Напоминание

"Зима"


Автор: Дерябина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 "Сказка"
Населённый пункт: п.Матвеев Курган, Ростовская область
Наименование материала: проект
Тема: "Зима"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Вид проекта: познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.

Название проекта: Проект на зимнюю тему для детей средней группы

"Зима?"

Подготовила: Дерябина И.А.,

педагог высшей квалификационной категории

Михникевич В.В.

Образование: высшее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Сказка» общеразвивающего вида второй категории

П Матвеев Курган

2018г.

Введение

Пояснительная записка

Актуальность проекта: Тема проекта «Зима» (времена года) является актуальной. В

результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, их

особенностями, формируется познавательный интерес . Данный проект позволяет в

условиях образовательного процесса ДОУ расширить и творчески применить знания детей о

сезонных изменениях зимы.

Проблемные вопросы:

Сколько месяцев длится зима?

Почему зима наступает после осени?

Цель:

Исследовательская деятельность по изучению сезонных изменений в природе во всех её

проявлениях в зимний период времени.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления у детей о зиме как времени года, развивать умение

самостоятельно находить сезонные изменения в природе зимой.

Закреплять знания детей о том, что зима длится три месяца: декабрь первый зимний

месяц, но последний месяц в году; январь – середина зимы и первый месяц в новом

году.

Учить замечать приметы зимы (самые короткие дни и длинные ночи, 22 декабря –

самый короткий день в году, холодно, мороз, гололед и т.д.), в феврале погода

меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах появляются

сосульки).

Обобщить представления о сутках, днях недели, их цикличности.

Учить замечать изменения, связанные со временем суток, изменениями в погоде,

сменой времен года.

Формировать умение использовать знания, полученные опытным путем, в различных

видах деятельности.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

Развивать умение устанавливать связь между явлениями природы

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования

природных объектов.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и

поделках.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе нашего края.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и

познавательный интерес.

Тип и вид проекта: Познавательный, творческий, групповой, долгосрочный

Срок реализации проекта: 3 декабря – 28 февраля

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели, педагоги.

Продукт детской деятельности:

Альбом «Зимушка-зима», «Наш город зимой»; коллажи «Зима в лесу», «Новогодняя

история»; дидактические игры «Времена года», «Какого цвета снег?»; календарь

«Наблюдений в природе»; пополнение книги «Хочу всё знать»; пополнение модели

«Круглый год»; Тематическая выставка рисунков: «Зимушка-Зима».

Правильное отношение к природе, обобщенное представление о смене суток, дней недели,

их цикличности, зимних месяцах является конечным результатом проекта.

ЧТО ДЕТИ УЖЕ ЗНАЮТ ОБ

ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ

ЧТО ХОТЯТ УЗНАТЬ

ГДЕ МОГУТ НАЙТИ

НЕДОСТАЮЩУЮ

ИНФОРМАЦИЮ

Зима - это время года

Зима наступает после лета

Зима отличается от осени

погодой

Cнег блестящий, а снежинки –

это блестки

Зимой бывает лед

Зима холодная

Елочки зимой укрываются

снегом, чтобы не замерзнуть

Как долго длится зима?

Почему закончилась осень?

Почему после осени наступила

зима?

Что длится дольше – осень или

зима?

Зачем зимой снег?

Откуда берется снег и лед?

Куда уходит Дед Мороз

Почему зимой деревьям тепло?

В энциклопедии

В книгах

Из рассказов взрослых

Из телепередач

Из интернета

I. План-график мероприятий

Деятельность воспитанников и воспитателя на этапах выполнения проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Подготовительный

Знакомит с замыслом проекта,

мотивирует детей.

Формирует проблему (цель).

(При постановке цели

определяется и продукт

проекта)

Вводит в игровую (сюжетную)

ситуацию.

Формирует задачи

Обсуждение предмета

исследования с воспитателем,

получение дополнительной

информации, уточнение и

корректировка цели:

1.Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

2 этап

Конструктивный

Наблюдает, советует, косвенно

руководит деятельностью,

консультирует к презентации:

1. Установление плана действий

2.Формулирование задачи

3.Объединение детей в рабочие

(Планирование,

организация деятельности)

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать

деятельность.

Организует деятельность.

группы.

4.Распределение роли в группе

3 этап

Оценочно –

рефлексивный

(Исследование,

осуществление

деятельности)

Наблюдает, советует, косвенно

руководит деятельностью,

консультирует к презентации:

Практическая помощь (по

необходимости).

Направляет и контролирует

осуществление проекта.

Формирование специфических

знаний, умений, навыков:

выполняют исследование, решают

промежуточные задачи,

анализируют информацию, готовят

материалы к презентации

4 этап

Презентативный

(Представление, отчёт,

презентация проекта)

Подготовка к презентации.

Презентация.

1.Обсуждают найденный способ

решения проблемы, участвуют в

оценке путём коллективного

обсуждения и самооценок

2.Продукт деятельности готовят к

презентации.

3.Представляют (зрителям или

экспертам) продукт.

II. Оценка результатов и отчетность

Этапы проекта:

1 этап

Подготовительный: декабрь

1.

Сбор информации о представлениях детей о зиме, как времени года.

2.

Определение цели проекта на основе изученных проблем детей.

3.

Составление перспективного плана проектной деятельности.

4.

Составление схемы взаимодействия воспитателей, педагогов дополнительного

образования и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.

5.

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной

литературы по выбранной тематике проекта.

6.

Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.

7.

Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.

2 этап

Конструктивный: декабрь - февраль

1.

Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

2.

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Виды деткой деятельности по образовательным областям:

Социально-коммуникативная

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с

елочкой до следующего года»; дидактические игры «Времена года», «Найдите и покормите

зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом»;

Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник».

Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев»,

«Таежная сказка», «Щелкунчик».

Речевое развитие

Речь и речевое общение

Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней»,

«Зима в нашем крае»; рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных

рассказов. Творческое рассказывание - «Приметы зимы», «Кому нужна зима», заучивание

стихотворений о зиме.

Чтение художественной литературы

М. Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», В.Архангельский «Летят пушистые

снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке». Русские народные

сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко»,

«Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».

Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». Чтение энциклопедической

литературы, сказок, рассказов, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о зиме.

Чтение Шорыгиной Т.А. «Точные сказки». Выставка книг о зиме.

Физическое развитие

Подвижные игры «Два мороза», «Хитрая лиса», «Метелица», «Снежки»,

«Взятие крепости», «Заморожу», «Снежинки и ветер», «Что нам нравится зимой».

Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».

Познавательное развитие

Тематические занятия «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Открываем

календарь, начинается январь»; Изготовление макетов, работа с моделями, коллажи,

альбомы , фотовыставки, просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь

диких животных зимой».

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом,

песочными часами.

Природа

Цикл наблюдений: «Какого цвета снег», «Чьи следы?», «Какого цвета небо в разное время

суток?».

Конструирование

Из строительного материала «Дом для снегурочки»

Оригами «Ветка рябины» .

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Зимний вечер», «Моя любимая погода зимой», «Снежинка», «Зимний лес» -

коллективная работа, «Новогодняя история», «Зима в лесу» - коллаж, «Деревья в инее»,

«Шишки на ветке», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб…»;

Лепка: «Зимние забавы», «Елочка», «Семья снеговиков».

Аппликация: «Снеговики», «Хоровод елочек», «Снегири на ветке».

Изготовление открыток, приглашений на новогодний праздник.

Выпуск поздравительных газет, составление панно, коллажей . Выставки.

Музыкальное развитие

Слушание музыки «Времена года» П.И. Чайковский, разучивание песен о зиме,

придумывание детьми танцевального этюда «Снегопад».

Культурно - досуговая деятельность

Развлечение «День рождения зимних именинников», праздник «Новый год», «Колядки»,

акция «Зелёная елочка – живая иголочка», акция «Покормите птиц зимой».

План-схема взаимодействия всех участников образовательного процесса

Музыкальный

руководитель

физинструкто

р

Учитель-логопед

Педагог по

изодеятельности

Родители

Разучивание

песен о зиме.

Проведение

тематических и

интегрированны

х занятий по

теме «Зима».

Проведение

праздника

«Новый год»,

«Колядки».

Слушание

музыки

«Времена года»

П.И.

Чайковский,

разучивание

песен о зиме,

придумывание

детьми

танцевального

этюда

«Снегопад».

Разучивание

п/и «Два

мороза»,

«Хитрая лиса»,

«Метелица»,

«Снежки»,

«Взятие

крепости»,

«Заморожу»,

«Снежинки и

ветер», «Что

нам нравится

зимой».

Игры и

эстафеты «Кто

быстрее в лес

за елкой», «Кто

быстрее

украсит

елочку».

Дид. Упр. «Найди

ошибку», «Назови

ласково», «Один-

много»,

«Подбери

родственные

слова», «Каким

бывает?»,

«Расскажи о зиме

по плану».

Разучивание

пословиц,

поговорок о зиме

Рисование на

тему: «Моя

любимая погода

зимой»,

«Снежинка»,

«Зимний лес» -

коллективная

работа,

«Новогодняя

история» -

коллаж «Деревья

в инее», «Шишки

на ветке»,

«Снежная семья»,

«Весело качусь я

под гору в

сугроб…»;

Рассматривание

репродукций

картин о зиме

И.И.Шишкина,

А.К. Саврасова,

А.И.Куинджи.

Выпуск семейных

газет, составление

панно, коллажей из

природного,

бросового

материала. Выставки

поделок,

фотовыставки.

Участие в создании

моделей «Времена

года», «Круглый год»,

участие в создании

коллекции

календарей, в

оформлении группы

3 этап: декабрь-февраль

Оценочно – рефлексивный

Контроль за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.

4 этап

Презентативный: февраль

Подведение итогов, обобщение опыта работы, презентация:

1.

Организация выставки совместных работ взрослых и детей «Зимушка хрустальная».

2.

Организация тематической выставки рисунков: «Зимушка-Зима».

3.

Презентация проекта «Три месяца зимы».

Используемая литература:

1.

Агалакова, М. Н. Организация системы работы по внедрению проектного метода в

образовательный процесс ДОУ: пособие / М. Н. Агалакова. - г. Котлас, 2012. - 77с.

2.

Венкова, З. Л. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. / З.

Л. Венкова ; под ред. Н. В.Казанцевой.- Пермь, 2007. – 214с.

3.

Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов

дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса, А. Н Веракса.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. -

112с.

4.

Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для

воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208с.

5.

Мусейибова, Т.А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание №2 / Т.А. Мусейибова. -1972.- 48-55с.

6.

Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного

возраста. / Р. Л. Непомнящая. - М.: 2005.- 43с.

7.

Паршукова, И. Л. Проектная деятельность в ДОУ Методическое пособие / И. Л.

Паршукова. - Санкт-Петербург, 2012.- 74с.

8.

Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного

возраста. / Т. Д. Рихтерман - М.: «Просвещение»,1991.- 45с.

9.

Шорыгина, Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений.

Развивающие сказки для детей. / Т.А. Шорыгина. - М.: 2007.- 96с.

10. Щербакова, Е. Формирование временных представлений. Дошкольное воспитан

III. Приложения

В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности

проекта( конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с

детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей)

Развлечение в средней группе «День рождения



В раздел образования