Автор: Веретина Светлана Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 64
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных интересов на уроках физики при работе с длительно болеющими детьми"
Раздел: полное образование
Развитие познавательных интересов на уроках физики
при работе с длительно болеющими детьми
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна в
настоящее время в связи со значительным увеличением численности данной группы в
обществе. В современных условиях развития общества перед педагогами стоят задачи
поиска оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными
образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса на
уроках с длительно болеющими детьми, определённое место занимает идея формирования
познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые
привлекают к себе ученика, располагают его к совместной деятельности с учителем,
активизируют его учение. Обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы
учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствует совершенствованию
учебного процесса предмета физики.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и
явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным
стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически
укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного
отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и
активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он
испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес
положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание
психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под
влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Каким выйдет ученик из стен нашей школы во многом зависит от того, как будет
построена деятельность педагога.
Каким я хотела бы видеть своего ученика сегодня?
Мой ученик - это многокамерно развивающая личность с особенностями характера,
способностями, склонностями и увлечениями, субъект учебного процесса. Это -личность с
сформированным мировоззрением, требовательно относящийся к предметам выбранного
профиля и способный к самоопределению.
Чему я хочу научить своих учеников?
- я хочу научить своих учеников понимать значение жизни как наивысшей ценности,
строить свои отношения на основе уважения к жизни, уважении к человеку и окружающей
действительности, обладать экологической культурой, знать физические термины, понятия,
законы, владеть навыками их применения;
- я хочу научить своих учеников правильно строить свою деятельность, т. е. быть
компетентными, способными выживать в современном, быстро изменяющимся в связи с
научным прогрессом, мире.
Из этих желаний формулируется цель моей педагогической деятельности:
« Обеспечение оптимально благоприятных условий для развития личности
ребенка, формирования компетентности обучающихся в процессе самостоятельной,
творческой деятельности, формирование личности, владеющей целостной картиной мира и
способной к самоопределению»
Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:
1. Дать ученику систему знаний, включающих основы физики на современном
уровне ее развития: описание физических явлений; важнейшие законы, касающиеся
различных форм движения материи; главные физические теории; фундаментальные опыты
1
и факты, подтверждающие их; сведения из истории физики; методы исследования
физических явлений; практическое применение рассматриваемых закономерностей.
2. В процессе изучения этого материала не только обогатить память обучающихся, но
и развивать их мыслительную деятельность и творческие способности, что приводит к
созданию ситуации успеха.
3. Способствовать формированию у обучающихся представления целостной картины
мира.
4. Осуществлять в процессе обучения нравственное, эстетическое и трудовое
воспитание.
5. Осуществлять политехническое образование обучающихся, подготовку их к
сознательному выбору профессии.
Ни одна из этих задач не может быть решена изолированно от других. Все они
осуществляются в процессе преподавания в тесной взаимосвязи и единстве (комплексно).
Я считаю, что физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Она
создает представление о научной картине мира, формирует мировоззрение, способствует
воспитанию личности. С учетом тех условий, в которых я работаю, поставленных задач,
уровнем развития детей, их мотивами учения и особенностями изучаемой темы определяю
приоритетные цели, определяю формы и методы ведения отдельных уроков. Ставлю перед
собой вопрос: какие частные и общие результаты я хочу получить? Для этого я формирую
систему уроков, образующих технологическую линию обучения. Схема ее выглядит так:
Вводное занятие – основная часть – тренинг – контроль – анализ.
Мною разработаны технологические карты по отдельным темам, в которых
указываю цели работы, методы и формы работы, какие умения и способы деятельности
отрабатываются. На вводных занятиях я четко формулирую цели, задачи, виды
деятельности учащихся, прогнозирую результаты. Использую словесные и наглядные
методы – это лекции, рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, создание проблемной
ситуации.
Задача основной части – достичь установочных целей, ознакомить с основным
материалом. На данном этапе я использую различные формы работы – лекция, урок –
исследование, урок самостоятельной работы с учебником. На данном этапе эффективны
наглядные методы
( демонстрационный эксперимент, демонстрация диафильмов, использование схем и
рисунков).
Следующий шаг – закрепление знаний и умений. Здесь я широко использую
практические методы: провожу урок – семинар, урок - решение задач, урок –
исследовательская работа, лабораторные работы. Цель этих уроков – закрепление
полученных знаний, применение их при выполнении учебных задач.
Очень часто уроки закрепления провожу в нетрадиционной форме. Чем хороши
такие уроки? Тем, что на таких уроках широко используется связь с жизнью, искусством,
литературой, ребята высказывают свое мнение на ту или иную проблему. Уроки,
построенные таким образом, учат самостоятельности мышления, вырабатывают умения
выступать перед аудиторией, учат работать с дополнительной литературой, позволяют за
малый промежуток времени охватить большой объем материала.
На данном этапе необходимо действие не только «канала прямой связи» (от учителя
к ученику», но и «канала обратной связи». Именно обратная связь «учитель – ученик»
обеспечивает непрерывный контроль за работой каждого ученика.
Контроль провожу с целью обнаружения изменений в личностных качествах
учеников и их знаниях. В системе контроля знаний и умений применяю такие формы
занятий как урок – собеседование, урок письменная контрольная работа, устный опрос,
физический диктант, защита творческих заданий, зачет.
Обязательно провожу анализ в устной форме, в ходе которого выясняем причины
успехов и неудач.
2
Технологическая карта системы уроков содержит формы и методы отдельных
уроков. Уроки различных типов представляют собой взаимосвязанную подсистему занятий
по физике. В своей работе я использую следующие типы уроков:
- изучение нового материала
- выработки умений, навыков и применение знаний на практике
- повторение и обобщение ранее изученного
- контроля и учета знаний
- комбинированные
Добиваться от каждого урока результата и доходить до каждого ребенка,
учитывая его психологические особенности – таковы принципы моей работы. При
планировании и проведении уроков я определяю цель и задачи урока, акцентирую внимание
на главное в содержании, осуществляю выбор оптимальных для данного класса методов,
форм и средств обучения, осуществляю дифференцированный подход, стараюсь создать
благоприятные условия для обучения. Свои уроки планирую таким образом, чтобы каждый
этап урока был направлен на решение определенной задачи. Одной из задач, которые я
ставлю, является обогащение памяти, развитие мышления и творческих способностей
ребенка. Для реализации этой задачи я использую как традиционные формы урока, так и
нетрадиционные. В моей работе широко используется работа с книгой, дополнительной
литературой, работа с текстами из научно – популярной и художественной литературы,
составление планов и алгоритмов, написание сочинений и сказок. Использование богатого
гуманитарного потенциала физики способствует развитию мышления и познавательных
интересов.
Для активизации процессов компенсации, преодоления или устранения недостатков
познавательной деятельности необходима система специальных педагогических
мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания. Одним из средств
педагогического воздействия является интегрированный подход в преподавании точных
наук. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа
решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Учитель в
процессе урока охватывает почти все стороны жизни современного человека ( музыка,
искусство, культура, история …)
Примерами интегрированного подхода к преподаванию точных наук для детей с ОВЗ
являются уроки (из личного опыта работы) разработанные мною и дающие положительные
результаты. Приведу примеры фрагментов некоторых уроков :
На уроках физики при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» учитель
приводит примеры состояния природы во все времена года. При этом иллюстрирует в виде
слайдов картины знаменитых художников о природе ( Левитан «Зимой в лесу», Шишкин
«Зима», Саврасов «Весна», Васнецов «Летний день»…), зачитываю строки великих поэтов
о природе:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест…
Ю.Тютчев
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен. (Ф. Тютчев.)
У ребят складывается целостная картина изменения природы родного края,
развивается чувство патриотизма и любви к Родине.
3
При изучении тепловых процессов на уроке физики учитель зачитывает сказку
«Хитроумный Иван»с физическими вопросами.
Царевна молвит : «Вот тебе первая задача : сделай так, чтобы то, что тебя окружает ,
но невидимо, стало видимым»
« Это пара пустяков, -отвечает Иван. -Дай-ка зеркальце, я сделаю так…а ты
посмотри в него» Что сделал Иван и что могла увидеть царевна?
Интеграция различных предметов и областей знаний прослеживается в таких задачах
по физике, как :
-что общего между ракетой и кальмаром? (учитель рассказывает, что представляет
собой это животное)
-«мировой рекорд» по прыжкам в высоту среди животных принадлежит маленькой
южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа, если она отталкивается от
земли вверх со скоростью 12 м/с . ( учитель: справка о высоте прыжков различных
животных)
-где сила тяжести одного и того же тела больше: на экваторе или на полюсе?
Почему? ( учитель: где находится экватор и полюс , какие страны там расположены)
Вопрос об отвердевании кристаллических тел хорошо иллюстрируют следующие
слова И.В. Гете:
Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал.
При изучении давления учитель использует литературного героя:
«Выходя на берег, Робинзон почувствовал, что его ноги вязнут в глинистом грунте.
Он прикладывал огромные усилия, чтобы вытащить их. « Отчего это происходит?»-спросил
он себя.» Дайте и вы объяснение явлению.(Кто такой Робинзон?)
Изучая тему: «Смачиваемость веществ» учитель зачитывает задачу «Дамы в очках»:
В магазине «Оптика» очаровательная покупательница жаловалась продавцу на недавно
купленные очки: стекла запотевают, а вовремя дождя все время мокрые. Как быть? Что
посоветовал оказавшийся случайно рядом Шерлок Холмс?
Применение интегрированного подхода в преподавании физики позволяет с разных
точек зрения рассмотреть одно явление с разных сторон: с позиции поэзии, живописи,
музыки и дает более полное представление об изучаемых процессах, помогает понять и
раскрыть их сущность. Познавательная информация, содержащаяся на уроках, существенно
пополняет знания в сфере науки, культуры, техники. Изучение простых явлений
окружающего мира позволяет взглянуть на изучаемые в школе предметы как на метод
познания, а не склад готовых знаний. Необходимо научиться видеть и замечать вокруг
удивительное.
«Познание начинается с удивления» - эта древняя мудрость говорит о первом
непременном условии любого образования. Способность удивляться - великий дар
природы, который помогает нам не только учиться , но и жить.
Я считаю, что знания в значительной своей части не должны передаваться учащимся
в готовом виде, а надо сделать так, чтобы они приобретались ими в процессе
самостоятельной познавательной деятельности в условиях решения проблемной ситуации.
Осознание того, что им не хватает имеющихся знаний, вызывает у обучающего потребность
в умственном поиске, исследовании и открытии нового, что выводит его на новый уровень
знаний.
Также важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной
деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить
решение не встречавшихся ранее учебных задач, т. к творческие личности и в своей
продуктивной деятельности, и в обычных бытовых ситуациях, общении способны найти
необычные способы взаимодействия со своим окружением, решить возникающие
проблемы, обнаружить выход из казалось бы неразрешимых ситуаций, адекватно
4
реагировать на новое, незнакомое, непонятное, следовательно, им легче будет
адаптироваться в наиболее сложных, непредсказуемых ситуациях.
Под творческой познавательной активностью понимаю высший уровень
познавательной активности, проявляющийся в творческой познавательной деятельности,
которая, в свою очередь, характеризуется такими качествами, как оригинальность,
нестандартность, самостоятельность. Актуальность развития творческой познавательной
активности подростков обусловлена необходимостью продуктивной самореализации в
условиях стремительно меняющегося мира. Философский аспект проблемы представлен в
работах В.Г. Афанасьева, Л.Н. Когана и др.; психологическая сторона - в трудах К.А.
Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева и др.; педагогическая - Г.И. Щукиной, Т.И.
Шамовой, И.Ф. Харламова.
В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она
должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные
виды самостоятельной деятельности, требующей мобилизации имеющихся знаний и
умений. Я считаю, что это воспитывает в моих учениках волю к победе и стремление к
преодолению трудностей.
Работаю с детьми в разных направлениях, приобщаю их к участию в различных
конкурсах. Участвуя в различных олимпиадах и дистанционных конкурсах, ребята
овладевают новыми информационными технологиями, приобщаются к работе в Интернете,
тем самым расширяют круг своих интересов, обогащают себя знаниями, повышают свой
интеллект. В этом году приняли участие в конкурсах «Умный мамонтенок», «Я
энциклопедия». Среди моих ребят есть призеры.
Считаю, что первыми и необходимыми компонентами любого занятия должны
стать потребность и мотивация. На своих уроках, решая эту проблему, я:
- организую и провожу творческие уроки, на которых обучающиеся они сами
добывают знания, осознают и закрепляют их, т. к. знания не преподносятся в готовом виде
- систематически насыщаю уроки различными творческими заданиями
В своей работе я использую частичный метод учебных проектов, где ребята ставят
самостоятельно цель, определяют пути ее достижения, самостоятельно осуществляют
поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой информации.
Метод проективного обучения позволяет:
Научить самостоятельно достигать намеченной цели.
Научить предвидеть проблемы и искать пути их преодоления.
Работать с информацией.
Сформировать навыки проведения исследований
Важной составляющей моей работы является нравственное, эстетическое и трудовое
воспитание обучающихся. Воспитательное влияние осуществляю по всем направлениям и
комплексно. Так при выполнении практических работ(работы выполняются ЦОР) обращаю
внимание на красиво и добротно сделанные физические приборы. Трудовому воспитанию
содействует выполнение системы лабораторных работ и приобщение детей к их подготовке.
Практические работы носят развивающий и творческий характер. Я приучаю ребят к
определенному алгоритму выполнения работ, бережному отношению к приборам,
выполнению правил по технике безопасности, рассказываю детям какую огромную роль в
деятельности ученых и изобретателей играл труд.
Свою работу направляю на осуществление политехнического образования,
подготовку к сознательному выбору профессии. Для решения этой задачи использую
системный подход. Примерная схема реализации политехнического обучения:
- практическое применение физических явлений и законов;
- демонстрация и принцип действия машин;
- решение задач с техническими и производственными данными;
- организация самостоятельных наблюдений;
- работа с научно – популярной литературой;
5
- выполнение лабораторных работ; (Ц.Л.Р)
Такая организация, направленная на политехническое образование, приводит к
формированию компетентности обучающихся в сфере самостоятельной, познавательной и
творческой деятельности.
С самого первого урока я акцентирую внимание детей на то, что физика неразрывно
связана с жизнью и последовательно провожу эту линию, используя материал из
окружающей действительности. Законы физики перестают быть «сухими» и становятся
интересными по своей сути. Основной желаемый результат работы – формирование у детей
активной жизненной позиции, умение ориентироваться в окружающем мире.
Моя задача состоит не только в формировании личности, но и в обеспечении хотя бы
минимальной безопасности жизнедеятельности этой личности. На протяжении всего курса
физики обращаю внимание детей на влияние физических процессов на человека. Так при
изучении кинематики рассматриваем вопросы безопасного поведения на дорогах, при
изучении тепловых явлений – влияние излучения на человека, электродинамики – действие
электрического тока и т.д. Работа в данном направлении ведется не только на теоретических
занятиях, но и при выполнении практических работ.
Дети готовят сообщения по темам
« Атомные электростанции и их опасность» , «Звук в природе, музыке и технике»,
«Развитие средств связи» и т.д.
В процессе обучения физике осуществляется формирование правильного
миропонимания; объясняется, что проникновение физики во все сферы жизни и
деятельности человека неизбежно; предметом ее изучения являются как простейшие, так и
общие свойства материи. С самых первых уроков ученики убеждаются в том, что законы
физики служат людям. «Наука – для человека» - лейтмотив большинства уроков. Например,
обобщая тему «Электромагнитные колебания» рассматриваем широкое применение
электромагнитных колебаний для лечения человека (электротерапия, УФО, применение
кварцевых ламп и др.) В этом случае знакомые с детства явления получают научное
обоснование.
Я согласна с тем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к знаниям
и учению без интереса. И к вопросу изучения, учебной мотивации я обращаюсь, чтобы
понять, в чем кроются причины неуспеваемости некоторых ребят, трудности их обучения.
Проблема мотивации в учении возникает практически по каждому школьному предмету. По
своему опыту могу сказать, что до момента изучения физики и в самом начале, у учеников,
как правило, наблюдается высокая мотивация: познание мира, проведение опытов,
объяснение тех или иных физических явлений привлекает многих. Но уже с момента
изучения языка физики – физических терминов, формул, законов и их применения для
конкретной ситуации – интерес угасает. Зачастую это происходит потому, что ребята не
видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это знать.
Происходит разрыв между собственно предметным содержанием и их представлением о
нем. Как результат, для многих школьников, физика – один из самых сложных, абсолютно
ненужных в повседневной жизни учебных предметов.
Свою основную задачу я вижу в том, чтобы связать предметное содержание с
реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение
каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением. Весь
процесс обучения я выстраиваю так, чтобы мотивационный компонент играл очень важную
роль. Мои действия направлены на создание положительного эмоционального фона и
формирование рефлексии, что приводит к появлению мотивации учения. На своих уроках
я:
- создаю ситуации успеха;
- использую разноуровневые задания, подачу учебного материала с разных точек
зрения;
6
- учитываю индивидуальность каждого ученика, стараясь повысить его мотивацию,
опираясь на уже имеющиеся у него мотивы изучения физики;
- поощряю любые проявления нестандартности, творчества со стороны учащихся;
- сопровождаю преподавание учебного материала динамическими рисунками и
моделями, использование которых позволяет ученикам экспериментировать, рассматривать
изучаемое явление с разных сторон;
- провожу иллюстрацию того, что невозможно показать в силу различных
обстоятельств (диффузию в твердых телах, электрические и магнитные поля,
электромагнитные волны, характер движения молекул);
использую электронные презентации уроков, в том числе, созданные моими
учениками;
использую электронные пособия.
По данным мониторинга наблюдаю:
Позитивную динамику уровня качества обучения.
Позитивную динамику количества учащихся, участвующих в исследовательской и
проектной деятельности.
Позитивную динамику количества учащихся, принимающих участие в творческих
конкурсах.
Мнение родителей об уровне преподавания немаловажный фактор в формировании
мотивации учащихся. Ежегодно вместе с психологом я провожу опрос родителей, с целью
изучения степени их удовлетворенности уровнем преподавания. По результатам
анкетирования наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности
родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению
физики со стороны учащихся. Положительное отношение к предмету также свидетельствует
о достаточно высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания
предмета, что оказывает положительное влияние на развитие мотивации учащихся.
По результатам анкетирования уровня коммуникативного контроля, изучению
автономности – зависимости, уровня внимательности наблюдается позитивная динамика в
развитии самостоятельности и общения.
Качество знаний и умений отслеживаю по результатам срезовых, тематических,
четвертных и итоговых контрольных работ. Анализ итоговых результатов выпускников
показывает хороший уровень качества.
Закончить работу хочу совами Ш. А. Амонашвили: Если хочешь воспитывать в детях
смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как
личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем
властелинами.
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.
1. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления
личности. - М. 1994г.
3. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в
аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика “трудных” подростков/
Науч. - исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 168 с.
4. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В.
В. - М., 1990г.
5. Немов Р.С. Психология образования - М.: Просвещение, 1994
7