Напоминание

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести Н.В.Гоголя«Ночь перед Рождеством» Ночь чудес и справедливости


Автор: Евстропова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ООШ
Населённый пункт: с. Васильевка м.р. Безенчукский Самарской области
Наименование материала: разработка урока литературы
Тема: Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести Н.В.Гоголя«Ночь перед Рождеством» Ночь чудес и справедливости
Раздел: среднее образование





Назад




Урок внеклассного чтения

в 6 классе

по повести Н.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Ночь чудес и справедливости

(урок - исследование с использованием ИКТ)

Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с. Васильевка

м.р. Безенчукский Самарской области

Евстропова Татьяна Викторовна

Цели

обучающие

:

проверить степень освоения текста повести Н.В.Гоголя «Ночь перед

рождеством»,

научить ребят проводить самостоятельное исследование текста, познакомить их

со структурой научной работы, методами анализа;

сформировать у учащихся знания об особенностях художественного мира

писателя;

воспитательные:

• развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную

ответственность за коллективные результаты деятельности,

повысить интерес учащихся к творчеству Н.В.Гоголя;

развивающие

развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность,

развивать образное мышление и творческое воображение.

Оборудование: оформленный стенд «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»,

иллюстрации к повести Гоголя «Ночь перед рождеством», мультимедийная

техника с презентацией по теме урока, фонограмма пьесы П.И.Чайковского

«Времена года», карточки с заданиями для групп.

I. Вводное слово учителя

Под музыку П.И.Чайковского «Декабрь» звучат строки из повести:

«Последний день перед рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила.

Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и

всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило

сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом

слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под

окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая

принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через

трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с

дымом поднялась ведьма верхом на метле»

- Узнали строки? Так начинается повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед

Рождеством». Именно о ней пойдёт сегодня разговор - 1 слайд

Сегодня у нас уникальная возможность на некоторое время стать учёными и

провести самостоятельное исследование по повести Гоголя. Чтобы провести эту

работу у нас есть всё: есть предмет изучения – текст повести, наш кабинет –

научная лаборатория, оснащённая мультимедийной техникой, мы – научные

сотрудники, поделённые на группы, учёный совет – это гости, которые

присутствуют на нашем уроке. Они получают возможность не только оценить

результаты нашего научного исследования, но и непосредственно проследят за

ходом нашей работы.

Итак, перейдём к делу. С чего начинается любое исследование? Сначала учёные

определяют цель своей работы. Что мы должны сделать? Мы должны

рассмотреть, какие чудеса происходят в повести, и как восстанавливается

справедливость. А как же мы можем это сделать? С помощью каких видов

деятельности? Читаем текст, характеризуем героев, сопоставляем их поступки,

делаем выводы. Таким образом, мы определили методы своей работы. А

статисты (2 ученика) помогут мне зафиксировать степень активности каждого из

вас в нашей работе. Теперь можно исследовать.

Предлагаю окунуться в счастливый мир сказки, рассказанный известным в

Диканьке Пасичником Рудым Панько.

II. Работа по содержанию повести

1.

Проверка знания текста

o

Имя главной героини? (Оксана)

o

Вторая специальность кузнеца Вакулы (маляр)

o

Казак, который, согласно молве, был «немного сродни чёрту»? (Пацюк)

o

Что и зачем спрятал чёрт в кармане? (месяц)

o

Кем считали Солоху хуторяне? (ведьмой)

o

Что собирала Солоха в ночь перед Рождеством? (звёзды)

o

Кто вторым заглянул в гости к Солохе? (дьяк)

o

Кто помогал куму нести мешок? (ткач)

o

Блюдо, которое смаковал Пацюк? (галушки)

o

Сколько гостей Солоха спрятала в мешках? (3)

o

Зачем отправился Вакула в Петербург? (за черевичками)

o

Почему из всех своих ухажёров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат,

хозяйство держал в порядке, хоть и не молод был, но ещё в добром здравии, а

самое главное – был вдовец.)

o

Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? («Тому не нужно далеко ходить, у кого

черт за плечами».)

o

Какай продарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и

росписью.)

2. Эвристическая беседа

- Назовите место и время действия повести. Какие детали на это

указывают? (заголовок, зима, природа полна торжественного ожидания

праздника, герои повести ходят по селу с колядками)

- Что такое Рождество? Что значит колядовать? Откуда пошла такая

традиция? (сообщение учащихся) – 2 слайд

Рождество – христианский праздник, день рождения Иисуса

Христа.

Рождество праздновалось до Нового года, 25 декабря.

Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, есть можно было с

появлением первой звезды – рождественской. Ели кутью – зёрна злаков,

замоченные в воде, с мёдом. Обычно под Рождество начинались сильные

морозы, но это не мешало народу, особенно молодёжи, веселиться.

Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко

раскрашенным ящиком в два яруса. В нём с помощью деревянных фигурок

разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование

начинали дети, парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали

за это различное угощение.

Колядки ( от лат. календы – название первого дня месяца у древних римлян).

Это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в

семье.

Коляда – языческий бог веселых застолий, его имя образовано от слова «коло»-

круг, оно символизирует вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное

движение от тьмы к свету.

По народным поверьям на святках мир терял устойчивость, небо сливалось с

землёй, мёртвые приходили в гости к живым, будущее приоткрывалось

(гадание), и чудеса становились явью. «Если кто о чём будет молиться в

полночь, о чём просить станет – все исполнится – сбудется, как по

написанному», - говорит народ. В эту ночь возможно всё, поэтому люди ждут от

Рождества чуда.

- Какие чудеса происходят в эту ночь в Диканьке? (Солоха летает на метле,

собирает в карман звёзды, чёрт крадёт месяц, путешествие Вакулы в

Петербург на чёрте, сцена у Пацюка.).

Мы можем сделать первый вывод из нашего исследования: место и время

действия – реальные, а события, которые происходят в повести, –

фантастические - 3 слайд

- Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает

Диканьку перед Рождеством? (месяц – символ молодой нарождающейся

жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связывают с чудесным

праздником Рождества)

- Вспомните, кто участвует в событиях, описанных Гоголем? – 4 слайд

Реальные герои: Вакула и Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена,

дивчины, парубки.

Фантастические существа: Солоха, чёрт, Пацюк Они помогают создать

сказочно-фантастический мир в повести.

Делаем второй вывод: волшебные герои живут среди обыкновенных людей,

люди их не боятся – 5 слайд

Теперь нам нужно рассмотреть события, в которых участвуют герои реальные и

фантастические, чтобы понять, почему рождественская ночь является не только

ночью чудес, но и справедливости.

а)

Рассказ о Вакуле (работа 1 группы) - 6 слайд

(Внешний вид, черты характера, его мечты, поступки героя и их причины,

представить иллюстрации)

- Что помогло одолеть нечистую силу?

б) Рассказ об Оксане (работа 2 группы) – 7 слайд

(Внешний вид, черты характера, отношение к другим, представить

иллюстрации)

- Благодаря чему Оксана изменилась?

В борьбу с реальными героями вступает нечистая сила. Как и в сказках, у Гоголя

добро борется со злом. Что же из этого вышло?

в) Рассказ о Солохе (работа 3 группы) – 8 слайд

(внешний вид, её занятия, отличия от других, представить иллюстрации )

- Какие черты одновременно изобразил Гоголь в образе Солохи? (волшебные

и бытовые)

г) рассказ о чёрте (работа 4 группы) – 9 слайд

(его поступки, их причины, описание, представить иллюстрации )

- Каким изобразил Гоголь чёрта? (смешным). Зло не страшно, потому что

смешно.

Делаем третий вывод: фантастические события Гоголь изобразил как

обыкновенные. Границы между реальным миром и фантастическим размыты

– 10 слайд

- Почему желания фантастических героев не исполняются? За что они

наказаны? (нарушают заповеди, грешат)

- Каков финал повести? Какова дальнейшая судьба Вакулы? (счастье)

III. Заключительная часть

Рождество наступило – силы добра победили. Рождественская ночь несёт в себе

не только чудеса, но и справедливость. Это время, когда всем воздаётся по

заслугам. Как награда за сохранённую душу посылается Вакуле созерцание

красоты Пречистой Девы с Божественным младенцем.

- Могла ли по-другому закончиться рождественская ночь?

- А что для вас значит Рождество?

IV. Составление синквейна про Рождество

Рождество

Светлое, необыкновенное

Очищает, просветляет, преображает

Наполняет радостью сердца

Праздник

В рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются заветные

желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что

рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

V. Подведение итогов (слово статистам и учёному совету).



В раздел образования