Автор: Кучминская Ирина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа-интернат АОП с. Родничок"
Населённый пункт: с. Родничок, Балашовский район, Саратовская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Развитие коррекционно-развивающей среды на уроках коррекции"
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
«Развитие коррекционно-
развивающей среды на уроках
коррекции»
Составитель:
Кучминская И.А.
учитель -логопед
Пояснительная записка.
Программа коррекционных занятий 3 класса включает в себя следующие
разделы:
- Развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия
- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
- Развитие устойчивости, переключаемости, концентрация внимания
- Развитие слуховой, осязательной, зрительной памяти
- Развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления
- Расширение и обогащение активного словаря
Теоретической основой программы явились: концептуальные положения
теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально
развивающегося ребёнка. А также о структуре дефекта и возможностях его
компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального
ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации
психологической помощи; об индивидуализированном и
дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной
программы.
Программа нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у младших
школьников недостатков развития и имеет свою цель: создание оптимальных
условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств,
качеств, признаков.
Материал, предлагаемый учащимся, расположен в порядке усложнения и
увеличения объёма сведений. Структура занятий различна. В большинстве
своём они проводятся в игровой занимательной форме при этом
используются различные виды работы: упражнения на коррекцию ВПФ,
штриховка, дорисовывание, складывание, раскрашивание, составление
рассказов, кроссворды, загадки и т.д. Обязательно на всех занятиях
использование наглядности.
Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия,
нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические
недостатки памяти ребёнка с психическим недоразвитием затрудняют его
знакомство с окружающими миром.
В ходе ознакомления с окружающим миром необходимо научить детей
выделять в предметах и явлениях существенные признаки, сравнивать,
объединять предметы и явления по различным признакам, устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, расширять
наполняемость родовых, видовых и обобщающих понятий.
Развитие пространственно-временных представлений включает в себя
способность различать и выделять пространственные и временные признаки
в окружающих объектах и явлениях, в отношениях к другу и субъекту;
использовать имеющиеся знания о пространстве и времени. А также
усвоение словесных обозначений пространственных и временных
отношений, их понимание и включение в экспрессивную речь.
Основой для формирования элементарных математических представлений
являются развитие операций сравнения и группировки предметов по
определенному признаку, накопление представлений о количестве, величине,
геометрической форме, проведение измерений с помощью условной мерки и
на глаз, развитие глазомера.
Основной целью коррекционно-развивающего воздействия на речевые
нарушения является формирование всей системы полноценной речевой
деятельности: развитие пассивного и активного словаря, формирование
грамматического строя речи и связных высказываний, улучшение
произносительной стороны речи. Очень важно развитие у детей
полноценного речевого общения.
Тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов в
четверти
I
II
III
IV
1.
Развитие зрительного, тактильного,
слухового восприятия
3
4
4
4
2.
Развитие крупной и мелкой моторики,
графомоторных навыков
2
4
3
4
3.
Развитие устойчивости, переключаемости,
концентрация внимания
3
-
3
-
4.
Развитие слуховой, осязательной,
зрительной памяти
3
3
4
1
5.
Развитие словесно-логического, наглядно-
образного мышления
2
1
3
2
6.
Расширение
и
обогащение
активного
словаря
Итого
2
15
3
15
3
20
4
15
Содержание тем учебного курса
Развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия - 15 часов
1. Угадай мелодию.
2. Волшебный мешочек.
3. Домик.
4. Назови предметы.
5. Послушай тишину.
6. Какие шарики улетели.
7. Подбери картинку.
8. Угадай, чей голосок.
9. Чудесный мешочек.
10. Веселый лягушонок.
11. Помоги белке добраться до ореха.
12. Исчезновение отрезка.
13. Послушай звуки природы.
14. Подбери картину с нужным числом.
15.Игра в стихи.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков – 13
часов.
1. Волшебные веревочки.
2. Наши пальчики
3. Выполни команду.
4. Хитрый луч.
5. Лево - право.
6. Дорисуй картинку.
7. Продолжи волшебный узор.
8. Колокольчики
9. Сороконожки.
10. Волшебные лучи.
11.Волшебные пальчики.
12. Я в ладоши хлопаю.
Развитие устойчивости, переключаемости, концентрация внимания – 6
часов
1. Слушай звуки улицы.
2. Угадай, кто говорит.
3. Слушай и выполняй.
4. Звуки улицы.
5. Покажи как я.
6. Блуждающая точка.
Развитие слуховой, осязательной, зрительной памяти – 11 часов.
1. Магнитофон (воспроизведение услышанного).
2. У кого ряд длиннее.
3. Нарисуй по памяти.
4. Выполни правильно.
5. Игра в стихи.
6. Разрезная картинка.
7. Чего не хватает на картинке?
8. Фотоаппарат.
9. Запомни – повтори.
10. Запомни и нарисуй.
11. Повтори, что услышал.
Развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления – 8 часов
1. Выполни правильно.
2. Где ошибся Буратино?
3. Найди картинку.
4. Что изменилось?
5. Покажи спрятавшуюся букву.
6. Отгадай букву.
7. Выполни правильно задание.
8. Найди отличия.
Расширение и обогащение активного словаря – 12 часов
1.Соседи.
2. Найди ошибку.
3. Назови правильно всем свое место.
4. Подбери название.
5. Где, чей дом?
6. Вертолина.
7. Назови следующее.
8. Назови соседей.
9. Кто, где живет?
10.Найди и отправь ошибку.
11. Помоги Петрушке.
12.Что лишнее?
Требования для успешного выполнения заданий.
Для успешного выполнения заданий дети сначала получают точную
инструкцию выполнения задания или образец. Им предоставляется
возможность активно участвовать в занятии, что позволяет его сделать
динамичным, включать игры, различные практические действия. Проводя
работу систематически, учитывая индивидуальные возможности каждого
ребёнка, можно добиться желаемых результатов. Такие занятия воздействуют
на эмоциональное состояние детей: у расторможенных учащихся позволяют
сформировать способность концентрации. Детей с рассеянным вниманием
учат сосредоточиться, что полезно для ребят с двигательными и речевыми
нарушениями.
Обязательным условием этих занятий является проведение 2-3 физминут,
включающих упражнения для глаз и для дыхания, гимнастические
упражнения, направленные на улучшение работы того или иного органа.
На коррекционных занятиях школьники должны научиться:
Ориентироваться на сенсорные эталоны;
Узнавать предметы по заданным признакам;
Классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;
Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным
признакам;
Практически выделять признаки и свойства и явлений;
Давать полное описание объектов и явлений;
Различать противоположно направленные действия и явления;
Видеть временные рамки своей действительности;
Определять последовательность событий;
Ориентироваться в пространстве;
Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
Опосредовать свою деятельность речью;
Критически относиться к своей внешности;
Различать положительные и отрицательные действия к своему здоровью;
Знать правила поведения в обществе;
Замечать и исправлять недостатки собственного поведения.
Основные направления коррекционной работы
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового
анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
Формирование навыков соотносительного анализа;
Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения
основными родовыми понятиями);
Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
Формирование умения планировать свою деятельность;
Развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
Релаксационные упражнения для мимики лица;
Драматизация;
Чтение по ролям.
Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
Развитие речи. Владение техникой речи.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
3 КЛАСС
Развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия.
Выполнение
различных
движений:
асимметричных
по
подражанию,
по
словесному
описанию,
в
том
числе
с
закрытыми
глазами.
Определение
предметов с помощью осязания по заданному признаку.
Определение равенства количества пластилина в двух шариках одинаковой
форм
при
изменении
формы
одного
из
них.
Определение
назначения
предмета
с
опорой
на
представление.
Определение
равенства
объёма
жидкости в сосудах разной формы, величины. Определение равенства по
величине (длине) двух одинаковых проволок, при изменении формы одной из
них.
Определение
заданного
предмета
по
величине
бумажной
полоски,
равной длине (ширине, высоте) этого предмета.
Ребёнок должен уметь:
-
выполнять
различные
движения
по
подражанию,
самостоятельно
определять
предмет
на
ощупь,
выбирать
на
ощупь
по
какому-нибудь
признаку;
- определять равенство количества, массы, объёма, величины объектов;
- определять временные промежутки в связи с наполнением их
конкретной деятельностью.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной и мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции
педагога (выполни команду, я в ладоши хлопаю). Согласованность действий
и движений разных частей тела (повороты лево-право, «колокольчики»).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза («хитрый луч»,
« сороконожки», волшебные веревочки ). Рисование, обводка, штриховка по
трафарету (продолжи волшебный узор, дорисуй картину).
Развитие устойчивости, переключаемости, концентрации внимания.
Выделение в картинках замаскированных деталей самостоятельно, с
объяснением. Нахождение отличия и сходства в расположении предметов,
предъявленных для рассмотрения. Нахождение закономерностей в
предъявленном материале самостоятельно, с обоснованием своих действий.
Сравнение предметов по представлению, запоминание и воспроизведение
различного материала, наглядного и словесного. Придумывание нового
функционального назначения предмета с обоснованием. Дорисовывание
рисунка по предложенной детали. Зарисовка картинок к предъявляемым
словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов.
Показ с помощью пантомимы какого-либо предмета, действия.
Узнавание предмета по полному и неполному словесному описанию, по
демонстрации. Описание предметов по вопросам.
Складывание картинок разной степени сложности вначале по образцу, затем
по представлению самостоятельно.
Задания и дидактический материал.
Игра «Блуждающая точка?», в которой предлагается сначала рассмотреть
предложенный
материал,
затем,
после
внесенных
изменений,
узнать
их.
Дорисовывание ряда картинок, расположенных по определенному признаку,
ряда
цифр,
изображений
и
т.д.
Задания
на
увеличение
объема
памяти
(невербальная и вербальная память). Игра «Угадай, кто говорит?», в которой
дети придумывают, как по-другому можно изменить знакомый голос. Детям
предлагаются
слова,
к
которым
они
рисуют
рисунки,
и
после
того,
как
нарисовано 10-12 слов, дети воспроизводят первоначальные слова.
Игра «Покажи как я» при показе с помощью пантомимы предмета,
события.
Ребёнок должен уметь:
- классифицировать признаки предметов, существенные и несущественные;
- обобщать в слове выделенные признаки, называть основания
классификации;
-угадывать предмет по признакам, описать его;
-сравнивать предметы по различным свойствам;
-находить при сравнении разные признаки и одинаковые;
-правильно складывать картинку по памяти;
-видеть и определять изменения в предъявленном материале;
-видеть и определять закономерности в расположении материала.
Развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления.
Последовательное
раскладывание
картинок
по
порядку,
самостоятельное
составление по ним рассказа с объяснением причинно-следственных связей и
отношений между объектами и событиями.
Решение
несложных
занимательных
логических
задач,
задач-шуток.
Определение
лишнего
слова
в
ряду
слов,
придумывание
окончаний
предложений по его началу и наоборот. Установление логических связей и
взаимоотношений по картинке, по тексту (с помощью наводящих вопросов
учителя
и
самостоятельно).
Установление
закономерностей
на
наглядном
материале:
дорисовывание
недостающей
картинки,
продолжение
ряда
рисунков, цифр, слов и т.п.
Ребенок должен уметь:
- составлять рассказ по серии картинок;
- устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном
материале;
- переносить свои знания и умения с одного вида деятельности на другой;
- устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном
материале;
-
пользоваться
словами
разной
степени
сложности,
обосновывать
свои
суждения с опорой на наглядный материал;
-
устанавливать
логические
связи
и
отношения
в
тексте
по
вопросам;
выделять «четвертого лишнего»
Расширение и обогащение активного и пассивного словаря
Использование заданий и упражнений, направленных на:
- формирование звуковой культуры речи;
- обогащение, закрепление и активизацию словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- формирование элементарного осознания некоторых языковых явлений.
Ребенок должен уметь:
- понимать значение слова;
- употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой
ситуацией;
- отбирать языковые средства при построении связного высказывания;
- изменять слова по родам, числам, падежам;
- образовывать слово на базе другого с помощью специальных средств;
- строить простое предложение в условиях контекстной речи;
- строить диалог:
спрашивать – отвечать;
просить – объяснять;
подавать реплики.
- составлять предложение по демонстрируемым действиям;
- составлять предложение по картинке, по серии картинок;
- составлять предложение по серии сюжетных картинок;
- показывать в любой книге титульный лист;
- ориентироваться на странице.
Развитие слуховой, осязательной, зрительной памяти.
Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.
Запоминание картинок – 10 более с последующим называнием.
Воспроизведение названий предметов, изображений, предъявленных для
запоминания. Зарисовка картинок к предъявленным словам с последующим
воспроизведением этих слов (предметные картинки, сюжетные картинки).
Называние предметов и объектов по показанной, а затем закрытой картинке.
Задания и дидактический материал. «Магнитофон». Игры на увеличение
объема памяти: «Запомни
- повтори». Темы: овощи, фрукты, животные.
Запоминание
и
воспроизведение
считалок.
«Игра
в
стихи».
Игра
«Фотоаппарат» развитие зрительной памяти. «Чего на хватает на картинке».
Ребенок должен уметь:
- запоминать заданный материал.
- хранить заданный материал.
- воспроизводить заданный материал.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда
школьников.
Эта
форма
оценочного
суждения
позволяет
раскрыть
перед
учениками динамику результатов его деятельности, проанализировать его
возможности
прилежание.
Особенностью
словесной
оценки
являются
ее
содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных
результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны
касаться
личностных
характеристик
учащихся.
Оценочное
суждение
сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы,
раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также
пути устранения недочетов и ошибок.
Работая над программой, за основу были взяты:
- Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Нижнего
Новгорода
- Программа школ г. Санкт-Петербурга
- Методические рекомендации к урокам по развитию речи Е.Д. Худенко, Д.И.
Борышниковой
- Публикации журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития»