Авторы: Муратова Яна Викторовна, Городищенская Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НОШ № 98"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Выражения с переменной". 2 класс. ФГОС
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 98»
Технологическая карта урока математики в 2-м классе
Тема урока: Выражения с переменной
Исполнитель:
Муратова Яна Викторовна,
Городищенская Ольга Валентиновна,
учитель начальных классов
Кемерово 2018
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
Математика
Класс
2
Тип урока
Урок «открытия» нового знания (УОНЗ)
Тема урока
Выражения с переменной
Цель урока
Научить составлять выражения с переменной, находить
значения выражений с переменной
Оборудование
Учебник для 2-го класса. М.И.Моро.Часть 1. Стр. 20-21;
карточки для самостоятельной работы
Планируемый результат
Предметные умения
- составлять выражения с
переменной;
- использовать понятия
«переменная», «выражения с
переменной», «решение
выражения с переменной»,
«значение переменной» ;
- самостоятельно составлять
простые выражения с
переменной;
Личностные УУД:
- умение слушать;
- самостоятельно определять и высказывать простые, общие для всех
людей правила поведения.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник,
свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную
на
уроке- умение обобщать.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе
и следовать им.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Цели
Мотивация к учебной деятельности
- актуализировать требования к ученику со стороны
учебной деятельности;
-
создание
условий
для
возникновения
у
учеников
внутренней
потребности
включения
в
учебную
деятельность;
- установить тематические рамки;
-уточнить
тип
урока
и
наметить
шаги
учебной
деятельности.
А к т у а л и з а ц и я
и
ф и к с и р о в а н и е
индивидуального затруднения
-
организовать
актуализацию
знаний
по
изученным
темам;
- о р г а н и з о в а т ь
ф и к с и р о в а н и я
у ч а щ и м и с я
индивидуального затруднения.
Выявление места и причины затруднения
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
-
зафиксировать
во
внешней
речи
причину
затруднения.
Построение
проекта
«Выражения
с
переменной»
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана.
Реализация построенного проекта
- реализовать построенный проект в соответствии с
планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
-
организовать
устранение
и
ф иксирование
преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи
-
организовать
усвоение
учениками
работы
с
выражениями
с
переменной
и
проговариванием
во
внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
-
орга низоват ь
в ы полне ние
у ч а щ и м и с я
самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
-
организовать
выявление
места
и
причины
затруднений, работу над ошибками.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
-
зафиксировать
новое
содержание
урока;
-
организовать
рефлексию
и
самооценку
учениками
собственной учебной деятельности.
Технология изучения
Технология
проведения урока
(этапы)
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Планируемые
результаты УУД
I. Мотивация к
учебной
деятельности (2 мин)
1. Мотивирует к изучению
предмета.
Ребята, внимательно
рассмотрите иллюстрацию.
Какую известную пословицу
изобразил художник?. (сл.3)
Без труда не выловишь
рыбку из пруда.
2. Создаёт условия для
возникновения у учеников
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность. – Чтобы
добиться результата
необходимы терпение и труд.
Называют пословицу
по иллюстрации,
объясняют значение
прочитанного
К: умение оформлять
свои мысли в устной
форме; умение
слушать и понимать
речь других
1. Организует повторение
изученного материала
- У каждого из вас на столе
лежат бланки для
выполнения графического
диктанта. (сл.4)
Прошу вас быть
внимательными и точными.
В рабочей тетради найти
точку – начала выполнения
задания - 8 клеточек вниз и
две справа.
Далее выполняем чертеж
линии по инструкции на
доске (сл.4):
- 3 клеточки вправо;
- 1 клеточка вверх;
- 2 влево;
- 1 вниз;
- 2 вправо;
- 3 вниз;
- 3 влево;
- 1 вверх;
- 2 вправо;
Выполняют чертеж по
клеточкам
Р: Выполнение
графического
диктанта помогает
повысить внимания
на уроке.
Поучившийся
результат повышает
уровень учебной
мотивации.
- 1 вверх;
- 2 влево;
- 3 вверх;
Чертеж окончен, что у вас
получилось? Пятерка.
Выполнение
вычислительных действий
на карточках с заданиями:
Вычисли результат, выполни
штриховку клеточки с
правильным ответом
(сл.5,6,7)
Проверь себя
Выполняют
вычисления,
фиксируют результат в
виде штриховки.
Озвучивают результат.
П: умение
ориентироваться в
своей системе знаний.
Р: принимать и
сохранять учебную
задачу, адекватно
воспринимать оценку
учителя, планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями ее
реализации.
К: умение оформлять
свои мысли в устной
форме; умение
слушать и понимать
речь других.
II. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии (5
мин)
Ребята, у кого из вас есть
старшие братья или сестры?
(дети понимают руки) (сл.8)
Бывает так, что они
рассказывают вам о том, что
проходили в школе в
старших классах? ( Да,
бывает)
Вот какая история случилась
с моими знакомыми сестрой
и братом:
Катя учится в 6 классе и
после урока математики
решила подшутить над
своим младшим братом
Петей (он учится во 2 классе
как и вы) Она задала Пете
задачу. (сл.9)
Под руководством
учителя выявляют
место затруднения.
Проговаривают
причину затруднения с
помощью учителя.
П: умение
ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с
помощью учителя;
добывать новые
знания: находить
ответы на вопросы,
используя свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на уроке.
Р: принимать и
сохранять учебную
задачу, адекватно
воспринимать оценку
учителя, планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями ее
В вазе лежало 4 яблока.
Несколько яблок взяли.
Сколько яблок осталось?
Петя сначала немного
растерялся, но потом стал
рассуждать.
Как вы думаете, что он мог
ответить Кате?
(ответы детей)
реализации.
К: умение оформлять
свои мысли в устной
форме; умение
слушать и понимать
речь других
III. Выявление места
и причины
затруднения
(2 мин)
Ребята, а какое число яблок
могли взять?
Покажите, сложив руки на
животе? ( У каждого ребенка
свое число). А теперь
покажите свое число друг
другу. Верны ли ваши
предположения?
Есть ли возможно прописать
все ответы сразу? (Нет)
Под руководством
учителя выявляют
место затруднения.
Проговаривают
причину затруднения с
помощью учителя.
П: умение
ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с
помощью учителя;
К: умение оформлять
свои мысли в устной
форме;
IV. Объявление
темы и цели урока
(3 мин)
Подводим итог: у всех
разные числа 1, 2,3,4 –
можно их использовать, это
будет верно? (сл.10)
В математике есть точное
название для этого значения
– Катя знала, но не захотела
говорить Пете, она
предложила 3 варианта и
предложила подобрать
наиболее подходящий. (сл.11)
Переменная - почему вы
выбрали именно это
название?
С помощью учителя
ставят цель урока и
проговаривают ее.
П: выделение,
формулирование
познавательных
задач, выбор наиболее
эффективных
способов их решения;
умение осуществлять
действие по образцу и
заданному правилу,
обозначая
информацию
моделью;
формулирование
ответов на вопросы;
описание предмета;
Р: умение определять
и формулировать цель
на уроке с помощью
учителя
V. Реализация
построенного
проекта
(10 мин)
1.
Организует
реализацию построенного
проекта в соответствии с
планом.
Я думаю, что вы можете
назвать тему сегодняшнего
урока.
Правильно – «Переменная».
(сл 12)
Прошу открыть учебники на
стр.20 и прочитать
расположенную в рамочке
Под руководством
учителя выполняют
составленный план
действий.
Отвечают на вопросы
учителя.
С помощью учителя
фиксируют новое
знание в речи и знаках.
П: выделение,
формулирование
познавательных
задач, выбор наиболее
эффективных
способов их решения;
умение осуществлять
действие по образцу и
заданному правилу,
обозначая
информацию
моделью; умение
информацию. Что
говориться о том, что такое
переменная?
Закрепим новый материал –
- разбейте записи на группы
- какие группы у вас
получились?
- как называются выражения
с неизвестным – выражения
с переменной
- рассмотрим выражение:
5 – а
Какое значение может
принимать а – перечислите.
Выполним задание, которое
не связано с выражениями с
переменной, а потом
проверим, насколько хорошо
вы усвоили новый материал.
Под руководством
учителя формулируют
тему урока.
добывать новые
знания: находить
ответы на вопросы,
используя учебник,
свой жизненный опыт
и информацию,
полученную на уроке.
К: умение оформлять
свои мысли в устной
форме; слушать и
понимать речь других
Р: умение работать по
коллективно
составленному плану
VI. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
(7 мин)
Рассмотрите записи на
экране (сл.13,14) :
Как вы предлагаете
выполнит задание?
Верно, на числовые
выражения и выражения с
переменной.
Расс
мотрим теперь выражение с
переменной :
5 – а;
Какое число может стоять на
месте а?
Числа от 0 до 5 называют
значением переменной
(сл.15)
Что помог нам Петя узнать
сегодня на уроке? (сл.16)
Работают в парах
Дети отвечают,
сравнивают свою
работу с эталоном.
Л: нравственно-
этическая оценка
содержания темы,
осознание
ответственности за
общее дело;
П: освоение методов
информационного
поиска, овладение
способностью
выделять
информацию,
содержащую
существенные
признаки,
практическое ее
использование на
межпредметной
основе;
формулирование
ответов на вопросы;
К: умение работать в
паре; слушать и
понимать речь
других;
VII.
Самостоятельная
Выполним задание, которое
не связано с выражениями с
Выполняют задание
совместно с учителем,
Р: овладение
пооперационными
работа с
самопроверкой по
эталону (7 мин)
переменной, а потом
проверим, насколько хорошо
вы усвоили новый материал.
(сл.17,18,19)
Решение задачи:
Что известно? Что нужно
узнать?
Что для этого необходимо
знать?
Мы знаем ширину? Да 3 см,
а высоту?
Как найти?
1). 3+5 =8 (см) высота
2). 3+3+8+8 = 22 (см)
Р
Ответ: 22 см.
один из детей работает
у доски.
Называют с помощью
учителя место своего
затруднения, причину
исправляют ошибки.
Выполняют
самооценку по
алгоритму.
действиями,
готовность
взаимодействия со
взрослыми и
сверстниками в
учебной
деятельности,
выполнение учебных
действий в
сотрудничестве с
учителем; уметь
вносить необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на основе
его оценки и учёта
характера сделанных
ошибок
К: овладение
навыками речевого
отображения
содержания
совершаемых
действий,
способностью с
помощью вопросов,
материалов учебника
добывать и
использовать
недостающую
информацию;
Л: способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности.
П: осуществлять
анализ объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков;
осуществлять
сравнение и
классификацию,
самостоятельно
выбирая основания и
критерии для
указанных
логических операций.
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
(3 мин)
- О чем мы сегодня говорили
на уроке? (сл.20)
- Что нового узнали?
- Какими знаниями,
полученными на уроке, вы
Отвечают на вопросы
учителя.
По схеме
рассказывают, что
Р: умение оценивать
правильность
выполнения действия
на уровне адекватной
ретроспективной
хотели бы поделиться?
- Выполните задание на
экране самостоятельно.
(сл.21).
- Проверьте себя (сл.21)
- Оцените свои достижения
на уроке.
- Кто доволен своей работой,
все ли было понятно?
узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в
еженедельнике.
оценки
Л: - внутренняя
позиция школьника
на уровне
положительного
отношения к школе,
ориентации на
содержательные
моменты школьной
действительности и
принятия образца
«хорошего ученика»