Напоминание

Инновационные технологии


Автор: Ортоюкова Лира Мироновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №12
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кобяконская средняя общеобразовательная школа

МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»

Доклад на тему

«Инновационные методы и технологии

преподавания предметов»

Ортоюкова Лира Мироновна

учитель начальных классов

Кобяконской СОШ

Намского улуса

Республики Саха (Якутия)

2018 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3

Педагогические инновации в современном школьном образовании………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………………..10

Список использованной литературы………………………………………………………….11

2

Введение

Учитель

должен

быть

энтузиастом

своего

дела.

Учителю

дано

каждый

раз,

открывать свою науку перед каждым новым классом, перед каждым сидящим за партой

первоклассником.

И

меня,

как

учителя

не

покидает

озаряющее

чувство

личной

ответственности за мои учебные предметы. В каждый день, обучая детей, открываю для

себя и для них что-то новое, тайное. Потому, что образование это и есть инновация.

“Инновация“

в

переводе

с

латинского

языка

означает

“обновление,

новшество

или

изменение“.

Стандарт второго поколения – инновационное, требующее серьезных осмыслений

нововведения. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью

получения какого-то нового более качественного результата. Стандарт – как договор в

форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен

отвечать на следующие четыре вопроса: Ради чего учить? Чему учить? Как учить?

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего

поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором

ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых

профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём

представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе.

Актуальность работы по использованию к организации образовательного процесса

вытекает

из

потребности

совершенствования

системы

начального

обучения,

которая

стимулируется

социальным

заказом:

современному

обществу

нужны

образованные,

нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные

решения,

потому

что

только

творческий

человек

может

успешно

адаптироваться

в

социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из

сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучить, а побудить, не

оценить,

а

проанализировать.

Учитель

по

отношению

к

ученику

перестает

быть

источником информации, а становится организатором получения информации, источником

духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть

самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики -

знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем

порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не

сдвинуть, воду не открыть.

3

Эти

задачи

успешно

решаются

при

широком

использовании

и

внедрении

в

практику работы учителей начальных классов, когда учитель предлагает своим ученикам

не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.

Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки

интересными,

а

усвоение

знаний

успешным,

но

и

помогает

детям

приобрести

опыт

деятельности

и

общения,

благодаря

которому

им

легче

своевременно

найти

своё

призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Цель:

формирование

нового

содержания

образования

и

внедрение

его

в

профессиональную деятельность инновационных технологий.

Задачи:

- развивать у детей умения мотивировать свои действия;

-

учить

самостоятельно

ориентироваться

в

получаемой

информации

за

счет

максимального раскрытия их природных способностей;

-

повысить

качество

обучения

в

соответствии

с

существующими

сегодня

измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;

- включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне.

Новизна заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей

работе инновационные методы и технологии, даже в традиционной системе обучения, так

как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того,

чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

4

Педагогические инновации в современном школьном образовании.

Инноваций в современной школе много. Это новые образовательные технологии:

информационно-коммуникационные,

интернет-технологии,

деятельностные,

игровые,

компетентностные

технологии,

интеграционные

программы,

методы

оценивания

образовательного результата. Это и уроки, и внеурочная деятельность в соответствии с

Федеральным

государственным

общеобразовательным

стандартом.

Инновации

-

это

непосредственно и сам учитель, с новыми взглядами и задачами, способный использовать

современные технологии, методы, подходы и учиться вместе со своими учениками. Я, как

молодой специалист сельской школы и учитель начальных классов, должна оправдать

оказанное мне доверие. На меня возложена ответственность перед моими учениками.

Передо мной стоит задача воспитания образованной и ответственной личности, которая

обладает универсальными учебными действиями и компетенциями. В данное время, я

собираюсь

выпустить

в

среднюю

ступень

общеобразовательного

обучения,

моих

четвероклассников.

Они

очень

разные:

отличаются

друг

от

друга

подвижностью,

усидчивостью, работоспособностью. Поэтому собираясь на урок, я преследую цель: перед

учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Для достижения цели,

необходимо идти на каждый урок с новыми задумками, с идеями, со своими замыслами. И

мне на помощь приходят инновационные технологии, которые я использую на своих

уроках и во внеурочной деятельности:

1.Технология проблемного обучения.

2. Игровые технологии.

3. Технологию проведения коллективных и творческих дел (КТД).

4. Метод проектов.

5.Кейс-технология.

Как

я

использую

данные

технологии?

При

организации

познавательной

деятельности

младших

школьников,

используя

технологию

проблемного

обучения,

я

стараюсь продумать такую ситуацию, чтобы дети сами смогли определить то, что они уже

знают и то, что им необходимо ещё узнать. Именно проблемный материал должен дать

возможность

ребенку

осуществлять

для

решения

учебных

задач

операции

анализа,

синтеза,

сравнения,

классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

обобщения. А для создания условий, обеспечивающих доступность учебного материала,

очень подходит игровая технология. Она направлена на освоение новых знаний на основе

уже

имеющихся

знаний,

умений,

навыков

на

практике,

в

сотрудничестве,

в

игре.

Правильно

подобранные

дидактические

игры,

дидактические

упражнения,

позволяют

сделать процесс обучения более эмоционально насыщенным, легче воспринимаемым.

5

Таким

образом,

опыт

современной

российской

школы

располагает

широким

арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения.

Задача любой школы - создать условия для развития и совершенствования ребёнка,

исходя из его склонностей, интересов, потребностей и собственных жизненных целей.

Начальная школа - первая и важнейшая ступенька в общеобразовательном процессе. В

младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности,

как

мышление,

внимание,

память

и

воображение.

Уже

в

начальной

школе

детей

необходимо

учить:

алгоритмическому

мышлению

во

всех

областях

жизни,

самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества

собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования,

умению работать в коллективе. В этом возрасте начинается социальное и личностное

развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.

Учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом

ребенке

самостоятельную

личность,

владеющую

инструментарием

саморазвития

и

самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы,

осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию,

коммуникацию.

А также я использую системно - деятельностный подход, осуществляю я её на

различных этапах урока.

На

этапе

мотивации

(самоопределении)

к

учебной

деятельности

организую

осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового

материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для

восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся

знаний.

Включаю

проблемный

вопрос,

мотивирующий

изучение

новой

темы.

Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных

операций.

На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на

отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и

тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление

нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем. Предлагаю

обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию

нового. В результате обсуждения вместе подводим итог.

6

На

этапе

первичного

закрепления

мои

ученики

выполняют

тренировочные

упражнения

с

обязательным

комментированием,

проговариванием

вслух

изученных

алгоритмов действия.

При

проведении

самостоятельной

работы

с

самопроверкой

использую

индивидуальную форму работы, создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха. Ученики

самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют

их

в

классе

пошагово,

сравнивая

с

эталоном,

и

исправляют

допущенные

ошибки,

определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них

затруднение и им предстоит их доработать.

Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. Здесь мои дети

определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования

совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется

на

следующих

уроках.

При

повторении

использую

игровые

элементы:

сказочные

персонажи, соревнования.

Это

способствует

положительному

эмоциональному

фону,

развитию

у

детей

интереса к урокам.

При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость.

Я организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание.

Подведение

итогов

урока

помогает

ребенку

осмыслить

его

собственные

достижения и его проблемы.

Таким

образом,

использование

элементов

исследовательской

деятельности,

приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне

возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

В качестве примера приведу фрагмент урока математики во 2 классе

по теме «Окружность» (урок открытия новых знаний).

III этап: постановка проблемы. (3 мин)

Цели:

1.

Создание

условий

для

возникновения

у

учеников

внутренней

потребности

включения в учебную деятельность.

2.Организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации

диалог.

3.Создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий

с опорой на эталоны;

4.Организовать выявление учащимися места и причины затруднения.

1.Работа с геометрическим материалом по слайдам презентации

7

-Что изображено на этом слайде? Как это назвать одним словом?

(На этом слайде изображены геометрические фигуры).

- У каждой геометрической фигуры есть свои свойства.

Послушайте, о какой фигуре идет речь?

Скажите, как вы думаете, какие свойства есть у круга?

2. Проблема: выявление места и причины затруднения.

- Ребята, чтобы узнать какие свойства есть у круга, я предлагаю вам провести

исследовательскую работу.

-Вспоминаем, кто такие исследователи?

3.Выдвижение и проверка гипотезы (эксперимент, теоретическое обоснование)

- Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей, для того чтобы больше

узнать о новой геометрической фигуре.

Проведем небольшой эксперимент, а для этого продолжим практическую работу в

тетрадях.

1 этап эксперимента: понятия «круг и окружность»

У вас на партах лежат круги. Возьмите их и обведите карандашом в тетрадях.

Закрасьте фигуру желтым цветом. Напомните, как называется эта фигура?

Обведите еще раз желтый круг у себя в тетрадях, но его не закрашивайте.

Давайте исследуем эти фигуры. Выскажете свои предположения.

IV этап: проектирование и фиксация нового знания (Открытие нового знания!)(7

мин)

- Я предлагаю вам посмотреть на карту России и вспомнить материал 1 класса

«Области и границы».

-Кто покажет границу нашей Родины?

-Каким цветом показана граница на карте?

Что представляет собой граница, на какую геометрическую фигуру она похожа?

--Как называют территорию внутри границы?

Посмотрите снова на фигуры в тетрадях. Теперь вы можете мне ответить, в чем

сходство и отличие этих фигур?

--Кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока?

Прочитайте еще раз название темы урока на доске и предположите, что мы должны

узнать об окружности.

Цель нашего исследования: узнать,

1) что такое окружность,

2) из чего она состоит, есть ли у нее свойства,

8

3) как начертить окружность.

Помним,

что

мы

работаем

в

коллективе,

поэтому

будем

выслушивать

мнение

каждого исследователя.

- Итак, мы выяснили, что круг и окружность – это разные геометрические фигуры.

Давайте выясним, что у них общего? В чем их отличие?

- Какое определение можем дать окружности?

Знакомство с понятиями происходит после ознакомления со свойством окружности,

что облегчает понимание нового определения. Здесь же выполняются задания из учебника.

В конце каждого этапа и в конце урока учащиеся с помощью учителя делают

выводы, подводят итоги своей работы.

Весь урок работает на развитие мыслительной деятельности младших школьников.

Исследовательские задания, в решении которых принимали участие ученики, являются

основной формой организации исследовательской деятельности учащихся, а их решение

лежит «в зоне ближайшего развития».

Применение

современных

информационных

технологий

в

начальной

школе

способствует более активному и сознательному усвоению учащимися учебного материала.

9

Заключение

Технология и методы означают, что постановку учебной проблемы и поиск ее

решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети

под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы,

открывают для себя новые знания. Я даю детям возможность развивать в себе умение

видеть

каждое

явление

с

разных

точек

зрения.

Владение

таким

умением

-

одна

из

важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности,

как

толерантность

к

чужому

мнению

и

привычкам,

готовность

к

сотрудничеству,

подвижность и гибкость мышления. В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок,

не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем

звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих.

Я пришла с переменами в образовании, и оказалась во времени «инновационных

технологий». Я учусь совместно с детьми, и очень многому учусь у них. В современном

мире,

в

век

информационных

технологий

невозможна

работа

без

использования

инновационных

технологий.

Их

применение

помогает

организовать

образовательный

процесс так, чтобы каждый ребёнок был его частью и хотел учиться. Нельзя использовать

инновационные технологии в педагогике, не зная историю педагогических традиций.

Заканчивая свои размышления, хочу сказать, что я – счастливый человек: у меня любимая

профессия. Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост

моих учеников.

10

Список использованной литературы

1.Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий

обучения) С. Бадиев //Учитель. -2008. №6. -С.7-9

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.

3.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4

классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008. -118 с.

4.Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В.

Давыдова. М.: Педагогика, 1981.

5.Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга

для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 206 с.

6.Хуртова Т.В. Инновационные технологии обучения / Т.В. Хуртова //Обучающие

семинары:

методическая

поддержка

компетентностного

обучения/

Т.В.

Хуртова.

Волгоград: Учитель, 2007.

7.Цукерман

Г.

А.

Может

ли

младший

школьник

стать

субъектом

учебной

деятельности? Вестник Ассоциации "Развивающее обучение". 1997. №2

8.Эльконин

Д.

Б.

К

проблеме

периодизации

психического

развития

в

детском

возрасте. М.: Педагогика, 1989. С. 60-77.

11



В раздел образования