Напоминание

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ


Автор: Родкина Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР- ДЕТСКИЙ САД №16 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
Населённый пункт: ГОРОД ЛИВНЫ
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит изменение его стереотипов: из знакомой домашней обстановки малыш попадает в непривычную среду. Четкий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Период адаптации может длиться от 1-2-х недель до 1,5-2 месяцев в зависимости от многих причин: от стресса, состояния здоровья, от особенностей нервной системы детей и так далее. Для того, чтобы процесс адаптации для наших детей прошел как можно более безболезненно, чтобы им было интересно в группе, мы совместно с психологом, медсестрой наметили основные направления в своей работе в период адаптации: - создание в группе атмосферы психологического комфорта, организации щадящего режима дня, индивидуальный подход к каждому ребенку; - создание разнообразной предметно-развивающей среды; - побуждение детей к общению с воспитателем, друг с другом; закладывание основ доброжелательных отношений. Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей. Поэтому свою работу мы начинаем с бесед с родителями, в ходе которых выясняем условия жизни ребенка дома, сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях его характера. С учетом полученных сведений мы строим дальнейшую работу. 1
Мы считаем, необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в сад. Это зависит от создания атмосферы тепла, уюта и доброжелательности в группе. Встречая утром ребенка, обращаемся по имени, ласково, стараемся отвлечь ребенка от мамы яркой игрушкой или советуем мамам давать ребенку с собой любимую игрушку. В период адаптации мы старались сохранить привычные для ребенка приемы воспитания. Например, перед сном с Яной надо было посидеть и погладить ее, Влад и Максим засыпали с бутылочкой, Юля перед сном брала соску, Игорь просил полежать с ним рядышком, Влад и Артем заходили в группу с любимой игрушкой – машинкой и так далее. На протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, мы вместе с помощником воспитателя ласково обращаемся с детьми- успокаиваем, берем на руки, гладим по голове, сажаем на колени. Особое внимание мы уделяем робким детям, которые плохо вступают в контакт с другими детьми и воспитателем. В своей группе мы создали богатую предметно – развивающую среду – разнообразный игровой, спортивный, дидактический материал. На протяжении всего дня дети свободно могут взять любую понравившуюся игрушку. Создаем условия для самостоятельной деятельности: предлагаем куклы, машинки, каталки, мячи. Много внимания в адаптационный период мы уделяем организации прогулки, ведь прогулка для малышей – своеобразная передышка. На прогулке у нас появляется реальная возможность не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним от одной играющей компании детей к другой, покачать малыша на 2
качелях. Длительность адаптации зависит как от индивидуальных особенностей каждого малыша, так и от того, насколько правильно и разнообразно будет организована работа воспитателей с детьми. Важное место в адаптационный период занимает игра. Основная задача игр – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Поэтому, такие упражнения, как «Хоровод с куклой», «Попрыгаем, как зайчики». «Выдувание мыльных пузырей», «Солнечные зайчики» и так далее мы используем как можно чаще, отвлекая детей от переживаний. Огромную радость детям приносят упражнения двигательного характера и подвижные игры. Они снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Мы играем с детьми в такие игры, как «Солнышко и дождик», «Догони мяч», «Пузырь», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и так далее. Чтобы дети не перевозбуждались, мы переключаем их с подвижных игр на спокойные. Организуем сюжетно-ролевые игры: «Покормим куклу Катю», «Мишка заболел», «Оденем Катю на прогулку». В дидактических играх «Посади грибочек на свою полянку», «Разноцветные бусы», «Солнышко», различные шнуровки, в играх с пирамидками, кубиками учим детей взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками. 3
На сегодняшний день процесс адаптации в нашей группе закончен. У 70% детей была средняя степень адаптации, у 30%- легкая степень адаптации. По нашему мнению, причина легкой адаптации заключается: 1) в доброжелательном отношении родителей к детскому саду; 2) в создании разнообразной развивающей среды в группе, соответствующей возрасту и интересам детей. Необходимо отметить, в начале адаптации были небольшие проблемы с питанием: некоторые дети отказывались от завтрака или от второго блюда, к концу адаптации они разрешились- у всех детей хороший аппетит. Навыки одевания и раздевания у детей с момента поступления отсутствовали, в настоящий момент некоторые дети могут самостоятельно снять и надеть шорты, обувают сандалики. У 70% детей нет проблем с засыпанием, 30%- нуждаются в разных приемах укладывания: одни засыпают с соской, другие с бутылочкой, кто-то с мягкой игрушкой, других надо покачать. Культурно-гигиенические навыки- дети пользуются с горшком в соответствии с режимом, но бывают еще иногда случаи, когда ребенок заигрался, забыл. Совместная игровая деятельность со взрослыми соответствует возрасту детей. Дети слушают, понимают, выполняют просьбы воспитателей. Играют дружно, но иногда ссорятся. Таким образом, адаптация в нашей группе прошла успешно и все дети привыкли к условиям детского сада. 4
Литература. • Л.В.Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», 2004г. • М.В.Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада: организация, рекомендации», Волгоград, 2008г.


В раздел образования