Напоминание

Повышение познавательной активности младших школьников средствами анимационного проекта


Автор: Васильева Наталья Геннадьевна
Должность: учитель ИЗО и технологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №7"
Населённый пункт: г. Смоленск, Смоленская лбласть
Наименование материала: статья
Тема: Повышение познавательной активности младших школьников средствами анимационного проекта
Раздел: начальное образование





Назад




Повышение познавательной активности младших школьников

средствами анимационного проекта

из опыта работы учителя изобразительного искусства

МБОУ «СШ №7» г. Смоленска

Васильевой Натальи Геннадьевны

В

процессе

работы

учителем

изобразительного

искусства

на

протяжении многих лет я осваивала различные приемы и методы работы,

пробовала новые педагогические технологии, некоторые из которых активно

внедряла в свою работу. В последние годы все больше внимания уделяется

проектным

технологиям,

как

отвечающим

требованиям

формирования

творчески

активных,

самостоятельных,

успешных

членов

общества.

Проекты,

выполняемые

учащимися

в

процессе

изобразительной

деятельности,

относятся

к

категории

творческих

проектов,

конечным

результатом

которых

является

социально

значимый,

эстетически

ценный

продукт. Это проекты, связанные с макетированием, разработкой эмблем и

гербов, созданием фотоальбомов и оформлением спектаклей.

С

активным

внедрением

ИКТ

в

образовательный

процесс

в

мою

педагогическую

практику

прочно

вошли

анимационные

проекты,

выполняемые учащимися выпускного 8 класса по теме «Искусство анимации

или когда художник больше, чем художник». В течение нескольких уроков

учащиеся создают небольшой анимационный фильм, в процессе работы над

которым

они

проходят

все

стадии

поэтапного

рождения

небольшого

мультфильма:

от

разработки

сценария,

создания

раскадровки,

эскизов

персонажей до съемки, монтажа и озвучивания фильма. Несомненно, этот

вид работы интересен старшим школьникам, они с увлечением работают в

разных техниках – рисования, лепки из пластилина, коллажа. Но зачастую

они относятся к этой работе без должного проникновения, не пропускают

идею фильма через призму эмоций, сопереживания и самоотдачи. Подростки

в этом возрастном периоде стремятся к «взрослости», а мультфильм для них

– это некоторый возврат в детство, и это не позволяет учащимся полностью

раскрыть свой творческий потенциал.

Основываясь на своих наблюдениях, я решилась на эксперимент и

предложила

создать

мультфильм

младшим

школьникам

(учащимся

4-х

классов),

на

занятиях

кружка.

Поводом

стало

ежегодное

участие

моих

учеников в конкурсе «Экология. Творчество. Дети», проводимого МБУ ДО

«ЭБЦ

«Смоленский

зоопарк»,

одной

из

номинаций

которого

является

анимация. Тогда я даже предположить не могла, насколько успешным и

оправданным было мое решение.

На первом, подготовительном этапе я озвучила задание и предложила

сформировать творческие группы по 3 человека. Это оптимальное количество

членов группы: им легче договориться, распределить обязанности так, чтобы

никто не остался в стороне. Младшие школьники очень быстро определили

тему проекта-мультфильма, мгновенно договорились о распределении ролей.

Для

учащихся

этой

возрастной

группы

ведущим

видом

деятельности

является игра. Именно с позиции ролевой сюжетной игры они и подошли к

решению проблемы.

На следующем этапе – планирования своей деятельности, они уточнили

сюжет фильма, процесс взаимодействия главных героев, продумали время и

место

действия,

собрали

необходимый

материал

пластилин.

То

есть

в

процессе

работы

у

учащихся

формируются

навыки

планирования

своей

работы, проектирования своих действий. Конечно, младшие школьники не

оформят документацию, сюжет они разрабатывают в устной форме, но они

сами

осознали

необходимость

и

нарисовали

эскизы

своих

персонажей,

совсем по-взрослому написали диалоги, продумали музыкальное и звуковое

сопровождение.

Технологический

этап

самый

длительный и трудоемкий. Дети старательно

вылепили

персонажей

м ул ьтф и л ь ма,

предметы мебели, обстановки, необходимые

по сюжету вещи. Следует заметить, что в

силу возрастных особенностей восприятия,

младшим

школьникам

легче

работать

с

объемными трехмерными объектами, чем с

рельефными

плоскостными.

С

позиций

анимирования

персонажей,

расхода

материала,

казалось

бы

плоскостные

персонажи предпочтительней, но для детей 10-11 лет это не так. Привыкшие

к

двухмерным

экранам

гаджетов

дети

с

удовольствием

играют

с

вылепленными

объемными

фигурками

из

пластилина,

а

плоскостные

воспринимают с трудом, и ни одна творческая

группа их делать не стала. На протяжении трех-

четырех занятий дети с упоением дополняли

предметный мир своего проекта все новыми и

новыми

вещами,

развивая

сюжет

в

процессе

работы.

Параллельно

с

изгото вле ние м

предметов, дети занялись изготовлением фона.

Они

нарисовали

элементы

обстановки

на

картоне,

изобразив

стены

комнат,

лесные

полянки, лужайки. Когда все было готово, мы перешли к съемке.

Съемка фильма проводилась самостоятельно учащимися. Современные

дети

быстро

осваиваются

с

компьютерной

техникой.

Моя

помощь

требовалась

лишь

в

начале.

Надо

было

установить

веб-камеру,

навести

резкость, установить экспозицию, показать процесс съемки. Очень быстро

дети распределили обязанности внутри групп: один – оператор, делает кадры

щелчком мыши и следит, чтобы в кадре не было рук, остальные двигают

персонажей. Дети воспринимают это как увлекательную игру, им нравится

сам процесс съемки. Они много раз лепили разные поделки из пластилина, но

сейчас эта работа получила необычное продолжение. И ребята не только

делали

покадровую

съемку,

но

и

попытались

снять

небольшие

видеофрагменты, плавно перемещая камеру. Веб-камера оказалась настоящей

находкой для съемки анимационного фильма, т.к. имеет ряд преимуществ

перед фотокамерой: доступна по цене, просто и надежно устанавливается и

закрепляется,

в

процессе

получения

кадра

с

камерой

нет

контакта,

что

исключает ее смещение. К несомненным недостаткам можно отнести лишь

качество съемки, но и оно зависит от качества веб-камеры.

Монтаж фильма выполнялся с помощью самой простой и доступной

программы «Киностудия Windows». Очень много эмоций было у детей, когда

они увидели первое видео из своих фотографий. Животные двигались, они

«ожили» и это было настоящим открытием для ребят. Дальнейший процесс

мы осуществляли с каждой творческой группой совместно. Я, а потом и

самостоятельно

дети

запускали

видео.

Для

каждого

сюжетного

отрывка

ребята редактировали диалоги, озвучивали фрагменты фильма, подбирали

звуковое сопровождение, регулировали и настраивали музыку. Моя помощь

была, в основном, технической. Но и она осуществлялась не в отрыве от

детей, а с их непосредственным участием. Увидеть свои имена в титрах –

было делом особой гордости для детей. Кажется, даже после презентации

фильмов перед учащимися, они до конца не верили, что стали полноценными

авторами настоящего анимационного фильма.

Презентация

фильмов

состоялась

на

уроке

перед

одноклассниками

авторов. Дети были горды своей работой, фильмы очень понравились и

вызвали немалое удивление и восхищение со стороны зрителей. Но мои

ученики теперь знают, что анимационный фильм можно создать и своими

руками, можно воплотить в нем свои творческие замыслы, свои фантазии,

свои умения. Но это – большой и нелегкий труд.

После

презентации

мои

маленькие

авторы

делились

своими

впечатлениями, анализировали, что получилось хорошо, а что можно было

сделать по-другому, строили планы на будущее. Но вывод можно сделать

однозначный: анимационные проекты с младшими школьниками – это форма

работы,

позволяющая

активизировать

познавательную,

творческую

деятельность учащихся, формировать у них умения планировать свою работу,

прогнозировать результат, работать с разными материалами и технологиями,

работать

в

творческой

группе,

нацеленной

на

успех

общего

дела.

Осуществлять

эту

работу

целесообразно

в

процессе

внеурочной

деятельности, так как это позволяет вовлечь в работу самых творческих и

активных учащихся, не ограничиваясь рамками урока.

Свой

опыт

я

буду

в

дальнейшем

развивать

и

совершенствовать

и

активно делиться им с коллегами.



В раздел образования