Напоминание

Экологический проект "Живые семена"


Автор: Саушкина Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Тисульский д/с № 2 "Лукоморье"
Населённый пункт: пгт.Тисуль Кемеровской обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект "Живые семена"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект «Живые семена»

Паспорт проекта

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой, дети старшей дошкольной группы ,

воспитатели и родители.

По продолжительности: долгосрочный, со 2 марта по 30 сентября 2018 г.

Актуальность проекта.

Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является

экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать,

что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.

Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов

воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем

научить его искать пути решения (реализации) этих задач.

Проблема, на решение которой направлен проект. Дети имеют частичные или не

имеют представлений вовсе о последовательности роста растений плодовых культур (о

стадиях роста, о правилах ухода за рассадой). Рисунки на тему «Витамины выросли на

грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте, развитии и

плодоношении овощных культур.

Цель: Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений от

семени до плодов через наблюдение, эксперимент, анализ, подготовку сообщений об

одной из овощных культур.

Задачи :

Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных

растительных культур. Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-

следственных связей, возникающих при уходе за растениями.

Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего

труда.

Ожидаемые результаты:

В рамках проекта дети более подробно ознакомятся с последовательностью

выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы

причинно–следственных связей в природе растительного мира. Научатся понимать,

что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный

объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных

растений.

Условия реализации. Экологический исследовательский проект «Волшебные семена»

задуман в качестве дополнительной меры экологического образования старших

дошкольников . Реализация проекта планируется в период март-май 2018 г.

В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:

1

консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители

получают инструкцию по подготовке презентации мини-исследования о

выбранном растении;

пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как

«Веселый огород», «Цветочный дворик», опытно-экспериментальная зона

наблюдений за корневой системой помидора и перца, подборкой литературы о

растениях;

за время проекта ведется дневник наблюдения за овощными культурами,

который используется в дальнейшем как учебный материал;

на итоговом занятии дети представляют перед всей группой свои мини-проекты

об одном из растений.

Этапы работы над проектом

Содержание

Дата

Материал

Цель

I. Подготовительный

1.

Сбор и систематизация

информации по теме.

2.

Разработка обоснования

проекта.

Март

I – II

неделя

Методическая

литература,

разработки по

валеологии.

Оценить и

систематизировать

объем информации для

дошкольников.

Обозначить проблему, на

решение которой

направлен проект.

II. Плановый

1.

Постановка цели и задач

для решения

обозначенной проблемы.

2.

Разработка цикла

игровых занятий и

мероприятий.

Март

III – IV

неделя

Методическая

литература.

Согласно

плану.

Обозначить объем

предстоящей работы по

проекту.

III. Организационный

1.

Проведение

консультаций для

родителей.

2.

Подбор игрового,

информационного,

наглядного, опытного

материалов.

Апрель

II – III неделя

Разработка

консультации

«Живые

семена.

Цветы».

Согласно плану

занятий.

Обеспечить реализацию

проекта.

2

IV. Рабочий

Проведение занятий и

мероприятий по плану

Март-Август

Фотоаппарат

или

видеокамера.

Осуществление плана

проекта.

V.Завершающий

Самооценка качества

проведенных занятий и

мероприятий.

Сентябрь

Фото и видео

материалы.

Отзывы

родителей.

Составление полного

анализа реализации

проекта.

Дата проведения,

форма поведения

Совместная работа

педагога с детьми

Свободная

творческая

деятельность

Цель и

предполагаемый

результат

02.03.18

Ознакомление с

окружающим «Живые

семена»

Игра, беседа, лепка

театрализация, слайдовая

презентация, ситуативная

Наблюдение за

ростом растений

в «Огороде»

Введение детей в

тему «Живые

семена»

Реализация проекта

14.03.18

Беседа «Корнеплоды и

плоды»

Рассказ воспитателя,

слайдовая презентация,

игра-театрализация

Игра-

драматизация по

сказке Дж. Радари

«Приключения

Чиполино»

Развивать

артистизм,

коммуникативные

способности

22.03.18

Ознакомление с

семенами разных культур

«Плоды и семена»

Викторина

Рассматривание

книг о

растительном

мире

Сравнить семена

овощей и цветов.

Ответить на

вопрос «Можно ли

определить по

внешнему виду,

что из них

вырастет?»

28.03.18

Беседа «От семян до

плодов»

Слайдовая презентация

Сюжетно-

ролевая игра

«Овощной

Закреплять

знания об овощах.

3

магазин»

09.04.18

Практическая работа

Посадка зелени и лука-

репки

Полив рассады

Создание

экспериментально-

исследовательской

зоны «Огород».

Изучение

алгоритма посадки

растения.

12.04.18

«Семена цветов»

Рассматривание семян

бархатцев и ноготков.

Посадка семян цветов на

рассаду.

Полив рассады

Закрепление

полученных

знаний

16.04.18

Работа в мини-музее

Заполнение страницы

дневника: наблюдение за

ростом лука. Зарисовки в

дневнике.

Введение

«Дневника

наблюдений»

Учить фиксировать

результаты

наблюдений

20.04.18

НОД приуроченное ко

всемирному дню Земли

«Земля – наш общий

дом»

Изготовление

атрибутов и

реквизита к

занятию

Обобщить знания

детей

экологического

характера.

Воспитывать

бережное

отношение к

природе

26.04.18.

Игровая деятельность

Настольно-печатная

игра «Ботаническое

лото»

Рассматривание

иллюстраций,

запоминание

названий

культурных

растений.

Воспитывать

экологическое

сознание

дошкольников

10.05.18

Работа в зоне «Огород»

Уход за рассадой. Работа

в дневниках наблюдений

Наблюдение за ростом

и развитием цветов и

зелени. Заполнение

страниц дневника.

Рассматривание

экспонатов мини-

музея.Полив

рассады,

прополка,

рыхление

Воспитывать

желание проявлять

заботу к живой

природе. Фиксация

результатов

наблюдения

4

16.05.18

НОД окружающий мир

«Растения – легкие

земли»

(слайдовая презентация)

Д/игра «Что

сначала, что

потом?»

Расширение

кругозора детей в

понимании

причинно-

следственных

связей в природе.

23.05.18

Итоговое занятие

«Культурные и

дикорастущие культуры».

Презентация

мини-проектов

воспитанников о

цветах и

овощных

культурах.

Закрепление

знаний о

последовательност

и выращивания

плодовых растений

и цветов и

условиях для их

роста и развития.

Уточнить

полезные качества

тех или иных

растений.

30.05.18

Наша клумба

Наблюдения в природе за

изменениями

климатических условий

для высадки цветов в

клумбы.

Высадка рассады

цветов в клумбы

Отметить

погодные условия

и определить

возможность

высадки рассады в

клумбу.

05.06.18

Мы пришли в огород

Подготовка почвы и

высадка овощных

культур

Высадка рассады

томатов, перцев,

огурцов в грунт.

Воспитывать

желание проявлять

заботу об овощах,

наблюдение за их

ростом и

развитием.

Июль- август

Сентябрь

Уход за огородом и

цветниками.

Уборка урожая

Полив, прополка,

рыхление,

подкормка.

Работа в огороде,

сбор семян в

цветнике.

Воспитывать

желание ухаживать

за растениями.

Показать детям

результат труда,

вспомнить этапы

выращивания от

семени до плода.

5

Используемая литература:

1.

Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского

сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –

Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

2.

Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования

дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009

3.

Растительный мир в картинках. – М.: Русское энциклопедическое товарищество,

2004г. (серия «Готовимся к школе»)

4.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с

детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н.

Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)

5.

Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г

6.

Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский

дом "Карапуз", 2001г

Приложение 1.

6

Беседа «От семян до плодов»

Задачи: закрепить представления детей о том, как и где выращиваются овощи, знания

об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей,

строить сложносочиненные предложения.

Ход беседы:

Занятие начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с

корзинкой с овощами).

Хозяюшка показывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает стихи

«Овощи» Ю. Тувина:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

«Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благодарят и оставляют хозяйку у

себя в гостях. «А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это

все можно назвать? (Дети называют овощи.) А есть ли такое слово, которое объединяет

овощи? (Урожай, плоды.) Плоды растут... Что еще про них можно сказать?»

(Созревают, поспевают, цветут и т.д.) Почему одни плоды называют овощами, а другие

фруктами?» (Овощи растут в огороде, поле, а фрукты в садах, из фруктов варят

компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым

блюдам, а фрукты на десерт.) Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины

любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или

фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял. Воспитатель

предлагает строить рассказ, используя волшебные квадратики. Вопросы, на которые

нужно ответить: где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород)', из чего их

выращивают; это овощи или фрукты; где используют спелые плоды; как цветут

растения, на которых они растут; из чего состоит плод; какой он на вкус, на ощупь и на

запах.

Приложение 2

7

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему:

«Растения – лёгкие земли ».

Цель:

формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера;

- дать представление о значении растений.

Задачи:

закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;

показать зависимость всего живого от растительного мира;

развивать экологическое мышление и экологическую культуру;

учить понимать происходящие в природе процессы.

воспитывать интерес к растениям; - познакомить с понятием «фитонцидотерапия» –

оздоровление воздуха с помощью растений.

Оборудование:

- модель дерева;

- изображения деревьев;

- листья березы, тополя, дуба, рябины;

- изображения лекарственных трав;

- листья на всех детей;

- нарисованная капелька воды, солнышко, птица, цветок, бабочка; угощение.

Ход:

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас на прогулку в лес.

Ребёнок: Я нашёл какие –то фотографии.

Дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне.

Что здесь изображено? (Луна). Кто это? (Космонавты).А как вы догадались? (Ответы

детей).Что на них надето? (Скафандры) .А почему космонавты находятся в космосе

только в специальных скафандрах? Зачем они им нужны? (Чтобы дышать.) А разве

в космосе нет воздуха, нет кислорода? (Нет.) А почему в космосе нет кислорода? Кто

8

знает? (Ответы детей.). Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том,

что в космосе не растут растения.

Приходит Незнайка.

- Здравствуйте, ребята! Это я прислал вам фотографию. Я сначала думал, что это

космонавты на себя чепуху какую-то напялили? Летели бы в космос в спортивных

костюмчиках, и все было бы хорошо. А потом я подумал: вдруг я не знаю чего-то?

Пусть ребята фотографию посмотрят, а сам спрятался и все слушал, что вы говорили.

Только мне стыдно, что я ничего про воздух, кислород и про растения не знал. А вы

молодцы! Теперь я понял, зачем нужны скафандры космонавтам.

Воспитатель: Ребята, теперь нам обязательно надо сходить в лес, чтобы узнать все

тайны растений.

Дети под песню проходят на стульчики.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Главные жители леса - это деревья, самые

большие растения. Что такое дерево? Как оно живет? Кто все части дерева верно

назовет.

Игра “Части дерева”

Дети называют части дерева.

1). Это корень. Корень поглощает воду и питательные вещества из почвы. Корень

удерживает дерево.

2). Это ствол. По стволу вода и питательные вещества поступают к веткам, листьям,

цветам и плодам.

3). Это ветки. На ветках есть листья, цветы, плоды.

4).Это листья. Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Воспитатель: Молодцы, все части правильно назвали. А знаете вы деревья и их

названия. Назовите что это за деревья.

9

Воспитатель: Хорошо, все деревья назвали. С деревьев облетели листья и все

смешались. Помогите мне определить с какого дерева листок.

Игра “С какого дерева листок”.

Воспитатель: Сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка. “Сон совы”

В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них)

В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них)

Ветер листьями играет (движенья рук из стороны в стороны, провожая взглядом)

А сова спокойно спит (глаза закрыть)

Ей приснился сладкий сон (глаза широко открыты - “вытаращены”)

Вот бы не кончался он (качать головой из стороны в стороны).

Воспитатель: Наша сова увидела во сне деревья. Но явились они ей в виде теней.

Сумеете ли вы отгадать, какие деревья приснились сове?

Демонстрирую рисунки силуэтов деревьев. Дети отгадывают.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, название деревьев, которые растут в наших лесах? Я

буду называть деревья и если это дерево растет в наших лесах - то хлопните в ладоши,

если нет - то молчите.

Мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб,

мандарин, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, тополь, сосна.

Воспитатель: В лесу кроме деревьев растут травы и большинство это лекарственные

травы. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Узнайте и назовите лекарственные растения.

Воспитатель: Как про лекарственные растения можете сказать? Как можно их

достоинство охарактеризовать!

Это травы жизни

Растения целители

10

Живая сила

Растения, дарящие бодрость

Кладовая витаминов

Творения природы

Удивительные помощники здоровья.

Воспитатель: Лекарственные растения очень нужны человеку. Но вы должны

помнить о том, что из-за неумелого сбора, растения могут исчезнуть совсем, или

попасть в Красную книгу.

Ребёнок: Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если все и мы и вы, если все сорвут цветы

Не останется цветов и не будет красоты.

Звучит песня «Не рвите цветы, не рвите».

Воспитатель: Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила поведения

в природе. Вы знаете их ребята?

Дети рассказывают правила поведения в природе.

1. В лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, так, чтобы растения не

погибали от вытаптывания.

2. Нельзя срывать растения с корнем.

3. Есть редкие растения, занесенные в Красную книгу, их срывать совсем нельзя.

4. Нельзя рубить деревья.

5. Не ломай ветки деревьев.

6. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что

в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут растения.

Лесные правила. Дети читают стихи

11

1. Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь.

2. Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай.

Мусор с травки убирай.

3. Зря цветы не надо рвать! Из рогатки - не стрелять

Ты пришёл не убивать! Бабочки пускай летают

Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить

4. Ты в лесу- всего лишь гость. Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Воспитатель: Что случилось с этим деревом? (оно погибло). Почему это

видно? (нет листьев)

Коллективная работа «Поможем дереву».

Воспитатель: У меня есть волшебные листочки. Каждый из вас возьмет листочек в

руки и придумает доброе дело, которое может помочь этому дереву.

Дети: Полить, окопать, обрезать сухие ветки, побелить и т. д. (дети называют

добрые дела и прикрепляют листочки к дереву). (поливать, зимой укутывать снегом,

сделать скворечники, замазать ранки глиной).

Воспитатель: Посмотрите, наше дерево зазеленело, на нем «выросли» добрые

пожелания детей. Дерево стало «счастливым» от доброты и заботы детей.

Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, жители нашего уголка природы

будут хорошо чувствовать себя, если они будут ощущать нашу доброту и заботу. Тогда

они порадуют нас красотой и здоровьем. Дети приготовили подарки для дерева. Дети:

12

— Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя. Дети:— Я дарю тебе

дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя,

Дети:— Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя,

помогает листикам окраситься в зеленый цвет,

Дети:— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от

гусениц.

Дети: –Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много цветков,

ведь чем больше цветков, тем больше семян-деток,

Дети:— Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть

украсит тебя своим ярким нарядом.

Воспитатель: Ребята, я открою вам ещё одну тайну: деревья, цветы и травы

выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые благотворно влияют на

человека и губительно на болезнетворные микробы.

Психогимнастика

Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем

аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений, мы

будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать

все живое. Откройте глаза.

Входит Лесная Фея: Здравствуйте мои друзья, я Лесная Фея. Молодцы, все тайны леса

разгадали. Много вы знаете о растениях. Запомните, ребята, что когда растение

питается, оно выделяет много кислорода. Поэтому на Земле всегда имеется большой

запас кислорода, и все это благодаря растениям. Кислородом дышат все живые

существа.

Воспитатель: Чтобы быть верным другом природы, следует постоянно заботиться о

ней, охранять и защищать ее.

Незнайка: Теперь мне все ясно, почему на Луне нет кислорода, а на Земле так легко

дышится. Теперь я понимаю, почему в лесу воздух чище, чем в городе. В лесу очень

много растений: и цветов, и трав, и кустарников, и деревьев.

Я хочу, чтобы наша планета

13

Оставалась зеленого цвета,

Чтобы не было серого цвета

На планете моей никогда.

Чтобы дерево, кустик, цветочек

Украшались зеленым листочком,

Я хочу, чтоб трава была тоже

На зеленый ковер похожа.

Чтобы воздух был чистым-чистым,

Голубое небо -лучистым.

Я хочу, чтобы жили дети

На большой ЗЕЛЕНОЙ ПЛАНЕТЕ.

Лесная Фея: Ещё, ребята, я принесла вам подарок: вот эти орешки вам передала

белочка. Она их собрала себе на зиму, но вот запасы остались. Кушайте на здоровье. А

мне надо идти. До свидания.

Фея уходит. Ребята кушают угощения.

Приложение 3

Дидактическая игра «Что сначала, что потом!»

Задачи. Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета. Пользуясь

вспомогательным средством.

14

Материал.

Наборы

картинок,

которые,

если

их

расположить

в

определенной

последовательности, передают развитие сюжета. Наборы состоят из двух четырех

картинок. Сверху к каждой картинке приклеены карточки, которые должны легко

загибаться (прятаться) под картинкой или отгибаться, занимая место над ней. На

карточках нарисована расходящаяся стрела, острый конец которой начинается над

первой картинкой, расходящиеся концы над последней.

Ход игры. Воспитатель вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что

если расположить их по порядку, то может получиться интересная картинка, а чтобы

их правильно положить, надо догадаться что было сначала, что произошло потом и

чем все закончилось. Воспитатель разъясняет как правильно расположить картинки

(по порядку, слева направо, рядышком в длинную полоску). Вначале детям предлагают

сюжеты из двух картинок, затем из трех, четырех. После выкладывания картинок

воспитатель

просит

детей

отогнуть

приклеенные

сверху

к

ним

карточки.

Если

картинки расположены, верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно

расходящуюся

стрелку.

Если

стрелка

получилось

неправильной,

значит,

картинки

расположены неверно, и надо исправлять работу. После выполнения задания можно

предложить детям рассказать полученный сюжет. Затем ребята меняются наборами

карточек и упражнение продолжается.

Приложение 4

Словесная игра «Закончи предложение».

Задачи. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный

запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

15

Огурец овальный, а тыква

Лук горький, а морковь

Огурец зеленый, а свекла

Редиска мелкая, а редька

Кабачок большой, а тыква

Помидор кислый, а чеснок

Морковь в земле, а помидор

Помидор круглый, а морковь….

Приложение 5

Посадка лука, укропа, петрушки.

Цель: Формирование знаний об овощах.

Задачи: Учить различать овощи по характерным признакам

Развивать память, обследовательские действия.

Создать чувство эмоционального комфорта.

Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью.

Развивать умение правильно сажать в землю в землю семечко и ухаживать за ним.

Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.

Обогащение словаря: Семечко, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать. Материалы к

занятию: контейнеры с землёй, совочек, лейка с водой, пачка с семенами.

Ход занятия: Вводная беседа с детьми о времени года и об урожае. - Какое время

года?

(весна)

-

По

каким

признакам

догадались,

что

наступила

весна?

(дети

перечисляют) Сюрпризный момент: Стук в дверь, входит кукла Маша и приносит

красивый мешочек. Проводится игра «Чудесный мешочек» Кукла Маша предлагает

желающим на ощупь отгадать, что там лежит. Рассматривание семян, сравнение их с

луковицей. Посадка лука и посев семян.

Приложение 6

Загадки на грядке

Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я...

(Капуста).

16

И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом... (Картошка).

Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук)

Вверху зелено, Внизу красно, В землю вросло. (Свекла)

Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

Как на нашей грядке, Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом

зеленеют. К осени краснеют. (Помидоры)

Приложение 7

Комплексное занятие в старшей группе «День Земли».

Цель: Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к

природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать и любить

свою Землю.

Задачи:

Расширять представления детей о планете Земля; об условиях, необходимых для

жизни на Земле. Познакомить детей с влиянием человека на природу.

Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы,

поговорки.

Развивать творческие способности, воспитывать умение согласовывать свои действия

с работой коллектива при создании общего панно.

Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, уважение к природе и ее

богатствам.

Ход занятия.

Под музыку «Мы дети галактики» ребята рассаживаются за столы.

Воспитатель: Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее

надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.

У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у

насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

- Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля.)

17

- Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и

другие планеты - Венера, Марс, Юпитер и т. д., но жизни на этих планетах нет.

-Как вы думаете почему (потому что на них нет воздуха и воды).

-Правильно, без воды, воздуха, солнца живые существа не смогут жить.

Экологическая игра «Земля, вода, воздух».

Ребята, отгадайте загадку, будьте внимательны!

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками … (глобус) .

Это уменьшенная модель планеты Земля.

- Давайте рассмотрим глобус со всех сторон (поворачиваю его) .

- Какой формы наша Земля, на что она похожа? (шар, мяч, яблоко)

- Посмотрите, в какие цвета раскрашен глобус?

- Синий, голубой, зеленый, жёлтый, коричневый, белый.

- Красивый! Но сделан не для красоты, а для того, чтобы рассказать как можно

понятнее и больше о планете Земля.

- Вот и на глобусе все моря, океаны, реки, озёра закрашены, синим и голубым

цветом.

- Ровные места на земле окрашены в зелёный цвет - это могут быть и леса и поля и

луга. Невысокие возвышенности – в жёлтый цвет и светло-коричневый, а высокие

горы – в коричневый.

- А есть ещё участки земли, окрашенные в белый цвет. Как вы думаете, что это?

- В этих местах Земли только лёд и снег, нет растений, вечная мерзлота, царство

льда и снега.

- Вот какая интересная планета Земля. Что бы хотели узнать про неё?

-Много поэтов писали о земле красивые стихотворения. Ребята, кто дома выучил

стихотворение о Земле, расскажите нам.

- Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

18

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели.

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- На земле достаточно света и тепла, а так же достаточно воды и воздуха. Все это

создает благоприятные условия для жизни на Земле.

- Ребята, а чего больше на нашей планете – воды или суши?

- Какого цвета наша планета, если смотреть на нее из космоса?

- Какие животные обитают на нашей планете?

- Какие растения растут на нашей планете?

Проводится разминка "Станем мы деревьями"

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги - это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело - прочный ствол.

19

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть- чуть качается

(Покачивание из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается.

(Поднимают руки над головой.)

Наши руки - ветви-

(Раскрывают ладони и разводят пальцы в сторону.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

- Я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Но сегодня загадывать загадки

о нашей планете, ее обитателях и растениях, будете вы сами. А я и другие ребята

вместе отгадаем.

(Дети загадывают загадки, приготовленные дома).

-Ну, а теперь о самом важном:

Взглянуть на нашу Землю страшно.

Вода мутнеет с каждым днем.

А воздух! Сколько грязи в нем?

Когда-то чистый, голубой.

Теперь он грязный и больной.

Погибнуть может все живое

Земля, что сделали с тобою?

Пусть знак беды у нас отметит

20

Больные точки на планете.

Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось,

потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих

предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо,

газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из

танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется

наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди (так и

загрязняется наша Земля). Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует

помощи. Ребята, как мы можем помочь нашей планете?

Некоторые из вас дома нарисовали рисунки и сделали поделки, которые призывают

беречь нашу Землю, давайте их рассмотрим.

- Мы, земляне, жители разных стран, должны беречь и любить общий дом. Рядом с

нами живут животные, растения, насекомые. И чтобы нам всем жилось хорошо на

нашей планете, давайте будем её беречь. Если каждый будет выполнять правила

поведения в природе, то наша Земля будет самой красивой планетой.

- Вчера мы с вами нарисовали нашу Землю. А сейчас мА вырежем из бумаги

маленьких человечков, которые, как мы, будут ее оберегать, и приклеим их вокруг

нашей большой Земли.

- В заключении хочу вам пожелать:

Пусть земля родная наша год от года будет краше.

Мы не гости на планете, помните об этом, дети.

Научитесь мир беречь! Счастья вам! До новых встреч!

Приложение 8

Беседа «Дикорастущие и культурные растения»

Задачи: закрепить представления детей о том, какие растения называются

дикорастущими, а какие культурные, знания об их свойствах. Научить строить

описательные рассказы, строить сложносочиненные предложения.

21

Ход беседы:

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, кто еще (кроме людей и животных живет на

земле)?

Дети: растения

Воспитатель: Правильно дети, растения. Растения - это целое царство государство.

Посмотрите на плакаты. Здесь изображены различные виды растений (обратить

внимание на плакат с дикорастущими растениями) скажите, какие растения вы знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Нравятся вам эти растения? Кто их посадил и вырастил?

Дети: Эти растения сами выросли на лугу, в поле, в лесу.

Воспитатель: Человек не принимал в участии их жизни, не сажал, не выращивал. Эти

растения называются дикорастущими.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, запомнили. Рассмотрите другие плакаты, какие растения вы

видите на этом плакате?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспомните, где вы их встречали?

Дети: На огороде, в саду, на клумбе, дома. Воспитатель: Эти растения могут жить

только при участии человека, он покупает семена, выращивает рассаду, ухаживает за

ней. Эти растения называются культурными.

Скажи Ваня, как называются эти растения?

Ваня: Культурные.

Воспитатель: Правильно культурные. Дикорастущие растения живут по своим законам

- без участия человека, культурные растения требуют от него заботы и внимания, но и

те и другие растения прекрасны и удивительны.

Далее проводится словесная игра на закрепление различий растений «Четвертый

лишний».

22

Фотоприложение

Рассматривание и сравнение семян овощных культур и цветов

23

Посев семян и посадка овощных культур

24

Посев семян цветов

25

Наблюдение и уход за рассадой овощных и цветочных культур

Наблюдение за развитием корневой системы томата и перца в

«Лаборатории роста»

26

Экспериментальные зоны «Веселый огород» и «Цветочный дворик»

27

Наблюдения в календаре роста овощных культур

28

Летом мы ухаживали за овощами и цветами

29

Осенью мы собрали урожай!

30

Урожай принесли на пищеблок

31



В раздел образования