Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе в ДОУ."


Автор: Шушкевич Надежда Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 9"
Населённый пункт: Г ГЛАЗОВ
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Составитель: Шушкевич Н.А.

старший воспитатель

Использование здоровьесберегающих технологий в организации

педагогического процесса в ДОУ.

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на

сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому

образу жизни у воспитанников. Её актуальность продиктована введением ФГОС дошкольного

образования, который

направлен

на

решение

следующих

задач:

cохранение

и

укрепление

физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

создание

благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого

ребенка

как

субъекта

отношений

с

самим

собой,

другими

детьми,

взрослыми

и

миром.;

формирование

у

детей

ценностей

здорового

образа

жизни,

развитие

их

социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных,

физических

качеств,

инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка

.

(приказ Министерства образования и науки РФ

от « 17» октября 2013г.№ 1155)

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это

состояние полного физического, душевного и социального

благополучия, а не только

отсутствие физических дефектов».

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников.

Их

комплекс

получил

общее

название

«здоровьесберегающие

технологии».

Их

главное

назначение

объединить

педагогов,

психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и

развитие здоровья.

Здоровьесберегающие

технологии:

система

мер,

включающая

взаимосвязь

и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья

ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий: гиподинамия (нарушение

функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение

зрения

и

т.п.)

детские

стрессы

(нервные

расстройства

вследствие

отрицательной

психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)

тревожность

(недостаток

эмоциональной

поддержки

в

детском

саду

и

семье,

недостаток

информации).

Классификация

здоровьесберегающих

технологий

в

дошкольном

образовании

определяется

по

доминированию

целей

и

решаемых

задач,

а

также

ведущих

средств

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации:

медико-профилактические

физкультурно-оздоровительные

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологическое просвещение детей и родителей

В

нашем

ДОУ

разработана

«технология

здоровьесбережения»,

задачами

которой

являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного

использования

доступных

для

детского

сада

средств

физического

воспитания,

оптимизации

двигательной

деятельности

на

свежем

воздухе

и

в

помещении.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе

жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении

их здоровья, развитии творческого потенциала.

Данная работа предполагает:

Мониторинг (Анализ состояния здоровья детей).

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Освоение

педагогами

ДОУ

методик

и

приёмов

здоровьесбережения

детей

и

взрослых ДОУ.

Внедрение разнообразных форм работы с детьми и взрослыми.

Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

В нашем детском

саду созданы условия для полноценного физического развития и

оздоровления детей. Создана необходимая среда в группах, в детском саду функционируют

музыкально-физкультурный зал, мини спортивная площадка. Для развития физических качеств,

формирования двигательных умений и навыков. Воспитанию потребности в самостоятельных

занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные центры: в

них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной

деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики

после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В

группах

детского

сада

созданы

«уголки

здоровья»,

где

дети

получают

знания

валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Айболита» помогают ребенку

познать

себя,

избавиться

от

комплексов,

учат

анализировать

свое

состояние

здоровья,

самочувствие,

поведение,

давать

себе

объективную

оценку,

помогают

освоить

навыки

сохранения и укрепления здоровья. Сделана подборка пособий и дидактических игр по культуре

поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил

безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством

воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. В

систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому

образу жизни (занятия ЗОЖ). Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время

пребывания

его

в

дошкольном

учреждении

и

поддерживается

родителями

дома.

Формы

организации

обучения:

образовательная

деятельность

(уроки

здоровья),

игры,

игровые

ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы,

рисование.

На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца,

танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.

Воспитателями на занятиях по физической культуре

решаются оздоровительные,

развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с

комплексом

упражнений

«Здоровый

ребенок»,

целью

которого

является

профилактика

простудных

заболеваний,

плоскостопия

и

нарушений

осанки.

Педагогами

на

занятиях

по

физкультуре активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы

обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к

занятиям, укреплению своего здоровья.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания

детей воспитателями используются различные методические приемы: колыбельные песенки,

слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после

сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено

для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление:

м и н у т к и

ш а л о с т и ,

р а д о с т и ,

м и н у т к и

м у з ы к и ,

с к а з к о т е р а п и и .

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья

детей под руководством медицинского персонала ДОУ. Мониторинг за состоянием здоровья

и физическим развитием детей осуществляется медицинским работником детского сада. Вся

работа

по

физическому

воспитанию

детей

в

ДОУ

строится

с

учётом

их

физической

подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании

индивидуальных

медицинских

карт

врач

дошкольного

учреждения

составляет

по

каждой

возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинскому работнику

иметь

чёткую

картину

о

состоянии

здоровья

детей

всей

группы

и

каждого

ребёнка

в

отдельности.

Каждый

воспитатель

планирует

физкультурно–оздоровительную

работу

в

соответствии с особенностями здоровья детей.

Для сохранения и стимулирования здоровья детей используем различные формы

работы с детьми. Ежедневно, в течение дня проводим утреннюю гимнастику, дыхательную

гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику. Артикуляционную гимнастику

(«Вкусное варенье», «Заборчик», «Чистим зубки» и т.д.) проводим как часть организованной

деятельности на развитии речи и в режимных моментах.

С целью предупреждения утомления во время образовательной деятельности, в

детском саду проводим физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику,

способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память,

создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Для

постепенного

пробуждения

детей

проводится

гимнастика

после

дневного

сна,

а

для

профилактики плоскостопия - хождение по массажным дорожкам.

В образовательном процессе игры занимают особое место в развитии ребёнка

дошкольника. Игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и

умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение

ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком

жизненного

опыта.

Разнообразные

игровые

действия

развивают

ловкость,

быстроту,

координацию движений и благоприятно влияют на физическое и эмоциональное состояние

детей

.

Подвижные и спортивные игры с детьми проводим на улице и в помещении. Дети

очень любят играть в сюжетно – ролевые и дидактические игры.

Используем

в

своей

работе

и релаксацию.

Для

психического

здоровья

детей

необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит

в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё

тело. С этой целью в своей работе мы используем упражнения на расслабление определенных

частей тела и всего организма. Используем для работы спокойную классическую музыку

(Чайковский,

Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится

детям, т. к. в них есть элемент игры.

Технологии

обучения

здоровому

образу

жизни:

это

технологии,

направленные

на

развитие

физических

качеств

и

двигательной

активности

детей,

укрепление

здоровья,

приобщение детей к здоровому образу жизни. Реализация данных технологий осуществляется

воспитателями детского сада в разных формах: образовательная деятельность по физическому

развитию

-

это

традиционные,

сюжетные,

занятия-путешествия;

игровые

тренинги;

коммуникативные

игры;

досуги,

различные

спортивные

мероприятия;

дни

здоровья.

Педагоги проводят беседы с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о

важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о

функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и

здорового

образа

жизни,

знания

правил

безопасного

поведения

и

разумных

действий

в

н е п р е д в и д е н н ы х

с и т у а ц и я х .

Технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования – это технологии,

направленные

на

развитие

культуры

здоровья

педагогов

детского

сада,

развитие

потребности к здоровому образу жизни. В связи с этим педагоги ДОУ принимают активное

участие в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых.

С ними проводятся

семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов», практикум «Приёмы релаксации,

снятия

напряжения

в

течение

рабочего

дня»,

«Путешествие

на

поезде

«Здоровья»,

на

педагогических

советах

и

медико-педагогических

совещаниях

постоянно

проводятся

обсуждения вопросов здоровьесбережения в группах.

Главными

воспитателями

ребенка

являются

родители.

От

того,

как

правильно

организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит

его

настроение,

состояние

физического

комфорта.

Работа

с

родителями

направлена

на

информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей,

пропаганду здорового образа жизни. В работе с семьями воспитанников по формированию

потребности в здоровом образе жизни у детей используем традиционные и нетрадиционные

формы работы: информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск газеты «Здоровье»,

тематические выставки, библиотека здоровья. Оформляем информационные уголки здоровья «Я

– болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом»,

родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные

семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, спортивных праздников,

праздников здоровья, дней открытых дверей проводимых в ДОУ.

В

Д О У

и с п о л ь з у е м технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка:

сказкотерапию,

песочную

терапию,

технологию

музыкального

воздействия,

цветотерапию,

изотерапию,

звукотерапию.

Цель

которых

-

обеспечение

эмоциональной

комфортности

и

позитивного

психологического

самочувствия

ребенка

в

процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение

социально-эмоционального благополучия дошкольника.

В детском саду работает кружок «Песочные фантазии» в средней группе.

Песочная

терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир с

помощью множества миниатюрных фигурок, светового стола для игр с песком, подноса с

песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения,

возникающей в общении со взрослым или сверстниками. Песочная терапия для детей позволяет

ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен

объяснить.

К

тому

же,

взаимодействие

с

песком

обладает

успокаивающим

эффектом,

способствует

оптимизации

и

стабилизации

эмоционального

состояния.

Дети

с

большим

удовольствием рисуют, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на

заданные звуки и при этом сопровождают свои действия речью. Игры с песком способствуют:

развитию мелкой моторики рук; развитие тактильных ощущений; развитию речи; развитию

образного и пространственного мышления.

Таким

образом,

каждая

из

технологий

имеет

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая

деятельность

в

итоге

формирует

у

р е б е н к а

п р и в ы ч к у

к

з д о р о в ом у

о б р а зу

ж и з н и .

В

результате

использования

здоровьесберегающих

технологий

в

работе

нашего

детского

сада

решаются

приоритетные

задачи

современного

дошкольного

образования-

задачи

сохранения,

поддержания

и

обогащения

здоровья

субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.



В раздел образования