Автор: Чегодаева Елена Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств имени А.А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: г. Тобольск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных процессов"
Раздел: дополнительное образование
«Образование должно быть истинным,
полным, ясным и прочным»
Я.А. Каменский
В условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по
интересам».
Вариативность
дополнительных
общеразвивающих
программ
дает
возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а
строить
обучение
по
принципу
-
процесс
ради
процесса,
учение
ради
учения,
т.е.
следовать
природе
познавательного
развития
ребенка.
Поэтому
акцент
в
обучении
естественно
смещается
в
сторону
удовлетворения
и
активизации
познавательного
интереса у воспитанников.
Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная
деятельность».
Познавательная
деятельность
предполагает
большую
степень
самостоятельности воспитанника, чем учение.
Начнём с того, что же такое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:
Познание:
1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.
2. Совокупность знаний в какой-либо области.
Познавательный интерес — несет в себе все функции интереса. Объектом его является
область познания. Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не
только ориентировки на новизну и неожиданность. База познавательного интереса —
потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарная ориентировка в
действительности; избирательное отношение к явлениям и предметам окружающего мира;
духовная потребность в познании.
Источником формирования познавательного интереса в учебном процессе являются
содержание
обучения
и
процесс
деятельности,
а
индикаторами
уровня
развития
познавательного интереса служат интерес к различным элементам деятельности, характер
самостоятельности в учении, отношение к возможным трудностям, корреляция между
интересом и склонностями.
В учреждении дополнительного образования детей познавательная деятельность детей
— один из видов индивидуальной или групповой работы, которая используется для
расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности
как на занятиях, так и дома. (При ее планировании педагог должен учитывать интересы,
потребности, способности, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников).
В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько
этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции
человека
на
все
неожиданное,
интригующее.
Любопытство,
вызванное
неожиданным
результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу
данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный
интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся
проявляет
желание
глубже
разобраться,
понять
изучаемое
явление.
В
этом
случае
воспитанник
обычно
активен
на
занятии,
задает
вопросы,
участвует
в
обсуждении
результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и
т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего
предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к
предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность
и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов
школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка
познавательных задач занятия, доказательное объяснение материала, четкая структура
занятия,
использование
в
учебном
процессе
разнообразных
самостоятельных
работ,
творческих
заданий
и
т.
д.
—
все
это
является
мощным
средством
развития
познавательного
интереса.
Воспитанники
при
такой
организации
учебного
процесса
переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и
развитию их интереса.
Развитие познавательных способностей - длительный процесс. Исследования
позволили
выделить
приёмы,
которые
содействуют
активизации
познавательной
деятельности обучающихся, в которых воспитанник должен:
- защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать
приобретенные знания;
- задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью
в процесс познания;
-
рецензировать
ответы
товарищей,
сочинения,
другие
творческие
работы,
вносить
коррективы, давать советы;
- делиться своими знаниями с другими;
- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
- выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы,
первоисточников, на длительные наблюдения;
-
побуждать
воспитанников
находить
не
единственное
решение,
а
несколько
самостоятельно предпринятых;
- практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических
действий;
-
разнообразить
деятельность,
включать
в
познание
элементы
труда,
игры,
художественной, общественной и других видов деятельности;
-
создавать
заинтересованность
коллективной
деятельностью,
на
основе
которой
и
происходит формирование активной позиции членов коллектива.
Чаще всего упрощенное понимание организации познавательных процессов, приводит
к моделированию образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.
ЗУНовская технология
Если внимательно рассмотреть последовательность реализации этапов урока, то можно
очень быстро сделать вывод о том, что данная образовательная технология представляет
собой репродуктивный подход к обучению: учитель задает цели, мотивирует, предъявляет
содержание
и
для
сохранения
знаний
обеспечивает
их
закрепление.
Таким
образом,
педагогом определяется маршрут и этапы познания, а ученик принимает все предлагаемое
учителем.
Его
познавательная
активность
минимальна
и
проявляется
на
этапе
воспроизводства предложенных знаний и в обратной связи.
Несмотря на то, что следует отказываться от доминирования такой технологии, ее
преимуществом является существенная экономия времени и сравнительная простота в
подготовке и реализации.
В ходе реализации данной технологии воспитанники вынуждены самостоятельно
согласовывать
и
даже
подчинять
свои
индивидуальные
способы
познания
способам
построения образовательного процесса, задаваемого учителем. Это может происходить
сравнительно безболезненно, если они имеют большую мотивацию к получению знаний и
высокий уровень обучаемости. Но она не может составлять более 40% от всего учебного
времени.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда
ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных
между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Проблемные ситуации создаются
на всех уровнях обучения и в разные возрастные периоды.
Признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии
проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций,
2) обучение учащихся в процессе решения проблем,
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует
поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального
затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса или задачи.
В педагогической литературе определены следующие отличительные черты
проблемного вопроса (задачи):
1)
Сложность, выступающая в форме противоречия.
2)
Ёмкое содержание.
3)
Увлекательная форма.
4)
для воспитанника уровень сложности.
Для создания проблемных ситуаций педагогом применяются следующие методические
приемы:
- приведение воспитанников к противоречию и предложение им самим найти способ его
разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- рассмотрение воспитанниками явления с различных позиций;
-
побуждение
обучаемых
делать
сравнения,
обобщения,
выводы
из
ситуации,
сопоставление фактов;
- формулирование конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию,
логику рассуждения;
-
предложение
воспитанникам
решение
проблемных
задач
(с
недостаточными
или
избыточными
исходными
данными,
с
неопределенностью
в
постановке
вопроса,
с
противоречивыми
данными,
с
заведомо
допущенными
ошибками,
с
ограниченным
временем на решение).
Образовательный процесс строится вокруг обучающегося, вся работа организуется в
малых
группах.
Роль
педагога
сводится
к
наблюдению,
поддержке
-
не
более.
Эти
проблемы
будят
любознательность
детей,
способствуют
тому,
что
воспитанники
самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний.
Проблемы ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит
усложнение материала, воспитанники достают новую информацию и переходят с одного
уровня на другой.
Задача преподавателей - разработать, сформулировать задания - проблемы.
Интерактивная технология
МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением
интерактивной технологии. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова
“interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивное обучение - это,
прежде
всего,
диалоговое
обучение,
в
ходе
которого
осуществляется
взаимодействие
педагога и воспитанника. На занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая
работа.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время
методистами
и
учителями-практиками
разработано
немало
форм
групповой
работы.
Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”,
“дебаты”, «ролевая и деловая игра», круглый стол и другие.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом,
что
практически
все
обучающиеся
оказываются
вовлеченными
в
процесс
познания, они имеют возможность высказывать то, что они знают и думают. Причем,
происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не
только
получать
новое
знание,
но
и
развивает
саму
познавательную
деятельность,
переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Cовременное образование невозможно без четких ответов на ключевые вопросы его
построения:
для
чего
(цели
и
ценности),
чему
(содержание)
и
как
(технологии)
необходимо учить подрастающее поколение.
Решение семинара
Внедрить в учебные занятия формы работы технологий, развивающих познавательные
потребности.
Методистам:
а)
обобщить
опыт
работы
педагогов,
работающих
по
инновационным
технологиям.
б)
сделать
подборку
приёмов
и
методов
технологий
интерактивного
и
проблемного обучения с учётом специфики работы каждого отдела.