Напоминание

"Донской край– Родина моя"


Авторы: Задорожняя Наталья Васильевна, Судякова Анжела Зейналовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 218
Населённый пункт: город Ростов–на–Дону, Ростовская область
Наименование материала: проект
Тема: "Донской край– Родина моя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Донской край –

Родина моя».

Воспитатели подготовительной группы

Задорожняя Н.В.

Судякова А.З.

Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача

отечественной педагогики. Государственная программа Министерства

образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса

патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и

длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду,

к родному городу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,

географическими, природными особенностями формируют у них такие черты

характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.

Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,

полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к

родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые

помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь

ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным

миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше

приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное

самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и

культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты

родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не

сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а

значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать

ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его

усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде,

в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в

настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских

садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих

личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте

речь пойдёт о значении истории родного края и нашего города, и его влияние на

патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников

при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного

взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е.

через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды

деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы

закладываются основы нравственности, формируется первоначальное

представление об окружающем, этические представления, воспитываются

патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению

ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники

обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с

настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к

проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У

старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном

крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к

краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания

знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-

ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных

видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является

наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей

старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Проблема:

Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и

естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего

мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость

- «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с

родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен,

без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Участники проекта:

Воспитанники ДОУ.

Педагоги.

Родители.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе

патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города,

местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к

родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта:

Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о

своем поселке, о крае, в котором мы живём. Создать условия для

восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике

родного края. Развивать бережное отношение к городу, его

достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Знакомить

детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями,

соотечественниками родного края.

Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей,

учить свободно мыслить, фантазировать.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-

ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину,

поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в

данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

- освоение детьми доступных знаний об истории своей малой Родины, Донском

крае;

- формирование познавательно-созидательного отношения к Донскому краю,

родному городу;

- проявление устойчивого интереса к истории Донского казачества;

- укрепление эмоционального контакта между детьми, педагогами и

родителями;

- активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических

мероприятиях, других видах деятельности;

- приобретение детьми старшего дошкольного возраста опыта социального

взаимодействия со взрослыми;

- создание методической копилки по данной проблеме;

- повышение уровня родительской активности в организации совместной

деятельности.

Вид проекта: информационно-творческий, познавательный, групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г.- май 2019г.)

Первый блок «Мой родной город», «Моя семья», где дети знакомятся с

основными объектами своего города, учатся ориентироваться в близлежащих к

детскому саду улицах, учатся понимать значение семьи в жизни человека.

Второй блок «История родного края», где детям даются начальные сведения о

прошлом Донского края, об образовании Ростовской области. Знакомство с

гербом, флагом Ростовской области.

Третий блок «Природа родного края», где дети знакомятся с животным и

растительным миром Донского края, о необходимости бережного, заботливого

отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.

Четвертый блок «Достопримечательности Ростовской области», здесь дети

знакомятся с историческими объектами родного края.

Пятый блок «Народные традиции нашего края», где дети знакомятся с

казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев

нашего края, с православными традициями.

Шестой блок «Предприятия области», где дети узнают об основных

предприятиях, за счет которых живет наш край, о значимости производства в

развитии страны.

Седьмой блок «Люди, прославившие Донской край» знакомит детей с героями

Великой отечественной войны, писателями, артистами.

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском

саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения

проекта (подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии),

подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

дидактические игры, выставка книг со стихами местных поэтов).

2 этап – практический.

Октябрь

- Просмотр презентации «Осень на Дону».

- Сбор фотоматериалов о семьях воспитанников.

- Сбор фотоматериалов о Ростове-на-Дону.

- НОД «Что растёт в садах».

«В огород пойдём. Овощи».

- Выставка поделок из овощей и фруктов «Богатство нашего края».

- Беседа «Красота родного края».

- Рисование на тему «Родные просторы».

Ноябрь

- Просмотр презентации «Донской край- наша малая Родина».

- НОД «Наш город».

«Семья».

«Что я расскажу о своём родном городе».

- Просмотр презентации «Детям о казачестве».

- Оформление мобильного стенда «Мой город. Моя семья».

- Изготовление семейных газет-коллажей «Наша семья».

- Фольклорный праздник «День Матери-казачки».

- Подвижные игры «Казаки», «Перекати тыкву».

- Дидактическая игра «Казачьи ремёсла».

Декабрь

- НОД «Домашние животные Ростовской области».

«Дикие животные Ростовской области».

«Аппликация «Юбка казачки».

«Рисование «Шаль».

- Просмотр презентации «Животные леса Ростовской области».

- Просмотр презентации «Одежда казаков».

- Дидактическая игра «Речные рыбы Донского края».

- Выставка рисунков «Чем богат наш край Донской».

- Беседа «Празднование Нового года на Дону.

Январь

- Просмотр презентации «Рождество».

- Беседа «Рождественские традиции на Дону».

- Фольклорный праздник «Старый Новый год».

- Оформление мобильного стенда «Празднование Нового года и Рождества».

- НОД «Лепка из солёного теста «Варенички».

«Мой город, моя семья».

«Коли семья вместе, то и душа на месте».

- Рисование на тему «Родина моя – Донской край».

- Разучивание казачьих игр.

Февраль

- Просмотр презентации «Ростов – на-Дону – город воинской славы»

- Изготовление поделок «Мы голосуем за мир».

- Беседа «14 февраля – день освобождения Ростова-на-Дону от немецко-

фашистских захватчиков».

- Оформление тематического стенда «Спасибо солдатам-освободителям».

- Коллаж-поздравление с 23 февраля «Наши папы – самые лучшие».

- Дидактическая игра «Путешествие по родному краю».

- Выставка фотографий «Замечательные места нашего города».

- Беседа «Достопримечательности нашего города».

- Дидактическая игра «Достопримечательности нашего города».

Март

- Просмотр презентации «Как на вольном на Дону».

- Беседа «Роль женщины в семье».

- Оформление стенда «Мамочка любимая».

- Фольклорное развлечение «Масленица».

- Просмотр презентации «Масленица».

- Фотоконкурс «Самый замечательный блин».

- Оформление мини-выставки «Масленица пришла».

- НОД «Первые весенние цветы нашего края».

-Дидактическая игра «Весенние цветы Донского края».

- Театрализация сказок.

Апрель

- НОД «Манят космические дали».

- Беседа «Казак скорее умрёт, чем с родной земли уйдёт».

- Сюжетно-ролевая игра «Казачья семья».

- Чтение казачьих сказок.

- Рисование иллюстраций к казачьим сказкам.

- Сбор предметов казачьего быта.

- Лепка из солёного теста «Богатство Донского края».

- Подвижные игры «Всадники», «Самый ловкий».

- Дидактическая игра «Казачьи сказки».

Май

- Беседа о подвигах наших солдат во время ВОВ.

- Создание мини-музея «Этот день мы приближали, как могли»

- Тематическая беседа «Книги о ВОВ»

- Просмотр презентации «Дети-воины во время ВОВ».

- Сбор информации о родственниках – участниках ВОВ.

- Оформление тематического стенда «Этих дней не смолкнет слава».

- НОД «Нам нужен мир!»

- Изготовление поделок к 9 Мая.

- Акция «Поздравляем с 9 мая».

- Возложение цветов к Мемориальному комплексу «Павшим вомнам».

III этап - заключительный

- Мониторинг.

- Итоговая презентация проекта «Что мы делали – покажем».

- Итоговое мероприятие - игра «Что? Где? Когда?».

Работа с родителями.

Оформление фотоальбома «Мой город Ростов-на-Дону».

Анкетирование родителей.

Предполагаемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному

краю.

Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства

гордости за свой родной город, желание сохранить его чистым и красивым.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями,

достопримечательностями, памятникам.

Заключение

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному

городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории

города, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и

прославил город, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе

накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к

доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания

причастности к судьбе малой Родины.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы

развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт

русского характера, русской ментальности, так, как только на основе

прошлого

можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без

будущего.



В раздел образования