Напоминание

Формирование у школьников универсальных учебных действий в курсах истории России в условиях реализации Концепции Историко – культурного стандарта


Автор: Зуева Марина Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДПО "УМЦ"
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у школьников универсальных учебных действий в курсах истории России в условиях реализации Концепции Историко – культурного стандарта
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

Академия социального управления

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия

Практико – значимая работа

Тема: «Формирование у школьников универсальных учебных действий

в курсах истории России в ходе применения технологии проблемного обучения в

условиях реализации Концепции историко – культурного стандарта»

Выполнила:

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №4 г. Серпухов

Зуева М.Ю.

Научный руководитель:

Сухов В.В.

Москва 2016 г.

1

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………………………….с. 3- 4

2.

Основная часть……………………………………………………………………..с. 4 - 16

2.1 Содержание понятия УУД и разновидности УУД……………………с.4 - 5

2.2 Условия и методы формирования личностных УУД на уроках

истории в курсах истории России……………………………………..с. 5- 6

2.3 Условия и методы формирования регулятивных УУД на уроках

истории в курсах истории России……………………………………..с.6 - 8

2.4 Условия и методы формирования коммуникативных УУД

на уроках истории в курсах истории России………………………..с.8 - 9

2.5 Условия и методы формирования познавательных УУД

на уроках истории в курсах истории России………………………..с.9 - 10

2.6 Способы реализации УУД на уроках истории России

в ходе применения технологии проблемного обучения……………….с.10- 12

2.7 Представление личного педагогического опыта формирования

УУД у школьников в курсах истории России в процессе

применения технологии проблемного обучения……………………..с.12 - 16

3.

Заключение…………………………………………………………………с.16 - 17

4.

Список литературы………………………………………………………..с. 18

2

1.

Введение

Основная цель Федерального государственного образовательного стандарта -

это

формирование

основ

умения

учиться

и

способности

к

организации

своей

деятельности. Системно-деятельный

подход,

лежащий

в

основе

разработки

стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и

воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий,

которыми должны владеть учащиеся.

Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. Особое

значение

приобретает

формирование

исторического

сознания.

В

соответствии

с

требованиями, предъявляемым к результата школьного исторического образования,

сформулированным

во

ФГОС

ООО

формирование

исторического

сознания

включает: 1) формирование

основ

гражданской,

этнонациональной,

социальной,

культурной

самоидентификации

личности

обучающегося,

осмысление

им

опыта

российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных

ценностей современного российского общества;

2) овладение

базовыми

историческими

знаниями,

приобретение

опыта

историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,

современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления

сущности

современных

общественных

явлений,

жизни

в

современном

поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование

важнейших

культурно-исторических

ориентиров

для

гражданской,

этнонациональной,

социальной,

культурной

самоидентификации

личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения

исторического опыта России и человечества;

5) развитие

умений

искать,

анализировать,

сопоставлять

и

оценивать

содержащуюся

в

различных

источниках

информацию

о

событиях

и

явлениях

прошлого

и

настоящего,

способностей

определять

и

аргументировать

своё

отношение к ней;

3

6) воспитание

уважения

к

историческому

наследию

народов

России;

восприятие

традиций

исторического

диалога,

сложившихся

в

поликультурном,

полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

В соответствии в ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС была разработана

Концепция

историко

культурного

стандарта,

направленного

на

повышение

качества

школьного

исторического

образования,

развитие

исследовательских

компетенций

учащихся

общеобразовательных

школ,

формирование

единого

культурно – исторического пространства Российской Федерации.

Важным

фактором

достижения

намеченных

в

Концепции

историко

культурного

стандарта

целей

является развитие личности школьника на основе

изучения универсальных способов познания и освоения мира, то есть овладение

универсальными учебными действиями (УУД).

Цель работы: рассмотреть условия и методы формирования у школьников

универсальных

учебных

действий

в

курсах

истории

России в ходе применения

технологии проблемного обучения в условиях реализации Концепции историко –

культурного стандарта

Задачи: 1) рассмотреть основное содержание и разновидности УУД;

2) раскрыть условия и методы формирования УУД в курсах истории России;

3) представить некоторые способы реализации УУД на уроках истории России

в ходе применения технологии проблемного обучения, используя собственный

педагогический опыт.

2. Основная часть

2.1. Содержание понятия УУД и разновидности УУД

Термин «универсальные

учебные

действия»

(УУД):

в

широком

значении

означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта; в более узком

(собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий

учащегося,

обеспечивающих

его

культурную

идентичность,

социальную

4

компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых

знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В

Программе

развития

универсальных

учебных

действий

для

основного

общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий:

личностные,

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

универсальные

учебные действия.

В

блоке

познавательных

учебных

действий

выделяются

общеучебные

универсальные

действия,

к

которым

относятся:

самостоятельное

выделение

и

формулирование

познавательной

цели;

поиск

и

выделение

необходимой

информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно

строить речевые высказывания в устной и письменной речи; определение основной

и второстепенной информации. Наряду с общеучебными выделяют универсальные

логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как

составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений. Действия

постановки

и

решения

проблем

включают

формулирование

проблемы

и

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера.

2.2 Условия и методы формирования личностных УУД на уроках истории

в курсах истории России

Личностные

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

ценностно-

смысловую ориентацию учащихся, которая включает умение соотносить поступки и

события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение

выделить нравственный аспект поведения, умение ориентироваться в социальных

ролях

и

межличностных

отношениях.

Выделяют

три

вида

действий:

- личностное, жизненное самоопределение;

-

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью

учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и

тем, ради чего она осуществляется;

5

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из

социальных

и

личностных

ценностей,

обеспечивающее

личностный

моральный

выбор. Таким образом, ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо

и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Для формирования личностных универсальных учебных действий в курсах

истории России можно использовать следующие виды заданий:

1) участие в индивидуальных и коллективных проектах: выбор интересной для

ребенка

темы,

распределение

ролей

в

группе,

определение

своего

вклада

в

коллективную работу;

2)творческие задания;

3) различные формы рефлексии;

4) привлечение краеведческого и регионального компонента при рассмотрении

тем курсов истории России, которые можно реализовать средствами и методами

музейной педагогики.

Для

успешного

овладения

обучающимися

личностными

УУД

учителю

необходимо создавать и реализовывать на уроках ситуации успеха для каждого

ученика,

повышать

самооценку

обучающихся,

их

уверенность

в

собственных

возможностях;

максимально

раскрывать

индивидуальные

способности

каждого

ребенка;

развивать

познавательные

интересы

обучающихся

и

формировать

мотивации дальнейшего творческого роста; формировать навыки рефлексии, то есть

умение

анализировать

собственные

интересы,

склонности,

потребности

и

соотносить их с имеющимися возможностями.

2.3

Условия

и

методы

формирования

регулятивных

УУД

на

уроках

истории в курсах истории России

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию

у ч а щ и м и с я

с в о е й

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и .

К

н и м

о т н о с я т с я :

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

и з в е с т н о

и

у с в о е н о

у ч а щ и м с я ,

и

т о г о ,

ч т о

е щ е

н е и з в е с т н о ;

6

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности

действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

;

-

контроль

в

форме

сличения

способа

действия

и

его

результата

с

заданным

эталоном

с

целью

обнаружения

отклонений

и

отличий

от

эт а лона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ

действия

в

случае

расхождения

эталона,

реального

действия

и

его

продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

п о д л е ж и т

у с в о е н и ю ,

о с о з н а н и е

к а ч е с т в а

и

у р о в н я

у с в о е н и я ;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

и преодолению препятствий.

Методом

формирования

регулятивных

универсальных

учебных

действий

может

рассматриваться

проектная

деятельность

в

рамках

предмета

история

по

курсам

истории

России.

Это

могут

краткосрочные

и

долгосрочные

проекты,

предусматривающие как коллективную, так и индивидуальную работу по выбранной

теме. Предлагаемые для учебных проектов темы должны предполагать решение

жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого

школьники используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем.

Другим

методом

формирований

регулятивных

универсальных

учебных

действий

является

овладение

обучающимися

действиями

самоконтроля

и

самооценки, под которыми понимается умение самостоятельно проконтролировать и

оценить

не

только

результаты

собственной

деятельности,

но

и

её

ход,

эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет

определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он

не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Овладеть

действиями самоконтроля и самооценки обучающиеся смогут с помощью приёмов

и способов рефлексии. Это может быть итоговая рефлексия в конце каждого урока,

7

различные рефлексивные таблицы, листы самооценки, использование рефлексивных

мишеней.

Для

диагностики

и

формирования

регулятивных

универсальных

учебных

действий на уроках истории могут быть использованы следующие виды заданий:

-

тест

с

ошибками;

-

поиск

информации

в

предложенных

источниках;

-

взаимоконтроль.

2.4 Условия и методы формирования коммуникативных УУД на уроках

истории в курсах истории России

Формирование

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

происходит в процессе совместной деятельности учителя и обучающихся, которая

направлена на перестройку позиций личности, изменение ценностных установок,

смысловых

ориентиров,

целей

учения

и

самого

взаимодействия

у

каждого

из

участников

обучения.

Для

овладения

обучающимися

коммуникативными

универсальными учебными действиями учителю необходимо:

- давать школьникам время на обдумывание ответов;

- выработать установку обращать внимание на каждый ответ товарищей;

- не вносить сразу своих исправлений в ответы обучающихся (в зависимости

от ситуации);

- предоставлять возможность обучающимся задавать вопросы на понимание

высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении – применение

технологии «тонких» и «толстых» вопросов;

-

задавать

уточняющие

вопросы

автору

высказывания,

если

оно

было

выражено непонятно для учеников;

- на каждом уроке создавать атмосферу доброжелательности и уважения в

процессе общения;

Для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

При

групповых

формах

обучения

учитель

управляет

учебно-познавательной

деятельностью групп учащихся класса.

8

На уроках курсов истории России работа в группах может быть организована в

ходе

работы

над

историческими

источниками

с

целью

выявления

причин,

последствий исторических событий, явлений, процессов. Групповой метод может

быть

использован

в

ходе

работы

над

классификацией

признаков

социально

экономических и политических процессов. Это может быть разработка и защита

групповых творческих проектов.

Коммуникативные

УУД

могут

формироваться

в

процессе

реализации

музейной

педагогики,

когда

обучающиеся

выступают

в

качестве

экскурсоводов

школьного музея, проводят музейные уроки в рамках курсов истории России в

разных классах.

2.5 Условия и методы формирования познавательных УУД на уроках

истории в курсах истории России

Познавательные

универсальные

учебные

действия

с о с т а вл я ют

функциональную

грамотность

школьников.

Их

формирование

зависит

от

следующих структурных компонентов:

- умение сравнивать и выделять, то есть находить признаки сходства и различия,

уметь

выделять

необходимые

признаки

для

сравнения,

уметь

выделять

существенные признаки, уметь выделять главное и второстепенное;

умение анализировать, то есть разделять объект на части, располагать части в

определенной последовательности, характеризовать части;

- умение делать выводы, то есть выделять главное в изучаемом явлении, объекте,

устанавливать

главную

причину

явления,

кратко

оформлять

высказывание,

связывающее причину и следствие;

- умение схематизировать, то есть разделять объект на части, уметь устанавливать

взаимозависимости между частями, определять их последовательность, оформлять

графически

логические

и

причинно

следственные

зависимости

в

виде

схем,

графиков, кластеров.

9

Конкретизируем

содержание

познавательных

универсальных

учебных

действий, которые формируются на уроках истории в курсах по истории России:

- овладение приёмами анализа исторического события, документов;

- выведение следствий из определения понятия;

- умение сравнивать, приводить контр примеры;

- постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий

у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с материалом;

-

создание

на

уроках

игровых

ситуаций,

что

позволяет

сделать

более

динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат,

названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое

событие. Вопросы в игре не должны быть очень простыми и сложными. Вопрос

должен

порождать

стимул

к

работе

с

дополнительной

литературой,

к

более

глубокому осмыслению темы;

- работа над творческими познавательными учебными проектами – уроки

конструирования брошюр, буклетов, разработка обучающих презентаций;

-

самостоятельная

работа

обучающихся

с

электронными

и

цифровыми

информационными образовательными ресурсами.

2.6

Способы

реализации

УУД

на

уроках

истории

России

в

ходе

применения технологии проблемного обучения

Разрабатывая

стратегию

своей

педагогической

деятельности

по

формированию у школьников УУД на основе ФГОС, для учителя важно определить

круг

технологий,

которые

будут

наиболее

оптимальными

и

эффективными

в

движении к получению образовательного результата.

На уроках истории в курсах истории России в условиях Концепции историко –

культурного

стандарта

в

качестве

такой

технологии

можно

рассматривать

проблемное

обучение,

которое

способствует

эффективному

формированию

ключевые компетенции через создание в образовательном процессе проблемных

ситуаций. По мнению известных педагогов - дидактов, таких как Лернер И.Я.,

10

Махмутов М.И., Селевко Г.К. и других ценность проблемных ситуаций состоит в

том,

что

они

лежат

в

основе

продуктивной,

творческой,

познавательной

деятельности, являясь причиной, побуждающей человека искать новые способы

объяснения

действительности.

Таким

образом,

в

образовательном

процессе

создаются возможности для формирования у школьников УУД.

Выделим основные типы проблемных ситуаций, которые можно использовать

для формирования УУД на уроках истории в курсах истории России:

Тип проблемной ситуации

Приемы создания проблемной

ситуации

1

С удивлением

Предъявить факты, идеи:

- вызывающие удивление,

- кажущиеся парадоксальными,

- поражающие своей неожиданностью

- Что вас удивило?

2

Ситуация конфликта

О д н о в р е м е н н о

п р е д ъ я в и т ь

противоречивые

факты,

теории

или

точки зрения.

3

Ситуация несоответствия

Сначала

выявляется

представление

обучающихся

о

факте,

п р о ц е с с е ,

явлении,

а

затем

предъявляется

новый

н ау ч н ы й

ф а к т.

ко т о р ы е

в н о с и т

н е с о о т в е т с т в и е

в

в о с п р и я т и е

рассматриваемого учебного материала.

-

Вы

с

начала

как

думали?

А

как

на

самом деле?

4

С затруднением

Дать

проблемное

задание,

которое

содержит

недостаточное

количество

данных для его решения.

- Смогли ли ответить на вопрос, решить

поставленную задачу?

- В чем затруднения?

5

Ситуация предположения

Дать

проблемное

задание,

в

котором

заложена

возможно сть

учащимся

11

выдвинуть

собственные

версии

о

причинах,

характере,

последствиях

исторических событий.

6

Ситуация выбора

Предложить

учащимся

из

нескольких

представленных

вариантов

ответ а

выбрать и обосновать один, на их взгляд

убедительный.

7

С о о б щ е н и е

т е м ы

с

мотивирующим приемом

« Я р к о е

п я т н о »

-

с о о б щ е н и е

интригующего материала (исторических

ф а кто в ,

л е ге н д ,

к р а е в е д ч е с ко г о

материала и т.д.);

-

демонстрация

непонятных

явлений

через зрительный ряд или наглядность.

«Актуальность» - обнаружение смысла,

значимости проблем для учащихся.

2.7 Представление личного педагогического опыта формирования УУД у

школьников

в

курсах

истории

России

в

процессе

применения

технологии

проблемного обучения

10 класс. История России. Тема: «Образование государства Русь».

На слайде появляется еще одна надпись – народ – загадка?! Возникает проблемный

вопрос – а почему славяне – это народ – загадка, что в нем такого загадочного?

Вид проблемной

ситуации

Ожидаемые

результаты

УУД

Виды деятельности

«Яркое пятно»

Сформированность

умений

обобщать,

а н а л и з и р о в ат ь

и

оценивать

информацию:

теории,

концепции,

факты,

и м е ю щ и е

о т н о ш е н и е

к

происхождению

и

Познавательные:

- общеучебные

- логические

-знаково-

символические

- Применение ИКТ;

-

исследовательская

деятельность;

-

с о с т а в л е н и е

т а блицы

по

т е м е

« Н о р м а н н с к а я

и

антинорманнская

теории

происхождения

12

р а н н е й

и с т о р и и

славян.

славян»,

Составление

тезисного

плана

по

т е м е :

« П р о б л е м а

образования

Древнерусского

государства»

Г о т о в н о с т ь

и

с п о с о б н о с т ь

к

самостоятельной,

т в о р ч е с к о й

и

ответственной

д е я т е л ь н о с т и

-

образовательной,

исследовательской,

коммуникативной

Личностные

Регулятивные

- Подбор материала

-

ведение

диспута,

дискуссии

- рефлексия.

Сформированность

навыков

продуктивного

сотрудничества

со

сверстниками.

Коммуникативные

- исследовательская

деятельность;

- работа в группах;

2)

Формирование

УУД

в

процессе

работы

над

проблемной

ситуации

несоответствия

8 класс. История России. Тема: «Отмена крепостного права».

В процессе изучения причин Крестьянской реформы 1861 года и этапов

подготовки

реформы

учащиеся

утверждаются

в

мысли

о

необходимости

крестьянской реформы для модернизации страны, выявляют прогрессивные стороны

подготовки реформы. Главный результат – это долгожданный Манифест об отмене

крепостного права. Но вот учащимся предъявлены иные факты – это свидетельства

очевидцев и статистические данные, которые несоответствуют сложившемуся на

данном этапе изучения учебного материала мнению обучающихся.

Вид проблемной

ситуации

Ожидаемые

результаты

УУД

Виды деятельности

Ситуация

несоответствия

Сформированность

умений

обобщать,

а н а л и з и р о в ат ь

и

Познавательные:

Анализ исторических

источников;

-

формулирование

13

оценивать

информацию: факты,

имеющие отношение

к

п р и ч и н а м ,

сущности

Крестьянской

реформы 1861 г. и ее

последствиям.

Сформированность

навыков

критического

мышления, анализа и

с и н т е з а ,

у м е н и я

о ц е н и в а т ь

и

сопоставлять

- общеучебные

- логические

выводов

-

участие

в

ролевой

и г р е

« О т м е н а

крепостного

права

взгляд

из

деревни,

взгляд из города»

Сформированность

основ

саморазвития

и

самовоспитания

Г о т о в н о с т ь

и

с п о с о б н о с т ь

к

самостоятельной,

ответственной

д е я т е л ь н о с т и

-

образовательной,

исследовательской,

коммуникативной

Личностные

Регулятивные

Участие в создании и

защите коллективного

творческого

проекта

«Что дала свобода?»

- рефлексия

Сформированность

навыков

продуктивного

сотрудничества

со

сверстниками.

Коммуникативные

Работа в группах;

- рефлексия

3)

Формирование

УУД

в

процессе

работы

над

проблемной

ситуации

с

затруднением

7 класс. История России. Тема: «Власть и церковь. Церковный раскол».

Тема

сложная

для

понимания

семиклассников,

так

как

она

глубокая

и

многоуровневая

с

позиции

анализа

исторической

ситуации

и

с

позиции

исследования

последствий

церковного

раскола,

его

влияния

на

последующее

развитие нашего государства.

14

Обучающиеся выделяют исторические факты и персоналии по теме. При их

рассмотрении

в

7

классе

школьники

обычно

сталкиваются

с

проблемой

непонимания связи церковной реформы с процессом усиления политической власти

в

Российском

государстве

в XVII

в.,

которая

становится

самодержавной.

Затруднение

мотивирует

обучающихся

на

поиск

необходимой

исторической

информации, установления новых связей между объектами внутри рассматриваемой

темы.

Вид проблемной

ситуации

Ожидаемые

результаты

УУД

Виды деятельности

С и т у а ц и я

с

затруднением

Сформированность

умений

обобщать,

а н а л и з и р о в ат ь

и

оценивать;

Умение

устанавливать

главную

причину

явления;

Умение

схематизировать

Познавательные:

- общеучебные

- логические

-

з н а к о в о

-

символические

Выведение следствий

из понятия;

-

формулирование

выводов;

-

с о с т а в л е н и е

кластера по теме;

- рефлексия.

Сформированность

основ

саморазвития

и

самовоспитания

Г о т о в н о с т ь

и

с п о с о б н о с т ь

к

самостоятельной,

ответственной

д е я т е л ь н о с т и

-

образовательной,

исследовательской,

коммуникативной

Личностные

Регулятивные

Исправление

ошибок

в тексте с ошибками

- взаимоконтроль;

- рефлексия.

Сформированность

навыков

продуктивного

сотрудничества

со

сверстниками.

Коммуникативные

Составление

«тонких» и «толстых»

вопросов по теме;

- рефлексия

15

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что применение технологии

проблемного

обучения

на

уроках

истории

в

курсах

истории

России

позволяет

эффективно и продуктивно формировать у школьников УУД.

3.Заключение

На основе требований ФГОС ООО в образовательной практике происходит

переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к

активному

решению

проблем

с

целью

выработки

определённых

решений;

от

освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному)

изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя

в

ходе

овладения

знаниями,

к

активному

участию

обучающихся

в

выборе

содержания и методов обучения.

Таким образом, основой процесса образования становится развитие системы

универсальных

учебных

действий

в

составе

личностных,

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных

действий,

определяющих

развитие

психологических способностей личности.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в

которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется

его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного

развития.

Социальное

развитие

формирование

российской

и

гражданской

идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие

толерантности

жизни

в

поликультурном

обществе,

воспитание

патриотических

убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное

развитие

развитие

готовности

и

способности

учащихся

к

саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно –

продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности

на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться.

16

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира;

развитие

способности

управлять

своей

познавательной

и

интеллектуальной

деятельностью;

овладение

методологией

познания,

стратегиями

и

способами

познания

и

учения;

развитие

репрезентативного,

символического,

логического,

творческого

мышления,

продуктивного

воображения,

произвольных

памяти

и

внимания, рефлексии.

Коммуникативное

развитие

формирование

компетентности

в

общении,

включая

сознательную

ориентацию

учащихся

на

позицию

других

людей

как

партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в

соответствии

с

целями

и

задачами

общения,

участвовать

в

коллективном

обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со

сверстниками и взрослыми.

Заложенные

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

второго

поколения

основы

формирования

универсальных

учебных

действий

позволяют

реализовать

требования,

предъявляемые

к

современному

школьному

историческому

образованию

это

воспитание

гражданственности,

патриотизма,

уважения к культурному и историческому наследию своей страны.

Разрабатывая стратегию своей педагогической деятельности на основе ФГОС

в условиях реализации Концепции историко – культурного стандарта, для учителя

важно

определить

круг

технологий,

которые

будут

наиболее

оптимальными

и

эффективными в движении к намеченному образовательному результату. На уроках

истории России в качестве такой технологии можно рассматривать проблемное

обучение,

которое

способствует

эффективному

формированию

универсальных

учебных

действий

через

создание

в

образовательном

процессе

проблемных

ситуаций.

Данную работу предполагаю использовать в качестве сообщения на школьном

и городском методических объединениях учителей истории и обществоведческих

дисциплин.

17

4. Список литературы

1.

Конституция РФ

2.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ

3.

Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 г. №94/2013 –

ОЗ

4.

Концепция нового учебно – методического комплекса по отечественной

истории. 2013 г.

5.

Концепция

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

общего образования. М.: Просвещение, 2008 г.

6.

Национально

образовательная

инициатива

«Наша

новая

школа»

от

4.02.2010 г. №271 – указы Президента

7.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. –

М.: Просвещение, 1982.

8.

Махмутов М.И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.:

Педагогика, 1972.

9.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии// Учебное пособие.

– М.: Народное образование, 1998.

18



В раздел образования