Автор: Янина Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СК СККИ
Населённый пункт: город Ставрополь Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие образного мышления
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ставропольского края
«Ставропольский краевой колледж искусств»
Развитие образного мышления - важный фактор в становлении
профессионального музыканта.
преподаватель Янина О.Н.
В комплексе профессиональных и педагогических навыков, необходимых
музыканту, центральное место
принадлежит умению раскрыть художественный
образ
музыкального
произведения.
Понятие
«музыкальный
образ»
обозначает
музыкальное мышление как таковое и конкретные образы произведения. Родственные
ему понятия «музыкальная образность» существует для обозначения всего арсенала
музыкальной выразительности в ее историческом развитии. Музыкальная образность
служит культурной основой для построения образов. Оба понятия взаимосвязаны и в
том отношении, что любой образ в музыке живет только в общей логике музыкальной
культуры, традиции, без
этого его нельзя ни создать, ни постичь. Музыкальная
выразительность
–
лишь
средство
для
воплощения
конкретных
образов
произведений. Именно живой образ с его правдой - центральная фигура в музыке.
Сложная структура такого образа постигается исполнителем благодаря восприятию-
прочтению нотной записи звуковых соотношений в их совокупности со зрительными
или
иными
ощущениями.
При
прочтении
нотного
текста
исполнителю
важно
учитывать
единство
объективного
и
субъективного.
Эстетическая
оценка,
заключенная в образном обобщении, по существу есть выражение определенного
отношения
композитора
к
действительности.
Субъективное
восприятие
образа
исполнителем
открывает
ему
путь
к
познанию
объективного.
Степень
познания
зависит от жизненного опыта, степени образованности, психического склада и других
личностных особенностей исполнителя.
В каждом отдельном случае, связанном с
раскрытием
образного
строя
музыкального
произведения,
именно
они
являются
главными отправными моментами. Эти предпосылки и рассматриваются как основа
построения
методики
работы,
связанной
с
раскрытием
музыкального
образа.
Большую
роль в этом процессе играет
внутренняя
мысленно-слуховая работа,
способствующая осмысливанию сущности и логики исполняемого нотного текста, его
отдельных оборотов, интонаций и других средств музыкальной выразительности.
В
обучении
учащихся
используется
поэтапное
формирование
умения
постижения художественного образа:
предварительное знакомство с содержанием произведения: одно лишь
название способно возбудить в сознании множество картин и направить
формирование слуховых представлений в нужное русло
знакомство с эпохой, в которой жили творцы, с идейными и художественными
течениями того времени
изучение стилистики композитора ( произведение не может быть глубоко
понято, если мы не ориентируемся в том, какое место занимает творчество
композитора в культуре общества, ее историческом движении )
анализ средств музыкальной выразительности: мелодики, гармонии, темпа,
динамики, агогики и т.д.
обозначение кульминаций, как местных, так и общей.
Только
после
тщательного
освоения
всех
позиций
студент
может
понять
контуры
художественного
образа
сочинения
в
целом.
Именно
так
идет
процесс
рождения
представлений,
которые
возникают
на
основе
верного
прочтения
музыкального текста. Чем богаче жизненный и художественный опыт исполнителя,
тем полноценнее и глубже восприятие произведения, тем ближе это восприятие
явлению действительности, которое вызвало художественный образ. В наши дни мы
являемся
свидетелями
возрастания
образной
емкости
произведений.
К
примеру,
небольшие сочинения Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Р.Щедрина и других порой
образуют
укрупненную
форму,
соединяя
воедино,
казалось
бы,
разнородную
выразительность.
Довольно
широкое
распространение
получил
и
прием
своеобразного
цитирования
не
только
народной
музыки,
что
было
традицией
прошлого
времени,
но
и
фрагментов
сочинений
композиторов,
в
том
числе
и
собственных, написанных ранее (австрийский композитор Г.Малер сделал его одним
из основных принципов образного мышления). В современной музыке этот прием
позволял
включить в общую ткань произведения историческое время, помогая
слушателям соотнести целые эпохи.
Огромное значение в процессе работы над
осознанием музыкального образа
произведения имеют словесные пояснения преподавателя, который выступает как
руководитель
познавательной
деятельности
студента.
При
помощи
слова
определяются, уточняются как специфическое, звуковое содержание образа, так и все
жизненные,
социальные,
исторические
основы
исполняемого
учащимся
произведения. Студент идет от осмысления впечатления
через анализ и синтез
сущности образа к его воплощению. На основании его опыта и знаний формируется
конкретно-чувственное
представление,
которое
и
ведет
к
возникновению
образа.
Музыкальный образ в силу своей динамической природы раскрывается не сразу.
Сколько-нибудь
сложный
образ
проходит
в
произведении
стадии
возникновения,
развития, взаимодействия с другими, завершения – все это обогащает и видоизменяет
его первоначальное значение. И только пройдя все эти этапы, музыкальный образ
предстает в своей законченности. Становятся ясными его внутренние (произведения)
и внешние (культурные) связи. Предварительное знакомство с музыкальным образом
переходит в непосредственную работу над воплощением его в исполнительстве. Если
студент, выполняя задание, исполняет отдельные детали, элементы музыкального
образа, не воспринимая его как художественную категорию - это противоречит самой
природе
музыкального
образа.
Поэтому
в
обучении
надо
находить
баланс
художественного и технического, обращая внимание на эмоциональное постижение
образа
и
“призывая”
различного
рода
чувственные
ассоциации.
Слуховые
впечатления
часто
связаны
со
зрительными.
К
примеру,
в
пьесе
«
Ноктюрн»,
музыкальные образы в понимании студента сразу значительно конкретизируются,
вызывая у него множество ассоциаций, связанных с картинами ночной природы. Это
помогает ему найти разнообразные звуковые краски и оттенки для более полного
проникновения в эмоциональный строй музыки. Процессу проникновения в мир
образов
способствуют
и
языковые
связи,
которые
затрагивают
области
всех
человеческих
чувств
и
тончайших
переживаний.
Степень
богатства
ассоциаций,
вызываемых
художественными
образами,
зависит
от
уровня
образованности
и
художественного
опыта
исполнителя.
Поэтому
учащегося
следует
развивать
«музыкально
и
интеллектуально»
(Г.Г.Нейгауз),
пополнять
его
знания
в
области
искусств: истории музыки, литературы, живописи, театра. Примечательно, что многие
выдающиеся
педагоги
прошлого
требовали
от
своих
учеников
прежде
всего
раскрывать
авторский
замысел
произведения,
передавать
в
своем
исполнении
содержание,
воссоздавать
их
художественный
образ.
Так,
А.Ю.Зограф,
одна
из
выдающихся учениц Н.Рубинштейна, вспоминала, что Николай Григорьевич в первую
очередь добивался понимания и яркости воплощения художественного содержания
произведения.
Это
требование
ставилось
в
основу
и,
стремясь
к
образности
исполнения,
сначала
можно
было
даже
погрешить
против
его
технической
законченности, но только на какое-то время, т.к. Яркость восприятия произведения
достигалась благодаря собственным показам Рубинштейна за инструментом и путем
объяснения им различных характерных особенностей произведения, закономерностей
его развития. Также привлекались и образные пояснения и сравнения. От ученика
требовалась большая ясность исполнения, точность. Необходимо было вдумываться в
авторские
замечания,
в
мельчайшие
детали
нотного
текста…
при
этом
он,
естественно, не удовольствовался формальным исполнением указаний композитора и
требовал от учащихся понимания склада композиции, ее модуляционного плана,
мелодического
и
гармонического
содержания
и
т.д.,
выводя
из
такого
анализа
фразировку,
динамические
оттенки,
педализацию
и
вообще
все,
относящееся
к
исполнению. На основе приобретенных студентом умений проводится работа по
поиску им самостоятельной трактовки произведения. Большую роль здесь играют
метафорические сравнения с их отчетливо выраженной предметной наглядностью,
поэтические и музыкальные сопоставления анализ стилистики автора произведения.
В качестве словесно-образных сравнений используются картины природы, люди, их
действия, произведения живописи и литературы. Практика показывает, что вводимые
словесно-образные
параллели
позволяют
студенту
лучше
почувствовать
общее
настроение
музыки,
содействуя
развитию
творческого
воображения
и
образного
мышления будущего музыканта.
Работа со студентами по глубокому проникновению в художественный образ
исполняемых
произведений
–
процесс
долгий
и
сложный.
Выполнение
заданий,
связанных с этой стороной обучения, требует высокой квалификации преподавателя,
систематичности
и
последовательности
его
действий,
комплексного
применения
методов
и
приемов
педагогического
воздействия
на
учащихся.
Более
того,
надо
максимально превращать учебный процесс на любой его стадии в музыкальную
деятельность,
в
саму
творческую
жизнь,
в
художественно-эстетическое
бытие.
Пришло
время
прямо
сказать:
музыкальное
образование
может
и
должно
быть
нацелено на одно - на музыкальную деятельность, на активно-творческое отражение
опыта жизни и активное эстетическое преобразование действительности.
Необходимы:
сочетание мыслительной и слуховой работы;
поиск способов расширения образно-эмоциональной сферы;
беседы со словесно-образными пояснениями;
использование чувственных ассоциативных впечатлений;
постоянное повышение эстетического и интеллектуального уровня.
Литература:
1.В.Г. Ражников Диалоги о музыкальной педагогике - /М.:ЦАПИ, 1994.
2. Б.М.Теплов Психология музыкальных способностей.-/М.: Педагогика, 1985
3.Материалы III научно-методической конференции преподавателей
Ставропольского краевого колледжа искусств -/Ставрополь, апрель2015 г.
4. «Научно-методические вопросы преподавания музыкальных
дисциплин»- / Ростов на Дону 1985 г.
5. «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» М.,1962 г.