Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ-технологии.
Автор: Алексеева Ирина Валерьевна Должность: воспитатель вкк Учебное заведение: МКДОУ №7 "Радуга" Населённый пункт: Новосибирская область, город Барабинск Наименование материала: Статья Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ-технологии. Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
средствами ТРИЗ-технологии.
Развитие речи - основа полноценного развития личности. Оно является
одним из важнейших направлений образовательной работы ДОО,
обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.
Речевое развитие предполагает овладение словарным запасом языка,
грамматически правильной монологической и диалогической речью,
развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем
легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения
со сверстниками и взрослыми.
Отмечено, что у детей с ОНР страдают все структурные компоненты речи:
- бедный словарь;
-нарушение грамматического строя речи;
-нарушение логической цепочки в передаче смысловых отношений при
построении связного высказывания, при этом дети пользуются только
простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.
Наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и
недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с
речевой деятельностью: снижены память, внимание, мышление; отмечается
недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей,
мимической, мелкой, артикуляционной. Наблюдаются нарушения
ориентировки в пространстве, сужение полей зрения.
Для полноценного развития связной речи детей с ОНР старшего
дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных,
целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на
формирование речевых умений и навыков.
Как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано
с формированием мышления и воображения (творческие способности).
Сегодня, на мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий
для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения
изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах
усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя –
фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой
уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой
личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Целью
использования данной технологии в детском саду является
развитие
с
одной
стороны,
таких
качеств
мышления,
как
гибкость,
подвижность,
системность,
диалектичность;
с
другой
–
поисковой
активности,
стремление
к
новизне;
речи
и
творческого
воображения;
подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.
Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –
технологии определила цель и задачи:
1
Цель : создание условий для развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ-технологии.
Задачи:
1.
Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе;
2.
Обогащать словарный запас;
3.
Совершенствовать грамматический строй речи, осознанность в
построении лексико-грамматических конструкций;
4.
Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с
пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
5.
Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их
элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ –
технологии.
Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы
в данном направлении других
педагогов, определила основные методы и приемы развития связной речи,
которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного
возраста. А именно:
Метод противоречия (проблемные ситуации).
Метод «Системный анализ» .
Подробнее расскажу об элементах ТРИЗ- технологии, которые применяю при
рассматривании картин и составлении рассказов по картине, т. к. именно этот
вид речевой деятельности вызывает у детей затруднения. Игровая форма
приемов ТРИЗ значительно облегчает этот сложный процесс, позволяет
поддерживать устойчивый интерес воспитанников к содержанию картины.
Работу с картиной можно условно разделить на четыре этапа.
I этап – подготовительный
II этап – Знакомство с картиной в НОД
III этап – Приемы ТРИЗ –технологии для более детального осмысления
содержания картины;
IV этап – составление рассказа по картине.
На первом этапе необходимо подготовить детей к восприятию картины, а
именно – обогатить их интеллектуальный и сенсорный опыт яркими
впечатлениями.
Так, например, знания, полученные детьми в непосредственно-
образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим,
пригодились ребятам при рассматривании картины «Зима в городе». Дети
установили место действия, назвали характерные признаки зимы,
изображенные на картине, определили состояние погоды, род занятий людей.
2
Использование приема "Вхождение в картину" дает возможность детям
воспринимать картину через разные органы чувств. Дети «входят» в
пространство картины и, с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю»,
прислушиваются, вдыхают запахи, дотрагиваются рукой до предметов,
отражают возможные ощущения в речи.
Оказавшись на месте действия картины, ребята ощутили запах морозного
свежего воздуха, запах работающих машин. Услышали звук шагов людей,
разговоры, скрип снега, вой ветра, звук работающих моторов машин и т.д. А
так же поиграли в снежки, прокатились на машинах и почувствовали
обжигающий холод морозного ветра.
Следующий прием ТРИЗ – «Превращения» позволяет определить
состояние, настроение героев картины. Предлагаю ребенку вжиться в образ
персонажа и составить рассказ от первого лица.
Например, шофер снегоуборочной машины напевает песенку и думает:
«Хорошо мне в кабине, тепло».
Мужчина торопится на работу, у него замерзли руки.
Машины устали, им хочется в гараж отдохнуть.
III этап
Следующие приемы ТРИЗ-технологии использую для более детального
изучения картины, установления взаимосвязей и отношений между
изображенными предметами, объектами.
Прием «Живые картинки»- учить детей ориентироваться в двухмерном и
трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на
вопросы о местонахождении объекта. Эта игра развивает умение
ориентироваться в пространстве.
Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет
словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно
других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в
трехмерном пространстве (на ковре) .
Прием «Подзорная труба» упражняет детей в умении выделять конкретные
объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в
определенной части картины и активизировать в речи пространственные
ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый
нижний угол, справа, слева и т. д.
Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и
называет только один объект. Например: многоэтажный дом, фонари на
столбе, синяя машина, гора снега и т. д.
Прием «Кто в кружочке живет» , учит детей производить замену
выделенных объектов схемами. Это упражнение развивает мышление,
начальные приемы моделирования.
Каждый ребенок на своем листе бумаги фломастером схематично
зарисовывает обнаруженный с помощью подзорной трубы предмет или
объект и обводит в кружок, а затем называет, кто из персонажей картины
3
живет в кружочке. В этом упражнении действует игровое правило: в кружке
должен находиться только один объект.
Прием «Ищу родственников» формирует умение классифицировать
объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.
Предлагаю детям найти однородные объекты по заданному
классификационному принципу:
1) Нерукотворный мир -- рукотворный мир;
снег, вьюга, люди – природный (нерукотворный ) мир;
одежда людей, дома, машины – рукотворный мир;
2) живая -- неживая природа;
Живая: люди
Неживая: снег
3) целое -- часть;
Руки, ноги, голова- часть, люди– целое; колеса, кабина, кузов– часть,
машина – целое и т.д.
4) по месту нахождения;
В центре картины –снегоуборочная техника, в ней люди;
Дальний план – дома и т. д.
Прием «Ищу друзей (недругов) » способствует установлению
эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными
объектами, а так же упражняет в использовании предложений со
сложноподчинительной связью.
Люди дружат с домами, потому что в них они спасаются от холода. Шофер и
машина друзья, потому что машина помогает шоферу убирать снег с
проезжей части. Дома дружат, потому что они в одном городе. Люди не
дружат с вьюгой, метелью, потому что они холодные.
Заключительный этап работы с картиной – это составление сюжетного
рассказа по картине. Предлагаю детям стать авторами рассказа и написать
книгу.
Для понимания детьми структуры связного рассказа использую модель
«Домик», которая символизирует структурные части текста – «начало»,
«середину», «конец».
Затем вместе с детьми определили, что сюжет картины относится к
середине рассказа.
Для того, чтобы узнать, что было раньше, чем закончилась история, на
воображаемой машине Времени отправляемся в прошлое, затем в будущее.
Этот прием называется «Преобразование объектов во времени» , он
формирует у детей умение представлять выбранный на картине объект с
точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ. Объекты
живой природы, изображенные на картине, рассматриваются в рамках
суточного изменения, например, при составлении сюжетного рассказа по
картине «Зима в городе», дети рассуждали на тему «Что делали люди
накануне вечером», «Что было с машинами поздним вечером». Оказавшись в
будущем, дети предположили, чем могла закончиться эта история: люди
4
вернулись домой, метель закончилась и машины убрали снег с дороги. При
этом каждый ребенок предлагал свой вариант событий, затем все вместе
выбирали наиболее понравившийся вариант.
В результате получился интересный, содержательный рассказ, который
дети записали, с помощью схематических изображений, , чтобы прочитать
его для своих родителей, сестер и братьев.
Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ – технологии эффективно
влияют на развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного
возраста: способствуют формированию словаря, лексико-грамматических
категорий, развивают умение детей строить предложения разнообразных
конструкций.
1-й ребенок. Наступила холодная снежная зима. Каждый день шел снег, дул
сильный ветер, и на улицах города вырастали высокие сугробы.
2-й ребенок. Чтобы по улицам мог ехать транспорт, на них вышла
снегоуборочная техника.
3-й ребенок. Мы видим снегоуборочный комбайн. Он убирает снег с
проезжей части. Снег по транспортеру движется в кузов самосвала. Шофер
комбайна выполняет очень трудную и нужную работу. Мы видим, что он
очень внимателен, работает точно и уверенно.
4-й ребенок. Вдалеке мы видим снегоуборочную машину. Она сгребает снег с
дороги и подметает ее. Скоро на улице уберут снег, на прогулку выйдут
ребята из детского сада и увидят, как поработали взрослые, чтобы на улице
стало чисто и транспорт мог ехать по ней.
5