Напоминание

Формирование познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста через развитие интереса к исследованиям в практике работы ДОУ


Автор: Минько Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Формирование познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста через развитие интереса к исследованиям в практике работы ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование познавательной инициативы у детей старшего дошкольного

возраста через развитие интереса к исследованиям в практике работы ДОУ

Минько Елена Сергеевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125», г. Новокузнецк

Мы

хотим

видеть

наших

воспитанников

любознательными,

общительными,

умеющими

ориентироваться

в

окружающей

обстановке,

решать

возникающие

проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной

преобразующей

активности

ребенка.

Этот

возрастной

период

важен

для

развития

познавательной

потребности,

которая

находит

отражение

в

форме

поисковой,

исследовательской

деятельности,

направленной

на

«открытие»

нового,

которая

развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка

грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на

свои

вопросы

«почему»

и

«как»,

что

способствует

развитию

познавательной

компетенции детей.

1

Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало,

поисковые

творческие

процессы,

способствующие

преобразованию

действительности.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме

познания она осуществилась, являются знания.

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми,

незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает

желание

узнать

это

новое,

понять

непонятное.

Изменения

объектов,

переход

вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды – в лед и т. п.),

такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п.

вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают

понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во

многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают

пытливый

ум,

наблюдательность,

уверенность

во

взрослом

как

источнике

интересных новых сведений (знаний), объяснений.

Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение

по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Поэтому

взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность,

создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.

2

Приобретение

данных

навыков

требует

систематичной,

целенаправленной

работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования

детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

по

характеру

объектов,

используемых

в

эксперименте:

опыты:

с

растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых

является человек.

по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.

д.

по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные

по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные

в ответ на вопрос ребенка.

по

характеру

включения

в

педагогический

процесс:

эпизодические

(проводимые от случая к случаю), систематические.

по

продолжительности:

кратковременные

(5-15

мин.),

длительные

(свыше 15 мин.).

по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные,

многократные, или циклические.

по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

по характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта

или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить

изменения в состоянии объекта)

3

обобщающие

(эксперименты,

в

которых

прослеживаются

общие

закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

по

характеру

познавательной

деятельности

детей:

иллюстративные

(детям

все

известно,

и

эксперимент

только

подтверждает

знакомые

факты),

поисковые

(дети

не

знают

заранее,

каков

будет

результат),

решение экспериментальных задач.

по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду

заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет

обогащение

памяти

ребенка,

активизируется

его

мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается

речь

ребенка,

так

как

ему

необходимо

давать

отчет

об

увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

Д е т с ко е

э кс п е р и м е н т и р о ва н и е

ва ж н о

и

д л я

ф о р м и р о в а н и я

самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать

достижения определенного результата.

В

процессе

экспериментальной

деятельности

развивается

эмоциональная

сфера

ребенка,

творческие

способности,

формируются

трудовые

навыки,

укрепляется

здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В

детском

экспериментировании

наиболее

мощно

проявляется

собственная

активность

детей,

направленная

на

получение

новых

сведений,

новых

знаний

(познавательная

форма

экспериментирования),

на

получение

продуктов

детского

4

творчества

новых

построек,

рисунков

сказок

и

т.

п.

(продуктивная

форма

экспериментирования).

В

процессе

экспериментирования

дошкольник

получает

возможность

удовлетворить

присущую

ему

любознательность,

почувствовать

себя

ученым,

исследователем, первооткрывателем.

Общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто

обогащение

его

представлений

об

окружающем,

а

развитие

познавательной

инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта

(на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности

личности к непрерывному образованию.

Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и

развивать

в

ребенке

интерес

к

исследованиям,

открытиям,

создать

для

этого

необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие

закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения

явлений окружающего мира.

5

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен

отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и

правил

обращения

с

ними,

безотказность

действия

приборов

и

однозначность

получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,

отчетливая

видимость

изучаемого

явления,

возможность

участия

ребенка

в

повторном показе эксперимента.

Важно,

что

ребенок

начнет

подходить

к

пониманию

явлений

с

правильных,

научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные

представления о явлениях и принципах их протекания.

Таблица 1 «Показатели уровня овладения детьми в экспериментальной деятельности»

6

7

Уровни

Отношение к

экспериментальной

деятельности

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное

отношение

устойчиво.

Ребенок проявляет

инициативу и

творчество в

решении

проблемных задач.

Самостоятельно

видит проблему

Активно

высказывает

предположения.

Выдвигает

гипотезы,

предположения,

широко

пользуясь

аргумент ацией

и

доказательствами

Самостоятель

н о

п л а н и р у е т

предстоящую

деятельность.

Осознанно

выбирает

предметы

и

материалы

для

самостоятельной

д е я т е л ь н о с т и

в

соответствии

с

их

качествами,

свойствами,

назначениями.

Действует планомерно.

Помнит о цели работы на

протяжении всей

деятельности.

В диалоге со взрослым

поясняет ход

деятельности.

Доводит дело до конца.

Средний

В большинстве

случаев ребенок

проявляет активный

познавательный

интерес

Видит проблему

иногда

самостоятельно,

иногда с небольшой

подсказкой взрослого.

Ребенок

высказывает

предположения,

выстраивает гипотезу

самостоятельно или с

небольшой помощью

других (сверстников

или взрослого)

Принимает

активное участие при

планировании

деятельности

совместно со

взрослым.

Самостоятельно готовит

материал для

экспериментирования,

исходя из их качеств и

свойств.

Проявляет настойчивость в

достижении результатов,

помня о цели работы.

Низкий

Познавательный

интерес

неустойчив, слабо

выражен

Не всегда понимает

проблему.

Малоактивен в

выдвижении идей

по решению

проблемы.

С трудом понимает

выдвинутые

другими детьми

гипотезы.

Стремление к

самостоятельности

не выражено.

Допускает ошибки

при выборе

материалов для

самостоятельной

деятельности из-за

недостаточного

осознания их

качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь

процессом.

Тяготеет к однообразным,

примитивным действиям,

манипулируя предметами.

Ошибается в установлении

связей и

последовательностей (что

сначала, что потом).

Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе

экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата

добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

Литература

1 .

Волостникова

А.

Г.

Познавательные

интересы

и

их

роль

в

формировании

личности. - М.,1994.

2.

Иванова

А.

И.

Методика

организации

экологических

наблюдений

и

экспериментов в детском саду. - М., 2004.

3.

Короткова

Н.

А.

Познавательно-исследовательская

деятельность

старших

дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С. 4-12.

4.

Куликовская

И.

Э,

Совгир

Н.

Н.

Детское

экспериментирование.

Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 79с.

5. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково-познавательная работа в детском

саду // Методист. - 2006. - №8. - С. 60-64.

6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности //

Дошкольное воспитание. - 2007. - N6. - С. 13-16.

7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971.

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

9

Приложение 1

Опыты для ребенка в картинках

Эти веселые научные опыты для детей дошкольного и младшего школьного

возраста собрал и подготовил Егор Белько. Увлечь ребят познавательными и

развивающими экспериментами можно на свежем воздухе в любое время

года.

Правила безопасности:

Нельзя пробовать на вкус вещества для экспериментов, даже если это

продукты питания.

Если в опытах используется огонь, нужно делать их только под

наблюдением взрослых.

Если вещества попали на кожу, промойте водой с мылом.

Не вдыхайте пары происходящих реакции.

Опыт для ребенка № 1

«Воздушные пузыри на морозе»

Нам

понадобится:

раствор

д л я

мыльных

пузырей,

с о л ом и н к а ,

холодильник, зима.

Что

делать:

Баночку

с

раствором

мыльных

пузырей

поставьте

в

морозилку

н а

несколько

минут.

Мыльный

раствор не должен замерзнуть! А

лишь

охладиться.

Выйдите

на

улицу

и

через

с ол ом и н ку,

аккуратно выдуйте большой мыльный пузырь.

В чем суть: Как будет вести себя мыльный пузырь на морозе? Мыльный пузырь

быстро, на ваших глазах, превратиться в ледяной шар. Это произойдет потому, что в

мыльном растворе содержится вода, она на морозе превращается в лед. А происходит

это так быстро по причине тонких стенок мыльного пузыря. Красивое зрелище!

Кстати, если аккуратно выдуть пузырь на снег или лед, то замерзать он начнет из

точки их соприкосновения.

10

Опыт для ребенка № 2

« Вод

а из травы»

Нам

понабиться: полиэтилено

вая

пленка

или

пакет,

лопатка,

чашка,

камешки,

свежая

зеленая

т рава,

солнечная погода.

Что делать: Нарвите пучок

сочной з е л е н о й

т р а в ы .

Выкопайте

ямку

в

земле,

глубиной

в

две

чашки,

шириной

не

шире

пакета.

Положите траву в ямку. В

центр

поставьте

чашку.

Накройте ямку пленкой и по

краям положите камешки, чтобы плотно прижать пленку к земле. В центр пленки,

над чашкой, положите небольшой камушек, чтобы пленка немного продвинулась

внутрь. Теперь подождите несколько часов.

В чем суть опыта для ребенка: Где взять воду, если рядом нет ее источника? Когда

вы уберете пленку, в чашке обнаружите прозрачную воду. Трава состоит из воды

более чем на 60 %. Когда солнечные лучи нагревают ее, то выпаривают воду. Пар,

поднимается

вверх,

где

его

задерживает

полиэтиленовая

пленка.

На

ней

он

конденсируется, превращаясь в капельки воды. Влага скатывается к середине, где

пленка вдавлена внутрь и капает в чашку. Этот полезный опыт может помочь

туристу в сложной ситуации, когда нет поблизости воды.

Опыт для ребенка № 3

«Соль и лед»

Нам

понабиться: поваренная

соль,

цветной

мел,

мороз,

снег

и

лед

на

улице. Что делать: Смешайте соль с

т о л ч е н ы м

ц в е т н ы м

м е л о м .

Отправляйтесь

на

улицу

и

найдите

замерзшую лужу. Обильно посыпьте

ледяную поверхность цветной солью.

Подождите

10

минут

и

наблюдайте

как

крупинки

соли

разъедают

лед,

образовывая в нем цветные тоннели.

В

чем

суть

опыта

для

ребенка:

П о ч е м у

н е

замерзает соленая вода, а сухая соль плавит лед? При соединении льда (замерзшей

воды) и соли, получается смесь которая имеет температуру замерзания ниже, чем

11

чистая

вода.

Следовательно,

лед

начинает

таять.

Процесс

таяния

будет

продолжаться до тех пор, пока концентрация соли не ослабнет от количества

растаявшей воды.

Опыт для ребенка № 4

«Песчаная пена»

Нам понабиться: ведерки и формочки

для

песка,

сода,

уксус,

пульверизатор

(бутылочку

с

дыркой

в

крышке),

цветные мелки.

Что делать: В бутылочку

пульверизатора

налейте

уксус.

Разомните

в

разных

ведерках

цветные

мелки.

Добавьте

в

каждое

ведро

од и н а ко в о е

количество с о д ы .

Д а л е е

насыпайте в ведра песок. Его должно быть в 2-3 раза больше чем смеси соды и

мела. Перемешайте. Получился цветной песок. Постройте что-нибудь при помощи

фигур для песка. Далее самое интересное. Брызгай из пульверизатора на песчаные

фигуры и увидишь, как их будет обволакивать большой цветной пеной

В чем суть эксперимента: Происходит реакция нейтрализации соды и уксуса, с

обильным выделением углекислого газа. Он то и образует множество пузырьков,

которые красиво подкрашены мелом

.

Опыт для ребенка № 5

«Ракета из шарика»

Нам понабиться: длинный и круглый

воздушные

шарики,

н е б ол ь ш о й

пластиковый

ст аканчик,

н и т к а ,

ножницы .

Ч т о

д е л а т ь : Отрежьте

ножницами

дно

у

стаканчика.

Надуйте

длинный

шарик

(не

полностью).

Вставьте

шарик

в

стаканчик.

Придерживайте

отверстие шарика, чтобы воздух

не

вышел

раньше

времени.

Теперь

поместите

круглый

шарик

внутрь

стаканчика

и

надуйте

его.

Он

должен

плотно

зажать

хвостик

длинного

шарика.

Аккуратно

завяжите на бантик отверстие круглого шарика. Выходите на улицу, на открытое

12

пространство.

Прицеливайтесь

конструкцией

вверх.

Развязывайте

бантик

на

круглом шарике.

В чем суть опыта: Своя собственная двухступенчатая ракета — это ли не мечта

мальчишки? Как только герметичность шарика нарушится, воздух вырвется наружу.

Ракета будет двигаться в противоположную от выходящего воздуха сторону — это

принцип реактивной тяги. Когда закончится воздух в круглом шарике, откроется

отверстие в длинном шарике и

ракета продолжит свое

движение.

Опыт для ребенка № 6

Выращиваем сосульки

Нам понабиться: маленькая елочка на

улице,

пластиковые

бутылки,

вода,

красители, шило.

Что

делать: В

крышках

от

пластиковых бутылок, сделайте

небольшие

отверстия,

при

помощи

шила

( п о п р о с и т е

родителей). В бутылки налейте

воду

и

добавьте

красители,

перемешайте. Выходите на улицу и идите к елочке, которую хотите украсить

разноцветными

сосульками.

Выращивать

сосульки

нужно

несколько

дней.

Аккуратно

полейте

веточку

елочку

цветной

водой,

затем

другую

ветку

водой

другого цвета. Через пару часов, повтори процедуру, а затем еще раз через 2-3 часа.

Уже на следующий день ты увидишь красивые сосульки, свисающие с веток дерева.

В чем суть опыта: А вы знаете, что сосулька — это сталактит. И образуются они

п о с т е п е н н о ,

к а п е л ь к а

з а

капелькой. Мороз замораживает

воду

и

следующая

к а п л я ,

застывает

на

предыдущей

вырастает сосулька.

Опыт для ребенка № 7

«Желтые листья»

Нам

понабиться:

фольга,

ножницы,

скотч, растение с широкими листьями,

лето.

Что

делать: Выберите

на

ули ц е

растение

с

зелеными

листьями.

Из

фольги

вырежьте

любую

фигуру,

размером поменьше зеленого листа. Приложите фольгу к листку на растении, закрепив ее

скотчем

13

Через 3-4 дня, когда вы удалите фольгу с листка, увидите желтый отпечаток в

форме фигурки. Почему же желтеют листья?

В чем суть опыта: Листья зеленые, за счет особого вещества, которое называется

хлорофилл. Как вы знаете, растения имеют важное предназначение, они

перерабатывают углекислый газ в кислород — это фотосинтез. Для этого процесса

нужно вещество хлорофилл и солнечный свет. Приложив фольгу, мы лишаем

часть листка воздействия солнечных лучей и прерываем процесс фотосинтеза.

Растение увядает — желтеет.

Опыт для ребенка № 8

«Огонь в банке»

Н а м

п о н а б и т ь с я:

т р е х л и т р о в а я

стеклянная банка, длинные спички или

лучина, растение во дворе.

Что делать: С утра выходите на улицу,

прихватив

с

собой

банку.

Найдите

невысокое

растение,

например

цветок.

Накройте

его

сверху

банкой.

Вечером,

вместе

взрослые

и

ребенок,

возьмите

с п и ч к и

и отправляйте сь

к

м е с ту

эксперимента.

Сначала

зажгите

спичку,

затем быстро поднимите банку с земли и

вставьте

лучину

с

пламенем

внутрь

банки. Вы заметите, как увеличится пламя в размере. Из маленького огонька он

превратится в сильное, яркое пламя.

В

чем

суть

опыта:

Этот

опыт

показывает

ребенку,

что

растение

производит

кислород. За счет того, что банка не давала кислороду улетучится, он накопился

внутри резервуара. А огонь горит при наличии кислорода.

Находясь

на

природе,

даче

с

ребенком,

можно

устроить

увлекательные

эксперименты:

14

Сделать солнечные часы

Понаблюдать как муравьи перетаскивают конфету в муравейник

Посмотреть как растения тянутся к солнышку и поворачивают к нему листья

в течении дня

15

16



В раздел образования