Авторы: Задорожняя Наталья Васильевна, Судякова Анжела Зейналовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 218
Населённый пункт: город Ростов–на–Дону, Ростовская область
Наименование материала: проект
Тема: "Донской край– Родина моя"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Донской край –
Родина моя».
Воспитатели подготовительной группы
Задорожняя Н.В.
Судякова А.З.
Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача
отечественной педагогики. Государственная программа Министерства
образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса
патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду,
к родному городу, к родной стране.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формируют у них такие черты
характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.
Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к
родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые
помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь
ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным
миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше
приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное
самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и
культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты
родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не
сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а
значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать
ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его
усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде,
в которой он живет.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в
настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских
садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих
личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте
речь пойдёт о значении истории родного края и нашего города, и его влияние на
патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников
при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного
взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е.
через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды
деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы
закладываются основы нравственности, формируется первоначальное
представление об окружающем, этические представления, воспитываются
патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению
ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники
обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с
настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к
проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У
старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном
крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к
краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания
знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-
ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных
видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является
наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей
старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и
естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего
мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость
- «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с
родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен,
без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Участники проекта:
Воспитанники ДОУ.
Педагоги.
Родители.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе
патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города,
местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к
родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.
Задачи проекта:
Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о
своем поселке, о крае, в котором мы живём. Создать условия для
восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике
родного края. Развивать бережное отношение к городу, его
достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Знакомить
детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями,
соотечественниками родного края.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей,
учить свободно мыслить, фантазировать.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-
ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину,
поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в
данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
- освоение детьми доступных знаний об истории своей малой Родины, Донском
крае;
- формирование познавательно-созидательного отношения к Донскому краю,
родному городу;
- проявление устойчивого интереса к истории Донского казачества;
- укрепление эмоционального контакта между детьми, педагогами и
родителями;
- активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических
мероприятиях, других видах деятельности;
- приобретение детьми старшего дошкольного возраста опыта социального
взаимодействия со взрослыми;
- создание методической копилки по данной проблеме;
- повышение уровня родительской активности в организации совместной
деятельности.
Вид проекта: информационно-творческий, познавательный, групповой.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г.- май 2019г.)
Первый блок «Мой родной город», «Моя семья», где дети знакомятся с
основными объектами своего города, учатся ориентироваться в близлежащих к
детскому саду улицах, учатся понимать значение семьи в жизни человека.
Второй блок «История родного края», где детям даются начальные сведения о
прошлом Донского края, об образовании Ростовской области. Знакомство с
гербом, флагом Ростовской области.
Третий блок «Природа родного края», где дети знакомятся с животным и
растительным миром Донского края, о необходимости бережного, заботливого
отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.
Четвертый блок «Достопримечательности Ростовской области», здесь дети
знакомятся с историческими объектами родного края.
Пятый блок «Народные традиции нашего края», где дети знакомятся с
казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев
нашего края, с православными традициями.
Шестой блок «Предприятия области», где дети узнают об основных
предприятиях, за счет которых живет наш край, о значимости производства в
развитии страны.
Седьмой блок «Люди, прославившие Донской край» знакомит детей с героями
Великой отечественной войны, писателями, артистами.
Этапы проведения и реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском
саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения
проекта (подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии),
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры, выставка книг со стихами местных поэтов).
2 этап – практический.
Октябрь
- Просмотр презентации «Осень на Дону».
- Сбор фотоматериалов о семьях воспитанников.
- Сбор фотоматериалов о Ростове-на-Дону.
- НОД «Что растёт в садах».
«В огород пойдём. Овощи».
- Выставка поделок из овощей и фруктов «Богатство нашего края».
- Беседа «Красота родного края».
- Рисование на тему «Родные просторы».
Ноябрь
- Просмотр презентации «Донской край- наша малая Родина».
- НОД «Наш город».
«Семья».
«Что я расскажу о своём родном городе».
- Просмотр презентации «Детям о казачестве».
- Оформление мобильного стенда «Мой город. Моя семья».
- Изготовление семейных газет-коллажей «Наша семья».
- Фольклорный праздник «День Матери-казачки».
- Подвижные игры «Казаки», «Перекати тыкву».
- Дидактическая игра «Казачьи ремёсла».
Декабрь
- НОД «Домашние животные Ростовской области».
«Дикие животные Ростовской области».
«Аппликация «Юбка казачки».
«Рисование «Шаль».
- Просмотр презентации «Животные леса Ростовской области».
- Просмотр презентации «Одежда казаков».
- Дидактическая игра «Речные рыбы Донского края».
- Выставка рисунков «Чем богат наш край Донской».
- Беседа «Празднование Нового года на Дону.
Январь
- Просмотр презентации «Рождество».
- Беседа «Рождественские традиции на Дону».
- Фольклорный праздник «Старый Новый год».
- Оформление мобильного стенда «Празднование Нового года и Рождества».
- НОД «Лепка из солёного теста «Варенички».
«Мой город, моя семья».
«Коли семья вместе, то и душа на месте».
- Рисование на тему «Родина моя – Донской край».
- Разучивание казачьих игр.
Февраль
- Просмотр презентации «Ростов – на-Дону – город воинской славы»
- Изготовление поделок «Мы голосуем за мир».
- Беседа «14 февраля – день освобождения Ростова-на-Дону от немецко-
фашистских захватчиков».
- Оформление тематического стенда «Спасибо солдатам-освободителям».
- Коллаж-поздравление с 23 февраля «Наши папы – самые лучшие».
- Дидактическая игра «Путешествие по родному краю».
- Выставка фотографий «Замечательные места нашего города».
- Беседа «Достопримечательности нашего города».
- Дидактическая игра «Достопримечательности нашего города».
Март
- Просмотр презентации «Как на вольном на Дону».
- Беседа «Роль женщины в семье».
- Оформление стенда «Мамочка любимая».
- Фольклорное развлечение «Масленица».
- Просмотр презентации «Масленица».
- Фотоконкурс «Самый замечательный блин».
- Оформление мини-выставки «Масленица пришла».
- НОД «Первые весенние цветы нашего края».
-Дидактическая игра «Весенние цветы Донского края».
- Театрализация сказок.
Апрель
- НОД «Манят космические дали».
- Беседа «Казак скорее умрёт, чем с родной земли уйдёт».
- Сюжетно-ролевая игра «Казачья семья».
- Чтение казачьих сказок.
- Рисование иллюстраций к казачьим сказкам.
- Сбор предметов казачьего быта.
- Лепка из солёного теста «Богатство Донского края».
- Подвижные игры «Всадники», «Самый ловкий».
- Дидактическая игра «Казачьи сказки».
Май
- Беседа о подвигах наших солдат во время ВОВ.
- Создание мини-музея «Этот день мы приближали, как могли»
- Тематическая беседа «Книги о ВОВ»
- Просмотр презентации «Дети-воины во время ВОВ».
- Сбор информации о родственниках – участниках ВОВ.
- Оформление тематического стенда «Этих дней не смолкнет слава».
- НОД «Нам нужен мир!»
- Изготовление поделок к 9 Мая.
- Акция «Поздравляем с 9 мая».
- Возложение цветов к Мемориальному комплексу «Павшим вомнам».
III этап - заключительный
- Мониторинг.
- Итоговая презентация проекта «Что мы делали – покажем».
- Итоговое мероприятие - игра «Что? Где? Когда?».
Работа с родителями.
Оформление фотоальбома «Мой город Ростов-на-Дону».
Анкетирование родителей.
Предполагаемые результаты:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному
краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства
гордости за свой родной город, желание сохранить его чистым и красивым.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями,
достопримечательностями, памятникам.
Заключение
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному
городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории
города, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и
прославил город, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе
накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к
доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания
причастности к судьбе малой Родины.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы
развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт
русского характера, русской ментальности, так, как только на основе
прошлого
можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без
будущего.