Автор: Хаблетдинов Рашид Саиткиреевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДХШ" г. Белорецк
Населённый пункт: город Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Декоративно абстрактная композиция по новогодним мотивам"
Раздел: полное образование
Конспект урока. Предмет: «Изобразительное искусство»
Тема: «Декоративно – абстрактная композиция по новогодним
мотивам».
По технологии творческого развития
Разработал педагог дополнительного образования
Хаблетдинов Рашид
Белорецк 2017
Тема урока: Декоративно – абстрактная композиция по новогодним
мотивам», 2 класс
Тип урока: комбинированный.
Цель урока.
Дидактическая: формирование элементарных приемов и способов создания
композиции. Развитие творческого образного воображения, формирование
представлений на основе элементарных абстрактных форм.
Психологическая: формирование представлений о привычных явлениях,
предметах окружающих человека в абстрактных формах и навыков
самостоятельного анализа личных впечатлений, визуальной графической
информации.
Воспитательная: воспитание эстетического художественного восприятия и
передача своих впечатлений в декоративно абстрактной форме.
Оборудование урока: Наглядные пособия, репродукции и рисунки с
примерами декоративных, абстрактных композиций, орнаментов
выражающих настроение и характер новогоднего праздника.
Оборудование для учащихся: альбом, краски, фломастеры.
Форма обучения: индивидуально-групповая.
Метод обучения: творческий.
Содержание урока.
Первый этап. Ориентировочно – мотивационный этап.
Задание прошлого урока была связана с зимней сюжетной композицией.
Главное содержание работы – это изображение человека или группы людей
на фоне зимней улицы, связанных единым действием, сюжетом. Основная
форма работы – рисование по памяти, воображению, наблюдениям.
По группам внимательно проверяем степень выполнения задания, если
необходимо, то устраняем недостатки, дорисовываем рисунок в течение пяти
минут.
Самооценка. Оцените свою прошлую работу, совместно с группой.
Напоминаю критерии, по которым мы ориентируемся при оценке рисунка:
оценка «удовлетворительно» ставиться в том случае, если рисунок не
достаточно проработан, не соответствует в полной мере содержанию задания.
«Хорошо» - ставим рисунку завершенного полностью и отвечающему
содержанию задания и теме. «Отлично» - выставляется рисунку,
отвечающему всем требованиям уровня качества, в том числе, за
оригинальность, творческое воображение, фантазию.
Первое задание. Нарисуйте на листочке и назовите простейшие
геометрические формы все, какие вы знаете. Время на выполнения задания
30 секунд. Работает вся группа.
Предполагаемый ответ. Называют фигуры - треугольник, квадрат, ромб,
круг, овал, трапеция, параллелограмм, многогранники. Могут еще назвать -
звездочка, крест, шарик и т.д.
На доске изображаю все эти фигуры, одновременно хором повторяем их
названия.
Корректирующий вопрос. Подумайте и ответьте на такой вопрос: все ли
приведенные здесь фигуры можно назвать простыми? Обсуждаем в группе,
если есть вариант ответа, старший поднимает руку.
Предполагаемый ответ – эти фигуры (звездочка, крест) не простые, шар не
фигура, а объемное тело.
Корректирующий вопрос. Почему они не простые?
Предполагаемый ответ – они могут состоять из нескольких более простых
форм. Звездочку можно разделить на треугольники, крест на квадраты или
прямоугольники.
Корректирующий вопрос. А среди остальных нарисованных фигур есть еще
такие, которые можно разделить на более простые части?
Предполагаемый ответ - это многогранники, трапеция, ромб, квадрат можно
составить из треугольников.
Корректирующий вопрос. Так какие же геометрические фигуры на самом
деле будут самыми простыми?
Предполагаемый ответ. Треугольник и круг.
Верно! Это самые простые формы их еще называют абстрактными формами.
А чем эти фигуры отличаются, можно ли их определить в одну группу?
Предполагаемый ответ. Нет. Треугольник изображается прямыми линиями,
можно при помощи линейки, а круг можно нарисовать при помощи циркуля.
Корректирующий вопрос. По способу получения изображения треугольника
и круга, в какую группу можно определить эти фигуры, как их назвать?
Предполагаемый ответ Их можно назвать – линейные и циркульные.
Заполняю формы логической структуры, проговаривая вместе с учащимися
определения:
Геометрические фигуры бывают линейные и циркульные.
Линейные фигуры образуются прямыми линиями, а циркульные при
помощи циркуля.
Составные геометрические фигуры можно разделить на простые
абстрактные фигуры – треугольник и круг.
Произносим хором – простые абстрактные геометрические фигуры –
треугольник и окружность.
Геометрические фигуры
Простые, абстрактные
геометрические фигуры
Составные
геометрические фигуры
Треугольник
Круг
Овал
Квадрат, ромб, прямоугольник,
параллелограмм, трапеция,
многогранники
Циркульные
Линейные
Самооценка. Произносим, закрепляем про себя и ставим себе вторую
оценку. Оцениваем себя, на сколько вы поняли, почему это самые простые
абстрактные формы.
Второй этап. Операционально-исполнительский этап.
Переходим к главной части урока.
Второе задание: как можно эту картину представить через изображение с
использованием абстрактных форм? Картина – городской или сельский
пейзаж, с фигурками людей или животных. (Картина Бурлюка «Красный
полдень»).
Предполагаемый ответ. Дома можно изобразить из треугольников, а людей
и животных из овалов и окружностей, также и облака, деревья.
Теперь посмотрим на геометрический орнамент созданный народом, это
пример декоративно-прикладного искусства (башкирский ковровый
орнамент). Из каких форм составлен орнамент?
Предполагаемый ответ - из простых геометрических форм.
Корректирующий вопрос. А на что похожи эти формы или что они вам
напоминают?
Предполагаемый ответ. Похожи на деревья, горы, дома, людей, птиц,
животных.
То есть, что сделали народные мастера? Они как бы зашифровали
информацию, которую мы можем разгадать, разглядеть, додумать,
пофантазировать, домысливать.
А какие цвета используются в орнаменте?
Предполагаемый ответ - яркие, светлые и темные, разные.
А какое настроение несет этот орнамент, что оно выражает?
Предполагаемый ответ - хорошее настроение, веселое, бодрое.
То есть мы можем сказать, что орнамент нам передает то, что чувствовал
мастер и что он хотел нам сказать. Это мы судим по цвету, по форме, по
расположению деталей и просто по красоте, правильно?
Анализ. Какой можно сделать из этого вывод?
Предполагаемый ответ - при помощи абстрактных форм можно изображать
предметы, природу, людей, животных и еще используя краски можно
выразить настроение.
Самооценка. Поставьте себе оценку за второе задание: определите,
насколько вам стало понятно, как из простых форм можно составить
сложную и содержательную композицию, по примеру народного коврового
орнамента.
Основное задание нашего урока – используя только абстрактные
простейшие формы передать новогоднее настроение.
Обсуждаем в группах, как это можно сделать? 30 секунд.
Предполагаемый ответ. Из треугольников можно сделать елку, а из
кружочков украшения, фонарики, гирлянды.
А как передать настроение?
Предполагаемый ответ. Через цвет. Яркие краски похожие на елочные
украшения в темноте.
Проанализируйте, на сколько ясно вы представили в своем воображении
такую композицию, составленную из абстрактных форм и красок,
передающих новогоднее настроение. И если у вас сложился в воображении
ясная композиция, то теперь приступаем к выполнению творческой работы:
создать абстрактную композицию на новогоднюю тему. Изображать,
используя только абстрактные простейшие геометрические формы, и конечно
– праздничные цвета. Выбираем такие краски, которые будут создавать
настроение праздника, ощущение новогоднего волшебного состояния.
Вспомните свои впечатления, свое настроение, мысленно представьте
новогоднюю елку и приступаем к работе.
Самостоятельное творчество.
Во время самостоятельной работы напоминать, что создаем композицию с
использованием только простых абстрактных форм, располагаем детали, так
как им подсказывает собственные чувства, воображение, фантазия и желание
передать новогоднее настроение.
Рисуем сразу кистью, подбирая те краски, которые создают настроение
праздника и колорит нарядной новогодней елки, цветящихся гирлянд,
горячих огоньков фейерверка, (другой вариант – выполнение задания с
использованием фломастеров и цветных карандашей, или, третий вариант –
это использование техники аппликации из фигурок, вырезанных из цветной
бумаги).
Третий этап. Рефлексивно-ориентировочный этап.
В конце урока каждая группа выбирает самые яркие по настроению и
состоянию рисунки и демонстрирует их всему классу и вместе с ребятами
дать оценку этих работ. Что в них больше всего понравилось, что удалось
передать, как и какими средствами передано настроение новогоднего
праздника.
Самооценка. В группах проставить всем оценки за основное задание с
учетом высказанного мнения при демонстрации лучших работ в классе. И
итоговую оценку, с учетом выполнения всех заданий, (за домашнее задание,
первое, второе задание и основное, если оно завершено полностью, каждому
выставляется итоговая оценка за урок).
Домашнее задание: дорисовать дома свою композицию, если не успели
выполнить на уроке – обязательно для всех. Второе задание – творческое,
придумать свой вариант абстрактного рисунка на любую тему, передать
настроение, состояние.
Абстрактные композиции на разные темы, выполненные учащимися 2-6
классов.
Варианты выполненного предыдущего домашнего задания – сюжетная
композиция на фоне зимней улицы.