Напоминание

Развитие образного мышления


Автор: Янина Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СК СККИ
Населённый пункт: город Ставрополь Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие образного мышления
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ставропольского края

«Ставропольский краевой колледж искусств»

Развитие образного мышления - важный фактор в становлении

профессионального музыканта.

преподаватель Янина О.Н.

В комплексе профессиональных и педагогических навыков, необходимых

музыканту, центральное место

принадлежит умению раскрыть художественный

образ

музыкального

произведения.

Понятие

«музыкальный

образ»

обозначает

музыкальное мышление как таковое и конкретные образы произведения. Родственные

ему понятия «музыкальная образность» существует для обозначения всего арсенала

музыкальной выразительности в ее историческом развитии. Музыкальная образность

служит культурной основой для построения образов. Оба понятия взаимосвязаны и в

том отношении, что любой образ в музыке живет только в общей логике музыкальной

культуры, традиции, без

этого его нельзя ни создать, ни постичь. Музыкальная

выразительность

лишь

средство

для

воплощения

конкретных

образов

произведений. Именно живой образ с его правдой - центральная фигура в музыке.

Сложная структура такого образа постигается исполнителем благодаря восприятию-

прочтению нотной записи звуковых соотношений в их совокупности со зрительными

или

иными

ощущениями.

При

прочтении

нотного

текста

исполнителю

важно

учитывать

единство

объективного

и

субъективного.

Эстетическая

оценка,

заключенная в образном обобщении, по существу есть выражение определенного

отношения

композитора

к

действительности.

Субъективное

восприятие

образа

исполнителем

открывает

ему

путь

к

познанию

объективного.

Степень

познания

зависит от жизненного опыта, степени образованности, психического склада и других

личностных особенностей исполнителя.

В каждом отдельном случае, связанном с

раскрытием

образного

строя

музыкального

произведения,

именно

они

являются

главными отправными моментами. Эти предпосылки и рассматриваются как основа

построения

методики

работы,

связанной

с

раскрытием

музыкального

образа.

Большую

роль в этом процессе играет

внутренняя

мысленно-слуховая работа,

способствующая осмысливанию сущности и логики исполняемого нотного текста, его

отдельных оборотов, интонаций и других средств музыкальной выразительности.

В

обучении

учащихся

используется

поэтапное

формирование

умения

постижения художественного образа:

предварительное знакомство с содержанием произведения: одно лишь

название способно возбудить в сознании множество картин и направить

формирование слуховых представлений в нужное русло

знакомство с эпохой, в которой жили творцы, с идейными и художественными

течениями того времени

изучение стилистики композитора ( произведение не может быть глубоко

понято, если мы не ориентируемся в том, какое место занимает творчество

композитора в культуре общества, ее историческом движении )

анализ средств музыкальной выразительности: мелодики, гармонии, темпа,

динамики, агогики и т.д.

обозначение кульминаций, как местных, так и общей.

Только

после

тщательного

освоения

всех

позиций

студент

может

понять

контуры

художественного

образа

сочинения

в

целом.

Именно

так

идет

процесс

рождения

представлений,

которые

возникают

на

основе

верного

прочтения

музыкального текста. Чем богаче жизненный и художественный опыт исполнителя,

тем полноценнее и глубже восприятие произведения, тем ближе это восприятие

явлению действительности, которое вызвало художественный образ. В наши дни мы

являемся

свидетелями

возрастания

образной

емкости

произведений.

К

примеру,

небольшие сочинения Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Р.Щедрина и других порой

образуют

укрупненную

форму,

соединяя

воедино,

казалось

бы,

разнородную

выразительность.

Довольно

широкое

распространение

получил

и

прием

своеобразного

цитирования

не

только

народной

музыки,

что

было

традицией

прошлого

времени,

но

и

фрагментов

сочинений

композиторов,

в

том

числе

и

собственных, написанных ранее (австрийский композитор Г.Малер сделал его одним

из основных принципов образного мышления). В современной музыке этот прием

позволял

включить в общую ткань произведения историческое время, помогая

слушателям соотнести целые эпохи.

Огромное значение в процессе работы над

осознанием музыкального образа

произведения имеют словесные пояснения преподавателя, который выступает как

руководитель

познавательной

деятельности

студента.

При

помощи

слова

определяются, уточняются как специфическое, звуковое содержание образа, так и все

жизненные,

социальные,

исторические

основы

исполняемого

учащимся

произведения. Студент идет от осмысления впечатления

через анализ и синтез

сущности образа к его воплощению. На основании его опыта и знаний формируется

конкретно-чувственное

представление,

которое

и

ведет

к

возникновению

образа.

Музыкальный образ в силу своей динамической природы раскрывается не сразу.

Сколько-нибудь

сложный

образ

проходит

в

произведении

стадии

возникновения,

развития, взаимодействия с другими, завершения – все это обогащает и видоизменяет

его первоначальное значение. И только пройдя все эти этапы, музыкальный образ

предстает в своей законченности. Становятся ясными его внутренние (произведения)

и внешние (культурные) связи. Предварительное знакомство с музыкальным образом

переходит в непосредственную работу над воплощением его в исполнительстве. Если

студент, выполняя задание, исполняет отдельные детали, элементы музыкального

образа, не воспринимая его как художественную категорию - это противоречит самой

природе

музыкального

образа.

Поэтому

в

обучении

надо

находить

баланс

художественного и технического, обращая внимание на эмоциональное постижение

образа

и

“призывая”

различного

рода

чувственные

ассоциации.

Слуховые

впечатления

часто

связаны

со

зрительными.

К

примеру,

в

пьесе

«

Ноктюрн»,

музыкальные образы в понимании студента сразу значительно конкретизируются,

вызывая у него множество ассоциаций, связанных с картинами ночной природы. Это

помогает ему найти разнообразные звуковые краски и оттенки для более полного

проникновения в эмоциональный строй музыки. Процессу проникновения в мир

образов

способствуют

и

языковые

связи,

которые

затрагивают

области

всех

человеческих

чувств

и

тончайших

переживаний.

Степень

богатства

ассоциаций,

вызываемых

художественными

образами,

зависит

от

уровня

образованности

и

художественного

опыта

исполнителя.

Поэтому

учащегося

следует

развивать

«музыкально

и

интеллектуально»

(Г.Г.Нейгауз),

пополнять

его

знания

в

области

искусств: истории музыки, литературы, живописи, театра. Примечательно, что многие

выдающиеся

педагоги

прошлого

требовали

от

своих

учеников

прежде

всего

раскрывать

авторский

замысел

произведения,

передавать

в

своем

исполнении

содержание,

воссоздавать

их

художественный

образ.

Так,

А.Ю.Зограф,

одна

из

выдающихся учениц Н.Рубинштейна, вспоминала, что Николай Григорьевич в первую

очередь добивался понимания и яркости воплощения художественного содержания

произведения.

Это

требование

ставилось

в

основу

и,

стремясь

к

образности

исполнения,

сначала

можно

было

даже

погрешить

против

его

технической

законченности, но только на какое-то время, т.к. Яркость восприятия произведения

достигалась благодаря собственным показам Рубинштейна за инструментом и путем

объяснения им различных характерных особенностей произведения, закономерностей

его развития. Также привлекались и образные пояснения и сравнения. От ученика

требовалась большая ясность исполнения, точность. Необходимо было вдумываться в

авторские

замечания,

в

мельчайшие

детали

нотного

текста…

при

этом

он,

естественно, не удовольствовался формальным исполнением указаний композитора и

требовал от учащихся понимания склада композиции, ее модуляционного плана,

мелодического

и

гармонического

содержания

и

т.д.,

выводя

из

такого

анализа

фразировку,

динамические

оттенки,

педализацию

и

вообще

все,

относящееся

к

исполнению. На основе приобретенных студентом умений проводится работа по

поиску им самостоятельной трактовки произведения. Большую роль здесь играют

метафорические сравнения с их отчетливо выраженной предметной наглядностью,

поэтические и музыкальные сопоставления анализ стилистики автора произведения.

В качестве словесно-образных сравнений используются картины природы, люди, их

действия, произведения живописи и литературы. Практика показывает, что вводимые

словесно-образные

параллели

позволяют

студенту

лучше

почувствовать

общее

настроение

музыки,

содействуя

развитию

творческого

воображения

и

образного

мышления будущего музыканта.

Работа со студентами по глубокому проникновению в художественный образ

исполняемых

произведений

процесс

долгий

и

сложный.

Выполнение

заданий,

связанных с этой стороной обучения, требует высокой квалификации преподавателя,

систематичности

и

последовательности

его

действий,

комплексного

применения

методов

и

приемов

педагогического

воздействия

на

учащихся.

Более

того,

надо

максимально превращать учебный процесс на любой его стадии в музыкальную

деятельность,

в

саму

творческую

жизнь,

в

художественно-эстетическое

бытие.

Пришло

время

прямо

сказать:

музыкальное

образование

может

и

должно

быть

нацелено на одно - на музыкальную деятельность, на активно-творческое отражение

опыта жизни и активное эстетическое преобразование действительности.

Необходимы:

сочетание мыслительной и слуховой работы;

поиск способов расширения образно-эмоциональной сферы;

беседы со словесно-образными пояснениями;

использование чувственных ассоциативных впечатлений;

постоянное повышение эстетического и интеллектуального уровня.

Литература:

1.В.Г. Ражников Диалоги о музыкальной педагогике - /М.:ЦАПИ, 1994.

2. Б.М.Теплов Психология музыкальных способностей.-/М.: Педагогика, 1985

3.Материалы III научно-методической конференции преподавателей

Ставропольского краевого колледжа искусств -/Ставрополь, апрель2015 г.

4. «Научно-методические вопросы преподавания музыкальных

дисциплин»- / Ростов на Дону 1985 г.

5. «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» М.,1962 г.



В раздел образования