Напоминание

"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"


Автор: Одинцова Тамара Дмитриевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ № 79 Фрунзенского района Санкт–Петербурга "Семицветик"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Одинцова Т.Д., заведующий ГБДОУ № 79 «Семицветик»

Фрунзенского района СПБ

Одним

из

приоритетных

направлений

развития

современной

российской

системы

образования

выступает

обеспечение

качества

образования

с

учетом

образовательных

потребностей

личности,

задач

современного

общества.

Развитие

активной,

с ам о стоятельной,

мотивированной к непрерывному образованию личности представляет собой

наиболее актуальную задачу современных образовательных учреждений.

Особая роль в решении этой задачи отводится первому уровню общего

образования-дошкольному образованию, так как именно этот период является

во

многом

определяющим

для

дальнейшего

обучения

и

жизненного

становления ребенка. Таким образом, особую актуальность на современном

этапе приобретает проблема преемственности дошкольного и

начального

общего образования.

Несмотря

на

то,

что

вопрос

преемственности

различных

уровней

общего образования не является новым, внедрение современных методик

обучения,

воспитания

и

развития,

все

более

частое

использование

инновационных

технологий

подготовки

детей

к

переходу

на

следующий

уровень образования позволяет рассматривать данный вопрос

с учетом

существующих тенденций и достигнутых результатов. Особую актуальность

и практическую значимость вопросы преемственности приобретают в связи с

переходом российских дошкольных образовательных учреждений и школ на

федеральные государственные образовательные стандарты.

Преемственность

образовательного

процесса

на

начальных

его

ступенях

представляется

как

процесс

и

результат

проявления

систематичности и последовательности освоения образовательных программ

дошкольного и начального общего образования на основе непрерывности

«векторов» образовательных траекторий.

1

Таким образом, перед педагогами и руководителями образовательных

организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего

образования,

стоит

задача

не

только

знать

требования,

устанавливаемые

ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования, но и понимать,

как реализовать их в практике работы и почему это крайне необходимо в

контексте идей развивающего обучения.

В

основе

развивающего

обучения

заложены

основные,

исходные

положения - научно-методологические подходы и принципы, помогающие

педагогу определить

приоритетные ориентиры

сво ей профессиональной

деятельности.

Проблема развития является центральной в реализации ФГОС ДО. Ее

решение служит фундаментом для обеспечения воспитания и обучения. В

основу современной отечественной возрастной психологии легло положение

о

зонах

актуального

и

зоне

ближайшего

развития,

выделенные

Л.С.Выготским.

Л.С.Выготский

считал,

что

зона

ближайшего

развития

является

следствием

становления

высших

психических

функций,

которые

формируются сначала в совместной деятельности с другими людьми, но

постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта, а

также определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания.

Зона

ближайшего

развития

свидетельствует

о

ведущей

роли

обучения

в

умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С.

Выготский, - когда оно идёт впереди развития".

Под зоной ближайшего

развития ребенка понимается та область действий и задач, которые ребенок

пока не может выполнить самостоятельно, но это по его силам, и он сможет с

этим справиться при четком руководстве педагогога. То, что ребенок сегодня

выполняет с помощью взрослого, завтра уже будет относиться к внутреннему

достоянию ребенка, будет его новой способностью, умением, знанием. Таким

образом, обучение будет стимулировать развитие ребенка. Регулирующую

роль

в

системе

развивающего

обучения

выполняют

такие

дидактические

2

принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей

роли

теоретических

знаний,

обучение

быстрыми

темпами,

осознание

ребенком процесса учения и многие другие.

Развивающее

обучение

в

ДОУ

и

начальной

школе

осуществляется

посредством

вовлечения

детей

в

различные

виды

деятельности. Ведущие

виды

деятельности

дошкольников

в

разные

возрастные

периоды

(младенческий,

ранний,

дошкольный)

отражены

в

содержании

ФГОС

дошкольного образования. Важным отличием развивающего метода обучения

от традиционного является максимально самостоятельный поиск ребенком

новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи,

выдвижение

гипотез

и

выбор

способа

их

проверки

путем

установления

связей и зависимостей между известным и неизвестным. Педагогическое

взаимодействие в этом случае заключается в организации образовательной

деятельности,

которая

основывается

на

учете

ближайшей

зоны

развития

ребенка и направлена на формирование познавательной самостоятельности,

развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Центральным звеном развивающего метода на этапах дошкольного и

начального обучения является самостоятельная познавательная деятельность

ребенка, которая основана на способности ребенка управлять в процессе

обучения своими действия в соответствии с осознаваемой целью.

Основные дидактические принципы развивающего обучения, которая

ориентирует на достижение оптимального уровня общего развития детей,

отражены во ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Условия для реализации задач развивающего обучения в федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования

( ФГОС ДО) и федеральном государственном образовательном стандарте

начального общего образования (

ФГОС НОО)

Критерии

сравнения

ФГОС ДО

ФГОС НОО

Общие

п.1.1.2.

п.1.7.

3

положения

ФГОС

Стандарт

разработан

на

о снове

следующих основных принципов:

1)

поддержка

разнообразия

детства;

с о х р а н е н и е

у н и к а л ь н о с т и

и

самоценности детства;

2 )

л и ч н о с т н о - р а з в и в а ю щ и й

и

г у м а н и с т и ч е с к и й

х а р а к т е р

взаимодействия взрослых и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах,

специфических

для

детей

данной

возрастной группы.

В

основе

Стандарта

лежит

системно-деятельностный

подход.

Требования

ФГОС к цели

обучения

п. 1.1.4.

Основные

принципы

дошкольного

образования:

-

по строение

о б р а з о в ат е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и

н а

о с н о в е

индивидуальных

о с о б е н н о с т е й

каждого

ребенка,

при

котором

сам

ребенок

становится

активным

в

в ы б о р е

с о д е р ж а н и я

с в о е г о

образования,

становится

субъектом

о б р а з о в а н и я

( д а л е е

-

индивидуализация

дошкольного

образования);

- содействие и сотрудничество детей и

в з р о с л ы х ,

п р и з н а н и е

р е б е н к а

полноценным участником (субъектом)

образовательных отношений;

-

поддержка

инициативы

детей

в

различных видах деятельности; …

-

формирование

познавательных

интересов и познавательных действий

р е б е н к а

в

р а з л и ч н ы х

в и д а х

деятельности…»

п. 1.8

На ступени начального общего

образования

осуществляется

ф о рм и р о ва н и е

о с н о в

умения учиться и способности

к

о р г а н и з а ц и и

с в о е й

деятельности.

4

Требования

ФГОС к

результатам

обучения

п. 4.1.

Требования Стандарта к результатам

освоения Программы представлены в

виде

целевых

ориентиров,

которые

представляют

собой

социально-

н о р м а т и в н ы е

в о з р а с т н ы е

х а р а к т е р и с т и к и

в о з м о ж н ы х

до стижений

ребенка

на

э т а п е

завершения

уровня

дошкольного

о б р а з о в а н и и ,

ч т о

д е л а е т

неправомерными

требования

от

ребенка

дошкольного

в о з р а с т а

ко н к р е т н ы х

о б р а з о в а т е л ь н ы х

достижений.

п. 4.7.

Настоящие

целевые

ориентиры

предполагают формирование у детей

дошкольного возраста предпосылок к

учебной

деятельности

на

этапе

з а ве рш е н и я

и ми

д о ш ко л ь н о г о

образования.

п. 2.9.

Ст а н д а рт

у с т а н а в л и в а е т

требования

к

результатам

обучающихся: … личностным,

метапредметным,

предметным…

п.2.13

При итоговой оценке качества

о сво ения

Программы

д о л ж н а

у ч и т ы в а т ь с я

готовность ребенка к решению

у ч е б н о - п р а к т и ч е с к и х

и

учебно-познавательных задач.

п. 3.19.9.

Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

поз воляет

о с у щ е с т в л я т ь

оценку

динамики

учебных

достижений обучающихся.

Требования

ФГОС к

содержанию

обучения

п. 2 2.4.

Программа направлена на:

создание

условий

развития

ребенка,

открывающих

возможности

для

его

позитивной

социализации,

е го

личностного

развития,

развития

и н и ц и а т и в ы

и

т в о р ч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

н а

о с н о в е

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

и

соответствующим

возрасту видам деятельности;

н а

с о з д а н и е

р а з в и в а ю щ е й

образовательной среды…

п. 2.2.6.

п.3.19.5.

П р о г р а м м ы

о т д е л ь н ы х

у ч е б н ы х

п р е д м е т о в

разрабатываются на основе:

-

требований

к

результатам

освоения Программы;

-

программы

формирования

униве рс а ль ны х

у ч е б н ы х

действий

п. 3.19.6.

П р о г р а м м а

д о л ж н а

предусматривать…

создание

системы

во с п и т ат е л ь н ы х

мероприятий,

позволяющих

5

Содержание

Программы

должно

обеспечивать

развитие

личности,

мотивации

и

способностей

детей

в

различных видах деятельности…»

п.2.2.7.

Конкретное

содержание

указанных

образовательных областей зависит от

возрастных

и

и н д и ви д уа л ьн ых

особенностей

детей,

определяется

целями

и

задачами

Программы

и

может реализовываться в различных

видах

деятельности

(общении,

игре,

познавательно-исследовательской

д е я т е л ь н о с т и

-

ка к

с к в о з н ы х

механизмах развития ребенка)

п.2.2.9.

Обязательная

часть

Программы

предполагает комплексность подхода,

обеспечивая

развитие

детей

во

всех

п я т и

в з а и м о д о п о л н я ю щ и х

образовательных областях

обучающемуся осваивать и на

п р а к т и к е

и с п о л ь з о в а т ь

полученные знания;

формирование

цел о стно й

о б р а з о ват е л ь н о й

с р е д ы ,

в к л ю ч а ю щ е й

у р о ч н у ю ,

внеурочную

и

внешкольную

деятельность…,

ф о р м и р о в а н и е

у

о бу ч а ю щ е го с я

а к т и в н о й

деятельностной позиции.

Психолого-

педагогические

условия

реализации

Образовательной

программы

п.3.2.1.

Для успешной реализации Программы

должны быть обеспечены следующие

психолого-педагогические условия:

- уважение взрослых к человеческому

достоинству

детей,

формирование

и

п од д е р ж ка

и х

п о л о ж и т е л ь н о й

с а м о о ц е н к и ,

у в е р е н н о с т и

в

с о б с т в е н н ы х

в о зм ож н о с тя х

и

способностях;

-

использование

в

образовательной

деятельности форм и методов работы

с

детьми,

соответствующих

их

возрастным

и

индивидуа льным

п. 4.21.

Интегративным

результатом

р е а л и з а ц и и

у к а з а н н ы х

требований

должно

быть

с о з д а н и е

к о м ф о р т н о й

развивающей образовательной

среды.

п. 4 28.

Психолого-педагогические

у с л о в и я

р е а л и з а ц и и

П р о г р а м м ы

д о л ж н ы

обеспечивать:

- преемственность содержания

и

ф о р м

о р г а н и з а ц и и

6

особенностям;

-

о р и е н т а ц и я

н а

и н т е р е с ы

и

возможности каждого ребенка и учет

социальной ситуации его развития;

-

п о д д е р ж к а

в з р о с л ы м и

положительного,

доброжелательного

отношения

детей

друг

к

другу

и

взаимодействия детей друг с другом в

разных видах деятельности;

-

п о д д е р ж к а

и н и ц и а т и в ы

и

с а м о с т о я т е л ь н о с т и

д е т е й

в

специфиче ских

для

них

в и д а х

деятельности;

-

возможно сть

выбора

д е т ь м и

материалов,

видов

а кт и в н о с т и ,

участников совместной деятельности

и общения;

- вовлечение семей непосредственно в

образовательную деятельность…

образовательного процесса;

- учет специфики возрастного

психофизического

развития

обучающихся;

-

формирование

и

развитие

психолого-педагогической

компетентности

п е д а г о г и ч е с к и х

и

административных

р а б о т н и ко в ,

р о д и т е л е й

обучающихся;

- вариативность направлений и

ф о р м /

д и в е р с и ф и к а ц и ю

у р о в н е й

п с и х о л о г о -

педагогического

сопровождения

участников

образовательного

процесса

психолого-педагогического

сопровождения…

Проведенный

с

позиции

выявления

условий

для

реализации

развивающего

обучения

анализ

содержания

ФГОС

ДО

И

ФГОС

НОО

указывает

на

наличие

обоснованного

механизма

их

взаимосвязи

и

преемственности.

Список литературы

1.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2006

2.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического

и экспериментального психологического исследования. М., 2001

3.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.. 2006

7

4.

Зимняя

И.А. Педагогическая

психология.

Учебник

для

вузов.

Изд.

второе, доп., испр. и перераб. — М., 2000

5.

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. СПб., 2002

6.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической

антропологии. М., 2004

7.

Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. М., 2001

8.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6

октября 2009 г., № 373 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования»

9.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013

г.

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»

8



В раздел образования