Автор: Евстропова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ООШ
Населённый пункт: с. Васильевка м.р. Безенчукский Самарской области
Наименование материала: разработка урока литературы
Тема: Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести Н.В.Гоголя«Ночь перед Рождеством» Ночь чудес и справедливости
Раздел: среднее образование
Урок внеклассного чтения
в 6 классе
по повести Н.В.Гоголя
«Ночь перед Рождеством»
Ночь чудес и справедливости
(урок - исследование с использованием ИКТ)
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Васильевка
м.р. Безенчукский Самарской области
Евстропова Татьяна Викторовна
Цели
обучающие
:
•
проверить степень освоения текста повести Н.В.Гоголя «Ночь перед
рождеством»,
•
научить ребят проводить самостоятельное исследование текста, познакомить их
со структурой научной работы, методами анализа;
•
сформировать у учащихся знания об особенностях художественного мира
писателя;
воспитательные:
• развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную
ответственность за коллективные результаты деятельности,
•
повысить интерес учащихся к творчеству Н.В.Гоголя;
развивающие
•
развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность,
•
развивать образное мышление и творческое воображение.
Оборудование: оформленный стенд «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»,
иллюстрации к повести Гоголя «Ночь перед рождеством», мультимедийная
техника с презентацией по теме урока, фонограмма пьесы П.И.Чайковского
«Времена года», карточки с заданиями для групп.
I. Вводное слово учителя
Под музыку П.И.Чайковского «Декабрь» звучат строки из повести:
«Последний день перед рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила.
Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и
всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило
сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом
слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под
окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая
принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через
трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с
дымом поднялась ведьма верхом на метле»
- Узнали строки? Так начинается повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед
Рождеством». Именно о ней пойдёт сегодня разговор - 1 слайд
Сегодня у нас уникальная возможность на некоторое время стать учёными и
провести самостоятельное исследование по повести Гоголя. Чтобы провести эту
работу у нас есть всё: есть предмет изучения – текст повести, наш кабинет –
научная лаборатория, оснащённая мультимедийной техникой, мы – научные
сотрудники, поделённые на группы, учёный совет – это гости, которые
присутствуют на нашем уроке. Они получают возможность не только оценить
результаты нашего научного исследования, но и непосредственно проследят за
ходом нашей работы.
Итак, перейдём к делу. С чего начинается любое исследование? Сначала учёные
определяют цель своей работы. Что мы должны сделать? Мы должны
рассмотреть, какие чудеса происходят в повести, и как восстанавливается
справедливость. А как же мы можем это сделать? С помощью каких видов
деятельности? Читаем текст, характеризуем героев, сопоставляем их поступки,
делаем выводы. Таким образом, мы определили методы своей работы. А
статисты (2 ученика) помогут мне зафиксировать степень активности каждого из
вас в нашей работе. Теперь можно исследовать.
Предлагаю окунуться в счастливый мир сказки, рассказанный известным в
Диканьке Пасичником Рудым Панько.
II. Работа по содержанию повести
1.
Проверка знания текста
o
Имя главной героини? (Оксана)
o
Вторая специальность кузнеца Вакулы (маляр)
o
Казак, который, согласно молве, был «немного сродни чёрту»? (Пацюк)
o
Что и зачем спрятал чёрт в кармане? (месяц)
o
Кем считали Солоху хуторяне? (ведьмой)
o
Что собирала Солоха в ночь перед Рождеством? (звёзды)
o
Кто вторым заглянул в гости к Солохе? (дьяк)
o
Кто помогал куму нести мешок? (ткач)
o
Блюдо, которое смаковал Пацюк? (галушки)
o
Сколько гостей Солоха спрятала в мешках? (3)
o
Зачем отправился Вакула в Петербург? (за черевичками)
o
Почему из всех своих ухажёров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат,
хозяйство держал в порядке, хоть и не молод был, но ещё в добром здравии, а
самое главное – был вдовец.)
o
Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? («Тому не нужно далеко ходить, у кого
черт за плечами».)
o
Какай продарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и
росписью.)
2. Эвристическая беседа
- Назовите место и время действия повести. Какие детали на это
указывают? (заголовок, зима, природа полна торжественного ожидания
праздника, герои повести ходят по селу с колядками)
- Что такое Рождество? Что значит колядовать? Откуда пошла такая
традиция? (сообщение учащихся) – 2 слайд
Рождество – христианский праздник, день рождения Иисуса
Христа.
Рождество праздновалось до Нового года, 25 декабря.
Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, есть можно было с
появлением первой звезды – рождественской. Ели кутью – зёрна злаков,
замоченные в воде, с мёдом. Обычно под Рождество начинались сильные
морозы, но это не мешало народу, особенно молодёжи, веселиться.
Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко
раскрашенным ящиком в два яруса. В нём с помощью деревянных фигурок
разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование
начинали дети, парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали
за это различное угощение.
Колядки ( от лат. календы – название первого дня месяца у древних римлян).
Это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в
семье.
Коляда – языческий бог веселых застолий, его имя образовано от слова «коло»-
круг, оно символизирует вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное
движение от тьмы к свету.
По народным поверьям на святках мир терял устойчивость, небо сливалось с
землёй, мёртвые приходили в гости к живым, будущее приоткрывалось
(гадание), и чудеса становились явью. «Если кто о чём будет молиться в
полночь, о чём просить станет – все исполнится – сбудется, как по
написанному», - говорит народ. В эту ночь возможно всё, поэтому люди ждут от
Рождества чуда.
- Какие чудеса происходят в эту ночь в Диканьке? (Солоха летает на метле,
собирает в карман звёзды, чёрт крадёт месяц, путешествие Вакулы в
Петербург на чёрте, сцена у Пацюка.).
Мы можем сделать первый вывод из нашего исследования: место и время
действия – реальные, а события, которые происходят в повести, –
фантастические - 3 слайд
- Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает
Диканьку перед Рождеством? (месяц – символ молодой нарождающейся
жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связывают с чудесным
праздником Рождества)
- Вспомните, кто участвует в событиях, описанных Гоголем? – 4 слайд
Реальные герои: Вакула и Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена,
дивчины, парубки.
Фантастические существа: Солоха, чёрт, Пацюк Они помогают создать
сказочно-фантастический мир в повести.
Делаем второй вывод: волшебные герои живут среди обыкновенных людей,
люди их не боятся – 5 слайд
Теперь нам нужно рассмотреть события, в которых участвуют герои реальные и
фантастические, чтобы понять, почему рождественская ночь является не только
ночью чудес, но и справедливости.
а)
Рассказ о Вакуле (работа 1 группы) - 6 слайд
(Внешний вид, черты характера, его мечты, поступки героя и их причины,
представить иллюстрации)
- Что помогло одолеть нечистую силу?
б) Рассказ об Оксане (работа 2 группы) – 7 слайд
(Внешний вид, черты характера, отношение к другим, представить
иллюстрации)
- Благодаря чему Оксана изменилась?
В борьбу с реальными героями вступает нечистая сила. Как и в сказках, у Гоголя
добро борется со злом. Что же из этого вышло?
в) Рассказ о Солохе (работа 3 группы) – 8 слайд
(внешний вид, её занятия, отличия от других, представить иллюстрации )
- Какие черты одновременно изобразил Гоголь в образе Солохи? (волшебные
и бытовые)
г) рассказ о чёрте (работа 4 группы) – 9 слайд
(его поступки, их причины, описание, представить иллюстрации )
- Каким изобразил Гоголь чёрта? (смешным). Зло не страшно, потому что
смешно.
Делаем третий вывод: фантастические события Гоголь изобразил как
обыкновенные. Границы между реальным миром и фантастическим размыты
– 10 слайд
- Почему желания фантастических героев не исполняются? За что они
наказаны? (нарушают заповеди, грешат)
- Каков финал повести? Какова дальнейшая судьба Вакулы? (счастье)
III. Заключительная часть
Рождество наступило – силы добра победили. Рождественская ночь несёт в себе
не только чудеса, но и справедливость. Это время, когда всем воздаётся по
заслугам. Как награда за сохранённую душу посылается Вакуле созерцание
красоты Пречистой Девы с Божественным младенцем.
- Могла ли по-другому закончиться рождественская ночь?
- А что для вас значит Рождество?
IV. Составление синквейна про Рождество
Рождество
Светлое, необыкновенное
Очищает, просветляет, преображает
Наполняет радостью сердца
Праздник
В рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются заветные
желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что
рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.
V. Подведение итогов (слово статистам и учёному совету).