Автор: Родкина Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР- ДЕТСКИЙ САД №16 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК" Населённый пункт: ГОРОД ЛИВНЫ Наименование материала: статья Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Раздел: дошкольное образование
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит
изменение его стереотипов: из знакомой домашней обстановки
малыш попадает в непривычную среду. Четкий режим дня,
отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое
помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую
ситуацию. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни
безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и
воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Период адаптации может длиться от 1-2-х недель до 1,5-2
месяцев в зависимости от многих причин: от стресса, состояния
здоровья, от особенностей нервной системы детей и так далее.
Для того, чтобы процесс адаптации для наших детей прошел как
можно более безболезненно, чтобы им было интересно в группе,
мы совместно с психологом, медсестрой наметили основные
направления в своей работе в период адаптации:
- создание в группе атмосферы психологического комфорта,
организации щадящего режима дня, индивидуальный подход к
каждому ребенку;
- создание разнообразной предметно-развивающей среды;
- побуждение детей к общению с воспитателем, друг с другом;
закладывание основ доброжелательных отношений.
Необходимым условием успешной адаптации является
согласованность действий родителей и воспитателей. Поэтому свою
работу мы начинаем с бесед с родителями, в ходе которых выясняем
условия жизни ребенка дома, сведения о состоянии его здоровья,
привычках, особенностях его характера. С учетом полученных
сведений мы строим дальнейшую работу.
1
Мы считаем, необходимо сформировать у ребенка
положительную установку, желание идти в сад. Это зависит от
создания атмосферы тепла, уюта и доброжелательности в группе.
Встречая утром ребенка, обращаемся по имени, ласково,
стараемся отвлечь ребенка от мамы яркой игрушкой или советуем
мамам давать ребенку с собой любимую игрушку.
В период адаптации мы старались сохранить привычные для
ребенка приемы воспитания. Например, перед сном с Яной надо
было посидеть и погладить ее, Влад и Максим засыпали с
бутылочкой, Юля перед сном брала соску, Игорь просил полежать с
ним рядышком, Влад и Артем заходили в группу с любимой
игрушкой – машинкой и так далее.
На протяжении всего времени пребывания ребенка в детском
саду, мы вместе с помощником воспитателя ласково обращаемся с
детьми- успокаиваем, берем на руки, гладим по голове, сажаем на
колени.
Особое внимание мы уделяем робким детям, которые плохо
вступают в контакт с другими детьми и воспитателем.
В своей группе мы создали богатую предметно – развивающую
среду – разнообразный игровой, спортивный, дидактический
материал. На протяжении всего дня дети свободно могут взять
любую понравившуюся игрушку. Создаем условия для
самостоятельной деятельности: предлагаем куклы, машинки,
каталки, мячи.
Много внимания в адаптационный период мы уделяем
организации прогулки, ведь прогулка для малышей – своеобразная
передышка. На прогулке у нас появляется реальная возможность не
спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним от
одной играющей компании детей к другой, покачать малыша на
2
качелях.
Длительность адаптации зависит как от индивидуальных
особенностей каждого малыша, так и от того, насколько правильно
и разнообразно будет организована работа воспитателей с детьми.
Важное место в адаптационный период занимает игра. Основная
задача игр – формирование эмоционального контакта, доверия
детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе
доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного
партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе
совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой
интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Поэтому,
такие упражнения, как «Хоровод с куклой», «Попрыгаем, как
зайчики». «Выдувание мыльных пузырей», «Солнечные зайчики» и
так далее мы используем как можно чаще, отвлекая детей от
переживаний.
Огромную радость детям приносят упражнения двигательного
характера и подвижные игры. Они снимают эмоциональное
напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Мы играем с
детьми в такие игры, как «Солнышко и дождик», «Догони мяч»,
«Пузырь», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и так далее.
Чтобы дети не перевозбуждались, мы переключаем их с
подвижных игр на спокойные. Организуем сюжетно-ролевые игры:
«Покормим куклу Катю», «Мишка заболел», «Оденем Катю на
прогулку».
В дидактических играх «Посади грибочек на свою полянку»,
«Разноцветные бусы», «Солнышко», различные шнуровки, в играх
с пирамидками, кубиками учим детей взаимодействовать друг с
другом, делиться игрушками.
3
На сегодняшний день процесс адаптации в нашей группе
закончен. У 70% детей была средняя степень адаптации, у 30%-
легкая степень адаптации.
По нашему мнению, причина легкой адаптации заключается: 1)
в доброжелательном отношении родителей к детскому саду;
2) в создании разнообразной развивающей среды в группе,
соответствующей возрасту и интересам детей.
Необходимо отметить, в начале адаптации были небольшие
проблемы с питанием: некоторые дети отказывались от завтрака
или от второго блюда, к концу адаптации они разрешились- у всех
детей хороший аппетит.
Навыки одевания и раздевания у детей с момента поступления
отсутствовали, в настоящий момент некоторые дети могут
самостоятельно снять и надеть шорты, обувают сандалики.
У 70% детей нет проблем с засыпанием, 30%- нуждаются в
разных приемах укладывания: одни засыпают с соской, другие с
бутылочкой, кто-то с мягкой игрушкой, других надо покачать.
Культурно-гигиенические навыки- дети пользуются с горшком в
соответствии с режимом, но бывают еще иногда случаи, когда
ребенок заигрался, забыл.
Совместная игровая деятельность со взрослыми соответствует
возрасту детей. Дети слушают, понимают, выполняют просьбы
воспитателей. Играют дружно, но иногда ссорятся.
Таким образом, адаптация в нашей группе прошла успешно и все
дети привыкли к условиям детского сада.
4
Литература.
•
Л.В.Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям
ДОУ», 2004г.
•
М.В.Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада:
организация, рекомендации», Волгоград, 2008г.