Напоминание

Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе


Автор: Гайдарёва Татьяна Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3 п. Михайловка
Населённый пункт: п. Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе
Раздел: начальное образование





Назад





Система психолого-педагогического сопровождения

адаптации первоклассников к школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.). Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, ей уделялось огромное значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для решения этой проблемы. Еще в пятидесятые - шестидесятые годы вопросы подготовки детей к школе на практике рассматривались довольно узко и сводились к усвоению знаний из области формирования элементарных математических представлений, обучению грамоте. Однако актуализация вопросов подготовки детей к школе вызвано тем, что детские сады и начальная школа перешла на новые стандарты обучения (ФГОС – II –го поколения), что потребовало координальных изменений в организации преемственности в работе детского сада и школы. Впервые понятие преемственности между детским садом и школой открыл академик Запорожец А. В., как широкое понятие, связанное не только с согласованиями работы детского сада и школы ”, а как обеспечивание преемственности уровней развития ребят старшего дошкольного возраста и младшего школьного, то есть вопросы разностороннего развития. Эта работа получила дальнейшее продолжение в исследованиях таких психологов, как Эльконин Д. Б., Давыдов. В., Поддъяков Н.Н. и др. А среди педагогов эта работа нашла отражение в исследованиях Нечаевой В.Г., Марковой Т,А., Буре Р.С, Тарунтаевой Т.В. Что же понимается под понятием "готовность детей к обучению “ в школе"? Прежде всего понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность которую входят "внутренняя позиция школьника",волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации, физическая готовность.! неотъемлемой частью является разностороннее воспитание включающее: умственное, нравственное, эстетическое и трудовое. Проблема готовности ребенка к школьному обучению на сегодняшний день стоит достаточно остро. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. В нашей школе тоже ежегодно проводится анализ готовности первоклассников к школьному обучению Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя
в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов).
Причина исследования:
психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации.
Цель исследования:
психологическое изучение особенностей процесса адаптации
Название методики (автор)

Исследуемая функция
. Психолого – педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения». (Н. и Н. Семаго.) уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности . Методика диагностики эмоционального отношения к школе Эмоциональное отношение к школе Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой) Содержание мотивационной сферы
Сравнительный анализ уровня готовности к школьному обучению

За 3 учебных года.
Год Кол – во Готовы Сред готовность Не готовы 11- 12 44 27% 84% 9% 12 - 13 54 22% 50 % 28% 13-14 41 44% 10% 57% Данная таблица показывает, что количество не готовых первоклассников к школьному обучению с каждым годом увеличивается становиться больше по сравнению с прошлым годом на 28%. С хорошим и средним уровнем готовности учащихся с каждым годом становиться меньше в среднем на 18%, а вот учеников с высоким уровнем готовности стало на 22% больше, но при этом средний уровень готовности снизился на 40%. Это наглядно представлено в диаграмме (презентация ) Готовы Сред готовность Не готовы 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 27% 84% 9% 22% 50% 28% 44% 10% 57%
Готовность к школьному обучению за 3 года
2011-2012 2012-2013 2013-2014
Вывод:
Как показывает исследование и подтверждает практика, за последние три года идёт значительное снижение уровня готовности детей к школьному обучению, в нашем
случае снижение произошло в двух категориях. Так же нужно отметить , что уровень низкой готовности характерен как для детей посещающих детский сад так и для детей его не посещающих. Произошло значительный рост не готовых детей к школьному обучению на 28% за последних 3 года Так же отмечается повышения количества учеников нуждающихся в повторном осмотре психиатром, что составило 10% от общего числа первоклассников.
Вот

например

(презентация):

Готовности

и

неготовности

(протокола

Н.Семаго,

К.

Йрасика),

Протокол

обследования

«готовности

к

школьному

обучению»
В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. У детей, проходящих более глубокое садовское обучение (рисованию, лепке, аппликации, конструированию и др.), формируются различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению. Про ребёнка, поступающего в школу, мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе.
В

чем

же

проявляется неподготовленность к школьному обучению? (презентация)
1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса; 2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное; 3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Для более успешной адаптации дошкольника в первом классе. В детских садах требуются занятия на развитие сенсомоторики, они должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе, отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради. Допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево. В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе ребёнок произносит вместо слова РЫБА – ЛЫБА. Будут возникать ошибки в грамотности. Ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.
(презентация

«Рабочих тетрадий» )
У ребёнка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребёнок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определённому плану.
Важно, чтобы ребёнок желал узнавать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни. Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе. Например, написание элементов букв. Развитие восприятия, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности. Позволяет ребёнку рассуждать и делать выводы. Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. У ребёнка должна быть сформирована организованность. Умение организовывать рабочее место, своевременно начинать работу. Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них "качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому, одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении.
И так подведём итог (презентация)
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической, подготовки. Психологическая г о т о в н о с т ь к ш к о л е в о з н и к а е т у д е т е й не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. Что же должно быть сформировано у ребёнка дошкольника ? 1. У ребёнка, поступающего в школу, должно быть, желание учиться желание пойти в школу 2. Уметь преодолевать трудности. 3. Владеть аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. 4. Дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. 5. В ребёнке должна быть развита любознательность, 6. Произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. 7. Личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки. 8. Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. 9. Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Поступление детей в школу - важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке на ряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание нужно
уделять тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.
Список литературы
1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я.- 2008.- №5.-с.139-141. 2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением.-2003.-№4.-с.29-32. 3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я -2007.-№5.-с.139-142. 4. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000.-с.288. 5. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Изд.центр “Академия”,2003.-с.336. 6. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я.-2008.-№5.-с.57-63. 7. Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я.-2008.-№5.-с.100-106. 8. Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004. 9. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-М.: Изд.центр “Академия”, 2002. 10. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений.- М.: Изд.центр “Академия”, 2004. 11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип.-М.: Изд.центр “Академия”, 1998.-с.456. 12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед.вузов: В 3кн.-3-е изд.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-с.632. 13. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я.-2007.-№1.-с.150-158.-Психология семьи. 14. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование.-2003.- №4.-с.33-36.
15. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я.-2007.-№5.-с.129-139. 16. Фомина В.П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В.П. Фомина // Образование в современной школе.-2007.-№2.-с.13-20. 17. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004.-с.352. 18. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г. 19. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г. 20. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г. 21. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. 22. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г. 23. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.


В раздел образования