Автор: Шушкевич Надежда Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 9"
Населённый пункт: Г ГЛАЗОВ
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование
Составитель: Шушкевич Н.А.
старший воспитатель
Использование здоровьесберегающих технологий в организации
педагогического процесса в ДОУ.
Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на
сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому
образу жизни у воспитанников. Её актуальность продиктована введением ФГОС дошкольного
образования, который
направлен
на
решение
следующих
задач:
cохранение
и
укрепление
физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка
как
субъекта
отношений
с
самим
собой,
другими
детьми,
взрослыми
и
миром.;
формирование
у
детей
ценностей
здорового
образа
жизни,
развитие
их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка
.
(приказ Министерства образования и науки РФ
от « 17» октября 2013г.№ 1155)
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только
отсутствие физических дефектов».
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.
Их
комплекс
получил
общее
название
«здоровьесберегающие
технологии».
Их
главное
назначение
–
объединить
педагогов,
психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и
развитие здоровья.
Здоровьесберегающие
технологии:
система
мер,
включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий: гиподинамия (нарушение
функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение
зрения
и
т.п.)
детские
стрессы
(нервные
расстройства
вследствие
отрицательной
психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
тревожность
(недостаток
эмоциональной
поддержки
в
детском
саду
и
семье,
недостаток
информации).
Классификация
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовании
–
определяется
по
доминированию
целей
и
решаемых
задач,
а
также
ведущих
средств
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации:
медико-профилактические
физкультурно-оздоровительные
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологическое просвещение детей и родителей
В
нашем
ДОУ
разработана
«технология
здоровьесбережения»,
задачами
которой
являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного
использования
доступных
для
детского
сада
средств
физического
воспитания,
оптимизации
двигательной
деятельности
на
свежем
воздухе
и
в
помещении.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе
жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении
их здоровья, развитии творческого потенциала.
Данная работа предполагает:
Мониторинг (Анализ состояния здоровья детей).
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Освоение
педагогами
ДОУ
методик
и
приёмов
здоровьесбережения
детей
и
взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы с детьми и взрослыми.
Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
В нашем детском
саду созданы условия для полноценного физического развития и
оздоровления детей. Создана необходимая среда в группах, в детском саду функционируют
музыкально-физкультурный зал, мини спортивная площадка. Для развития физических качеств,
формирования двигательных умений и навыков. Воспитанию потребности в самостоятельных
занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные центры: в
них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной
деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики
после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В
группах
детского
сада
созданы
«уголки
здоровья»,
где
дети
получают
знания
валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Айболита» помогают ребенку
познать
себя,
избавиться
от
комплексов,
учат
анализировать
свое
состояние
здоровья,
самочувствие,
поведение,
давать
себе
объективную
оценку,
помогают
освоить
навыки
сохранения и укрепления здоровья. Сделана подборка пособий и дидактических игр по культуре
поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил
безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством
воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. В
систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому
образу жизни (занятия ЗОЖ). Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время
пребывания
его
в
дошкольном
учреждении
и
поддерживается
родителями
дома.
Формы
организации
обучения:
образовательная
деятельность
(уроки
здоровья),
игры,
игровые
ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы,
рисование.
На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца,
танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.
Воспитателями на занятиях по физической культуре
решаются оздоровительные,
развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с
комплексом
упражнений
«Здоровый
ребенок»,
целью
которого
является
профилактика
простудных
заболеваний,
плоскостопия
и
нарушений
осанки.
Педагогами
на
занятиях
по
физкультуре активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы
обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к
занятиям, укреплению своего здоровья.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания
детей воспитателями используются различные методические приемы: колыбельные песенки,
слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после
сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено
для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление:
м и н у т к и
ш а л о с т и ,
р а д о с т и ,
м и н у т к и
м у з ы к и ,
с к а з к о т е р а п и и .
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством медицинского персонала ДОУ. Мониторинг за состоянием здоровья
и физическим развитием детей осуществляется медицинским работником детского сада. Вся
работа
по
физическому
воспитанию
детей
в
ДОУ
строится
с
учётом
их
физической
подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании
индивидуальных
медицинских
карт
врач
дошкольного
учреждения
составляет
по
каждой
возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинскому работнику
иметь
чёткую
картину
о
состоянии
здоровья
детей
всей
группы
и
каждого
ребёнка
в
отдельности.
Каждый
воспитатель
планирует
физкультурно–оздоровительную
работу
в
соответствии с особенностями здоровья детей.
Для сохранения и стимулирования здоровья детей используем различные формы
работы с детьми. Ежедневно, в течение дня проводим утреннюю гимнастику, дыхательную
гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику. Артикуляционную гимнастику
(«Вкусное варенье», «Заборчик», «Чистим зубки» и т.д.) проводим как часть организованной
деятельности на развитии речи и в режимных моментах.
С целью предупреждения утомления во время образовательной деятельности, в
детском саду проводим физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику,
способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память,
создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Для
постепенного
пробуждения
детей
проводится
гимнастика
после
дневного
сна,
а
для
профилактики плоскостопия - хождение по массажным дорожкам.
В образовательном процессе игры занимают особое место в развитии ребёнка
дошкольника. Игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и
умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение
ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком
жизненного
опыта.
Разнообразные
игровые
действия
развивают
ловкость,
быстроту,
координацию движений и благоприятно влияют на физическое и эмоциональное состояние
детей
.
Подвижные и спортивные игры с детьми проводим на улице и в помещении. Дети
очень любят играть в сюжетно – ролевые и дидактические игры.
Используем
в
своей
работе
и релаксацию.
Для
психического
здоровья
детей
необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит
в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё
тело. С этой целью в своей работе мы используем упражнения на расслабление определенных
частей тела и всего организма. Используем для работы спокойную классическую музыку
(Чайковский,
Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится
детям, т. к. в них есть элемент игры.
Технологии
обучения
здоровому
образу
жизни:
это
технологии,
направленные
на
развитие
физических
качеств
и
двигательной
активности
детей,
укрепление
здоровья,
приобщение детей к здоровому образу жизни. Реализация данных технологий осуществляется
воспитателями детского сада в разных формах: образовательная деятельность по физическому
развитию
-
это
традиционные,
сюжетные,
занятия-путешествия;
игровые
тренинги;
коммуникативные
игры;
досуги,
различные
спортивные
мероприятия;
дни
здоровья.
Педагоги проводят беседы с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о
важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о
функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и
здорового
образа
жизни,
знания
правил
безопасного
поведения
и
разумных
действий
в
н е п р е д в и д е н н ы х
с и т у а ц и я х .
Технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования – это технологии,
направленные
на
развитие
культуры
здоровья
педагогов
детского
сада,
развитие
потребности к здоровому образу жизни. В связи с этим педагоги ДОУ принимают активное
участие в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых.
С ними проводятся
семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов», практикум «Приёмы релаксации,
снятия
напряжения
в
течение
рабочего
дня»,
«Путешествие
на
поезде
«Здоровья»,
на
педагогических
советах
и
медико-педагогических
совещаниях
постоянно
проводятся
обсуждения вопросов здоровьесбережения в группах.
Главными
воспитателями
ребенка
являются
родители.
От
того,
как
правильно
организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит
его
настроение,
состояние
физического
комфорта.
Работа
с
родителями
направлена
на
информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей,
пропаганду здорового образа жизни. В работе с семьями воспитанников по формированию
потребности в здоровом образе жизни у детей используем традиционные и нетрадиционные
формы работы: информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск газеты «Здоровье»,
тематические выставки, библиотека здоровья. Оформляем информационные уголки здоровья «Я
– болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом»,
родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные
семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, спортивных праздников,
праздников здоровья, дней открытых дверей проводимых в ДОУ.
В
Д О У
и с п о л ь з у е м технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка:
сказкотерапию,
песочную
терапию,
технологию
музыкального
воздействия,
цветотерапию,
изотерапию,
звукотерапию.
Цель
которых
-
обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
позитивного
психологического
самочувствия
ребенка
в
процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение
социально-эмоционального благополучия дошкольника.
В детском саду работает кружок «Песочные фантазии» в средней группе.
Песочная
терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир с
помощью множества миниатюрных фигурок, светового стола для игр с песком, подноса с
песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения,
возникающей в общении со взрослым или сверстниками. Песочная терапия для детей позволяет
ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен
объяснить.
К
тому
же,
взаимодействие
с
песком
обладает
успокаивающим
эффектом,
способствует
оптимизации
и
стабилизации
эмоционального
состояния.
Дети
с
большим
удовольствием рисуют, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на
заданные звуки и при этом сопровождают свои действия речью. Игры с песком способствуют:
развитию мелкой моторики рук; развитие тактильных ощущений; развитию речи; развитию
образного и пространственного мышления.
Таким
образом,
каждая
из
технологий
имеет
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая
деятельность
в
итоге
формирует
у
р е б е н к а
п р и в ы ч к у
к
з д о р о в ом у
о б р а зу
ж и з н и .
В
результате
использования
здоровьесберегающих
технологий
в
работе
нашего
детского
сада
решаются
приоритетные
задачи
современного
дошкольного
образования-
задачи
сохранения,
поддержания
и
обогащения
здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.