Напоминание

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ-технологии.


Автор: Алексеева Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель вкк
Учебное заведение: МКДОУ №7 "Радуга"
Населённый пункт: Новосибирская область, город Барабинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ-технологии.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

средствами ТРИЗ-технологии.
Развитие речи - основа полноценного развития личности. Оно является одним из важнейших направлений образовательной работы ДОО, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка. Речевое развитие предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Отмечено, что у детей с ОНР страдают все структурные компоненты речи: - бедный словарь; -нарушение грамматического строя речи; -нарушение логической цепочки в передаче смысловых отношений при построении связного высказывания, при этом дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: снижены память, внимание, мышление; отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой, артикуляционной. Наблюдаются нарушения ориентировки в пространстве, сужение полей зрения. Для полноценного развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков. Как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения (творческие способности). Сегодня, на мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Целью

использования данной технологии
в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ – технологии определила цель и задачи: 1

Цель
: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ-технологии.
Задачи:
1. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе; 2. Обогащать словарный запас; 3. Совершенствовать грамматический строй речи, осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; 4. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. 5. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии. Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, определила основные методы и приемы развития связной речи, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. А именно:
Метод противоречия (проблемные ситуации).

Метод мозгового штурма.

Прием прямой, функциональной, фантастической аналогии.

Прием эмпатии.

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Метод фокальных объектов.

Метод «Системный анализ»
. Подробнее расскажу об элементах ТРИЗ- технологии, которые применяю при рассматривании картин и составлении рассказов по картине, т. к. именно этот вид речевой деятельности вызывает у детей затруднения. Игровая форма приемов ТРИЗ значительно облегчает этот сложный процесс, позволяет поддерживать устойчивый интерес воспитанников к содержанию картины. Работу с картиной можно условно разделить на четыре этапа. I этап – подготовительный II этап – Знакомство с картиной в НОД III этап – Приемы ТРИЗ –технологии для более детального осмысления содержания картины; IV этап – составление рассказа по картине. На первом этапе необходимо подготовить детей к восприятию картины, а именно – обогатить их интеллектуальный и сенсорный опыт яркими впечатлениями. Так, например, знания, полученные детьми в непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, пригодились ребятам при рассматривании картины «Зима в городе». Дети установили место действия, назвали характерные признаки зимы, изображенные на картине, определили состояние погоды, род занятий людей. 2
Использование
приема "Вхождение в картину"
дает возможность детям воспринимать картину через разные органы чувств. Дети «входят» в пространство картины и, с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, дотрагиваются рукой до предметов, отражают возможные ощущения в речи. Оказавшись на месте действия картины, ребята ощутили запах морозного свежего воздуха, запах работающих машин. Услышали звук шагов людей, разговоры, скрип снега, вой ветра, звук работающих моторов машин и т.д. А так же поиграли в снежки, прокатились на машинах и почувствовали обжигающий холод морозного ветра. Следующий
прием ТРИЗ – «Превращения»
позволяет определить состояние, настроение героев картины. Предлагаю ребенку вжиться в образ персонажа и составить рассказ от первого лица. Например, шофер снегоуборочной машины напевает песенку и думает: «Хорошо мне в кабине, тепло». Мужчина торопится на работу, у него замерзли руки. Машины устали, им хочется в гараж отдохнуть. III этап Следующие приемы ТРИЗ-технологии использую для более детального изучения картины, установления взаимосвязей и отношений между изображенными предметами, объектами.
Прием «Живые картинки»-
учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве. Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре) .
Прием «Подзорная труба»
упражняет детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый нижний угол, справа, слева и т. д. Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: многоэтажный дом, фонари на столбе, синяя машина, гора снега и т. д.
Прием «Кто в кружочке живет»
, учит детей производить замену выделенных объектов схемами. Это упражнение развивает мышление, начальные приемы моделирования. Каждый ребенок на своем листе бумаги фломастером схематично зарисовывает обнаруженный с помощью подзорной трубы предмет или объект и обводит в кружок, а затем называет, кто из персонажей картины 3
живет в кружочке. В этом упражнении действует игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.
Прием «Ищу родственников»
формирует умение классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями. Предлагаю детям найти однородные объекты по заданному классификационному принципу: 1) Нерукотворный мир -- рукотворный мир; снег, вьюга, люди – природный (нерукотворный ) мир; одежда людей, дома, машины – рукотворный мир; 2) живая -- неживая природа; Живая: люди Неживая: снег 3) целое -- часть; Руки, ноги, голова- часть, люди– целое; колеса, кабина, кузов– часть, машина – целое и т.д. 4) по месту нахождения; В центре картины –снегоуборочная техника, в ней люди; Дальний план – дома и т. д.
Прием «Ищу друзей (недругов) »
способствует установлению эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами, а так же упражняет в использовании предложений со сложноподчинительной связью. Люди дружат с домами, потому что в них они спасаются от холода. Шофер и машина друзья, потому что машина помогает шоферу убирать снег с проезжей части. Дома дружат, потому что они в одном городе. Люди не дружат с вьюгой, метелью, потому что они холодные. Заключительный этап работы с картиной – это составление сюжетного рассказа по картине. Предлагаю детям стать авторами рассказа и написать книгу. Для понимания детьми структуры связного рассказа использую модель «Домик», которая символизирует структурные части текста – «начало», «середину», «конец». Затем вместе с детьми определили, что сюжет картины относится к середине рассказа. Для того, чтобы узнать, что было раньше, чем закончилась история, на воображаемой машине Времени отправляемся в прошлое, затем в будущее. Этот
прием называется «Преобразование объектов во времени»
, он формирует у детей умение представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ. Объекты живой природы, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении сюжетного рассказа по картине «Зима в городе», дети рассуждали на тему «Что делали люди накануне вечером», «Что было с машинами поздним вечером». Оказавшись в будущем, дети предположили, чем могла закончиться эта история: люди 4
вернулись домой, метель закончилась и машины убрали снег с дороги. При этом каждый ребенок предлагал свой вариант событий, затем все вместе выбирали наиболее понравившийся вариант. В результате получился интересный, содержательный рассказ, который дети записали, с помощью схематических изображений, , чтобы прочитать его для своих родителей, сестер и братьев. Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ – технологии эффективно влияют на развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста: способствуют формированию словаря, лексико-грамматических категорий, развивают умение детей строить предложения разнообразных конструкций. 1-й ребенок. Наступила холодная снежная зима. Каждый день шел снег, дул сильный ветер, и на улицах города вырастали высокие сугробы. 2-й ребенок. Чтобы по улицам мог ехать транспорт, на них вышла снегоуборочная техника. 3-й ребенок. Мы видим снегоуборочный комбайн. Он убирает снег с проезжей части. Снег по транспортеру движется в кузов самосвала. Шофер комбайна выполняет очень трудную и нужную работу. Мы видим, что он очень внимателен, работает точно и уверенно. 4-й ребенок. Вдалеке мы видим снегоуборочную машину. Она сгребает снег с дороги и подметает ее. Скоро на улице уберут снег, на прогулку выйдут ребята из детского сада и увидят, как поработали взрослые, чтобы на улице стало чисто и транспорт мог ехать по ней. 5


В раздел образования