Напоминание

"Кто владеет словом - тот владеет миром"


Автор: Хабушева Альбина Равилевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Новоспасский детский сад №6
Населённый пункт: Ульяновская область,р.п. Новоспасское
Наименование материала: статья
Тема: "Кто владеет словом - тот владеет миром"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Кто владеет словом – владеет миром»

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что

вас

правильно

поймут.

Поэтому

фраза

«кто

владеет

словом

владеет

миром»

актуальна во все времена.

Известно, что основы красноречия закладываются в детстве, когда ребенок

особенно восприимчив к родной речи и ее изобразительным средствам. И от нас,

родителей, во многом зависит, насколько успешно овладеют этим искусством наши

дети.

А

речь

является

главным

проводником

ребенка

в

взрослую

жизнь.

Ведь

каждый строит свою жизнь как крепость, закладывая каждое новое знание как

кирпичик, который необходим при строительстве.

Прислушайтесь, как говорят дети, и вы убедитесь в том, что они усваивают

лексикон, грамматику и саму манеру разговаривать (дружелюбно, вежливо или,

напротив, грубо, в резких выражениях, «на повышенных тонах») взрослых! Не

обращая внимания на то, как мы, взрослые, разговариваем друг с другом, мы

забываем, что наши дети, как губки, жадно впитывают не только речевые нормы, но

и речевые ошибки.

«Куда можно полОжить альбом?» - спрашивает пятилетняя Лена, произнося

слово «положить» с ударением не на третьем, а на втором слоге. «Положь на стол!»,

- советует отец. Понятно, что речевая ошибка девочки – не случайна.

К сожалению, далеко не все дети способны ярко, связно, образно рассказать о

пережитом,

увиденном,

услышанном.

Чаще

всего

это

свойственно

детям,

воспитывающимся

в

культурной

речевой

среде,

где

одобряются

удачные

высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была

правильной.

Коснемся как детской, так и взрослой речи, а также некоторых характерных ее

недостатков, которые так легко перенимают дети.

Красноречие в современном понимании — это способность говорить красиво

и убедительно. При этом «красиво» значит ясно, выразительно, правильно.

Итак,

составляющими

красноречия

являются

следующие

компоненты.

Поговорим о них подробнее.

Одним

из

необходимых

качеств

полноценной

устной

речи

является

правильное звукопроизношение. Одной из приоритетных задач педагогов ДОУ и

родителей

дошкольников

является

формирование

и

развитие

правильного

звукопроизношения

у

детей

дошкольного

возраста

путём

использования

разнообразных средств и приёмов.

Формирование

правильного

звукопроизношения

это

систематическая

работа

логопеда,

воспитателя

и

родителей

с

детьми,

способствующая

своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию

фонематического слуха.

Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в

дошкольном

возрасте,

причем

происходит

это

без

какого-либо

специального

обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у

многих детей те или иные дефекты в произношении тех или иных звуков остаются

на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность

овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием

определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве

случаев

и

устранены

уже

в

дошкольном

возрасте.

Однако

многие

родители,

к

сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков

их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что с «возрастом все

постепенно пройдет», «выговорится».

Естественно,

что

неправильное

произношение

звуков

воспринимается,

особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее достижению

многих личных целей (выбор профессии, личная жизнь).

Ясность речи зависит, прежде всего, от того, насколько осмыслено говорящим

то содержание, которое он намеревается выразить, а также от умения излагать его

связно, логично, доступно для понимания слушающих. Иными словами, «красно»

говорить - это и правильно мыслить.

Надо

помогать

ребенку

рассказывать

последовательно,

связно.

В

своих

разговорах с детьми опирайтесь на известные им события, содержание прочитанных

ими книг, словом, на доступные пониманию реалии.

Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает

речи выразительность - делает ее яркой, образной, т. е. «красивой» и вместе с тем

убедительной.

Даже

совсем

маленькому

ребенку

доступны

эти

выразительные

средства:

восклицания,

повторы

слов

(большой-большой),

гиперболы

(преувеличения).

Ребенок не подбирает их, они непроизвольны и отражают свойственную детям

первых

лет

жизни

эмоциональность.

К

старшему

дошкольному

возрасту

эта

непроизвольная

эмоциональность

спадает,

и

речь

ребенка

может

стать

маловыразительной, если не побуждать его к осознанному подбору выразительных

средств.

Одно из них - интонация. Еще в младенческом возрасте ребенок начинает

реагировать

на

интонацию

речи

взрослых

(раньше,

чем

на

значение

слова),

а

впоследствии - пользоваться ею как средством воздействия на близких. В речи

дошкольника можно отметить интонацию просьбы, требования, каприза, ласковую,

просительную,

повествовательную.

Владение

всеми

видами

интонации

полезно,

если ими пользоваться сообразно обстоятельствам. То, что недопустимо в общении,

например, с родителями (приказной, требовательный тон), может явиться средством

передачи характеров и поступков персонажей при пересказе (например, рассказа о

капризном

ребенке

или

требовательном

командире).

Поэтому

интонационное

богатство речи надо развивать. Полезно в этом отношении прослушивание записей

сказок,

стихотворений,

рассказов

в

исполнении

артистов,

а

также

вовлечение

ребенка в игры, в которых он учится менять тембр и высоту звуков, изображая

мышку, кошку, медведя и т. п.

Требует

внимания

и

темп

речи.

Некоторые

дети

говорят

очень

быстро,

скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности (чаще всего это результат

подражания кому-либо из членов семьи). Неприятное впечатление производит и

замедленная речь, неоправданные паузы между словами, заполняемые ненужными

звуками типа «э-э-э».

Выразительность

речи

говорящего

придают

мимика,

жесты.

Приветлив,

улыбчив ли ребенок, или для него характерно суровое выражение лица - это, как и

многое другое, зависит от окружения.

Выразительность

речи

-

это,

конечно,

и

богатый

лексикон.

При

этом,

необходимо воспитать у ребенка привычку употреблять слова, смысл которых ему

известен, а о значении незнакомых – спрашивать у старших. Без этого у ребенка

может появиться склонность к пустословию, бессмысленной болтовне, которую

иные родители принимают за красноречие и не пресекают, как следовало бы, а,

напротив, поощряют.

Красивой и выразительной делает речь ребенка употребление поэтических

определений-эпитетов,

таких,

например,

как

пушистый

(снег),

плакучая

(ива),

печальный (лес), румяное (яблоко), веселый (денек), звонкий (мяч) и т. п. Прочитав

малышу сказку, рассказ, стихотворение, полезно поговорить с ним не только о

содержании прочитанного, как это чаще всего делается, но и о художественных

средствах выразительности, спросить, например, какими словами описано утро,

поле,

цветы,

солнце,

какими

выражениями

передано

состояние

персонажа,

его

радость, страх и т. п.

Полезно предлагать ребенку подбирать определения к тому или иному слову

или синонимы, т. е. слова, близкие по значению, придумывать сравнения. При этом,

конечно, нет нужды употреблять сами термины. Ребенок прекрасно поймет вас, если

вы назовете слово и спросите, например, каким словом можно его заменить, чтобы

смысл не изменился (луна - месяц, душистый - ароматный и т. п.), или с чем можно

сравнить то или иное явление, например звонкий смех малыша (как колокольчик).

Богатый материал для насыщения детской речи средствами выразительности

дает

отгадывание

загадок

(«Белая

скатерть

все

поле

покрыла»),

придумывание

сказок с традиционными присказками («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело

делается»).

Образность

придают

речи

пословицы

и

поговорки.

Если

взрослые

широко используют их, они легко откладываются в сознании ребенка, и при случае

он не преминет и сам употребить ту или иную. Можно и побудить его к этому.

Полезно поговорить с ребенком о смысле той или иной пословицы.

Заботясь о насыщении детской речи средствами выразительности, надо вместе

с тем соблюдать меру. «Нельзя же перегружать детский мозг огромными дозами

таких

недетских

эпитетов,

как

«трогательный»,

«изысканный»,

«томный»,

«роковой» и т. д. Для ребенка ни один из них не имеет (и не может иметь)

никакого конкретного смысла, так как все они — за пределами его личного

опыта,

и

те

родители,

которые

торопятся

преждевременно

навязывать

их

ребенку, тем самым приучают его к пустословию»— писал К. И. Чуковский.

Во всех случаях, когда возникает сомнение относительно произношения того

или иного слова, образуемых им грамматических форм, обращайтесь к словарям

русского языка: толковому словарю, орфоэпическому. В первом можно узнать о

точном значении того или иного слова; второй поможет в правильном произнесении

его, в нем имеются и образуемые словом грамматические формы. Такие словари

полезно иметь в каждом доме.

Речевые

ошибки

ребенка

не

следует

оставлять

без

исправления.

Однако

замечания надо делать тактично, памятуя о библейском изречении: «Слово есть меч

обоюдоострый».

Постоянные

одергивания,

бестактные

замечания,

а

тем

более

насмешки недопустимы и могут иметь обратный эффект — вызвать упрямство, а

чувствительного ребенка обидеть. Чтобы этого не случилось, всегда можно найти

нейтральную форму

Нам осталось рассмотреть еще одну сторону красноречия — способность

говорить убедительно. В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством

родителей. В этом случае полезны устные «сочинения», требующие от ребёнка

развернутого

обоснования

своего

мнения.

Например,

поручаете

успокоить

плачущую сестренку, убедить в чем-то, вытекающем из конкретной жизненной

ситуации, кого-либо из членов семьи.

Разговор о красивой речи был бы неполным, если бы мы не коснулись его

связи с нравственным развитием ребенка. Соблюдение всех правил вежливости,

уважение слушающих, умение слушать собеседника — вот непреложные условия,

которые должны соблюдать и взрослые, и дети. А такие способы воздействия, как

крик,

раздраженный

и

тем

более

озлобленный

тон,

оскорбительные

слова

(«глупость»,

«ерунда»),

обвинения

в

неспособности

понять

говорящего,

свидетельствуют о невежливости, невоспитанности человека. Если такая манера

общения

характерна

для

старших

членов

семьи,

ее

с

большой

легкостью

перенимают дети.

Красивая речь — это обязательно речь правдивая. Лживая или льстивая речь

не может быть отнесена к этому разряду, какими бы распрекрасными словами ни

прикрывался говорящий. Но не спешите обвинять ребенка во лжи - возможно, у

вашего ребенка буйная фантазия. А вот намеренная ложь должна строго осуждаться

старшими.

Овладение красивой — правильной, ясной, образной и убедительной — речью

начинается в раннем детстве и продолжается, совершенствуется всю жизнь. Как ни

сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или

нет, хороший рассказчик, интересный собеседник всегда ценится в обществе.



В раздел образования