Напоминание

"Перспективный план по социально– коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе"


Авторы: Образенко Татьяна Анатольевна, Попова Дарья Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: г.Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективный план по социально– коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




раздел

блок

Тема

цель

задачи

оборудование

Содержание работы с детьми в разных видах

деятельности

1недел

я

09

Человек среди людей

Я-человек: я-мальчик,я-девочка.

«Возрастна

я линия»

содействие

полоролевой

социализации

детей

- уточнять знания

детей о возрастном

развитии людей

разного пола от

рождения до

старости;

- дифференцировать

представления детей

о способах

взаимодействия с

людьми разного пола

и возраста;

- способствовать

проявлению

интереса к сфере

взаимоотношений

между людьми;

- способствовать

самостоятельному

применению

полученных знаний

в игровой

деятельности.

Дидактические игры

(«Возрастная

линия», «Один

дома»), репродукции

картин (Б. Кустодиев

«Утро»,

А.Веницианов

«Захарка», «Портрет

дочери художника»,

неизвестный

художник «Портрет

пожилой женщины с

книгой», И. Глазунов

«Вера», В.Серов «

Мика Морозов»;

мяч.

Познавательная деятельность: экскурсия в

группу раннего возраста, игры с малышами,

помощь взрослым в уходе за маленькими;

Рассматривание иллюстраций на темы: «Мы

растем», «Труд взрослых», «Отдых и увлечения

мужчин и женщин».

Просмотр видеофильма «Наш малыш»

Речевая деятельность: составление рассказов по

картине «Первый день Тани в детском саду»;

Составление творческих рассказов «Мой

младший брат (сестра)»

Рассматривание картины «В школу»

Чтение произведений художественной

литературы: Л. Толстой «Девочка и грибы».

«Старый дед и внучёк», В.Осеева «Почему?»,

Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Э. Шим

«брат и младшая сестра».

Изобразительная деятельность: рассматривание

репродукций портретов : В. Серов «Мика

Мороз», «Девочка с персиками», И.Репин

«Осенний бук. Пушкин»

Аппликация для малышей «Курочка с

цыплятами»

Трудовая деятельность: ручной труд

(изготовление подарков для малышей, друзей,

родственников)

Игровая деятельность:

д/и «родословная», «разложи по порядку», «кому

что нужно»

с/р. и. «семья», «школа»

2

неделя

09

«Правила

безопасног

о

поведения.

Полезные

и вредные

привычки»

формировани

е целостного

отношения к

себе и другим

людям

- конкретизировать

первоначальные

представления о

полезных и вредных

привычках, правилах

безопасного

поведения;

- способствовать

проявлению

познавательного

интереса к правилам

безопасного

поведения;

- способствовать

самостоятельному

применению

полученных знаний

в игровой

деятельности

Иллюстрации с

изображением

хороших привычек,

относящихся к еде,

умению следить за

своим внешним

видом, настольно –

печатные игры

«Хорошо – плохо»,

«Зеленый огонек»,

«Один дома»,

«Правильно –

неправильно»,

«Подбери телефон к

служебной машине»,

диктофон, наборы

красных и зеленных

кружков для каждого

ребенка.

Познавательная деятельность:

Встречи с работниками ГИБДД, пожарными.

Экскурсия к светофору, пешеходному переходу.

Рассматривание иллюстраций: Транспорт»,

«Правила дорожного движения», «Опасные

ситуации».

Просмотр мультфильмов и диафильмов.

Решение изобразительных задач «Огонь – вода:

хорошо и плохо».

Речевая деятельность:

Чтение художественной литературы: С.Маршак

«Пожар», «Сказка про спички», А. Ивановой

«Азбука безопасности», «Как неразлучные

друзья дорогу переходили», «Как неразлучные

друзья в огне не сгорели»;

Этическая беседа «о полезных и вредных

привычках»

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные

собаки»,

Отгадывания загадок по правилам безопасности;

Викторина «помоги себе сам»

Изобразительная деятельность: рисование знаков

– схем по правилам безопасного поведения.

Музыкальная деятельность: слушание песенок:

«Песенка о светофоре» (муз. Н.Петрова, сл.Е.

Шифриной), «Чудесный островок» (муз. П.

Аевдоничкого, сл.А. Дмоховского.) ,

инсценирование песни « Курица по улице идет»

(муз. А. Арутюнова, сл. Ю. Лопухина.)

Игровая деятельность: д/и. «Зеленый огонек»,

«Один – дома», «Правильно – неправильно»

«Подбери телефон к служебной машине»

Игра – эстафета «Спаси лес от пожара»

С./р. игры «Служба спасения», «Пожарные».

3

неделя

«Настроен

ием можно

формировани

е

- обогащать

обобщенные

Листы с сюжетными

картинками,

Познавательная деятельность

Беседа на тему: «Как управлять своим

09

управлять»

внимательног

о, заботливого

отношения к

сверстникам,

близким

людям,

животным

представления о

способах передачи

своих желаний,

чувств, настроений;

- способствовать

проявлению

интереса к сфере

эмоциональных

проявлений живых

объектов (человек,

животные, герои

литературных

произведений);

- способствовать

проявлению

адекватных реакций

на различные

эмоциональные

состояния других

людей;

- способствовать

становлению

способов передачи

собственных

эмоциональных

состояний (жесты,

мимика, интонация,

поза, движения,

умения сдерживать

проявления

негативных эмоций.

сделанные детьми с

помощью

родителей(каждый

имеет прорезь в виде

квадрата или круга,

сзади прикрепляется

диск с изображением

пиктограмм (5-7

символических

изображений),

каждая пиктограмма

должна быть хорошо

видна в прорезях);

фотографии,

картинки и рисунки

с изображением

детей с разными

эмоциональными

состояниями,

аудиопроигрыватель;

аудиозапись песни

«Улыбка» (муз. В.

Шаинского, сл.М.

Пляцкавского)

иллюстрации с

изображением детей,

которые водят

хоровод вокруг ёлки,

а один мальчик (с

выражением обиды

на лице) стоит в

стороне,

репродукции картин

(пейзажи);

прозрачная

разноцветная пленка

( или капроновая

настроением»;

Рассматривание иллюстраций на тему: «Разное

настроение»

Речевая деятельность:

Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с

ветки на ветку»

Чтение художественной литературы: русская

народная сказка «У страха глаза велики», Д.Н.

Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца»,

С. Козлов «Как Ослику приснился страшный

сон», «Доверчивый ежик»

Изобразительная деятельность

Аппликация «Разные лица»

Рисование автопортретов «Мой смех для всех»,

«Я грущу».

Сюжетное рисование «Хмурый день», «Веселое

лето»

Музыкальная деятельность

Слушание музыки: В.А.Моцарт «Музыкальная

шкатулка». Л.Бетховен «Ярость по поводу

утраченного гроша», Д. Шостакович «Грустная

сказка», «Веселая сказка»,

Исполнение этюдов под музыку Г. Свиридова

«Попрыгунья», «Упрямец»

Игровая деятельность

д/и «я назову настроение, а ты найди

изображение», «разное настроение», «собери

картинку»

психологические этюды «зеркало», «покажи

настроение мимикой», «покажи настроение

позой»

ткань) ярких и

тусклых тонов,

бумага для

рисования, цветные

карандаши.

4

неделя

09

Достоинст

во и

благородст

во

Формировать

чувство

собственного

достоинства,

полоролевой

социализации

-продолжать

знакомить детей с

понятиями

«благородство» и

«достоинство»

-учить соотносить

собственное

поведение с

благородными и

достойными

образцами,

соответствующими

полу ребенка.

-способствовать

стремлению к

положительно

оцениваемым

действиям,

признанию

окружающих.

-способствовать

самостоятельному

применению

полученных знаний

в игровой

деятельности.

-развивать речь

детей, обогащая

новыми словами:

достоинство,

благородство.

настольно-печатная

игра

«Хорошо

плохо»;

и л л ю с т р а ц и и

к

сказкам и рассказам

( « Р а с с к а з

о

неизвестном

герое»

С. Маршака, «Сказка

о

царе

Салтане...»

А . С .

П у ш к и н а ,

«Снежная королева»,

«Стойкий оловянный

с о л д а т и к »

Г. - Х .

Андерсена,

«Аленький

ц в е т о ч е к »

С .

Аксакова);

детские

р и с у н к и

« Н а ш и

д о б р ы е

д е л а » ;

и л л ю с т р а ц и и

н а

тему

«Что

т а ко е

хорошо и что такое

плохо»

(примерные

т е м ы :

« Д р а к а » ,

« Д р у ж б а » ,

« Н е

поделили»,

«Чужой

секрет»,

«Помощь

слабому»,

«Играют,

а

меня

не

берут»,

«Обман» и др.); мяч.

Познавательная деятельность

Беседа на тему «О достоинстве и благородстве»

Рассмотрение иллюстрации на тему «Разные

поступки»

Речевая деятельность:

Беседы – диалоги «Учись проявлять

благородство» , «учись проверять свои

поступки», «Так и не так», «За вранье не хвалят»

«Поговорим по душам».

Чтение художественной литературы С.Маршак

«Рассказ о неизвестном герое», А.Пушкина

««Сказка о царе Салтане», С. Аксаков

«Аленький цветочек», Г.-Х. Андерсен «Стойкий

оловянный солдатик»

- Рассматривание картины В. Васнецова «Иван-

царевич на Сером волке».

- Слушание музыки М. Глинки «Руслан и

Людмила», составление характеристики

музыкальных образов героев.

- Постановка спектаклей по сказкам «Аленький

цветочек», «Снежная королева».

Художественный дизайн: изготовление

элементов оформления для групповой комнаты,

игрового уголка

- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин»,

«Путешествие»

- Дидактические игры «Правильно -

неправильно», «Как поступить?»

1недел

О любви и

формировани

Обогащать

видеофильм

познавательная деятельность – просмотр

я

10

дружбе

е дружеских,

уважительны

х отношений

между

сверстниками

своего и

противополож

ного пола.

обобщенные

п р ед с т а вл е н и я

о

необходимо сти

и

значимости

проявления

дружеских,

уважительных

отношений

между

детьми разного пола,

понимания

между

ними.

Способствовать

проявлению

интереса

к

сфере

взаимоотношений

между сверстниками

с в о е г о

и

противоположного

пола.

Способствовать

проявлению

с и м п а т и й

п о

о т н о ш е н и ю

к

представителям

противоположного

пола.

Способствовать

самостоятельному

применению

полученных

знаний

в

и г р о в о й

деятельности.

«Признание»

( и з

«Ералаша»),

настольно-печатная

игра

«Правильно

неправильно»,

«кто

где

работает»,

«что

лишнее»,

аудиозапись

«Влюблённый

медведь»

видеозаписей журнала «Ералаш»

рассматривание тематического альбома «О

любви и дружбе»;

речевая деятельность – чтение художественных

произведений : А.Н. Толстого «Приключение

Буратино», Х.-Г. Андерсена «Пастушка и

Трубочист»

Беседа на тему «О любви и дружбе мальчиков и

девочек»

изобразительная деятельность – рисование

«Мой любимый друг», «Моя любимая подруга»,

аппликация «Валентинки»;

конструктивная деятельность –

конструирование из бумаги подарков (цветов,

машин) для друзей и подруг;

музыкальная деятельность – развлечение «День

святого Валентина», прослушивание песен о

любви и дружбе , исполнение частушек о любви;

трудовая деятельность – изготовление поделок

из бросового материала в подарок друзьям

2

неделя

10

Мужчины и женщины

Профессии

«мужские

и женские»

становление

доброжелател

ьного,

уважительног

о отношения

к людям

разных

профессий.

-уточнять,

дифференцировать

з н а н и я

д е т е й

о

специфике

т р уд а

мужчин и женщин;

-формировать

п р ед с т а вл е н и е

о

коллективном

х а р а к т е р е

т р уд а

м у ж ч и н ы

и

женщины;

-способствовать

самостоятельному

применению

полученных

знаний

в

и г р о в о й

деятельности.

слайды иллюстраций

к сказке Е. Лопатина

«Фея

Мастерства»

для демонстрации на

телевизоре,

набор

картинок «Мужские»

и

« ж е н с к и е »

профессии»,

настольно-печатные

игры «Что лишнее?»,

«Кто

где

работает»,

мяч,

фланелиграф,

проектор, диктофон

Познавательная деятельность

Беседа на тему «Профессии мужские и женские»

Рассматривание иллюстраций о различных

профессиях, экскурсии к мастерскую плотника,

кабинет медсестры, ателье, на строительную

площадку.

Речевая деятельность

Чтение художественной литературы

В.Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем

пахнут ремесла», А Разцветников «Заходите в

мой садик», Б. Заходер «Мой лев»

Беседы о людях мужественных профессий

«Космос и космонавты», «О пожарных» «О

службе спасения»,

Составление рассказов «Кем я буду когда

выросту»

Разучивание пословиц и поговорок, загадок о

труде.

Изобразительная деятельность

Рисование на тему: «Все работы хороши,

выбирай на вкус»

Трудовая деятельность

Совместная работа детей с родителями по уборке

участка детского сада. Ремонту мебели, пошиву

кукольной одежды.

Игровая деятельность

д/и «кому что нужно для труда», «Разложи по

порядку»

с/р игра «Мужские и женские профессии»

3

неделя

10

«Спорт

“мужской’’

и

’’женский’’

»

формировани

е полоролевой

социализации

уточнять,

дифференцировать

з н а н и я

д е т е й

о

« м у ж с к и х »

и

«женских»

в и д а х

спорта;

-способствовать

настольно-печатная

и г р а

« Ко м у

ч т о

нужно

для

занятий

спортом?»,

и л л ю с т р а ц и и

с

изображением

«мужских»

(футбол,

хо к к е й ,

б о р ь б а ,

Познавательная деятельность

Беседа «Путешествие по олимпийской деревне»,

Рассматривание иллюстраций, репродукций

картин о спорте.

Речевая деятельность

Составление рассказов «Спортивный отдых

мужчин и женщин»

Беседа по картине «На спортивной площадке»

проявлению

интереса

к

видам

спорта,

соответствующих

полу ребенка;

-способствовать

самостоятельному

применению

полученных знаний

в игровой

деятельности

к у л ь т у р и з м )

и

«женских»

(гимнастика,

фигурное

катание)

в и д о в

с п о р т а ,

аудиозаписи

песен;

«Трус

не

играет

в

хоккей»

(муз.

А.

Пахмутовой,

сл.

Н.

Добронравова),

«Гимнастика»

В .

Высоцкого,

г и м н

Олимпийских

игр

в

Сочи

(муз.

К.

Ка-

валеряна,

сл.

Н .

Арутюнова).

Изобразительная деятельность

Рисование «Мы любим спорт»

Конструктивная деятельность

Изготовления макета спортивной площадки.

Музыкальная деятельность

Разучивание песен о спорте «Трус не играет в

хоккей», «На трибунах становится тише..»

Слушание песни «Гимнастка»

Игровая деятельность

«Спортивные игры»,

Физкультурные праздники «Богатырские

забавы», «Папа, мама, я – спортивная семья»

4

неделя

10

Моя семья

«Близкие

люди»

воспитание

уважительног

о,

доброжелател

ьного,

внимательног

о отношения

к друзьям,

соседям

Обогащать

первоначальные

п р ед с т а вл е н и я

о

б л и з к и х

л ю д я х

родственников:

друзьях и соседях;

Способствовать

проявлению

интереса

к

близким

людям;

Способствовать

самостоятельному

применению

полученных

знаний

в

игровой,

речевой

деятельности.

аудиопроигрыватель,

диктофон, мяч;

альбом; семейный

альбом воспитателя,

аудиозапись песни

«Если с другом

вышел в путь...»

(муз. В. Шаинского,

сл. М. Танича),

письмо

Познавательная деятельность:

Беседа на тему «Наши друзья»

Рассматривание фотоальбома «Друзья нашей

семьи»

Речевая Деятельность:

Беседы «Помни о друге», «Радуйся радости

другого», «Выручай в беде»

Чтение рассказов Н.Носова о дружбе

Заучивание стихотворения Михалкова «Мы с

приятелем вдвоем»

Изобразительная деятельность: рисование

«Друзья»

Коллективная аппликация «Хоровод друзей»

Музыкальная деятельность:

Исполнение песен «Вместе весело шагать..»,

«Голубой вагон»

Музыкально - хороводные игры «Если весело

живется делай так», «Шире круг»

Игровая деятельность:

Режиссерские игры «У тебя в гостях подруга» «У

постели больного»

1недел

11

«Забота о

доме»

Воспитание

доброжелател

ьного,

внимательног

о, заботливого

отношения к

членам своей

семьи.

Обогащать

первоначальные

п р ед с т а вл е н и я

о

з н а ч и м о с т и

и

красоте

семейных

обычаев,

традиций,

жилища;

Стимулировать

п о т р е б н о с т ь

в

подражании

одобряемым в семье

мужским и женским

поступкам;

Способствовать

самостоятельному

применению

полученных

знаний

в

и г р о в о й

деятельности.

настольно-печатные

игры «Хорошо —

плохо», «Для кого

что нужно?», «Кому

что нужно?»;

картинки с

изображением

красивых мужчин и

женщин, мебели,

вещей, которыми

украшают дом;

картинки:

праздничная и

повседневная

женская и мужская

одежда, аудиозапись

песни «Улыбка»

(муз.В. Шаинского,

сл. М.

Пляцковского).

Познавательная деятельность:

Игра « Новоселье у куклы Барби»

Рассматривание иллюстраций журнала

«Домашний очаг»

Рассматривание иллюстраций на тему «Мебель»,

Дизайн дома»

Речевая Деятельность:

Беседы на тему «Как мы помогаем поддерживать

красоту в доме», «Для чего семье деньги»

Разучивание пословиц и поговорок о красоте в

доме.

Изобразительная деятельность:

Аппликация для украшения в доме.

Конструктивная деятельность: изготовление

поделок из бросового материала для домашнего

дизайна

Трудовая деятельность: совместная

деятельность детей и взрослых по уборке

группы.

Игровая деятельность: д/и «все расставим по

местам», «Моя квартира»

2

неделя

11

Детский сад – мой второй дом

«Взаимосв

язь труда

взрослых в

детском

саду»

формировани

е основ

уважительног

о отношения

к сотрудникам

детского сада,

желания им

помогать,

доставлять

радость.

Обобщать

первоначальные

п р ед с т а вл е н и я

о

взаимосвязи

труда

взрослых

в

детском

саду;

Способствовать

проявлению

интереса

к

жизни

детского сада;

Актуализировать

использование

полученной

и н ф о р м а ц и и

в

игровой,

р еч е во й

деятельности.

м я ч ,

н а с т о л ь н о -

п е ч а т н ы е

и г р ы

«Кому что нужно?»,

«Приготовим

обед»,

«Воспитатель»,

«Разные

профессии», стенд с

фотографиями

сотрудников.

Познавательная деятельность:

беседа на тему «Кто заботится о нас в детском

саду »,

наблюдение за работой

завхоза, прачки, водителя, плотника и др.;

экскурсия в другие группы детского сада «Мы в

гости пришли»;

рассматривание иллюстраций на тему «Труд

взрослых в детском саду».

Речевая деятельность: творческое

рассказывание «Что бы произошло, если бы в

детском саду не было взрослых»;

придумывание и разгадывание загадок о людях,

работающих в детском саду.

Изобразительная деятельность: рисование

«Дети на празднике в детском саду»; аппликация

«Красивый

участок».

Конструктивная деятельность: моделирование

труда разных работников детского сада.

Музыкальная деятельность: праздники «День

знаний», «До свидания, детский сад».

Трудовая деятельность: ручной труд

(изготовление подарков для сотрудников

детского сада).

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры:

«Детский сад», «У врача», «Повар»;

дидактические игры: «Кому

что нужно для труда», «Приготовим обед».

3

неделя

11

«Правила

поведения»

становление

осознанного

отношения к

выполнению

норм и

правил

поведения в

детском саду.

Уточнять

первоначальные

п р ед с т а вл е н и я

о

нормах

и

правилах

взаимоотношений

в

детском саду;

Способствовать

настольно-печатные

игры

«Хорошо

плохо»,

«Правильно

неправильно»,

к а р т о ч к и

с

фотографиями детей,

иллюстрации

следующего

Познавательная деятельность:

Беседа «наши поступки», рассматривание

альбома иллюстраций «разное настроение»

Речевая Деятельность:

Беседа «Размышляй над своим поведением»

Разучивание пословиц и поговорок о правильном

поведении

Изобразительная деятельность:

проявлению

п о т р е б н о с т и

в

выполнении

норм

и

правил

поведения

в

детском саду;

Способствовать

самостоятельному

применению

полученных

знаний

в

и г р о в о й

деятельности.

содержания:

упавший

ребенок,

о д и н

р е б е н о к

отнимает

у

другого

игрушки,

ребенок

п л а ч е т

и з - з а

царапины,

картинка

с

и з о б р а ж е н и е м

детей, которые водят

хоровод вокруг елки,

а

один

мальчик

выражением

обиды

на

лице)

стоит

в

стороне.

Рисование «Хороший поступок»

Аппликация схематического изображения лица с

разними эмоциями

Музыкальная деятельность:

Исполнение парных танцев «Полька»,

«Кадриль»

Игровая деятельность: с/р игра «Детский сад»

д/и «Хорошо – плохо», «Правильно –

неправильно»

4

неделя

11

Человек в истории

Появление и развитие человека на земле

«Кто такой

культурны

й человек»

становление

осознанного

отношения

к

роли человека

в

р а з в и т и и

культуры.

о б о г а щ а т ь

первоначальные

п р ед с т а вл е н и я

о

роли

человека

в

развитии культуры;

в о с п и т ы в а т ь

познавательный

интерес

к

культуре

сво его

и

д р у г и х

народов;

ф о р м и р о в а т ь

способы

самостоятельного

применения

и н ф о р м а ц и и

в

игровой

деятельности.

обложка

и

листы

б у м а г и

о д н о г о

размера,

р а з н о го

ц в е т а

д л я

оформления

книги

« К т о

т а к о й

культурный

человек», настольно-

п е ч а т н ы е

и г р ы

«Разложи по порядку

письменные

принадлежности»,

«Уроки

э т и ке т а » ,

и л л ю с т р а ц и и

к

сказке

(«Царевна-

лягушка», «Сказка о

рыбаке

и

рыбке»

А.С.

Пушкина,

«По

щучьему велению»).

Познавательная деятельность:

Беседа «Что такое культура»

Просмотр видеофильма о панятниках культуры,

архитектуры.

Рассмривание альбомов «Живопись»,

«Архитектура», «Музыка и театр»

Речевая Деятельность:

Чтение книги С. Новикова «История»

Изобразительная деятельность: рисование

картин для оформления группы

Игровая деятельность:

д/и «Историческая лента», «Разложи по

порядку»

1недел

я

12

«Как жили

первобытн

ые люди»

становление

положительно

го отношения

о б о г а щ а т ь

первоначальные

п р ед с т а вл е н и я

о

книга

(изображение

первобытного

Познавательная деятельность:

Беседа на тему « Жизнь и быт первобытного

человека»

к результатам

труда

человека.

ж и з н и

и

б ы т е

первобытных людей;

стимулировать

проявление

познавательного

и н т е р е с а

к

изменению

образа

жизни человека;

ф о р м и р о в а т ь

навыки

самостоятельного

применения

полученных

знаний

в

и г р о в о й

деятельности;

дидактиче ская

игра

«Историческая

лент а»

( ж и л и щ а ,

предметы

освещения).

человека,

пещеры,

г д е

о н

ж и л ) ,

настольно-печатные

игры «Труд древних

людей»,

«Кому

что

нужно

для

труда?»,

«Дорисуй и раскрась

хижины»,

кусочки

вареной

и

сырой

моркови

(по

числу

детей).

Экскурсия в краеведческий музей.

Рассматривание альбома «Жизнь первобытных

людей», иллюстраций к книгам «Энциклопедия

для самых маленьких», « Мир вокруг нас»,

«Животный мир»

Речевая деятельность:

Беседа по иллюстрациям на тему «Что решили

археологи»

Изобразительная деятельность: рисование

«Древние животные», «Наскальные рисунки»

Музыкальная деятельность:

Конструктивная деятельность: изготовление

макета «уголок древнего мира»

Игровая деятельность: д/и «Историческая

лента»

2

неделя

12

«Общение

первобытн

ых людей»

формировани

е

положительно

го отношения

к результатам

труда

человека,

правомерност

и этических

норм.

у т о ч н я т ь

первоначальные

п р ед с т а вл е н и я

о

возникновении

языка

и

речи

как

главного

средства

общения людей;

в о с п и т ы в а т ь

чувство

восхищения

достижениями

человечества;

способствовать

развитию

умений

самостоятельного

применения

полученных

знаний

в

игровой,

речевой,

настольно-печатные

и г р ы

« С л о ж и

и

п р о ч и т а й » ,

« О т

палочки

и

гусиного

п е р а

д о

компьютера»,

«Уроки

э т и ке т а » ,

л и с т ы

б у м а г и ,

восковые

мелки

(по

ч и с л у

д е т е й ) ,

диктофон, письмо.

Познавательная деятельность:

Беседа «Как человек учится общаться»

Речевая Деятельность:

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о

разных способах общения

Беседа «История этикета»

Экспериментальная деятельность:

Опыты по изучению свойств бумаги; сравнение

гусиного пера, перьевой и шариковой ручки.

Музыкальная деятельность:

Инсценирование песни «к нам гости пришли»

Игровая деятельность: д/с игры «Вежливый

ручеек», «Весело и грустно», «Подарки», «Где

мы были не скажем а что делали покажем»

д/и «Разгадай пиктограмму»

изобразительной

деятельности.

3

неделя

12

«Развитие

труда»

формировани

е

уважительног

о

отношения

к

результатам

труда

человека,

техническому

прогрессу.

у т о ч н я т ь

представления детей

об

истории

труда

человека,

начиная

с

древних времен и до

настоящего времени;

способствовать

проявлению

п о т р е б н о с т и

в

получении

и н ф о р м а ц и и

о б

и с т о р и и

т р у д а

человека;

ф о р м и р о в а т ь

способы

практического

применения

полученной

и н ф о р м а ц и и

в

игровой

деятельности.

настольно-печатные

игры «Труд древних

людей»,

«Кому

что

нужно

для

труда?»,

«Разрезные

картинки»,

«Машины-

помощницы»,

«Сортировка»,

«Историческая

лента».

Познавательная деятельность:

Беседа «Роль машин и механизмов в жизни

людей» (на примере производства тканей,

посуды)

рассматривание альбомов «Современная

техника», «Электроприборы»

разборка модулей разных профессий (ткачихи,

гончара, хлебороба)

Речевая Деятельность:

Чтение художественной литературы Я. Тувин

«Письмо к детям по очень важному делу»

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин

«О разных профессиях»

Разучивание пословиц, поговорок, загадок о

труде, технике.

Изобразительная деятельность:

Рисование «Машины на службе человека»

Конструктивная деятельность:

конструирование летательных аппаратов из

разного материала (бумага, наборы Лего и др.

Игровая деятельность: д/и «Предметы быта»,

«Историческое лото»

с/р игры «Космонавты», «Путешествие»

4

неделя

12

«Изобретен

ия и

достижени

я человека»

формировани

е

положительно

го отношения

к результатам

труда

человека.

—обогащать

первоначальные

п р ед с т а вл е н и я

о

р о л и

т е х н и к и

в

прогрессе

человечества,

расширять

представления детей

о

в ы д а ю щ и х с я

письмо,

иллюстрации

( л е т я щ и й

о р е л ,

стрекоза, одуванчик,

колокольчик

и

др.

растения),

настольно-печатная

и г р а

« П о д б е р и

п а ру »,

п о р т р е т ы

ученых-

Познавательная деятельность:

Беседа «История изобретений» (на примере

изобретения средств связи)

Игры – путешествия в прошлое счетных

устройств. Книги, транспорта, денег.

Рассматривание альбома иллюстраций

Речевая деятельность:

чтение энциклопедии, рассматривание

иллюстраций на тему «История изобретений»

людях

России,

об

и н ж е н е р а х

и

изобретателях

(И.П.

Ку л и б и н е ,

А . С .

П о п о в е ,

П . Н .

Яблочкове);

в о с п и т ы в а т ь

чувство

восхищения

достижениями

человечества,

чувство

собственного

достоинства;

ф о р м и р о в а т ь

способы

практического

применения

полученной

и н ф о р м а ц и и

в

игровой

деятельности.

изобретателей

(А.С.

П о п о в а ,

П . Н .

Яблочкова);

к а р т и н к и

с

изображением

предметов,

р а б о т а ю щ и х

с

помощью

электричества

и

без

него

для

игрового

упражнения

«Что

р а б о т а е т

о т

электричества»;

и л л ю с т р а ц и и

с

изображением

расписных

деревянных

ложек;

аудиозаписи

(плясовая мелодия в

исполнении

ансамбля

ложкарей,

«Песенка

велосипедистов»

(муз.и сл. Тремелоса,

перевод П. Ватника),

музыкальная

игрушка

колокольчик.

беседы «О чувстве собственного достоинства»,

«О главных достижениях человека»

подготовка сообщений детей о различных

изобретениях

Экспериментальная деятельность:

опыты с магнитом, зеркалами и др.

Изобразительная деятельность: рисование

«Автомобили будущего»

Музыкальная деятельность: прослушивание

«песенки велосипедиста»

Игровая деятельность: дидактическая игра

«Подбери пару (птица – самолет, стрекоза –

вертолет и т.п.)

1недел

я

01

«Права

человека»

формировани

е

о с н о в

осознанного и

уважительног

о

отношения

к

л и ч н ы м

п р а в а м

и

достоинству

— конкретизировать

п р ед с т а вл е н и я

о

правах человека;

р а с ш и р я т ь

представления детей

о

международных

д о к у м е н т а х

п о

правам человека;

— развивать чувство

сборник законов,

иллюстрации с

изображением людей

разных рас и

национальностей,

студенческой

аудитории,

читального зала

библиотеки,

Познавательная деятельность:

Беседа на тему «Права Человека»

Речевая Деятельность:

Чтение и обсуждение книги «Всеобщая

декларация прав человека для детей и взрослых»

тематическая беседа по сказкам «Козлята и

волк», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»

этические беседы «Будь чутким», «Не огорчай

словом», «Учись быть добрым»

других людей.

собственного

достоинства;

способствовать

развитию

умений

самостоятельного

применения

полученных

знаний

в

и г р о в о й

деятельности.

отдыхающих людей,

мечети, кирхи и

православной церкви

Игровая деятельность:

д/и «Так и не так»

2

неделя

01

История семьи

«Что такое

семья?»

воспитание

чувства

признательно

сти и любви к

своей семье.

о б о г а щ а т ь

обобщенные

п р ед с т а вл е н и я

о

с о с т а в е

с е м ь и ,

н о р м а х

э т и к е т а ,

принятых в семье;

стимулировать

проявление

познавательного

интереса к явлениям

истории

и

культуры

своей семьи;

ф о р м и р о в а т ь

навыки

проявления

симпатии,

любви,

уважения,

с о ч у в с т в и я

п о

о т н о ш е н и ю

к

близким людям;

способствовать

развитию

умений

самостоятельного

применения

полученных

знаний

в

и г р о в о й

деятельности.

слайды с

репродукциями

картин (А. Ван Дейк

«Семейный

портрет», Я.

Колокольников-

Воронин

«Автопортрет с

женой и сыном» Ю.

Кугач «В субботу»,

неизвестный

художник «Портрет

семьи Затолокиных»,

3. Серебрякова

«Автопортрет с

дочерьми», И.

Хомутова «Семья»),

настольнопечатная

игра «Правильно —

неправильно»,

аудиозапись песни

«Под крышей дома

твоего» (муз. Ю.

Антонова, сл. М.

Пляцков-ского).

Познавательная деятельность:

Беседа «Что такое семья»

Просмотр видеофильмов «Свадьба», «Наш

малыш»

Просмотр фотоальбомов «Наша семья»

Речевая деятельность: Чтение и беседа по

произведению О. Уайльда «Мальчик – звезда»;

этические беседы на

темы «Радуй маму», «Почитай родителей»

«Береги маму», "Подари радость»; составление

описательных рассказов

на тему «Мои добрые дела в семье»; разучивание

пословиц о родном доме, близких людях.

Изобразительная деятельность: рисование

"Моя семья»

Конструктивная деятельность:

конструирование "Мой дом»

Трудовая деятельность: ручной труд «Подарки

для близких»

Игровая деятельность: сюжетно - ролевая игра

«Семья»;

дидактические игры «Кому что нужно», "Чей

предмет?».

3

неделя

«Родослов

ная»

воспитание

л ю б в и

и

— конкретизировать

первоначальные

р и с у н к и

с

изображением

Познавательная деятельность: Беседа тему

"Родословная»; встреча с представителями

01

уважения

к

членам

своей

семьи,

родным,

родственника

м, предкам.

представления детей

о

р о д о с л о в н о й ,

расширять

понятия

« р од » ,

« р о д н я » ,

«родословная»,

«родовое дерево»;

стимулировать

проявление

познавательного

интереса к истории и

к у л ь т у р е

с в о е й

семьи;

ф о р м и р о в а т ь

умение

моделировать

схему

родственных

отношений.

славянской

семьи,

кузнеца,

схематичное

изображение

родословного

дерева,

листочки

с

и м е н а м и

ч л е н о в

семьи

Кузнецовых,

аудиозапись

песни

«Под

крышей

дома

т в о е го »

( м у з . Ю .

Антонова,

сл.

М.

Пляцковского),

аудиопроигрыватель.

старшего поколения

семьи (рассказ о семейных традициях).

Речевая деятельность: составление рассказов по

семейным фотографиям; разучивание пословиц о

семейных

взаимоотношениях; презентация герба своей

семьи.

Изобразительная деятельность: рисование и

аппликация на тему «Родословное древо».

Музыкальная деятельность: прослушивание

песен о семейных праздниках.

Игровая деятельность: дидактические игры

«Мои родственники», «Кому что подарить!»,

«Оденем семью».

4

неделя

01

История детского сада

История

детского

сада

формировани

е

уважительног

о отношения

к истории

детского сада

у т о ч н я т ь

п р ед с т а вл е н и я

о

последовательности

событий

в

жизни

детского сада;

способствовать

проявлению

п о т р е б н о с т и

в

получении

и н ф о р м а ц и и

о б

истории

дет ского

сада;

— обучать способам

практического

применения

полученной

и н ф о р м а ц и и

в

игровой

деятельности.

обложка

и

листы

б у м а г и

о д н о г о

размера

и

разного

ц в е т а

д л я

оформления альбома

«История

детского

с а д а » ,

с т а р ы е

фотографии о жизни

детей в детском саду,

сотрудников,

давно

р а б о т а в ш и х

в

д е т с к о м

с а д у

и

ушедших на пенсию,

игровых

у гол ко в ,

настольно-печатная

и г р а

« Ко м у

э т о

нужно?», мяч.

Познавательная деятельность: беседа на тему

«История нашего детского сада»;

рассматривание фотоальбома «Летопись

детского сада».

Речевая деятельность: чтение произведений

художественной литературы: Г. Ладонщиков

«Про себя и про ребят», О. Кригер «На

прогулку», Н. Найденова «Наши полотенца»;

составление творческих рассказов «Мой

любимый детский сад».

Изобразительная деятельность: рисование

«Детский сад».

Трудовая деятельность: ручной труд

(изготовление подарков для сотрудников

детского сада к дням рождения,

праздникам).

Конструктивная деятельность:

конструирование «Разные детские сады».

Музыкальная деятельность: разучивание и

пение песни «Хорошо у нас в саду» (муз. В.

Герчик, ел. А.

Пришельца); подготовка концерта для

сотрудников детского сада; праздник «До

свидания, детский сад!»,

Игровая деятельность: дидактические игры

«Собери картинку», «Подарки».

сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

1недел

я

02

Родная страна

«Слава

великих

городов

России»

Формировать

уважительное

отношение к

истории

страны

- обогащать

первоначальные

представления о

великих городах

России;

- стимулировать

проявление

познавательного

интереса к явлениям

истории и культуры

Письмо, настольно –

печатные игры

«Москва- великий

город», «Санкт –

Петербург – город

дворцов», «Построй

Спасскую башню»;

иллюстрации с

изображением

достопримечательно

Познавательная деятельность: беседа на тему

«Великие города России»; просмотр

видеофильмов, слайдов,

рассматривание альбома «Города России»

(Москва, Петербург, Екатеринбург, их гербы и

флаги), ознакомление с картой России.

Речевая деятельность: разучивание стихов о

России; чтение литературных произведений о

родной стране; разучивание пословиц, поговорок

о Родине.

городов России;

- формировать

навыки

самостоятельного

применения

полученных знаний

в игровой

деятельности.

стей Санкт –

Петербурга, портрет

Ивана Федорова,

репродукции икон,

написанных

художником

Андреем Рублевым;

аудиозаписи песен

«Моя Москва», «С

чего начинается

Родина»

Изобразительная деятельность: рисование

пейзажей «Наша Родина».

Музыкальная деятельность: разучивание песен

о России.

Игровая деятельность: дидактическая игра

«Историческое лото»

2

неделя

02

Крещение

Руси

Формировать

уважительное

отношение к

истории

страны

- обогащать

первоначальные

представления об

истории

возникновения и

развития России, ее

важнейших

исторических

событиях: крещения

Руси, о великих

киевских князях;

продолжать

знакомить детей с

православными

праздниками,

традициями

символами крещения

- стимулировать

проявление

познавательного

интереса к явлениям

истории своей

страны;

- формировать

навыки

самостоятельного

Настольно –

печатная игра

«Собери храм»,

портреты

художников Феофана

Грека, Андрея

Рублева;

иллюстрации с

изображением

храмов,

празднования Пасхи,

диктофон.

Познавательная деятельность: беседа на тему

«Как жили древние славяне»; рассматривание

альбома иллюстраций «Древняя Русы) (о жизни

древних славян); рассказ воспитателя «Как была

крещена Русь»;

рассматривание иллюстраций и чтение

энциклопедии для дошкольников «История»;

рассматривание альбома «Православные

храмы»; ознакомление с символами крещения:

крест, икона, церковь, с православными

Речевая деятельность: составление рассказов по

картине «Взятие снежного городка».

Музыкальная деятельность: слушание

музыкальных произведений П. Чайковского

«Утренняя молитва», «В церкви»; разучивание,

исполнение традиционных праздничных

хороводов.

Изобразительная деятельность: раскрашивание

пасхальных яиц; лепка традиционного печенья

из теста

Конструктивная деятельность:

конструирование из бумаги «Храмы нашего

города»,

Игровая деятельность: народные игры,

связанные с православными праздника:

Рождеством, Пасхой; дидактическая игра

применения

полученных знаний

в игровой

деятельности.

«Ремесла на Руси»

3

неделя

02

«Славные

люди

России»

формировани

е

уважительног

о отношения

к

историческим

личностям.

- обогащать

первоначальные

представления о

важнейших

исторических

событиях6

объединении Руси,

защитниках

Отечества; об

исторических

деятелях:

Александре

Невском, Дмитрии

Донском, Иване

Васильевиче

(Грозном, Петре

Великом;

- стимулировать

проявление

познавательного

интереса к явлениям

истории своей

страны;

- способствовать

проявлению

симпатии к

историческим

деятелям;

- формировать

навыки

самостоятельного

применения

полученных знаний

Видео письмо,

диктофон, портреты

Александра

Невского, Ивана

Грозного, Петра,

иллюстрации с

изображением

ордена Святого

Александра

Невского,

аудиозаписи (хор

«Вставайте, люди

русские»,

игрушечное

сердечко.

Познавательная деятельность: Беседа на темы

«Защитники земли русской», «Славные люди

России); рассматривание репродукций картин В,

Васнецова «На поле Куликовом», «Витязь на

распутье»,

Речевая деятельность: Чтение произведений

художественной литературы А, Бегунова «От

кольчуги до мундира»,т«Русские богатыри»

(былины в пересказе Н, Карнауховой), чтение и

рассматривание иллюстраций о Петре Великом

(справочник дошкольника «История» С.

Новикова); составление рассказов по картине В,

Васнецова

«Богатыри», разучивание пословиц о Родине,

доблестных защитниках;

Изобразительная деятельность: рисование

«Российский флот»; лепка «Русские воины»,

Конструктивная деятельность:

конструирование «Крепость",

Музыкальная деятельность: слушание

музыкального произведения «Вставайте, люди

русские» С. Прокофьева,

Театрализованная деятельность:

инсценирование фрагментов былин,

Игровая деятельность: дидактическая игра

«Историческое лото»; историческая лента «0т

парусника до современного корабля»: русские

народные подвижные игры

в игровой

деятельности.

4

неделя

02

«Жители

России»

формировани

е

толерантного

отношения к

собственной

национальной

культуре и

культуре

других

народов

- обогащать

первоначальные

представления о

людях разных

национальностей,

населяющих Россию,

их равноправие;

- стимулировать

проявление

познавательного

интереса к явлениям

истории и культуры

своей страны;

- формировать

навыки

самостоятельного

применения

полученных знаний

в игровой

деятельности.

Географическая

карта России,

настольно –

печатные игры

«одень куклу в

национальный

костюм», «Собери

пейзаж», «Четвертый

лишний»,

иллюстрации с

изображением

пограничников,

аудиозапись песен о

России, «Гляжу в

озера синее». слайды

с изображение

природы, платок.

Познавательная деятельность: беседа на тему

«Народы России»; беседа-путешествие по карте

России; рассматривание альбомов «Культура

народов Россию».

Речевая деятельность: разучивание пословиц и

поговорок разных народов России; чтение сказок

разных народов России.

Изобразительная деятельность: рисование

элементов традиционного костюма, орнаментов

разных народов России; аппликация

«Волшебные узоры».

Музыкальная деятельность: слушание народной

музыки, песен народов России, других стран;

разучивание народных танцев, хороводов.

Игровая деятельность: дидактическая игра

«Одень куклу в национальный костюм».

1недел

я

03

Моя земля

«Что такое

планета

Земля»

формировани

е

толерантного

отношения к

собственной

этнической

культуре и

культуре

других

народов.

- обогащать

первоначальные

представления о

планете Земля,

людях, ее

населяющих, их

равноправии;

- стимулировать

проявление

познавательного

интереса к явлениям

планеты Земля;

- формировать

навыки

самостоятельного

применения

полученных знаний

в игровой

деятельности.

Проектор, слайды с

изображением

планет Солнечной

системы, планеты

Земля,

государственных

флагов разных стран,

природы России,

глобус, аудиозапись

песни «Мы – дети

галактики»,

настольно печатные

игры «Кто где

живет», «одень

куку».

Познавательная деятельность: беседы на темы

«Кругосветное путешествие», «Наша планета

Земля»; рассматривание глобуса, карты мира,

карты космоса, ознакомление с названиями

планет, континентов, стран.

Речевая деятельность: чтение сказок народов

мира; составление письма другу из другой

страны,

Изобразительная деятельность: рисование

мотивам сказок народов мира; коллективная

аппликация «Наша планета».

Музыкальная деятельность: слушание музыки

народов мира; разучивание танцев народов мира,

Игровая деятельность: дидактическая игра «Кто

где живет?», подвижные игры народов мира

2

неделя

03

Человек в культуре

Русская традиционная культура

Что такое

культурное

наследие.

О русской

культуре.

становление

уважительног

о отношения

к русской

традиционной

культуре

— обобщать

первоначальные

представления о

культуре и

культурном

наследии;

— воспитывать

познавательный

интерес к культуре

своего народа;

— способствовать

становлению

национального

самосознания,

ощущения

принадлежности к

культуре своего

народа;

диктофон, ложки

(народные

музыкальные

инструменты),

настольно-печатная

игра «Разложи по

порядку»(«История

жилища»),

аудиозапись русской

народной песни

«Калинка»,

аудиопроигрыватель.

Познавательная деятельность: беседа на тему

«Природное и культурное наследие»; экскурсия

«Музей - хранилище культурного наследия».

Речевая деятельность: Викторина «Знаешь ли

ты произведения устного народного

творчества?»; драматизация народных и

авторских произведений русских писателей.

Театрализованная деятельность: театр

Петрушки (постановка спектаклей по

фольклорным произведениям).

Музыкальная деятельность: обучение игре на

народных музыкальных инструментах (ложки,

трещотки, дудочки);

разучивание русских народных танцев «Барыня»,

«Кадриль»; развлечение «Русская ярмарка»;

слушание и исполнение русских народных

песен.

Игровая деятельность: дидактические игры

— способствовать

осознанию роли

человека в развитии

культуры;

— формировать

способы

самостоятельного

применения

информации в

игровой

деятельности.

«Историческое лото», «Что за чем».

3

неделя

03

«Жилища

русских

людей»

формировани

е основ

уважительног

о отношения

к культурным

ценностям

- обобщать

первоначальные

представления о

жилище русского

человека, его

разновидностях и

устройстве;

- воспитывать

познавательный

интерес к культуре

своего народа;

- формировать

навыки

практического

применения

информации в

игровой,

конструктивной

деятельности;

- формировать

навыки поведения,

адекватного знаниям

о культурных

ценностях.

посылка, в которой

находятся основы

для изготовления

макетов избы,

терема, дворца,

письмо,

иллюстрации с

изображением избы,

терема, дворца,

настольно-печатные

игры «Найди

отличия», «Кто

построил дворец?»,

иллюстрации с

изображением

Петродворца,

Кремля, Зимнего

дворца, избы, ее

крыльца, терема,

горницы, входов во

дворец и терем,

заготовки для

завершения

оформления макетов

избы, терема,

дворца, аудиозапись

Познавательная деятельность: Беседа на тему

«Как в старину дома строили». трудового

процесса» (плотник, каменщик). Тематические

альбомы "Жилища русского человека», «Дворцы

России».

Речевая деятельность: драматизация сказки

«Теремок»: рассматривание картин и

иллюстраций с разными видами жилища

русского человека; обобщающая беседа по теме

«Жилище русского человека»; творческое

рассказывание «Дом моей бабушки»;

разучивание загадок, пословиц и поговорок о

жилище, трудолюбии, красоте, аккуратности.

Конструктивная деятельность: изготовление

макетов «Терема и дворцы», "Устройство избы».

Изобразительная деятельность: рисование на

тему «Сказочный дворец»; коллективная

аппликация "Тридесятое царство».

Музыкальная деятельность: разучивание и

исполнение русской народной песни «Пряха»;

слушание и пение колыбельных песен,

Игровая деятельность: строительные игры

«Терем для красавицы», «Дворец для царевны»,

дидактическая игра «Изба, терем и дворец»

русской народной

песни «Пряха»,

аудиопроигрыватель

4

неделя

03

«Одежда

русских

людей»

формировани

е

уважительног

о отношения

к русской

традиционной

одежде как

элементу

русской

традиционной

культуры

- конкретизировать

первоначальные

представления о

специфике русского

традиционного

костюма;

- способствовать

установлению

зависимости

отличительных

особенностей

одежды русских

людей от места их

проживания (город,

деревня, рода

деятельности,

материального

достатка, эпохи, в

которую они жили;

- формировать

навыки

практического

применения

полученной

информации в

игровой, речевой,

трудовой

деятельности.

проектор, слайды с

изображением

одежды русского

человека; на 1-м и 2-

м слайдах — по

четыре картинки, на

трех из которых

изображена русская

традиционная

одежда, а на

четвертом —

башкирская

(татарская) народная

одежда, на 3-м —

одежда русских

людей, которые

жили в городе и

деревне, на 4-м —

одежда русских

людей, которые

работали в городе

(мастеровые и

служащие), на 5-м и

6-м слайдах —

одежда богатых и

бедных русских

людей, живших в

городе (в деревне);

иллюстрации с

изображением

одежды русских

людей во времена

царствования Петра

I; аудиозапись

Познавательная деятельность: экскурсия в

музей «Одежда русских людей»; беседа на тему

«Русский народный костюм»; рассматривание

образцов различных тканей и ниток.

Речевая деятельность: чтение произведений

художественной литературы: К. Ушинский «Как

рубашка в поле выросла», М. Константиновский

«Как ткани ткут и нити прядут», сказка братьев

Гримм «Три пряхи», быль «Китайская царевна

Силинчи», индийская сказка «Соловей и

хлопковый куст», сказка «Как кроту штанишки

сшили»; просмотр диафильмов: сказка «Про

Ленивую и Радивую», "Сестрица Аленушка и

братец Иванушка»;

рассматривание репродукций картин: и. Аргунов

«Портрет неизвестной в русском костюме», А.

Венецианов «На

пашне», «Весна», «Жница», В. Суриков «Русская

красавица».

Изобразительная деятельность: рисование

орнаментов русских костюмов; аппликация

«Кокошник».

Трудовая деятельность: вышивка платочков,

плетение коврика, пояса.

Музыкальная деятельность: разучивание и

исполнение русских народных песен «Пряха»,

«Во кузнице»; хоровод «Со вьюном я хожу»;

пляска «Камаринская».

Игровая деятельность: народные игры

«Ткачиха», «Клубок»: дидактические игры

«Одень Машеньку», «Мужская и женская

русская одежда».

русской народной

песни «Со вьюном я

хожу»,

аудиопроигрыватель,

диктофон.

1

неделя

04

«Традиции

русской

семьи»

формировани

е

уважительног

о отношения

к культурным

ценностям,

обычаям и

традициям

семейных

взаимоотноше

ний русских

людей

- обогащать

первоначальные

представления о

специфике

взаимоотношений,

родственных связях,

нормах, обычаях и

традициях в русской

семье;

Воспитывать

познавательный

интерес к культуре

своего народа;

- формировать

способы

самостоятельного

применения знаний в

игровой, речевой

деятельности.

письмо, рисунок

«Славянская семья»,

иллюстрации с

изображением

домашнего труда

крестьянских детей,

диктофон.

Познавательная деятельность: беседа на тему

«Традиции русской семьи».

Речевая деятельность: чтение рассказов: Л.

Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», Е.

Пермяк «Как Маша стала большой», э. Шим

«Брат и младшая сестра»; составление рассказов

на темы «Моя семья», «Письмо бабушке»;

заучивание стихотворений: о. Григорьева

«Бабушка», В. Берестов «Праздник мам»; беседы

на темы «Семейные

традиции», «Старший В доме»; разучивание

пословиц, поговорок о семье.

Изобразительная деятельность: рисование

«Любимое занятие моей семьи», «Портрет мамы

(папы)»,

Музыкальная деятельность: слушание музыки:

п. Чайковский «Нянина сказка», С. Прокофьев

«Сказки старой бабушки»; исполнение

колыбельных.

Игровая деятельность: дидактические игры

«Родословная», «Подарки всей семье»; народные

игры «Бабушка Пыхтеиха», «Как у дяди

Симеона…» и др. сюжетно-ролевая игра

«Семейные праздники»

2

неделя

04

Традиции и

обряды в

жизни

русского

народа

Формировани

е

уважительног

о отношения

к традициям

русского

народа

— обобщать

первоначальные

представления о

роли традиций и

обрядов в жизни

русского народа,

роли оберегов в

защите от злых сил;

письмо, платочки (по

количеству детей),

венок для игры в

«Березку»;

фломастеры, бумага

для рисования схем,

диктофон.

Познавательная деятельность: Беседа на тему

«Традиции и обряды в жизни русского народа»;

викторина «Загадки орнамента»; рассматривание

иллюстраций на тему «Домовая роспись»,

Речевая деятельность: разучивание пословиц,

поговорок, связанных с приметами, обрядами;

обобщающая беседа «Традиции и обычаи в

общении русских людей (по сюжетам русских

— воспитывать

познавательный

интерес к культуре

своего народа;

— формировать

навыки

практического

применения

полученной

информации в

игровой, речевой

деятельности.

народных сказок),

Изобразительная деятельность: рисование

«Украсим рубаху узором»; коллективная

аппликация «Русская деревня».

Трудовая деятельность: изготовление домовенка

Кузи из природного материала; изготовление

оберегов (кукла из ниток); вышивание узоров на

салфетке, полотенце.

Музыкальная деятельность: слушание

музыкального произведения «Баба Яга» П.И.

Чайковского.

3

неделя

04

Во что

верили

русские

люди

формировани

е

уважительног

о отношения

к традициям

русских

людей.

- расширять

первоначальные

представления о вере

людей в природные,

земные и неземные

силы, культовых

атрибутах (храм,

икона, крест,

священные книги);

- воспитывать

познавательный

интерес к культуре

своего народа;

- формировать

навыки

практического

применения

информации в

игровой

деятельности.

письмо, заранее

оформленная

обложка и листы для

самодельной детской

книги «Во что

верили русские

люди», картина В.

Васнецова

«Богатырская

застава»,

аудиозапись музыки

М. Мусоргского

«Богатырские

ворота» из цикла

«Картинки с

выставки»,

небольшие по

размеру картинки-

раскраски с

контурным

изображением

русских богатырей,

цветные карандаши

и фломастеры,

аудиопроигрыватель

Познавательная деятельность: Беседа на тему

«Во что верили русские люди»; рассматривание

альбома «Храмы России»; посещение

православного храма (часовни).

Речевая деятельность: Чтение волшебных

сказок А. Пушкин "Сказка о попе и работнике

его Балде», Г.-Х. Андерсен «Огниво»; просмотр

мультфильма «Домовенок Кузя»; чтение былин,

рассматривание иллюстраций к ним, Библии для

детей.

Изобразительна деятельность: рисование по

мотивам библейских сюжетов; аппликация

«Храмы родногогорода».

Конструктивная деятельность:

конструирование из бумаги и бросового

материала «Русь старинная».

Музыкальная деятельность: слушание

произведения "Утренняя молитва» П.И.

Чайковского, песнопений: «Ангелы в небе»,

«Христос Спаситель», записи колокольных

звонов.

Игровая деятельность: народные игры

«Дедушка водяной», «Баба Яга»; дидактические

игры «Собери храм», «Найди храм».

4

неделя

04

Традицион

ная русская

кухня

формировани

е

уважительног

о отношения

к традициям

русских

людей

- обобщать

первоначальные

представления о

русской кухне как

части национальной

культуре;

- воспитывать

познавательный

интерес к культуре

своего народа;

- формировать

навыки

практического

применения

информации в

игровой, трудовой

деятельности.

видеописьмо,

диктофон, разные

каши (манная,

овсяная, гречневая,

гороховая и др.);

кусочки овощей

(морковь, картофель,

лук, капуста, томат,

укроп) для игры

«Угадай на вкус»,

картинки с

изображением

традиционного для

русских людей

обычая: встречи

гостей хлебом-

солью, детские

скалки, формочки

для печенья,

фартуки, колпаки,

доски,

видеопроигрыватель.

Познавательная деятельность: экскурсия в

музей «Посуда И утварь»; беседа на тему

«Приготовление теста для блинов»:

рассматривание иллюстраций «Блюда русской

кухню).

Речевая деятельность: разучивание народных

пословиц, поговорок, загадок о национальной

кухне.

Изобразительная деятельность: рисование

натюрморта «Праздничный стол».

Трудовая деятельность: Приготовление блинов,

печенья; изготовление кулинарных изделий из

папье-маше, соленого теста к творческим играм.

Музыкальная деятельность: слушание и

разучивание обрядовых песен «Широкая

Масленица», «Как на Масленой неделе» и др.

Игровая деятельность: народные игры «Бочка»,

«Пирог», «Кри-кри», «Золотые ворота»;

дидактическая игра «Подбери продукты».

1

неделя

05

Культура других народов

Разнообраз

ие рас

Формировани

е

толерантного

отношения к

культуре

других

народов

Обогащать

первоначальные

представления о

расовых различиях

между людьми.

Воспитывать

познавательный

интерес к культуре

других народов.

Формировать навыки

практического

применения

информации в

три конверта с

письмами,

магнитофон; карта,

которая представляет

собой силуэт карты

мира, на которой

схематично

нанесены контуры

стран на разных

материках;

бумажные фигурки

людей разных рас

для наклеивания на

карту, настольно-

печатная игра

Познавательная деятельность: беседа на тему

«Жители нашей планеты»; рассматривание

альбомов иллюстраций на темы «Европа»,

«Африка», «Америка», «Азия».

Изобразительная деятельность: рисование

«Дружат дети всей земли»;

Игровая деятельность: дидактические игры

«Кто где живет», «Родословная»; подвижные

игры народов мира

игровой,

изобразительной

деятельности.

«Сложи портрет»,

аудиозапись песни

«Большой хоровод»

(сл. Л.Жигалкина и

А.Хайт, муз

Б.Савельева).

2

неделя

05

Культура

разных

народов

Формировани

е

уважительног

о,

толерантного

отношения к

культуре

других

народов

Обогащать

представления об

отдельных

элементах

культуры других

народов

(язык, одежда,

народное искусство

, обычай, игры)

Воспитывать

познавательный

интерес к

культуре других

народов

Формировать навыки

практического

применения

информации в

игровой,

речевой,

двигательной

деятельности

Аудиозаписи песен

(русской народной

песни «Во поле

береза стояла» и

татарской), заранее

заготовленная

обложка и листы для

будущей книги,

рисунки детей по

мотивам русских

народных сказок.

Слайды с

изображением

одежды русского и

татарского народов,

иллюстрации с

изображением людей

разных

национальностей в

национальных

костюмах, настольно

печатная игра

«Особенности быта

разных народов».

Проектор,

аудиороигрыватель.

Познавательная деятельность: Беседа на тему

"Жилище народов разных стран» (изба, чум,

хата, иглу, юрта и др.). рассматривание кукол в

национальном костюме (татарском, башкирском,

украинском, чукотском, ненецком, киргизском)

Речевая деятельность: Чтение сказок: ненецкой

«Кукушка», грузинской «Царь и зяблик»,

китайской «Хитрая как

лиса», индийской «Об осле», японской "Самый

красивый наряд на свете», африканской «Кто

лучше», мифов Древней Греции; Беседа «Чему

учат сказки», разучивание пословиц и поговорок

народов мира (о дружбе, трудолюбии, любви к

матери, к Родине) беседы на темы «О чем

рассказали мифы», "Обычаи и традиции разных

народов».

Изобразительная деятельность: рассматривание

предметов художественно-прикладного

искусства народов мира; Рисование по мотивам

сказок и мифов народов мира; аппликация

«Костюмы других народов».

Трудовая деятельность: изготовление икебаны,

выполнение чеканки.

Музыкальная деятельность: слушание музыки

народов мира; ознакомление с народными

музыкальными инструментами, их звучанием.

Игровая деятельность: подвижные игры

народов мира; дидактические игры «Кто где

живет», «Собери узор»; Разгадывание

кроссвордов «Мужские и женские образы в

сказках и легендах народов мира»

3

неделя

05

Общее и

различное

в культуре

разных

народов

формировани

е

уважительног

о,

толерантного

отношения к

культуре

своего и

других

народов

— обогащать

первоначальные

представления о

сходстве и различиях

в культуре своего и

других народов;

— воспитывать

познавательный

интерес к культуре

своего и других

народов;

— формировать

навыки

практического

применения

информации в

игровой, речевой,

двигательной

деятельности.

детские рисунки о

разных правилах

приветствия,

иллюстрации с

изображением

французов с

пышными перьями

на шляпах, индейцев

с боевой раскраской

на лицах, русских

девушек с длинными

косами, китайских

женщин;

географическая

карта Европы;

настольно-печатные

игры «Какой сказке

что подходит»,

«Наши соседи»;

бумага, цветные

карандаши,

ножницы.

Познавательная деятельность: беседа на тему

«Всемирный хоровод».

Изобразительная деятельность: рисование на

тему «Дети планеты Земля».

Музыкальная деятельность: развлечение

«Путешествие по планете Земля».

Игровая деятельность: дидактическая игра

«Жители планеты Земля»; подвижные,

хороводные игры разных народов

4

неделя

05

Человек в

своем

Родной

край

Мой

родной

Саратовски

й край

Воспитание

уважительног

о отношения

к достояниям

родного края

Обогащать знания

детей о

достопримечательно

стях Саратовского

края, об

Познавательная деятельность: рассматривание

иллюстраций на темы «Достопримечательности

саратовского края », «Природа родного края»,

«Знаменитые люди земли саратовской »;

экскурсия в краеведческий музей.



В раздел образования