Автор: Зуева Марина Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДПО "УМЦ"
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у школьников универсальных учебных действий в курсах истории России в условиях реализации Концепции Историко – культурного стандарта
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования Московской области
Академия социального управления
Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия
Практико – значимая работа
Тема: «Формирование у школьников универсальных учебных действий
в курсах истории России в ходе применения технологии проблемного обучения в
условиях реализации Концепции историко – культурного стандарта»
Выполнила:
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №4 г. Серпухов
Зуева М.Ю.
Научный руководитель:
Сухов В.В.
Москва 2016 г.
1
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………………………….с. 3- 4
2.
Основная часть……………………………………………………………………..с. 4 - 16
2.1 Содержание понятия УУД и разновидности УУД……………………с.4 - 5
2.2 Условия и методы формирования личностных УУД на уроках
истории в курсах истории России……………………………………..с. 5- 6
2.3 Условия и методы формирования регулятивных УУД на уроках
истории в курсах истории России……………………………………..с.6 - 8
2.4 Условия и методы формирования коммуникативных УУД
на уроках истории в курсах истории России………………………..с.8 - 9
2.5 Условия и методы формирования познавательных УУД
на уроках истории в курсах истории России………………………..с.9 - 10
2.6 Способы реализации УУД на уроках истории России
в ходе применения технологии проблемного обучения……………….с.10- 12
2.7 Представление личного педагогического опыта формирования
УУД у школьников в курсах истории России в процессе
применения технологии проблемного обучения……………………..с.12 - 16
3.
Заключение…………………………………………………………………с.16 - 17
4.
Список литературы………………………………………………………..с. 18
2
1.
Введение
Основная цель Федерального государственного образовательного стандарта -
это
формирование
основ
умения
учиться
и
способности
к
организации
своей
деятельности. Системно-деятельный
подход,
лежащий
в
основе
разработки
стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и
воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий,
которыми должны владеть учащиеся.
Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. Особое
значение
приобретает
формирование
исторического
сознания.
В
соответствии
с
требованиями, предъявляемым к результата школьного исторического образования,
сформулированным
во
ФГОС
ООО
формирование
исторического
сознания
включает: 1) формирование
основ
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
личности
обучающегося,
осмысление
им
опыта
российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных
ценностей современного российского общества;
2) овладение
базовыми
историческими
знаниями,
приобретение
опыта
историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления
сущности
современных
общественных
явлений,
жизни
в
современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование
важнейших
культурно-исторических
ориентиров
для
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения
исторического опыта России и человечества;
5) развитие
умений
искать,
анализировать,
сопоставлять
и
оценивать
содержащуюся
в
различных
источниках
информацию
о
событиях
и
явлениях
прошлого
и
настоящего,
способностей
определять
и
аргументировать
своё
отношение к ней;
3
6) воспитание
уважения
к
историческому
наследию
народов
России;
восприятие
традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
В соответствии в ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС была разработана
Концепция
историко
–
культурного
стандарта,
направленного
на
повышение
качества
школьного
исторического
образования,
развитие
исследовательских
компетенций
учащихся
общеобразовательных
школ,
формирование
единого
культурно – исторического пространства Российской Федерации.
Важным
фактором
достижения
намеченных
в
Концепции
историко
–
культурного
стандарта
целей
является развитие личности школьника на основе
изучения универсальных способов познания и освоения мира, то есть овладение
универсальными учебными действиями (УУД).
Цель работы: рассмотреть условия и методы формирования у школьников
универсальных
учебных
действий
в
курсах
истории
России в ходе применения
технологии проблемного обучения в условиях реализации Концепции историко –
культурного стандарта
Задачи: 1) рассмотреть основное содержание и разновидности УУД;
2) раскрыть условия и методы формирования УУД в курсах истории России;
3) представить некоторые способы реализации УУД на уроках истории России
в ходе применения технологии проблемного обучения, используя собственный
педагогический опыт.
2. Основная часть
2.1. Содержание понятия УУД и разновидности УУД
Термин «универсальные
учебные
действия»
(УУД):
в
широком
значении
означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта; в более узком
(собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий
учащегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность,
социальную
4
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В
Программе
развития
универсальных
учебных
действий
для
основного
общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные
универсальные
учебные действия.
В
блоке
познавательных
учебных
действий
выделяются
общеучебные
универсальные
действия,
к
которым
относятся:
самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной
цели;
поиск
и
выделение
необходимой
информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно
строить речевые высказывания в устной и письменной речи; определение основной
и второстепенной информации. Наряду с общеучебными выделяют универсальные
логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как
составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений. Действия
постановки
и
решения
проблем
включают
формулирование
проблемы
и
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
2.2 Условия и методы формирования личностных УУД на уроках истории
в курсах истории России
Личностные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают
ценностно-
смысловую ориентацию учащихся, которая включает умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения, умение ориентироваться в социальных
ролях
и
межличностных
отношениях.
Выделяют
три
вида
действий:
- личностное, жизненное самоопределение;
-
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и
тем, ради чего она осуществляется;
5
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из
социальных
и
личностных
ценностей,
обеспечивающее
личностный
моральный
выбор. Таким образом, ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо
и что такое плохо», эмоционально оценивает события.
Для формирования личностных универсальных учебных действий в курсах
истории России можно использовать следующие виды заданий:
1) участие в индивидуальных и коллективных проектах: выбор интересной для
ребенка
темы,
распределение
ролей
в
группе,
определение
своего
вклада
в
коллективную работу;
2)творческие задания;
3) различные формы рефлексии;
4) привлечение краеведческого и регионального компонента при рассмотрении
тем курсов истории России, которые можно реализовать средствами и методами
музейной педагогики.
Для
успешного
овладения
обучающимися
личностными
УУД
учителю
необходимо создавать и реализовывать на уроках ситуации успеха для каждого
ученика,
повышать
самооценку
обучающихся,
их
уверенность
в
собственных
возможностях;
максимально
раскрывать
индивидуальные
способности
каждого
ребенка;
развивать
познавательные
интересы
обучающихся
и
формировать
мотивации дальнейшего творческого роста; формировать навыки рефлексии, то есть
умение
анализировать
собственные
интересы,
склонности,
потребности
и
соотносить их с имеющимися возможностями.
2.3
Условия
и
методы
формирования
регулятивных
УУД
на
уроках
истории в курсах истории России
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию
у ч а щ и м и с я
с в о е й
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и .
К
н и м
о т н о с я т с я :
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
и з в е с т н о
и
у с в о е н о
у ч а щ и м с я ,
и
т о г о ,
ч т о
е щ е
н е и з в е с т н о ;
6
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного
результата;
составление
плана
и
последовательности
действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
х
а
р
а
к
т
е
р
и
с
т
и
к
;
-
контроль
в
форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным
эталоном
с
целью
обнаружения
отклонений
и
отличий
от
эт а лона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия
в
случае
расхождения
эталона,
реального
действия
и
его
продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
п о д л е ж и т
у с в о е н и ю ,
о с о з н а н и е
к а ч е с т в а
и
у р о в н я
у с в о е н и я ;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
и преодолению препятствий.
Методом
формирования
регулятивных
универсальных
учебных
действий
может
рассматриваться
проектная
деятельность
в
рамках
предмета
история
по
курсам
истории
России.
Это
могут
краткосрочные
и
долгосрочные
проекты,
предусматривающие как коллективную, так и индивидуальную работу по выбранной
теме. Предлагаемые для учебных проектов темы должны предполагать решение
жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого
школьники используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем.
Другим
методом
формирований
регулятивных
универсальных
учебных
действий
является
овладение
обучающимися
действиями
самоконтроля
и
самооценки, под которыми понимается умение самостоятельно проконтролировать и
оценить
не
только
результаты
собственной
деятельности,
но
и
её
ход,
эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет
определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он
не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Овладеть
действиями самоконтроля и самооценки обучающиеся смогут с помощью приёмов
и способов рефлексии. Это может быть итоговая рефлексия в конце каждого урока,
7
различные рефлексивные таблицы, листы самооценки, использование рефлексивных
мишеней.
Для
диагностики
и
формирования
регулятивных
универсальных
учебных
действий на уроках истории могут быть использованы следующие виды заданий:
-
тест
с
ошибками;
-
поиск
информации
в
предложенных
источниках;
-
взаимоконтроль.
2.4 Условия и методы формирования коммуникативных УУД на уроках
истории в курсах истории России
Формирование
коммуникативных
универсальных
учебных
действий
происходит в процессе совместной деятельности учителя и обучающихся, которая
направлена на перестройку позиций личности, изменение ценностных установок,
смысловых
ориентиров,
целей
учения
и
самого
взаимодействия
у
каждого
из
участников
обучения.
Для
овладения
обучающимися
коммуникативными
универсальными учебными действиями учителю необходимо:
- давать школьникам время на обдумывание ответов;
- выработать установку обращать внимание на каждый ответ товарищей;
- не вносить сразу своих исправлений в ответы обучающихся (в зависимости
от ситуации);
- предоставлять возможность обучающимся задавать вопросы на понимание
высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении – применение
технологии «тонких» и «толстых» вопросов;
-
задавать
уточняющие
вопросы
автору
высказывания,
если
оно
было
выражено непонятно для учеников;
- на каждом уроке создавать атмосферу доброжелательности и уважения в
процессе общения;
Для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.
При
групповых
формах
обучения
учитель
управляет
учебно-познавательной
деятельностью групп учащихся класса.
8
На уроках курсов истории России работа в группах может быть организована в
ходе
работы
над
историческими
источниками
с
целью
выявления
причин,
последствий исторических событий, явлений, процессов. Групповой метод может
быть
использован
в
ходе
работы
над
классификацией
признаков
социально
–
экономических и политических процессов. Это может быть разработка и защита
групповых творческих проектов.
Коммуникативные
УУД
могут
формироваться
в
процессе
реализации
музейной
педагогики,
когда
обучающиеся
выступают
в
качестве
экскурсоводов
школьного музея, проводят музейные уроки в рамках курсов истории России в
разных классах.
2.5 Условия и методы формирования познавательных УУД на уроках
истории в курсах истории России
Познавательные
универсальные
учебные
действия
с о с т а вл я ют
функциональную
грамотность
школьников.
Их
формирование
зависит
от
следующих структурных компонентов:
- умение сравнивать и выделять, то есть находить признаки сходства и различия,
уметь
выделять
необходимые
признаки
для
сравнения,
уметь
выделять
существенные признаки, уметь выделять главное и второстепенное;
умение анализировать, то есть разделять объект на части, располагать части в
определенной последовательности, характеризовать части;
- умение делать выводы, то есть выделять главное в изучаемом явлении, объекте,
устанавливать
главную
причину
явления,
кратко
оформлять
высказывание,
связывающее причину и следствие;
- умение схематизировать, то есть разделять объект на части, уметь устанавливать
взаимозависимости между частями, определять их последовательность, оформлять
графически
логические
и
причинно
–
следственные
зависимости
в
виде
схем,
графиков, кластеров.
9
Конкретизируем
содержание
познавательных
универсальных
учебных
действий, которые формируются на уроках истории в курсах по истории России:
- овладение приёмами анализа исторического события, документов;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение сравнивать, приводить контр примеры;
- постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий
у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с материалом;
-
создание
на
уроках
игровых
ситуаций,
что
позволяет
сделать
более
динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат,
названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое
событие. Вопросы в игре не должны быть очень простыми и сложными. Вопрос
должен
порождать
стимул
к
работе
с
дополнительной
литературой,
к
более
глубокому осмыслению темы;
- работа над творческими познавательными учебными проектами – уроки
конструирования брошюр, буклетов, разработка обучающих презентаций;
-
самостоятельная
работа
обучающихся
с
электронными
и
цифровыми
информационными образовательными ресурсами.
2.6
Способы
реализации
УУД
на
уроках
истории
России
в
ходе
применения технологии проблемного обучения
Разрабатывая
стратегию
своей
педагогической
деятельности
по
формированию у школьников УУД на основе ФГОС, для учителя важно определить
круг
технологий,
которые
будут
наиболее
оптимальными
и
эффективными
в
движении к получению образовательного результата.
На уроках истории в курсах истории России в условиях Концепции историко –
культурного
стандарта
в
качестве
такой
технологии
можно
рассматривать
проблемное
обучение,
которое
способствует
эффективному
формированию
ключевые компетенции через создание в образовательном процессе проблемных
ситуаций. По мнению известных педагогов - дидактов, таких как Лернер И.Я.,
10
Махмутов М.И., Селевко Г.К. и других ценность проблемных ситуаций состоит в
том,
что
они
лежат
в
основе
продуктивной,
творческой,
познавательной
деятельности, являясь причиной, побуждающей человека искать новые способы
объяснения
действительности.
Таким
образом,
в
образовательном
процессе
создаются возможности для формирования у школьников УУД.
Выделим основные типы проблемных ситуаций, которые можно использовать
для формирования УУД на уроках истории в курсах истории России:
№
Тип проблемной ситуации
Приемы создания проблемной
ситуации
1
С удивлением
Предъявить факты, идеи:
- вызывающие удивление,
- кажущиеся парадоксальными,
- поражающие своей неожиданностью
- Что вас удивило?
2
Ситуация конфликта
О д н о в р е м е н н о
п р е д ъ я в и т ь
противоречивые
факты,
теории
или
точки зрения.
3
Ситуация несоответствия
Сначала
выявляется
представление
обучающихся
о
факте,
п р о ц е с с е ,
явлении,
а
затем
предъявляется
новый
н ау ч н ы й
ф а к т.
ко т о р ы е
в н о с и т
н е с о о т в е т с т в и е
в
в о с п р и я т и е
рассматриваемого учебного материала.
-
Вы
с
начала
как
думали?
А
как
на
самом деле?
4
С затруднением
Дать
проблемное
задание,
которое
содержит
недостаточное
количество
данных для его решения.
- Смогли ли ответить на вопрос, решить
поставленную задачу?
- В чем затруднения?
5
Ситуация предположения
Дать
проблемное
задание,
в
котором
заложена
возможно сть
учащимся
11
выдвинуть
собственные
версии
о
причинах,
характере,
последствиях
исторических событий.
6
Ситуация выбора
Предложить
учащимся
из
нескольких
представленных
вариантов
ответ а
выбрать и обосновать один, на их взгляд
убедительный.
7
С о о б щ е н и е
т е м ы
с
мотивирующим приемом
« Я р к о е
п я т н о »
-
с о о б щ е н и е
интригующего материала (исторических
ф а кто в ,
л е ге н д ,
к р а е в е д ч е с ко г о
материала и т.д.);
-
демонстрация
непонятных
явлений
через зрительный ряд или наглядность.
«Актуальность» - обнаружение смысла,
значимости проблем для учащихся.
2.7 Представление личного педагогического опыта формирования УУД у
школьников
в
курсах
истории
России
в
процессе
применения
технологии
проблемного обучения
10 класс. История России. Тема: «Образование государства Русь».
На слайде появляется еще одна надпись – народ – загадка?! Возникает проблемный
вопрос – а почему славяне – это народ – загадка, что в нем такого загадочного?
Вид проблемной
ситуации
Ожидаемые
результаты
УУД
Виды деятельности
«Яркое пятно»
Сформированность
умений
обобщать,
а н а л и з и р о в ат ь
и
оценивать
информацию:
теории,
концепции,
факты,
и м е ю щ и е
о т н о ш е н и е
к
происхождению
и
Познавательные:
- общеучебные
- логические
-знаково-
символические
- Применение ИКТ;
-
исследовательская
деятельность;
-
с о с т а в л е н и е
т а блицы
по
т е м е
« Н о р м а н н с к а я
и
антинорманнская
теории
происхождения
12
р а н н е й
и с т о р и и
славян.
славян»,
Составление
тезисного
плана
по
т е м е :
« П р о б л е м а
образования
Древнерусского
государства»
Г о т о в н о с т ь
и
с п о с о б н о с т ь
к
самостоятельной,
т в о р ч е с к о й
и
ответственной
д е я т е л ь н о с т и
-
образовательной,
исследовательской,
коммуникативной
Личностные
Регулятивные
- Подбор материала
-
ведение
диспута,
дискуссии
- рефлексия.
Сформированность
навыков
продуктивного
сотрудничества
со
сверстниками.
Коммуникативные
- исследовательская
деятельность;
- работа в группах;
2)
Формирование
УУД
в
процессе
работы
над
проблемной
ситуации
несоответствия
8 класс. История России. Тема: «Отмена крепостного права».
В процессе изучения причин Крестьянской реформы 1861 года и этапов
подготовки
реформы
учащиеся
утверждаются
в
мысли
о
необходимости
крестьянской реформы для модернизации страны, выявляют прогрессивные стороны
подготовки реформы. Главный результат – это долгожданный Манифест об отмене
крепостного права. Но вот учащимся предъявлены иные факты – это свидетельства
очевидцев и статистические данные, которые несоответствуют сложившемуся на
данном этапе изучения учебного материала мнению обучающихся.
Вид проблемной
ситуации
Ожидаемые
результаты
УУД
Виды деятельности
Ситуация
несоответствия
Сформированность
умений
обобщать,
а н а л и з и р о в ат ь
и
Познавательные:
Анализ исторических
источников;
-
формулирование
13
оценивать
информацию: факты,
имеющие отношение
к
п р и ч и н а м ,
сущности
Крестьянской
реформы 1861 г. и ее
последствиям.
Сформированность
навыков
критического
мышления, анализа и
с и н т е з а ,
у м е н и я
о ц е н и в а т ь
и
сопоставлять
- общеучебные
- логические
выводов
-
участие
в
ролевой
и г р е
« О т м е н а
крепостного
права
–
взгляд
из
деревни,
взгляд из города»
Сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
Г о т о в н о с т ь
и
с п о с о б н о с т ь
к
самостоятельной,
ответственной
д е я т е л ь н о с т и
-
образовательной,
исследовательской,
коммуникативной
Личностные
Регулятивные
Участие в создании и
защите коллективного
творческого
проекта
«Что дала свобода?»
- рефлексия
Сформированность
навыков
продуктивного
сотрудничества
со
сверстниками.
Коммуникативные
Работа в группах;
- рефлексия
3)
Формирование
УУД
в
процессе
работы
над
проблемной
ситуации
с
затруднением
7 класс. История России. Тема: «Власть и церковь. Церковный раскол».
Тема
сложная
для
понимания
семиклассников,
так
как
она
глубокая
и
многоуровневая
с
позиции
анализа
исторической
ситуации
и
с
позиции
исследования
последствий
церковного
раскола,
его
влияния
на
последующее
развитие нашего государства.
14
Обучающиеся выделяют исторические факты и персоналии по теме. При их
рассмотрении
в
7
классе
школьники
обычно
сталкиваются
с
проблемой
непонимания связи церковной реформы с процессом усиления политической власти
в
Российском
государстве
в XVII
в.,
которая
становится
самодержавной.
Затруднение
мотивирует
обучающихся
на
поиск
необходимой
исторической
информации, установления новых связей между объектами внутри рассматриваемой
темы.
Вид проблемной
ситуации
Ожидаемые
результаты
УУД
Виды деятельности
С и т у а ц и я
с
затруднением
Сформированность
умений
обобщать,
а н а л и з и р о в ат ь
и
оценивать;
Умение
устанавливать
главную
причину
явления;
Умение
схематизировать
Познавательные:
- общеучебные
- логические
-
з н а к о в о
-
символические
Выведение следствий
из понятия;
-
формулирование
выводов;
-
с о с т а в л е н и е
кластера по теме;
- рефлексия.
Сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
Г о т о в н о с т ь
и
с п о с о б н о с т ь
к
самостоятельной,
ответственной
д е я т е л ь н о с т и
-
образовательной,
исследовательской,
коммуникативной
Личностные
Регулятивные
Исправление
ошибок
в тексте с ошибками
- взаимоконтроль;
- рефлексия.
Сформированность
навыков
продуктивного
сотрудничества
со
сверстниками.
Коммуникативные
Составление
«тонких» и «толстых»
вопросов по теме;
- рефлексия
15
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что применение технологии
проблемного
обучения
на
уроках
истории
в
курсах
истории
России
позволяет
эффективно и продуктивно формировать у школьников УУД.
3.Заключение
На основе требований ФГОС ООО в образовательной практике происходит
переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к
активному
решению
проблем
с
целью
выработки
определённых
решений;
от
освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному)
изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя
в
ходе
овладения
знаниями,
к
активному
участию
обучающихся
в
выборе
содержания и методов обучения.
Таким образом, основой процесса образования становится развитие системы
универсальных
учебных
действий
в
составе
личностных,
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных
действий,
определяющих
развитие
психологических способностей личности.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в
которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется
его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного
развития.
Социальное
развитие
–
формирование
российской
и
гражданской
идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие
толерантности
жизни
в
поликультурном
обществе,
воспитание
патриотических
убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Личностное
развитие
–
развитие
готовности
и
способности
учащихся
к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно –
продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности
на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться.
16
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира;
развитие
способности
управлять
своей
познавательной
и
интеллектуальной
деятельностью;
овладение
методологией
познания,
стратегиями
и
способами
познания
и
учения;
развитие
репрезентативного,
символического,
логического,
творческого
мышления,
продуктивного
воображения,
произвольных
памяти
и
внимания, рефлексии.
Коммуникативное
развитие
–
формирование
компетентности
в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся
на
позицию
других
людей
как
партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в
соответствии
с
целями
и
задачами
общения,
участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Заложенные
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
второго
поколения
основы
формирования
универсальных
учебных
действий
позволяют
реализовать
требования,
предъявляемые
к
современному
школьному
историческому
образованию
–
это
воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения к культурному и историческому наследию своей страны.
Разрабатывая стратегию своей педагогической деятельности на основе ФГОС
в условиях реализации Концепции историко – культурного стандарта, для учителя
важно
определить
круг
технологий,
которые
будут
наиболее
оптимальными
и
эффективными в движении к намеченному образовательному результату. На уроках
истории России в качестве такой технологии можно рассматривать проблемное
обучение,
которое
способствует
эффективному
формированию
универсальных
учебных
действий
через
создание
в
образовательном
процессе
проблемных
ситуаций.
Данную работу предполагаю использовать в качестве сообщения на школьном
и городском методических объединениях учителей истории и обществоведческих
дисциплин.
17
4. Список литературы
1.
Конституция РФ
2.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ
3.
Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 г. №94/2013 –
ОЗ
4.
Концепция нового учебно – методического комплекса по отечественной
истории. 2013 г.
5.
Концепция
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего образования. М.: Просвещение, 2008 г.
6.
Национально
–
образовательная
инициатива
«Наша
новая
школа»
от
4.02.2010 г. №271 – указы Президента
7.
Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. –
М.: Просвещение, 1982.
8.
Махмутов М.И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.:
Педагогика, 1972.
9.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии// Учебное пособие.
– М.: Народное образование, 1998.
18