Автор: Одинцова Тамара Дмитриевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ № 79 Фрунзенского района Санкт–Петербурга "Семицветик"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Одинцова Т.Д., заведующий ГБДОУ № 79 «Семицветик»
Фрунзенского района СПБ
Одним
из
приоритетных
направлений
развития
современной
российской
системы
образования
выступает
обеспечение
качества
образования
с
учетом
образовательных
потребностей
личности,
задач
современного
общества.
Развитие
активной,
с ам о стоятельной,
мотивированной к непрерывному образованию личности представляет собой
наиболее актуальную задачу современных образовательных учреждений.
Особая роль в решении этой задачи отводится первому уровню общего
образования-дошкольному образованию, так как именно этот период является
во
многом
определяющим
для
дальнейшего
обучения
и
жизненного
становления ребенка. Таким образом, особую актуальность на современном
этапе приобретает проблема преемственности дошкольного и
начального
общего образования.
Несмотря
на
то,
что
вопрос
преемственности
различных
уровней
общего образования не является новым, внедрение современных методик
обучения,
воспитания
и
развития,
все
более
частое
использование
инновационных
технологий
подготовки
детей
к
переходу
на
следующий
уровень образования позволяет рассматривать данный вопрос
с учетом
существующих тенденций и достигнутых результатов. Особую актуальность
и практическую значимость вопросы преемственности приобретают в связи с
переходом российских дошкольных образовательных учреждений и школ на
федеральные государственные образовательные стандарты.
Преемственность
образовательного
процесса
на
начальных
его
ступенях
представляется
как
процесс
и
результат
проявления
систематичности и последовательности освоения образовательных программ
дошкольного и начального общего образования на основе непрерывности
«векторов» образовательных траекторий.
1
Таким образом, перед педагогами и руководителями образовательных
организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего
образования,
стоит
задача
не
только
знать
требования,
устанавливаемые
ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования, но и понимать,
как реализовать их в практике работы и почему это крайне необходимо в
контексте идей развивающего обучения.
В
основе
развивающего
обучения
заложены
основные,
исходные
положения - научно-методологические подходы и принципы, помогающие
педагогу определить
приоритетные ориентиры
сво ей профессиональной
деятельности.
Проблема развития является центральной в реализации ФГОС ДО. Ее
решение служит фундаментом для обеспечения воспитания и обучения. В
основу современной отечественной возрастной психологии легло положение
о
зонах
актуального
и
зоне
ближайшего
развития,
выделенные
Л.С.Выготским.
Л.С.Выготский
считал,
что
зона
ближайшего
развития
является
следствием
становления
высших
психических
функций,
которые
формируются сначала в совместной деятельности с другими людьми, но
постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта, а
также определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания.
Зона
ближайшего
развития
свидетельствует
о
ведущей
роли
обучения
в
умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С.
Выготский, - когда оно идёт впереди развития".
Под зоной ближайшего
развития ребенка понимается та область действий и задач, которые ребенок
пока не может выполнить самостоятельно, но это по его силам, и он сможет с
этим справиться при четком руководстве педагогога. То, что ребенок сегодня
выполняет с помощью взрослого, завтра уже будет относиться к внутреннему
достоянию ребенка, будет его новой способностью, умением, знанием. Таким
образом, обучение будет стимулировать развитие ребенка. Регулирующую
роль
в
системе
развивающего
обучения
выполняют
такие
дидактические
2
принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей
роли
теоретических
знаний,
обучение
быстрыми
темпами,
осознание
ребенком процесса учения и многие другие.
Развивающее
обучение
в
ДОУ
и
начальной
школе
осуществляется
посредством
вовлечения
детей
в
различные
виды
деятельности. Ведущие
виды
деятельности
дошкольников
в
разные
возрастные
периоды
(младенческий,
ранний,
дошкольный)
отражены
в
содержании
ФГОС
дошкольного образования. Важным отличием развивающего метода обучения
от традиционного является максимально самостоятельный поиск ребенком
новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи,
выдвижение
гипотез
и
выбор
способа
их
проверки
путем
установления
связей и зависимостей между известным и неизвестным. Педагогическое
взаимодействие в этом случае заключается в организации образовательной
деятельности,
которая
основывается
на
учете
ближайшей
зоны
развития
ребенка и направлена на формирование познавательной самостоятельности,
развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Центральным звеном развивающего метода на этапах дошкольного и
начального обучения является самостоятельная познавательная деятельность
ребенка, которая основана на способности ребенка управлять в процессе
обучения своими действия в соответствии с осознаваемой целью.
Основные дидактические принципы развивающего обучения, которая
ориентирует на достижение оптимального уровня общего развития детей,
отражены во ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Условия для реализации задач развивающего обучения в федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования
( ФГОС ДО) и федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования (
ФГОС НОО)
Критерии
сравнения
ФГОС ДО
ФГОС НОО
Общие
п.1.1.2.
п.1.7.
3
положения
ФГОС
Стандарт
разработан
на
о снове
следующих основных принципов:
1)
поддержка
разнообразия
детства;
с о х р а н е н и е
у н и к а л ь н о с т и
и
самоценности детства;
2 )
л и ч н о с т н о - р а з в и в а ю щ и й
и
г у м а н и с т и ч е с к и й
х а р а к т е р
взаимодействия взрослых и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах,
специфических
для
детей
данной
возрастной группы.
В
основе
Стандарта
лежит
системно-деятельностный
подход.
Требования
ФГОС к цели
обучения
п. 1.1.4.
Основные
принципы
дошкольного
образования:
-
по строение
о б р а з о в ат е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
н а
о с н о в е
индивидуальных
о с о б е н н о с т е й
каждого
ребенка,
при
котором
сам
ребенок
становится
активным
в
в ы б о р е
с о д е р ж а н и я
с в о е г о
образования,
становится
субъектом
о б р а з о в а н и я
( д а л е е
-
индивидуализация
дошкольного
образования);
- содействие и сотрудничество детей и
в з р о с л ы х ,
п р и з н а н и е
р е б е н к а
полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
-
поддержка
инициативы
детей
в
различных видах деятельности; …
-
формирование
познавательных
интересов и познавательных действий
р е б е н к а
в
р а з л и ч н ы х
в и д а х
деятельности…»
п. 1.8
На ступени начального общего
образования
осуществляется
…
ф о рм и р о ва н и е
о с н о в
умения учиться и способности
к
о р г а н и з а ц и и
с в о е й
деятельности.
4
Требования
ФГОС к
результатам
обучения
п. 4.1.
Требования Стандарта к результатам
освоения Программы представлены в
виде
целевых
ориентиров,
которые
представляют
собой
социально-
н о р м а т и в н ы е
в о з р а с т н ы е
х а р а к т е р и с т и к и
в о з м о ж н ы х
до стижений
ребенка
на
э т а п е
завершения
уровня
дошкольного
о б р а з о в а н и и ,
ч т о
д е л а е т
неправомерными
требования
от
ребенка
дошкольного
в о з р а с т а
ко н к р е т н ы х
о б р а з о в а т е л ь н ы х
достижений.
п. 4.7.
Настоящие
целевые
ориентиры
предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к
учебной
деятельности
на
этапе
з а ве рш е н и я
и ми
д о ш ко л ь н о г о
образования.
п. 2.9.
Ст а н д а рт
у с т а н а в л и в а е т
требования
к
результатам
обучающихся: … личностным,
метапредметным,
предметным…
п.2.13
При итоговой оценке качества
о сво ения
Программы
…
д о л ж н а
у ч и т ы в а т ь с я
готовность ребенка к решению
у ч е б н о - п р а к т и ч е с к и х
и
учебно-познавательных задач.
п. 3.19.9.
Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
…
поз воляет
о с у щ е с т в л я т ь
оценку
динамики
учебных
достижений обучающихся.
Требования
ФГОС к
содержанию
обучения
п. 2 2.4.
Программа направлена на:
создание
условий
развития
ребенка,
открывающих
возможности
для
его
позитивной
социализации,
е го
личностного
развития,
развития
и н и ц и а т и в ы
и
т в о р ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
н а
о с н о в е
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
и
соответствующим
возрасту видам деятельности;
н а
с о з д а н и е
р а з в и в а ю щ е й
образовательной среды…
п. 2.2.6.
п.3.19.5.
П р о г р а м м ы
о т д е л ь н ы х
у ч е б н ы х
п р е д м е т о в
разрабатываются на основе:
-
требований
к
результатам
освоения Программы;
-
программы
формирования
униве рс а ль ны х
у ч е б н ы х
действий
п. 3.19.6.
П р о г р а м м а
д о л ж н а
предусматривать…
создание
системы
во с п и т ат е л ь н ы х
мероприятий,
позволяющих
5
Содержание
Программы
должно
обеспечивать
развитие
личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных видах деятельности…»
п.2.2.7.
Конкретное
содержание
указанных
образовательных областей зависит от
возрастных
и
и н д и ви д уа л ьн ых
особенностей
детей,
определяется
целями
и
задачами
Программы
и
может реализовываться в различных
видах
деятельности
(общении,
игре,
познавательно-исследовательской
д е я т е л ь н о с т и
-
ка к
с к в о з н ы х
механизмах развития ребенка)
п.2.2.9.
Обязательная
часть
Программы
предполагает комплексность подхода,
обеспечивая
развитие
детей
во
всех
п я т и
в з а и м о д о п о л н я ю щ и х
образовательных областях
обучающемуся осваивать и на
п р а к т и к е
и с п о л ь з о в а т ь
полученные знания;
формирование
цел о стно й
о б р а з о ват е л ь н о й
с р е д ы ,
в к л ю ч а ю щ е й
у р о ч н у ю ,
внеурочную
и
внешкольную
деятельность…,
ф о р м и р о в а н и е
у
о бу ч а ю щ е го с я
а к т и в н о й
деятельностной позиции.
Психолого-
педагогические
условия
реализации
Образовательной
программы
п.3.2.1.
Для успешной реализации Программы
должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому
достоинству
детей,
формирование
и
п од д е р ж ка
и х
п о л о ж и т е л ь н о й
с а м о о ц е н к и ,
у в е р е н н о с т и
в
с о б с т в е н н ы х
в о зм ож н о с тя х
и
способностях;
-
использование
в
образовательной
деятельности форм и методов работы
с
детьми,
соответствующих
их
возрастным
и
индивидуа льным
п. 4.21.
Интегративным
результатом
р е а л и з а ц и и
у к а з а н н ы х
требований
должно
быть
с о з д а н и е
к о м ф о р т н о й
развивающей образовательной
среды.
п. 4 28.
Психолого-педагогические
у с л о в и я
р е а л и з а ц и и
П р о г р а м м ы
д о л ж н ы
обеспечивать:
- преемственность содержания
и
ф о р м
о р г а н и з а ц и и
6
особенностям;
-
о р и е н т а ц и я
н а
и н т е р е с ы
и
возможности каждого ребенка и учет
социальной ситуации его развития;
-
п о д д е р ж к а
в з р о с л ы м и
положительного,
доброжелательного
отношения
детей
друг
к
другу
и
взаимодействия детей друг с другом в
разных видах деятельности;
-
п о д д е р ж к а
и н и ц и а т и в ы
и
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
д е т е й
в
специфиче ских
для
них
в и д а х
деятельности;
-
возможно сть
выбора
д е т ь м и
материалов,
видов
а кт и в н о с т и ,
участников совместной деятельности
и общения;
- вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность…
образовательного процесса;
- учет специфики возрастного
психофизического
развития
обучающихся;
-
формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности
п е д а г о г и ч е с к и х
и
административных
р а б о т н и ко в ,
р о д и т е л е й
обучающихся;
- вариативность направлений и
ф о р м /
д и в е р с и ф и к а ц и ю
у р о в н е й
п с и х о л о г о -
педагогического
сопровождения
участников
образовательного
процесса
психолого-педагогического
сопровождения…
Проведенный
с
позиции
выявления
условий
для
реализации
развивающего
обучения
анализ
содержания
ФГОС
ДО
И
ФГОС
НОО
указывает
на
наличие
обоснованного
механизма
их
взаимосвязи
и
преемственности.
Список литературы
1.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2006
2.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического
и экспериментального психологического исследования. М., 2001
3.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.. 2006
7
4.
Зимняя
И.А. Педагогическая
психология.
Учебник
для
вузов.
Изд.
второе, доп., испр. и перераб. — М., 2000
5.
Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. СПб., 2002
6.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии. М., 2004
7.
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. М., 2001
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г., № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»
9.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013
г.
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
8