у школьников способы овладения
познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью.
Темы исследования могут быть:
фантастические - темы о несуществующих, фантастических
объектах и явлениях;
экспериментальные - темы предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические - темы по изучению и обобщению сведений,
фактов,материалов, содержащихся, в разных теоретических
источниках: книгах,кинофильмах и др.
По продолжительности я использую несколько видов
исследовательских работ
Мини-работы, рассчитанные на один урок.
Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких
уроков.
Недельные.
Среднесрочные – продолжительностью в один триместр.
Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года
Особое внимание хочется обратить на урок –исследование.
Урок –исследование предполагает наличие основных этапов,
характерных для исследования:
постановку проблемы,
повторение теории, посвященной данной проблематике,
подбор инструментов для исследования и практическое владение
ими,
обработка полученного результата, его анализ и обобщение,
собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или
гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая
цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской
деятельности, нормой ее проведения.
Главным результатом урока – исследования является
интеллектуальный, творческий продукт-знания
Знания полученные, учащимися самостоятельно останутся, в памяти
надолго, а ценность мыслительного процесса, который, к сожалению,
нельзя описать и измерить – трудно переоценить.
- А сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги, посетить турагентство
«Солнечный ветер» и в рамках реальной ситуации познакомить Вас с
элементами,
методами
и
приемами
развития
исследовательской
деятельности обучающихся в процессе изучения географии, а также
познакомить с приемами вовлечения обучающихся в исследовательскую
деятельность. - Итак, добро пожаловать. Сегодня у нас для вас есть
несколько уникальных предложений, ведь в каждой стране есть что-то
свое, своя изюминка.
-
Представьте
себя
жителями,
например
ЮАР,
которые
выбирая
маршрут
для
туристической
поездки,
увидели
клип
о
стране
с
незнакомым названием Россия (Клип «У моей России»).
- Что могло удивить вас – жителей Южной Африки, - в клипе о нашей
стране?
Мнения…
- Образ России для иностранца – это что? Что вы видите?
(Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть)
- Замечательно! А какими ещё природными особенностями, рекордами и
чудесами мы – россияне можем заинтересовать иностранных туристов?
Мнения ….
- У вас есть сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!
Предлагаю прием «Самое, самое»
1. Самое глубокое озеро России? (Байкал)
2. Самая большая по площади природная зона? (Тайга)
3. Самые высокие горы России? (Кавказ)
4 Самые крупный остров у восточных берегов России? (Сахалин)
- Один древний философ не уставал твердить: «Все, что приходит на ум,
обдумывай дважды и трижды...» Только я боюсь, что выбирать ответы
вам сегодня придется очень быстро.
- Внимание на экран: о какой стране идет речь? (на слайдах музыка и
образ страны)
1. Франция.
2. США.
3. Германия.
4. Турция.
5. Египет.
6. Англия.
- Этот прием называется «Лови подсказку»
-
Мы
с
вами
прошли
такой
этап
как
индукция.
Это
важная
составляющая часть в саморазвитии личности. -Что может выступать в
роли индуктора? (слова, предмет, звук)
- Индуктор должен занимать, волновать ум исследователя, быть в
круге его интересов и через период незнания прийти к открытию;
присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы
для исследования.
-Вернемся в наше агентство.
-Внимание
на
слайд:
сегодня
наше
агентство
готово
представить
несколько туров. (на слайде названия стран)
-На экране будут представлены города, которые вы сможете посетить, а
вы соответственно назовете страну.
1. Лион, Ницца, Руан – Франция.
2. Чикаго, Нью-Йорк, Майами – США
3. Гамбург, Бремен, Берлин – Германия
Уважаемые
коллеги,
мы
с
вами
успешно
справились
с
этапом
самоконструкции, который
был
организован
при
помощи приема
«Помню все»
Этот
прием
способствует
формированию
универсальных
учебных
действий и водворению необходимой информации из долговременной
памяти.
-Я
на
уроках
географии
могу
использовать
этот
прием
следующим
образом: слово-объект.
- А как вы можете его использовать на своих предметах? (анг. яз.: слово-
перевод).
- На пике мотивации мы переходим к этапу социоконструкции.
-
Вы,
наверное,
слышали, такое
выражение «риск
—
благородное
дело»?
Наше агентство готово предложить три варианта путешествия – три
тура
в
те
страны,
которые
вы
видите
на
экране.
Вам
выпал
шанс
совершить путешествие в одну из этих стран. Выберите карточку с
названием той страны, в которую вы отправитесь. Пожалуйста!
(Участники
вытаскивают
карточки,
таким
образом,
формируется
три группы)
1 группа – Франция
2 группа – США
3 группа – Германия
- Такой прием «Выбор» используется при делении класса на
исследовательские группы. -
- Задача каждой группы выбрать название города, куда они отправятся и
те объекты, которые они вместе посетят в течение тура.
- А пока вы думаете, я вас оставлю на минутку, чтобы пообщаться с
другими нашими потенциальными клиентами.
Такой приём я принимаю часто в своей работе. Состав группы может
меняться в зависимости от темы, проблемы, цели работы.
Класс
делится
на
исследовательские
группы:
картографов,
геоморфологов,
геологов,
климатологов,
гидрологов:
Экономистов,
политиков и т.д.
Каждая
группа,
используя
тематические
карты
атласа
и
учебник,
готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную
карту по тематике исследования.
Что
объединяет
все
группы?
Дана
проблема.
Нужно
выявить
отличительные черты природы неизвестного материка.
Чтобы
работа
в
группах
была
более
слаженной,
организованной
и
понятной для всех – предлагаю обсудить следующие вопросы:
Как вы мыслите решение поставленной задачи?
Что необходимо знать (или вспомнить) для работы?
Какие карты будете использовать?
Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?
Такие вопросы помогают ребятам выстроить план действий, решение.
В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло
решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы
карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с
заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из
газет, энциклопедии и т.д.).
Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической
деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся
деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом,
обучение
происходит
в
процессе
деятельности
учащихся.
В
ходе
исследований
дети,
анализируя
карты,
учатся
переводить
картографическую
информацию
в
словесную,
отвечая
на
главный
вопрос: групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект:
дети
учатся
работать
в
коллективе,
анализировать
свою
работу,
в
процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что,
безусловно, повышает познавательную активность школьников.
Но вернёмся к нашим группам
- В настоящее время наши участники находятся на этапе развития.
Этот этап характеризуется резким превращением знаний: получение
информации, противоречие, т.к нужно прийти к единому мнению: мое
– и другое.
Я - группа
Я – информация
Группа- группа.
- Как же удалось участникам договориться.
(Ответы групп)
-Вы успешно справились с этапом социализация и афиширование
и мы подошли к очень важному этапу – рефлексии.
-Уважаемые участники, проведите самооценку своей работы в группе:
выберите тот цвет авиабилета, который соответствует вашей оценке.
Прием «Могу больше»
Розовый – мы легко нашли общее решение;
Зеленый – мы с трудом нашли общее решение;
Голубой – мы не пришли к общему мнению.
-Этот прием называется «Могу больше», применяемый в организации
рефлексионной
деятельности.
Это
богатейший
материал
для
рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции
урока, для дальнейшей работы.
-Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог
Вы
согласитесь,
что
участники
сами
принимали
решение,
сами
оценивали
свою
деятельность,
сами
выбирали
маршрут,
т.е.
они
самосовершенствовались с помощью приемов и методов, применяемых
для развития исследовательской деятельности.
Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и
навыков
учащихся
помогает
достичь
определенных
целей:
поднять
интерес
учащихся
к
учебе
и
тем
самым
повысить
эффективность
обучения.
Такие
занятия
для
учащихся
–
переход
в
иное
психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные
эмоции,
ощущение
себя
в
новом
качестве
–
первооткрывателя,
исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие
способности,
оценивать
роль
знаний
и
увидеть
их
применение
на
практике,
ощутить
взаимосвязь
разных
наук,
во спитывает
самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду
За последние 3 года уровень успеваемости по географии составила 100
%. Отмечается рост качества знаний по предмету с 45% до 71 %
Ежегодно
воспитанники
участвуют
в
дистанционных
олимпиадах
(«Инфоурок»,
«Олимпус»)
и
занимают
призовые
места.
Растет
количество
учащихся,
выполняющих
творческие
про е кты,
исследовательские работы.
Таким
образом,
мы
видим
насколько
широки
возможности
самой
интересной,
познавательной,
увлекательной,
поучительной
науки
ГЕОГРАФИИ.
Я очень счастлива, что преподаю в школе именно этот предмет.
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вёл по свету мои корабли,
Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звёзды сползают к фьёрдам всё ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Но это станет все возможно, если мы будем познавать, исследовать,
путешествовать.