Напоминание

"Развитие познавательных процессов"


Автор: Чегодаева Елена Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств имени А.А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: г. Тобольск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных процессов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Образование должно быть истинным,

полным, ясным и прочным»

Я.А. Каменский

В условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по

интересам».

Вариативность

дополнительных

общеразвивающих

программ

дает

возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а

строить

обучение

по

принципу

-

процесс

ради

процесса,

учение

ради

учения,

т.е.

следовать

природе

познавательного

развития

ребенка.

Поэтому

акцент

в

обучении

естественно

смещается

в

сторону

удовлетворения

и

активизации

познавательного

интереса у воспитанников.

Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная

деятельность».

Познавательная

деятельность

предполагает

большую

степень

самостоятельности воспитанника, чем учение.

Начнём с того, что же такое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:

Познание:

1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

2. Совокупность знаний в какой-либо области.

Познавательный интерес — несет в себе все функции интереса. Объектом его является

область познания. Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не

только ориентировки на новизну и неожиданность. База познавательного интереса —

потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарная ориентировка в

действительности; избирательное отношение к явлениям и предметам окружающего мира;

духовная потребность в познании.

Источником формирования познавательного интереса в учебном процессе являются

содержание

обучения

и

процесс

деятельности,

а

индикаторами

уровня

развития

познавательного интереса служат интерес к различным элементам деятельности, характер

самостоятельности в учении, отношение к возможным трудностям, корреляция между

интересом и склонностями.

В учреждении дополнительного образования детей познавательная деятельность детей

— один из видов индивидуальной или групповой работы, которая используется для

расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности

как на занятиях, так и дома. (При ее планировании педагог должен учитывать интересы,

потребности, способности, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников).

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько

этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции

человека

на

все

неожиданное,

интригующее.

Любопытство,

вызванное

неожиданным

результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу

данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный

интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся

проявляет

желание

глубже

разобраться,

понять

изучаемое

явление.

В

этом

случае

воспитанник

обычно

активен

на

занятии,

задает

вопросы,

участвует

в

обсуждении

результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и

т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего

предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к

предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность

и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету.

Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов

школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка

познавательных задач занятия, доказательное объяснение материала, четкая структура

занятия,

использование

в

учебном

процессе

разнообразных

самостоятельных

работ,

творческих

заданий

и

т.

д.

все

это

является

мощным

средством

развития

познавательного

интереса.

Воспитанники

при

такой

организации

учебного

процесса

переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и

развитию их интереса.

Развитие познавательных способностей - длительный процесс. Исследования

позволили

выделить

приёмы,

которые

содействуют

активизации

познавательной

деятельности обучающихся, в которых воспитанник должен:

- защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать

приобретенные знания;

- задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью

в процесс познания;

-

рецензировать

ответы

товарищей,

сочинения,

другие

творческие

работы,

вносить

коррективы, давать советы;

- делиться своими знаниями с другими;

- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

- выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы,

первоисточников, на длительные наблюдения;

-

побуждать

воспитанников

находить

не

единственное

решение,

а

несколько

самостоятельно предпринятых;

- практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;

создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических

действий;

-

разнообразить

деятельность,

включать

в

познание

элементы

труда,

игры,

художественной, общественной и других видов деятельности;

-

создавать

заинтересованность

коллективной

деятельностью,

на

основе

которой

и

происходит формирование активной позиции членов коллектива.

Чаще всего упрощенное понимание организации познавательных процессов, приводит

к моделированию образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.

ЗУНовская технология

Если внимательно рассмотреть последовательность реализации этапов урока, то можно

очень быстро сделать вывод о том, что данная образовательная технология представляет

собой репродуктивный подход к обучению: учитель задает цели, мотивирует, предъявляет

содержание

и

для

сохранения

знаний

обеспечивает

их

закрепление.

Таким

образом,

педагогом определяется маршрут и этапы познания, а ученик принимает все предлагаемое

учителем.

Его

познавательная

активность

минимальна

и

проявляется

на

этапе

воспроизводства предложенных знаний и в обратной связи.

Несмотря на то, что следует отказываться от доминирования такой технологии, ее

преимуществом является существенная экономия времени и сравнительная простота в

подготовке и реализации.

В ходе реализации данной технологии воспитанники вынуждены самостоятельно

согласовывать

и

даже

подчинять

свои

индивидуальные

способы

познания

способам

построения образовательного процесса, задаваемого учителем. Это может происходить

сравнительно безболезненно, если они имеют большую мотивацию к получению знаний и

высокий уровень обучаемости. Но она не может составлять более 40% от всего учебного

времени.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда

ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных

между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Проблемные ситуации создаются

на всех уровнях обучения и в разные возрастные периоды.

Признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии

проблемного обучения:

1) создание проблемных ситуаций,

2) обучение учащихся в процессе решения проблем,

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует

поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального

затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса или задачи.

В педагогической литературе определены следующие отличительные черты

проблемного вопроса (задачи):

1)

Сложность, выступающая в форме противоречия.

2)

Ёмкое содержание.

3)

Увлекательная форма.

4)

для воспитанника уровень сложности.

Для создания проблемных ситуаций педагогом применяются следующие методические

приемы:

- приведение воспитанников к противоречию и предложение им самим найти способ его

разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- рассмотрение воспитанниками явления с различных позиций;

-

побуждение

обучаемых

делать

сравнения,

обобщения,

выводы

из

ситуации,

сопоставление фактов;

- формулирование конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию,

логику рассуждения;

-

предложение

воспитанникам

решение

проблемных

задач

недостаточными

или

избыточными

исходными

данными,

с

неопределенностью

в

постановке

вопроса,

с

противоречивыми

данными,

с

заведомо

допущенными

ошибками,

с

ограниченным

временем на решение).

Образовательный процесс строится вокруг обучающегося, вся работа организуется в

малых

группах.

Роль

педагога

сводится

к

наблюдению,

поддержке

-

не

более.

Эти

проблемы

будят

любознательность

детей,

способствуют

тому,

что

воспитанники

самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний.

Проблемы ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит

усложнение материала, воспитанники достают новую информацию и переходят с одного

уровня на другой.

Задача преподавателей - разработать, сформулировать задания - проблемы.

Интерактивная технология

МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением

интерактивной технологии. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова

“interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивное обучение - это,

прежде

всего,

диалоговое

обучение,

в

ходе

которого

осуществляется

взаимодействие

педагога и воспитанника. На занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая

работа.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время

методистами

и

учителями-практиками

разработано

немало

форм

групповой

работы.

Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”,

“дебаты”, «ролевая и деловая игра», круглый стол и другие.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким

образом,

что

практически

все

обучающиеся

оказываются

вовлеченными

в

процесс

познания, они имеют возможность высказывать то, что они знают и думают. Причем,

происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не

только

получать

новое

знание,

но

и

развивает

саму

познавательную

деятельность,

переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Cовременное образование невозможно без четких ответов на ключевые вопросы его

построения:

для

чего

(цели

и

ценности),

чему

(содержание)

и

как

(технологии)

необходимо учить подрастающее поколение.

Решение семинара

Внедрить в учебные занятия формы работы технологий, развивающих познавательные

потребности.

Методистам:

а)

обобщить

опыт

работы

педагогов,

работающих

по

инновационным

технологиям.

б)

сделать

подборку

приёмов

и

методов

технологий

интерактивного

и

проблемного обучения с учётом специфики работы каждого отдела.



В раздел образования