Автор: Дерябина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 "Сказка"
Населённый пункт: п.Матвеев Курган, Ростовская область
Наименование материала: проект
Тема: "Зима"
Раздел: среднее профессиональное
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.
Название проекта: Проект на зимнюю тему для детей средней группы
"Зима?"
Подготовила: Дерябина И.А.,
педагог высшей квалификационной категории
Михникевич В.В.
Образование: высшее
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Сказка» общеразвивающего вида второй категории
П Матвеев Курган
2018г.
Введение
Пояснительная записка
Актуальность проекта: Тема проекта «Зима» (времена года) является актуальной. В
результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, их
особенностями, формируется познавательный интерес . Данный проект позволяет в
условиях образовательного процесса ДОУ расширить и творчески применить знания детей о
сезонных изменениях зимы.
Проблемные вопросы:
Сколько месяцев длится зима?
Почему зима наступает после осени?
Цель:
Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений в природе во всех её
проявлениях в зимний период времени.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления у детей о зиме как времени года, развивать умение
самостоятельно находить сезонные изменения в природе зимой.
Закреплять знания детей о том, что зима длится три месяца: декабрь первый зимний
месяц, но последний месяц в году; январь – середина зимы и первый месяц в новом
году.
Учить замечать приметы зимы (самые короткие дни и длинные ночи, 22 декабря –
самый короткий день в году, холодно, мороз, гололед и т.д.), в феврале погода
меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах появляются
сосульки).
Обобщить представления о сутках, днях недели, их цикличности.
Учить замечать изменения, связанные со временем суток, изменениями в погоде,
сменой времен года.
Формировать умение использовать знания, полученные опытным путем, в различных
видах деятельности.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать умение устанавливать связь между явлениями природы
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования
природных объектов.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и
поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе нашего края.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и
познавательный интерес.
Тип и вид проекта: Познавательный, творческий, групповой, долгосрочный
Срок реализации проекта: 3 декабря – 28 февраля
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели, педагоги.
Продукт детской деятельности:
Альбом «Зимушка-зима», «Наш город зимой»; коллажи «Зима в лесу», «Новогодняя
история»; дидактические игры «Времена года», «Какого цвета снег?»; календарь
«Наблюдений в природе»; пополнение книги «Хочу всё знать»; пополнение модели
«Круглый год»; Тематическая выставка рисунков: «Зимушка-Зима».
Правильное отношение к природе, обобщенное представление о смене суток, дней недели,
их цикличности, зимних месяцах является конечным результатом проекта.
ЧТО ДЕТИ УЖЕ ЗНАЮТ ОБ
ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ
ЧТО ХОТЯТ УЗНАТЬ
ГДЕ МОГУТ НАЙТИ
НЕДОСТАЮЩУЮ
ИНФОРМАЦИЮ
Зима - это время года
Зима наступает после лета
Зима отличается от осени
погодой
Cнег блестящий, а снежинки –
это блестки
Зимой бывает лед
Зима холодная
Елочки зимой укрываются
снегом, чтобы не замерзнуть
Как долго длится зима?
Почему закончилась осень?
Почему после осени наступила
зима?
Что длится дольше – осень или
зима?
Зачем зимой снег?
Откуда берется снег и лед?
Куда уходит Дед Мороз
Почему зимой деревьям тепло?
В энциклопедии
В книгах
Из рассказов взрослых
Из телепередач
Из интернета
I. План-график мероприятий
Деятельность воспитанников и воспитателя на этапах выполнения проекта
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
Подготовительный
Знакомит с замыслом проекта,
мотивирует детей.
Формирует проблему (цель).
(При постановке цели
определяется и продукт
проекта)
Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию.
Формирует задачи
Обсуждение предмета
исследования с воспитателем,
получение дополнительной
информации, уточнение и
корректировка цели:
1.Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4.Дополнение задач проекта.
2 этап
Конструктивный
Наблюдает, советует, косвенно
руководит деятельностью,
консультирует к презентации:
1. Установление плана действий
2.Формулирование задачи
3.Объединение детей в рабочие
(Планирование,
организация деятельности)
Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать
деятельность.
Организует деятельность.
группы.
4.Распределение роли в группе
3 этап
Оценочно –
рефлексивный
(Исследование,
осуществление
деятельности)
Наблюдает, советует, косвенно
руководит деятельностью,
консультирует к презентации:
Практическая помощь (по
необходимости).
Направляет и контролирует
осуществление проекта.
Формирование специфических
знаний, умений, навыков:
выполняют исследование, решают
промежуточные задачи,
анализируют информацию, готовят
материалы к презентации
4 этап
Презентативный
(Представление, отчёт,
презентация проекта)
Подготовка к презентации.
Презентация.
1.Обсуждают найденный способ
решения проблемы, участвуют в
оценке путём коллективного
обсуждения и самооценок
2.Продукт деятельности готовят к
презентации.
3.Представляют (зрителям или
экспертам) продукт.
II. Оценка результатов и отчетность
Этапы проекта:
1 этап
Подготовительный: декабрь
1.
Сбор информации о представлениях детей о зиме, как времени года.
2.
Определение цели проекта на основе изученных проблем детей.
3.
Составление перспективного плана проектной деятельности.
4.
Составление схемы взаимодействия воспитателей, педагогов дополнительного
образования и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.
5.
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной
литературы по выбранной тематике проекта.
6.
Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
7.
Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.
2 этап
Конструктивный: декабрь - февраль
1.
Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
2.
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Виды деткой деятельности по образовательным областям:
Социально-коммуникативная
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с
елочкой до следующего года»; дидактические игры «Времена года», «Найдите и покормите
зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом»;
Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник».
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев»,
«Таежная сказка», «Щелкунчик».
Речевое развитие
Речь и речевое общение
Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней»,
«Зима в нашем крае»; рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных
рассказов. Творческое рассказывание - «Приметы зимы», «Кому нужна зима», заучивание
стихотворений о зиме.
Чтение художественной литературы
М. Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», В.Архангельский «Летят пушистые
снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке». Русские народные
сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко»,
«Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». Чтение энциклопедической
литературы, сказок, рассказов, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о зиме.
Чтение Шорыгиной Т.А. «Точные сказки». Выставка книг о зиме.
Физическое развитие
Подвижные игры «Два мороза», «Хитрая лиса», «Метелица», «Снежки»,
«Взятие крепости», «Заморожу», «Снежинки и ветер», «Что нам нравится зимой».
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
Познавательное развитие
Тематические занятия «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Открываем
календарь, начинается январь»; Изготовление макетов, работа с моделями, коллажи,
альбомы , фотовыставки, просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь
диких животных зимой».
Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом,
песочными часами.
Природа
Цикл наблюдений: «Какого цвета снег», «Чьи следы?», «Какого цвета небо в разное время
суток?».
Конструирование
Из строительного материала «Дом для снегурочки»
Оригами «Ветка рябины» .
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Зимний вечер», «Моя любимая погода зимой», «Снежинка», «Зимний лес» -
коллективная работа, «Новогодняя история», «Зима в лесу» - коллаж, «Деревья в инее»,
«Шишки на ветке», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб…»;
Лепка: «Зимние забавы», «Елочка», «Семья снеговиков».
Аппликация: «Снеговики», «Хоровод елочек», «Снегири на ветке».
Изготовление открыток, приглашений на новогодний праздник.
Выпуск поздравительных газет, составление панно, коллажей . Выставки.
Музыкальное развитие
Слушание музыки «Времена года» П.И. Чайковский, разучивание песен о зиме,
придумывание детьми танцевального этюда «Снегопад».
Культурно - досуговая деятельность
Развлечение «День рождения зимних именинников», праздник «Новый год», «Колядки»,
акция «Зелёная елочка – живая иголочка», акция «Покормите птиц зимой».
План-схема взаимодействия всех участников образовательного процесса
Музыкальный
руководитель
физинструкто
р
Учитель-логопед
Педагог по
изодеятельности
Родители
Разучивание
песен о зиме.
Проведение
тематических и
интегрированны
х занятий по
теме «Зима».
Проведение
праздника
«Новый год»,
«Колядки».
Слушание
музыки
«Времена года»
П.И.
Чайковский,
разучивание
песен о зиме,
придумывание
детьми
танцевального
этюда
«Снегопад».
Разучивание
п/и «Два
мороза»,
«Хитрая лиса»,
«Метелица»,
«Снежки»,
«Взятие
крепости»,
«Заморожу»,
«Снежинки и
ветер», «Что
нам нравится
зимой».
Игры и
эстафеты «Кто
быстрее в лес
за елкой», «Кто
быстрее
украсит
елочку».
Дид. Упр. «Найди
ошибку», «Назови
ласково», «Один-
много»,
«Подбери
родственные
слова», «Каким
бывает?»,
«Расскажи о зиме
по плану».
Разучивание
пословиц,
поговорок о зиме
Рисование на
тему: «Моя
любимая погода
зимой»,
«Снежинка»,
«Зимний лес» -
коллективная
работа,
«Новогодняя
история» -
коллаж «Деревья
в инее», «Шишки
на ветке»,
«Снежная семья»,
«Весело качусь я
под гору в
сугроб…»;
Рассматривание
репродукций
картин о зиме
И.И.Шишкина,
А.К. Саврасова,
А.И.Куинджи.
Выпуск семейных
газет, составление
панно, коллажей из
природного,
бросового
материала. Выставки
поделок,
фотовыставки.
Участие в создании
моделей «Времена
года», «Круглый год»,
участие в создании
коллекции
календарей, в
оформлении группы
3 этап: декабрь-февраль
Оценочно – рефлексивный
Контроль за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.
4 этап
Презентативный: февраль
Подведение итогов, обобщение опыта работы, презентация:
1.
Организация выставки совместных работ взрослых и детей «Зимушка хрустальная».
2.
Организация тематической выставки рисунков: «Зимушка-Зима».
3.
Презентация проекта «Три месяца зимы».
Используемая литература:
1.
Агалакова, М. Н. Организация системы работы по внедрению проектного метода в
образовательный процесс ДОУ: пособие / М. Н. Агалакова. - г. Котлас, 2012. - 77с.
2.
Венкова, З. Л. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. / З.
Л. Венкова ; под ред. Н. В.Казанцевой.- Пермь, 2007. – 214с.
3.
Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов
дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса, А. Н Веракса.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. -
112с.
4.
Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для
воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208с.
5.
Мусейибова, Т.А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста.
Дошкольное воспитание №2 / Т.А. Мусейибова. -1972.- 48-55с.
6.
Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного
возраста. / Р. Л. Непомнящая. - М.: 2005.- 43с.
7.
Паршукова, И. Л. Проектная деятельность в ДОУ Методическое пособие / И. Л.
Паршукова. - Санкт-Петербург, 2012.- 74с.
8.
Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного
возраста. / Т. Д. Рихтерман - М.: «Просвещение»,1991.- 45с.
9.
Шорыгина, Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений.
Развивающие сказки для детей. / Т.А. Шорыгина. - М.: 2007.- 96с.
10. Щербакова, Е. Формирование временных представлений. Дошкольное воспитан
III. Приложения
В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности
проекта( конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с
детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей)
Развлечение в средней группе «День рождения