Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС
Автор: Климова Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад ~242" Населённый пункт: Кемеровская обл, г.Новокузнецк Наименование материала: Статья Тема: Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он
находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное
рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то
должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья,
общественность»
В.А. Сухомлинский
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения
многих
родителей
от
решения
вопросов
воспитания
и
личностного
развития
ребенка.
Родители,
не
владея
в
достаточной
мере
знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
ребенка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило,
не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте».
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у
истоков
нашего
будущего.
Но
всегда
ли
детскому
саду
и
семье
хватает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на
ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка,
как
одели
ребенка.
Считают,
что
детский
сад
-
место,
где
присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень
часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой
причине.
Одной
из
основных
задач
детского
сада
является
установление
положительных
взаимоотношений
между
воспитателями
и
родителями,
разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических
знаний,
привлечение
внимания
родителей
к
ребенку
и
освещение
последствий
негативных
отношений
в
семье;
повышение
уровня
педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».
Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает
проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и
понять
друг
друга.
Педагоги
детского
сада
часто
испытывают
большие
трудности в общении с родителями. Очень много зависит от инициативы,
терпения,
интуиции
педагога.
Он
должен
стать
профессиональным
помощником в семье, ведь воспитание наших детей-это наша общая цель. И
от
нас
всех:
педагогов
и
родителей,
бабушек
и
дедушек,
окружающего
ребенка пространства зависит каким он будет человеком.
Педагогическая
культура
родителей
–
один
из
самых
действенных
факторов
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
младших
школьников.
С
введением
Федерального
государственного
стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые
задачи,
встающие
перед
дошкольным
учреждением,
предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с
другими
социальными
институтами,
помогающими
ему
решать
образовательные
задачи.
На
современном
этапе
детский
сад
постепенно
превращается
в
открытую
образовательную
систему:
с
одной
стороны,
педагогический процесс дошкольного учреждения становится более
свободным,
гибким,
дифференцированным,
гуманным
со
стороны
педагогического
коллектива,
с
другой
—
педагоги
ориентируются
на
сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными
институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство —
взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества,
направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого
развития
социальных
отношений
и
повышение
качества
жизни,
осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Детские образовательные организации сегодня должны находиться в
режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную
систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости
от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с
семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа
социального
состава
родителей,
их
настроя
и
ожиданий
от
пребывания
ребенка
в
детском
саду.
Проведение
анкетирования,
личных
бесед
на
эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее
эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Основные направления, формы организации совместной работы с
родителями по освоению требований ФГОС ДОО.
Задачи с о вм е с т н о й
р а б от ы
Д О О
и
р од и т е л е й
( з а ко н н ы х
представителей) воспитанников:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей)
воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-
поддерживать
уверенность
родителей
(законных
представителей)
в
собственных педагогических возможностях.
Основные направления организации
совместной
работы
ДОО
и
родителей (законных представителей):
-
изучение
родительских
мнений,
потребностей,
запросов
в
отношении
качества
образовательных
услуг,
предоставляемых
образовательной
организацией: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы,
мониторинги и т.п.;
-
психолого-педагогическое
просвещение
родителей
(законных
представителей):
повышение
педагогической
и
психологиче ской
грамотности; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС
ДОО
и
программно-методическими
комплектами,
реализуемыми
в
образовательной организации;
-
повышение
правовой
культуры
родителей
(законных
представителей):
изучение
нормативных
документов,
оказание
помощи
в
грамотном
применении существующих документов на практике;
-
становление
ценностей
здорового
образа
жизни
в
семье:
пропаганда
здорового образа жизни; профилактика возникновения вредных привычек
и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей;
формирование положительного отношения к физической культуре и спорту;
- управление образовательной организацией, образовательным процессом:
участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский;
родительский
комитет,
клубы,
объединения);
участие
в
проектировании
основной
образовательной
программы
образовательной
организации;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
-
организация
культурно-досуговой,
учебно-исследовательской,
проектной
деятельности
обучающихся:
массовые
мероприятия
с
родителями
(законными
представителями),
организация
совместной
общественно
значимой
деятельности
и
досуга
родителей
и
обучающихся,
проведение
открытых мероприятий для родителей (законных представителей), участие в
подготовке совместных проектов.
Формы взаимодействия ДОО и семьи:
В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с
возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей
и
педагогов
в
объединения
по
интересам
и
увлечениям,
организации
семейного досуга.
Помимо
традиционных
форм
работы
ДОУ
и
семьи
в
ДОУ
начали
активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
"Круглый стол" по любой теме;
тематические выставки;
анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
консультации специалистов;
устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
семейные спортивные встречи;
почта доверия, телефон доверия;
семейные проекты "Наша родословная";
открытые занятия для просмотра родителей;
интеллектуальные ринги детей и родителей;
контрольные для родителей;
интервью с родителями и детьми на определенные темы;
родительская гостиная;
конкурс семейных талантов;
портфолио семейного успеха;
аукцион секретов воспитания и др.
Следует отметить не мало важные моменты:
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть
эстетично оформлены;
содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к
этой информации быстро пропадет;
оформление
выполняется
так,
чтобы
привлекать
внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
с о д е р ж а н и е
п р е д л а г а е м о г о
м а т е р и а л а
д о л ж н о
б ы т ь
действительно интересно большинству родителей.
Р а б о т а
с
р о д и т е л я м и
-
э т о
п р о ц е с с
о б щ е н и я
р а з н ы х
людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском
саду
могут
возникнуть проблемные
ситуации
во
взаимоотношениях
педагогов и родителей:
конфликты между родителями из-за детей
родительские
претензии
к
воспитателям
по
тем
или
иным
вопросам
воспитания;
жалобы воспитателей на пассивность родителей;
невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком
авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
С е г о д н я ш н и е
р о д и т е л и
в н и м а т е л ь н о
о т н е с у т с я
к
консультации
специалиста:
психолога,
логопеда,
врача.
Но,
когда
дело
доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих
вопросах,
имеют
свое
видение
проблемы
и
способы
ее
разрешения,
не
п р и н и м а я
в о
в н и м а н и е
о п ы т
и
образование
воспитателя.
Для
предупреждения
таких
ситуаций
администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка
в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать,
что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Взаимодействие с родителями на каждом возрастом этапе развития
дошкольников
Задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного
воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша.
Младший возраст.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
познакомить
родителей
с
особенностями
физического,
социально-
личностного, познавательного и художественного развития детей младшего
дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения;
помочь
родителям
в
освоении
методики
укрепления
здоровья
ребенка
в
семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению
культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на
улице;
познакомить
родителей
с
особой
ролью
семьи,
близких
в
социально-
личностном
развитии
дошкольников.
Совместно
с
родителями
развивать
доброжелательное
отношение
ребенка
к
взрослым
и
сверстникам,
эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах;
с о вм е с т н о
с
р од и т е л я м и
с п о с о б с т во ват ь
р а зв и т и ю
д е т с ко й
самостоятельности,
простейших
навыков
самообслуживания,
предложить
родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника
дома;
помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его
любознательности,
накоплении
первых
представлений
о
предметном,
природном и социальном мире;
развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком
дома,
познакомить
их
со
способами
развития
воображения,
творческих
проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Средняя группа.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни,
приоритетными задачами его физического и психического развития;
поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умение
оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его
индивидуальность;
ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к
здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного
поведения дома, на улице, на природе;
побуждать
родителей
развивать
доброжелательные
отношения
ребенка
к
взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по
отношению к близким, культуру поведения и общения;
показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры,
темы
разговоров,
детских
рассказов),
развития
умения
сравнивать,
группировать, развития его кругозора;
включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить
партнерские
отношения
с
ребенком
в
игре,
создать
игровую
среду
для
дошкольника
дома.
Помочь
родителям
развивать
детское
воображение
и
творчество в игровой, речевой, художественной деятельности;
совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе,
уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
Старший возраст.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
ориентировать
родителей
на
изменения
в
личностном
развитии
старших
дошкольников
—
развитии
любознательности,
самостоятельности,
инициативы и творчества в детских видах деятельности; помочь родителям
учитывать эти изменения в своей педагогической практике;
способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье,
обогащению
совместного
с
детьми
физкультурного
досуга
(занятия
в
бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений
безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема;
побуждать
родителей
к
развитию
гуманистической
направленности
отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного
мира,
поддерживать
стремление
детей
проявлять
внимание,
заботу
о
взрослых и сверстниках;
познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов,
интеллектуальных
способностей
дошкольников
в
семье;
поддерживать
стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять
позицию школьника;
включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию
субъектных
проявлений
ребенка
в
элементарной
трудовой
деятельности
(ручной
труд,
труд
по
приготовлению
пищи,
труд
в
природе),
развитию
желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до
конца;
помочь
родителям
создать
условия
для
развития
эстетических
чувств
старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства
(архитектуре,
музыке,
театральному,
изобразительному
искусству)
и
художественной литературе.
Подготовительная группа.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
познакомить
родителей
с
особенностями
физического
и
психического
развития
ребенка,
развития
самостоятельности,
навыков
безопасного
поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью
ситуациях;
познакомить
родителей
с
особенностями
подготовки
ребенка
к
школе,
развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка;
ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка,
обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов,
элементов
логического
мышления
в
ходе
игр,
общения
со
взрослыми
и
самостоятельной детской деятельности;
помочь
родителям
создать
условия
для
развития
организованности,
ответственности
дошкольника,
умений
взаимодействия
со
взрослыми
и
детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной
с родителями деятельности;
способствовать
развитию
партнерской
позиции
родителей
в
общении
с
ребенком,
развитию
положительной
самооценки,
уверенности
в
себе,
познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания
ответственности за свои действия и поступки.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей .
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю
ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании
детей в семье, желание их совершенствовать;
рост
посещаемости
родителями
мероприятий
по
педагогическому
просвещению,
стремление
родителей
анализировать
собственный
опыт
и
опыт других родителей;
изменение
микроклимата
в
неблагоприятных
семьях
в
положительную
сторону;
проявление
у
родителей
осознанного
отношения
к
воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений
и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей
в
клубах,
объединениях,
семейных
конкурсах,
праздниках,
субботниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не
только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в
педагогической деятельности;
положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников
в ДОУ.
Заключение
Преимущества
новой
системы
взаимодействия
ДОО
с
семьей неоспоримы и многочисленны.
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ
всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак
не повредит, так как будут учитываться мнения, в свою очередь, заручаются
пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в
самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется
это взаимодействие.
Э т о учет индивидуальности
ребенка.
Педагог постоянно
поддерживая
контакт
с
семьей,
знает
особенности
и
привычки
своего
воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к
повышению эффективности педагогического процесса.
Родители
самостоятельно
могут
выбирать
и
формировать
уже
в
дошкольном
возрасте
то
направление
в
развитии
и воспитании
ребенка, которое
они
считают
нужным.
Таким
образом,
родители
берут
на себя ответственность за воспитание ребенка.
Это
укрепление
внутрисемейных
связей, эмоционального семейного
общения, нахождение общих интересов и занятий.
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития
ребенка в ДОО и семье.
Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что
было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
Педагог,
определив
тип
семьи
воспитанника,
сможет
найти
правильный
подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
16
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать
тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Таким
образом,
использование
разнообразных
форм
работы
с семьями воспитанников ДОО даёт положительные результаты: меняется
характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся
активными
участниками
всех
дел
ДОО
и
незаменимыми помощниками
воспитателей.
Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их
вовлечение
в
педагогическую
деятельность,
заинтересованное
участие
в
воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет
воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного
ребенка.