Конспект по познавательному развитию (по экологии) В старшей группе Тема: " Берёзовая роща" - объект экологической тропы"
Автор: Тащилова Татьяна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №4 "Малышок" Населённый пункт: г. Семёнов Наименование материала: конспект Тема: Конспект по познавательному развитию (по экологии) В старшей группе Тема: " Берёзовая роща" - объект экологической тропы" Раздел: дошкольное образование
Конспект
по познавательному развитию
(по экологии)
В старшей группе
Тема:
« Берёзовая роща» - объект экологической
тропы»
Воспитатель: Тащилова Т. М.
Цель:
Формирование умения находить сходство и различие в характерных
особенностях внешнего вида деревьев, делать простейшие умозаключения.
Развитие любознательности.
Возможность для психологической разгрузки
Воспитание бережного отношения и любви к природе.
Воспитывать культуру общения с природой.
Мотивация: письмо от старичка «Боровичка»
Средства: картосхема экологической тропы, загадка, знаки правила
поведения в природе, письмо от старичка «Боровичка», фишки, угощение.
Способы: художественное слово, игровая ситуация со старичком, вопросы
проблемного и поискового характера, рассказывание, сравнение,
наблюдение, подвижная игра, частично – поисковые ситуации. Технология
сохранения и стимулирования здоровья - релаксация.
Предварительная работа: игры инаблюдения на тропев различные времена
года, игры о деревьях и цветах, наблюдения и опыты.
Объектытропы - задействованные берёзовая роща.
Рефлексия: Чем понравилось наше мероприятие?
Что нового вы узнали? Какие объекты экологической тропы вам бы хотелось
посетить?
Ход:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас на один из объектов
экологической тропы, а куда вы сами догадайтесь.
Читаю загадку
Русская красавица, всем нам очень нравиться
Бела она стройна, одежда зелена.
Дети - Это берёза
Воспитатель: - Правильно. Дети, а как вы понимаете слово «Берёзовая
роща»
Дети: Когда в лесу растут одни берёзы.
Воспитатель: - правильно вот мы с вами и пойдём на станцию «Берёзовая
роща».
Хотите там побывать?
Дети - Да хотим.
Воспитатель: - Тогда в путь.
Только прежде вспомните, какое сейчас время года?
Дети - Осень
Воспитатель: - Да верно, сейчас осень, что становиться осенью с листьями на
деревьях?
Дети - Листья желтеют и начинают и начинают опадать
Воспитатель: - А сейчас мы это с вами увидим.
Воспитатель: - Вот ребята и наша станция.
И вы оказались правы, берёзки сменили свой наряд. Всё в жёлтом цвете. А
как можно ещё назвать этот цвет?
Дети - Это цвет можно назвать золотым.
Воспитатель: - Правильно, Ребята, посмотрите вокруг, как стало красиво. Вы
ничего не замечаете, может что-то еще изменилось?
(Неподалеку стоит самодельная кукла в виде старичка «Боровичка» и у него
письмо).
Дети - А я вижу старичка «Боровичка» хозяина тропы.
Посмотрите, и правда на тропинке он нас встречает.
У него что-то для нас есть для нас!
Дети - Это письмо.
(В письме картосхема экологической тропы и задания для детей .)
Читаю письмо: «Ребята, я узнал, что вы собираетесь ко мне в гости, я
приветствую вас на экологической тропе . Предлагаю вампрогулятьсяпо
Берёзовой роще и выполнить мои задания, за каждый правильный ответ
получите фишку! Желаю приятно провести время, ваш старичок
«Боровичок».
Ну и задал нам задачу «Боровичок», Может сначала, вспомним, правила
поведения в природе.
Дети -
Нельзя шуметь, сорить, разрушать гнезда и муравейники, ломать
ветки и рвать цветы.
Воспитатель: - Молодцы, все правила помните! А теперь посмотрим на
карту, куда же нам идти?
Воспитатель: - На карте нарисован маршрут, обозначенный стрелочками.
Итак, ребята, нам нужно сделать 8 шагов от старичка прямо, там будет первая
берёза. Шагаем и считаем, пришли.
Воспитатель: - Наше первое задание
«Назовите все части берёзы. Расскажите о них».
Дети - Это корни, ствол, ветки, листья.
Дети - Корни питают дерево из земли. Корни большие они глубоко в земле
находятся, и держаться за землю и дерево не падает.
Воспитатель: - Молодцы, про корни вы верно подметили.
Воспитатель: - Что можете рассказать о листьях?
Дети - Листья весной распускаются, а осенью опадают. У листиков есть
жилочки.
И листья меняют свою окраску летом зелёные, а осенью жёлтые и опадают
Воспитатель: - И это правильно.
Воспитатель: - Ствол, какую роль играет?
По стволу бежит сок, и он питает дерево. Ещё ствол покрыт корой.
Воспитатель: - Как вы думаете, справились с этим заданием?
Дети - Да справились.
Воспитатель: - Вот первая фишка от «Боровичка». Какое же следующее
задание, сделайте 5 шагов влево от первой берёзы там найдите следующее
задание.
Воспитатель: - Шагаем и считаем, пришли. Следующее задание такое
«Сравните берёзу с другим близкорасположенным деревом. И назовите
характерные и индивидуальные признаки».
Воспитатель: - Какое ещё дерево вы видите?
Рябину.
Воспитатель: - Чем, берёза и рябина, похожи?
И чем отличаются?
Дети - Похожи тем, что у их есть корни, ствол, ветки, листья.
Дети - Отличаются они тем, что у рябины есть плоды ягоды, а у берёзы нет,
ещё окраской ствола, формой листьев..
Воспитатель: - С этим заданием тоже справились! Много вы признаков
назвали. Я рада за вас.
Воспитатель: - Смотрим, куда дальше. Надо найти берёзу у которой самый
толстый ствол там, на веточке следующее задание спрятал «Боровичок»
Дети - Вот она я нашёл.
«Возле этой берёзы поиграть, хороводы поводить сделать
расслабляющие упражнения»
Воспитатель: - Ребята, а какой хоровод мы с вами можем здесь завести.
Воспитатель: - Да, я предлагаю взяться за руки и поводить хоровод вокруг
нашей красавицы.
А сейчас повернитесь спиной к берёзе, расслабьте мышцы, рук и ног
представьте, что сверху проходят тёплые ручейки, закройте глаза, медленно
вздохните и выдохните. Вы расслаблены ритмично вдыхайте воздух, мы с
вами заряжаемся энергией которую нам даёт берёза
(релаксацию проводим 2-3 минуты).
А сейчас откройте глаза, вы бодры и полны сил неправда - ли.
Следуем дальше по маршруту. « Надо встать лицом к детскому саду и
повернуться направо и там вы увидите скамеечки, отдохните на них и
прочтите стихи о берёзе»
Воспитатель: - Кто ребята знает стихи?
Дети - отвечают
Наступила осень
Пожелтел наш сад
Листья на березе золотом горят
Не слыхать веселых песен соловья
Улетели птицы в теплые края.
Воспитатель: - Молодец Ангелина.
Воспитатель: - Кто ещё желает, пожалуйста, Даша.
Дети -
Дождик долго моросит
Моет наши стекла
Грустный у березы вид
Вся она намокла.
Воспитатель: - Умница? Ребята, а вы хотите узнать больше о берёзе?
Дети - Да хотим.
Воспитатель: - Ребята вам нравиться берёза? Чем нравиться.
Дети - Нравиться. Она красивая, белоствольная.
Воспитатель: - Я вижу, что вы её полюбили. С нежностью на неё смотрите.
Не ломаете веточки. Берёза такое волшебное дерево, которое своей
энергией не всем помогает, а только тому, кто её любит, верит в неё,
относиться к ней с большой лаской. Кого берёза полюбит, тот всегда возле
неё здоров будет – гласит пословица.
Воспитатель: - Ребята, вы справились со всеми заданиями старичка
«Боровичка», молодцы!
Воспитатель: - А теперь может, вспомним,
что мы делали, что видели, что понравилось? Нам старичок «Боровичок» дал
карту с заданиями» и мы их выполняли.
Дети - Мы побывали на станции экологической тропы «Берёзовая роща».
Называли части дерева, Сравнивали берёзу с рябиной. Водили хоровод,
расслабляющие упражнения.
Всё верно вы вспомнили. А сейчас я предлагаю закрепить наши знания и
быть внимательными поиграть в игру «К такому дереву беги». А правило
игры нам напомнит Серёжа.
Дети - бегать не наталкиваясь и громко не кричать, слушать задание и
правильно выполнять его.
Воспитатель: Я буду называть индивидуальные признаки берёзы, а вы найти
это дерево и бегите к нему. Играем?
Дети - Да
Воспитатель: - Бегите к самой низкой берёзе,
- К берёзе у которой ещё много зелёных листиков,
- К Дереву у которого высоко расположены веточки,
- К берёзе на которой сидит птица.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы порадовали
старичка «Боровичка»
и за это он вам оставил угощение, можете попрощаться с ним и
поблагодарить.
Дети прощаются.