Напоминание

«Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»


Автор: Сиверская Лариса Петровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ № 203
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Художественная литература как средство воспитания

нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Сиверская Л.П

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста– очень

актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные

ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры

детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению

к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у

детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте,

милосердии, справедливости.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его

мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки

других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под

руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт

поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе,

усваивает моральные нормы

В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться

непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком,

проявить себя таким в обществе. Духовный мир ребенка может обогащаться в

том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания,

радости, гордости, через познавательный интерес.

К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра,

сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских

отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей

играет художественная литература.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание

дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают

ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым

содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей

волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает

позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так

возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в

воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно

переживает события, в которых не участвовал.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я

использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность,

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .Особую роль

отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-

образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные,

которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что

комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно

организовать по-разному, интересно.

В течение года познакомила детей с большим количеством

произведений детской художественной литературы. Формировала у детей

умение воспринимать литературное произведение, также некоторые

элементарные умения анализировать произведение (его содержание и

форму).

Отбирая художественную литературу, опиралась на то, что

моральное, нравственное воздействие на ребёнка, зависит прежде всего от

его художественной ценности. Художественное произведение должно

затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание,

сочувствие герою.

Решая задачи нравственного воспитания средствами искусства, обращалась

к различной художественной литературе, благо что писатели прошлого и

настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей

о проявлениях всех нравственных качеств. Дошкольники, например, хотят

быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка -- добрая душа»),

понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно

смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова).

И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н.

Носова) и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе»

К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и

Андерсена, веселые стихи С.Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского.

Художественные произведения подбирала в зависимости от

конкретных воспитательных задач, которые стояли передо мной.

Например для фомирования у детей представления о скромности,

положительного к нему отношения и отрицательного - к хвастовству

рассказывала сказку "Заяц-хвастун", а произведение К. Чуковского

"Айболит" воспитывало у детей доброжелательность, сочувствие, желание

прийти на помощь тем, кто попал в беду, воспитание честности ,

отзывчивости помогают произведения Н.Носова «Огурцы», «Карасик».

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и

вне занятий позволило мне проводить работу по нравственному воспитанию

целенаправленно и комплексно. Художественная литература

способствовала развитию чувств и представлений детей, но в отличии от

взрослого, имеющего большой жизненный опыт, ребёнок не всегда может

увидеть главное в содержании книги, дать правильную оценку - книга

раскрывает перед ним много неизвестного и ему сложно разобраться во всём.

Беседы с детьми строила так, чтобы нравственные представления

приобретали для ребёнка определённое яркое, живое содержание. Готовясь к

беседе, продумывала вопросы, которые буду задавать детям в связи с

прочитанной книгой.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать

такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать,

которые помогают в формировании нравственных чувств у детей:

товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых,

ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют

развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и

системное использование произведений художественной литературы является

не только благоприятным средством, которое способствует нравственному

воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в

воспитании нравственной культуры использовались следующие формы

работы:

- групповые собрания;

- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей»,

«Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли

добрыми»;

- выставки книг;

- провела занятие которое показали родителям ;

- совместная творческая деятельность родителей и детей;

- полезные советы;

В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с

родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться,

разговаривать, читать книги, разучивать стихи, потешки, песенки, т.е. больше

внимания уделять своим детям.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это

обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития

личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому

ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут

положительные результаты.

Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе

способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у

детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах

чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими

желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим

нравственное развитие дошкольников.



В раздел образования