Автор: Громова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "ООШ №3"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение и воспитание младших школьников с использованием этнокультурного компонента"
Раздел: начальное образование
Обучение и воспитание младших школьников с
использованием этнокультурного компонента.
Модель школы с этнокультурным русским компонентом
В
современных
условиях
модернизации
всех
сторон
общественной
жизни
при
смене
культурных
ценностей,
норм
и
отношений
возникает
необходимость
выбора
адекватной
социокультурной
модели
образования.
На рубеже XX-XXI веков произошла определенная утрата ценностей клас-
сического
образования,
возникло
противоречие
между
целостностью
культуры
и
образовательными
технологиями,
между
непрерывно
возрастающим объемом знаний и способностей, необходимых человеку.
В рамках современных педагогических поисков предлагаются
новые
стратегии и модели образования, основанные на признании самобытности
отечественной культуры, возвращения российской школы на свою культурно-
историческую почву, к духовно-нравственным традициям народа. Коллектив
школы выступает за восстановление в системе образования исторической и
культурной
преемственности,
возвращение
образования
к
собственным
историческим
духовным
и
нравственным
истокам,
связь
с
которыми
в
значительной степени была утрачена.
Обучение должно быть неразрывно
связано с усвоением культуры русского народа и, значит, с последовательным
включением
национально-культурного
компонента.
Цель
такого
обучение
заключается
не
только
в
передаче
систематизированного
знания,
но
и
в
формировании
национально-культурной
идентификации
учащихся,
воспитании чувства сопричастности, прежде всего к собственной истории,
своему народу, своей земле.
Концепция
как
общий
образ
школы
с
этнокультурным
русским
компонентом стала главным звеном работы учителей, учащихся, родителей и
общественности. За основу были взяты идеи К. Д. Ушинского, А. Ф. Лосева,
Д. С. Лихачёва, Л. Н. Гумилёва, И. Ф. Гончарова. Был изучен опыт создания
подобных школ в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Карелии. Этот опыт
был
творчески
переработан
и
адаптирован
коллективом
к
реалиям
собственной школы.
1
Главный
отличительный
признак
школы
с
этнокультурным
компонентом заключается в том, что в образовательной системе наиболее
полно представлены богатства национальной культуры, уклад жизни народа,
его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.
Приоритетное
изучение
русской
культуры
осуществляется
при
полном
уважении к истории и культуре других государств и наций
на основе знания
собственной культуры, ощущения своей самобытности и неразрывно связано
с формированием толерантности.
В разработке модели школы с этнокультурным русским компонентом
мы исходим из реальных возможностей:
сложившиеся
традиции
в
обучении,
развитии
и
воспитании
обучающихся;
кадровый
потенциал,
обладающий
необходимым
уровнем
преподавания и способный к творческой поисковой работе;
определенный контингент обучающихся.
Эти факторы стали стартовой площадкой для формирования модели школы с
этнокультурным русским компонентом.
Мы проанализировали психологическую готовность педагогов, учащихся
к
этой
работе,
провели
беседы
с
родителями,
анкетирование
среди
обучающихся с целью выявления их интересов и на основании полученных
результатов разработали авторские спецкурсы.
Главная
идея,
положенная
в
основу
концепции
–
формирование
компетентной,
физически
и
духовно
здоровой
личности,
способной
к
самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней
среды.
Стратегическая
цель
–
а д ап т и р о ват ь
у ч е б н ы й
п р о ц е с с
к
индивидуальным
особенностям
школьников,
введению
этнокультурного
содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в
учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания.
Система работы по реализации этнокультурного компонента в школе
прослеживается
во
всех
направлениях:
в
учебной
деятельности,
в
неаудиторной
занятости,
во
внеклассной
работе
и
в
дополнительном
образовании. В образовательный план введены интегрированные спецкурсы
«Введение
в
народоведение»,
«Русская
традиционная
художественная
культура», «Мой родной край», «Культурные традиции русского народа»,
«Русская культура», «Культура Отечества», «Воспитание нравственности на
основах православной культуры».
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя
заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего
народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень
поверхностно знакомы, например, с народной культурой. Как жили русские
2
люди? Как работали и как отдыхали? Чем украшали свой быт? Какие они
соблюдали
обычаи?
Ответить
на
эти
и
подобные
вопросы
–
значит
восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Мы посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников,
что они являются носителями русской народной культурой, воспитать ребят в
национальных традициях. Нами были отобраны следующие приоритеты:
1.
Широкое
использование
фольклора
(сказок,
песен,
частушек,
пословиц, поговорок и т.п.).
В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В
устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера,
присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте,
правде, верности и т.п.
Пятый год в нашей школе существует фольклорный ансамбль «Бусинки»,
коллектив которого стал лауреатом многих конкурсов.
В этом учебном году создан фольклорный ансамбль «Родничок» на базе 2а
класса.
Пользуются постоянным успехом выступление ансамбля «Русские
гармошки», танцевального коллектива «Русский танец».
Большую роль в этом направлении играет интеграция основного и
дополнительного
образования.
На
протяжении
многих
лет
наши
дети
получают
второе
дополнительное
образование
в
музыкальной
школе:
занимаются
на
фольклорном
и
общеэстетическом
отделениях,
играют
в
ансамбле
русских
народных
инструментов.
Педагоги
школы
искусств
проводят занятия по живописи, хореографии, хоровому и вокальному пению,
фольклору в стенах школы во второй половине дня.
Более 10 лет руководит кукольным театром «Сказка» Фалинская И.И.
Актерами
этого
театра
являются
ученики
начальных
классов
и
среднего
звена.
2.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами
общественной
жизни
человека.
Для
реализации
модели
школы
с
этнокультурным русским компонентом в учебный план начальных классов
введен факультативный курс М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение».
Актуальность курса состоит в том, что на занятиях дети приобщаются к
традиционному наследию
русской культуры. Кроме познавательного, курс
имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и
эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию
патриотического чувства.
В школе сложились богатые традиции воспитательной деятельности.
Отмечаются общешкольные праздники, связанные с народным календарем
и русскими традициями: - «Осенины», «Покров», «Васильев день в русской
избе», Рождественский фестиваль, «Зимние святки», Широкая Масленица и
другие.
3
Продолжается эта работа в группах продленного дня. Тематика клубных
часов соответствует модели школы: «История русской песни», «Народные
игрушки»,
«Кузьминки
–
осень
с
зимой
встречаются»,
«Дымковская
игрушка», «Добро пожаловать на ярмарку» и другие.
В течение года проводились музейные уроки: «Нам на Покров колокола
звонят недаром раз в году…», «Посиделки на завалинке», «Вот светлый
праздник Рождества», «Душа ль ты наша Масленица».
3.
Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления в создании предметов
необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу
буквально. Так рождались сказочно
прекрасные росписи на прялках и
посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Мы считаем
очень важным знакомить детей с народным искусством.
В
начальной
школе
работают
кружки
«Русская
художественная
традиционная культура» (4 класс, учитель Кореневская Р.И.) и
«Русское
прикладное искусство» (3 класс, учитель Червякова Ж.В.)
Школа осуществляет сетевое взаимодействие с подростковыми клубами
«Юность» и «Орленок», детской спортивной школой, с библиотекой ДК
«Дружба». Наши ребята с удовольствием знакомятся с основами народных
ремесел и занимаются в кружках: «Деревянная игрушка», «Выжигание»,
«Бисероплетение», « Вышивка» и других.
4.
Знакомство с русскими народными играми
Русские народные игры – жанр устного народного творчества. В них
заключен потенциал для физического развития ребенка.
В 20010 – 2011 учебном году 3 час физической культуры мы используем
для проведения факультативного курса «Русские народные игры».
5.
Создание атмосферы национального быта.
В
школе
создана
художественно-эстетическая
гостиная,
в
которой
представлены
работы
учеников,
выпускников,
известных
поэтов
и
художников области. Накапливается материал для создания музея, в котором
будут собраны предметы, характерные для русского народного быта.
Сегодня
задача
возрождения
национальных
традиций
воспитания,
духовной культуры народа особенно актуальна. Это способ противостоять
народу так называемой массовой культуры, проникающей широким потоком
в нашу жизнь и разрушающей личность. Не овладев духовным богатством,
культурой,
накопленной
тысячелетиями,
невозможно
двигаться
вперед,
противостоять пошлости, цинизму, агрессии.
4
Этнокультурная
компетентность,
использования
богатств
русской
культуры позволят сформировать у обучающихся положительную мотивацию
в выборе духовных ценностей, развить эстетический вкус, интерес к учению,
сформировать
личность,
социально-адаптированную
к
новым
условиям
жизни общества.
Результатом
реализации
модели
школа
с
этнокультурным
русским
компонентом
должен
стать
выпускник,
обладающий
качествами человека
знающего,
культурного,
социально
активного,
творческого,
бережно
относящегося
к
достоянию
прошлого,
способного
к
созданию
новых
культурных ценностей, любящегося культуру своего Отечества – России.
5
26 января 2010 года в МОУ «ООШ №3» г. Энгельса состоялся семинар для заместителей
директоров
школ
по
учебно–воспитательной
работе
«Этнокультурные
и
духовно
–
нравственные традиции русского народа как компонент современного образования».
В
семинаре приняли участие специалисты УМЦ, учителя МОУ «ООШ №3».
С «Визитной карточкой школы» познакомила директор МОУ «ООШ №3» Жулёва Т. Г. С
докладом
«Этнокультурные
и
духовно
–
нравственные
традиции
русского
народа
в
современном образовании» выступила заместитель директора по УВР МОУ «ООШ №3»
Сатаева А.А.
Уроки и мероприятия проходили в два потока.
№ Тема урока, занятия
Класс
ФИО учителя
1 поток (10.35–11.20)
1
Занятие кружка прикладного искусства «Русский
народный оберег « Веник удачи»
3а
Червякова Ж. В.
2
Внеклассное занятие курса «Введение в
народоведение» «Пришла Коляда...»
2а
Юрчук Н. И.
3
Занятие интегрированного спецкурса «Русская
культура» «Деревянное зодчество русского Севера»
7 б
Ларионова В.В.,
Иванова Г. А.
4
Внеклассное занятие по иностранному языку
«Рождество»
4а
Тряпичникова Г. А.,
Хмарина Т. А.
2 поток (11.30 – 12.15)
1
Внеклассное мероприятие по МХК «Всякая душа
празднику рада»
8а,6а
Кровякова О. В.
2
Занятие интегрированного спецкурса «Русская
история в литературе»
«Мир дворянской усадьбы»
8б
Полещенко О. Н.
3
Занятие математического кружка
«Преданья старины далёкой»
5 а
Цыплакова С. А.
4
Занятие курса «Введение в народоведение»
« В тереме расписном я живу»
1а
Астафьева Л. В.
На
занятии
курса
«Введение
в
народоведение»
в
1
а
классе «В тереме
расписном я живу» (учитель Астафьева Л. В.)
дети познакомились с
устройством русской избы, старинными предметами быта, с пословицами,
загадками, посвящёнными прялке, ухвату, самовару. На занятии, которое
проводилось в форме встречи гостей в русской избе,
была воссоздана
тёплая атмосфера старины, воспитывающая уважение к русской культуре и
народным традициям.
6
Внеклассное
занятие
курса
«Введение
в
народоведение»
во
2
а
классе
(учитель Юрчук Н. И.)
называлось «Пришла
Коляда...». На нём дети
познакомились
с
важнейшими
годовыми
христианскими
праздниками,
символикой народного костюма и жилища.
Занятие проводилось в форме зимнего фольклорного праздника. Народные
костюмы, песни, гадания, игры
«Колечко», «Гори, гори ясно» показали
самобытность
традиций
русского
народа,
необходимость
восстановить
утраченные народные традиции.
На занятии кружка прикладного искусства в 3 классе «Русский народный
оберег «Веник удачи» учитель Червякова Ж. В.) дети познакомились
со
славянскими оберегами: с домашней Бабой – Ягой, куклами лихоманкой,
крупеничкой,
пеленашкой.
Во
время
практической
работы
они
сделали
русский народный оберег «Веник удачи».
З а н я т и е
и н т е г р и р о в а н н о го
с п е ц к у р с а
« Р у с с к а я
к у л ь т у р а »
провели
в 7 б классе учитель русского языка и литературы Ларионова
Валентина
Викторовна
и
учитель
истории
Иванова
Галина
Анатольевна.
Занятие было посвящено
деревянному зодчеству
русского Севера
и
проводилось
в форме заочного путешествия. Дети
познакомились
с
понятиями,
связанными
с
особенностями
постройки
деревянных
домов:
«причелина»,
«кошель»,
«дымарь»,
«кокошник»,
многое
узнали
о
самобытности деревянных храмов. Группа экскурсоводов провела заочную
экскурсию в Кижи, которые по праву называют «деревянным чудом России».
Внеклассное
занятие
по
иностранному
языку«Рождество» провели
в 4
классе учитель английского языка Тряпичникова Галина Александровна и
учитель немецкого языка Хмарина Татьяна Анатольевна. Гости окунулись в
мир
детства
и
праздника,
встретились
с
настоящим
Сана
Клаусом,
познакомились с рождественскими традициями Англии и Германии,
Занятие математического кружка «Преданья старины далёкой» в 5 а классе
провела
учитель математики Цыплакова Светлана Александровна. Через
игровые
методы
обучения
пятиклассники
в
занимательной
форме
познакомились
со
старинными
русскими
мерами.
Игровая
форма
путешествия
на
корабле
«Русь»
к
планетам
Абак,
Верстовая,
Гривна,
Рублёвая позволила
заинтересовать материалом, преодолеть препятствия,
7
возникающие на пути познания. Отгадывая старинные загадки и ребусы,
вспоминая
пословицы
и
поговорки,
в
которых
встречаются
названия
старинных мер длины, дети успешно усвоили достаточно сложный материал.
Занятие интегрированного спецкурса «Русская история в литературе»
в 8 б классе (учитель Полещенко О. Н.) было посвящено русской дворянской
усадьбе.
Восьмиклассники познакомились с особенностями городских и загородных
дворянских усадеб XVIII- XIX веков, узнали о том, чем отличается поместье
от
усадьбы,
совершили
заочное
путешествие
по
русским
усадьбам,
связанным с именами А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Также они
познакомились с усадьбой Зубрилово, история которой связана с именами Г.
Р. Державина, И. А. Крылова, В. Э. Борисова - Мусатова.
Внеклассное мероприятие по МХК «Всякая душа празднику рада» проводила
в 6 а и 8 а классах учитель обществознания и МХК Кровякова О. В. .
Ученики и гости стали участниками творческой встречи с бардами и поэтами
– участниками литературного объединения «Надежда»: Еленой Бариновой и
певицей, поэтом и композитором Любовью Спириной, познакомились с
обычаями и традициями проведения праздников русским народом и народами
мира, с современной обработкой народной музыки.
8
26 января 2010 года в МОУ «ООШ №3» г. Энгельса состоялся семинар для заместителей
директоров
школ
по
учебно–воспитательной
работе
«Этнокультурные
и
духовно
–
нравственные традиции русского народа как компонент современного образования».
В
семинаре приняли участие специалисты УМЦ, учителя МОУ «ООШ №3».
С «Визитной карточкой школы» познакомила директор МОУ «ООШ №3» Жулёва Т. Г. С
докладом
«Этнокультурные
и
духовно
–
нравственные
традиции
русского
народа
в
современном образовании» выступила заместитель директора по УВР МОУ «ООШ №3»
Сатаева А.А.
Уроки и мероприятия проходили в два потока.
№ Тема урока, занятия
Класс
ФИО учителя
1 поток (10.35–11.20)
1
Занятие кружка прикладного искусства «Русский
народный оберег « Веник удачи»
3а
Червякова Ж. В.
2
Внеклассное занятие курса «Введение в
народоведение» «Пришла Коляда...»
2а
Юрчук Н. И.
3
Занятие интегрированного спецкурса «Русская
культура» «Деревянное зодчество Русского Севера»
7 б
Ларионова В.В.,
Иванова Г. А.
4
Внеклассное занятие по иностранному языку
«Рождество»
4а
Тряпичникова Г. А.,
Хмарина Т. А.
2 поток (11.30 – 12.15)
1
Внеклассное мероприятие по МХК «Всякая душа
празднику рада»
8а,6а
Кровякова О. В.
2
Занятие интегрированного спецкурса «Русская
история в литературе»
«Мир дворянской усадьбы»
8б
Полещенко О. Н.
3
Занятие математического кружка
«Преданья старины далёкой»
5 а
Цыплакова С. А.
4
Занятие курса «Введение в народоведение»
« В тереме расписном я живу»
1а
Астафьева Л. В.
На занятиях курса «Введение в народоведение» в 1 а классе «В тереме расписном я
живу» (учитель Астафьева Л. В.) и «Пришла Коляда...» во 2 а классе (учитель Юрчук Н.
И.) дети познакомились с устройством русской избы, старинными предметами быта, с
пословицами, загадками, посвящёнными
прялке, ухвату,
самовару,
с важнейшими
годовыми
христианскими
праздниками,
символикой
народного
костюма
и
жилища.
Народные костюмы, песни, гадания, игры
показали самобытность традиций русского
народа, необходимость восстановить утраченные народные традиции.
9
На занятии кружка прикладного искусства в 3 классе «Русский народный оберег
«Веник удачи» (Червякова Ж. В.) дети многое узнали куклах лихоманке, крупеничке,
пеленашке. Во время практической работы они сделали русский народный оберег «Веник
удачи».
«Всякая
душа
празднику
рада»
называлось
внеклассное
мероприятие
по
МХК
(Кровякова О. В, которое
проходило в форме творческой встречи учеников 6 а и 8 а
классов с бардами
и поэтами – участниками литературного объединения «Надежда» -
Еленой Бариновой и певицей, поэтом и композитором Любовью Спириной - и знакомило
с
современной
обработкой
народной
музыки,
с
обычаями
и
традициями
проведения
праздников не только в России, но и за рубежом.
З а н я т и е
и н т е г р и р о в а н н о г о
с п е ц к у р с а
« Р у с с к а я
к у л ь т у р а »
в 7 б классе (Ларионова В. В. и Иванова Г.) было посвящено деревянному зодчеству
Русского Севера и проводилось в форме заочного путешествия. Дети познакомились с
понятиями,
связанными
с
особенностями
постройки
деревянных
домов:
«клеть»,
«причелина»,
«кошель»,
«дымарь»,
«кокошник»,
многое
узнали
о
самобытности
деревянных храмов, побывали на заочной экскурсии в Кижах.
На занятии интегрированного спецкурса «Русская история в литературе» в 8 б классе
(Полещенко О. Н.)
дети узнали об особенностях городских и загородных дворянских
усадеб,
о местах, связанных с именами А. С. Пушкина и
М. Ю. Лермонтова, И. А.
Крылова и Г. Р. Державин, художника В. Э. Борисова – Мусатова. Они пришли к выводу
о необходимости сохранения и восстановления русских усадеб - культурных памятников
XVIII - XIX веков.
На внеклассном занятии по иностранному языку «Рождество» (Тряпичникова Г. А.,
Хмарина Т. А.) гости окунулись в мир детства и праздника, встретились с настоящим
Санта Клаусом, познакомились с рождественскими традициями Англии и Германии, а
занятие математического кружка «Преданья старины далёкой» в 5 а классе (Цыплакова
Светлана Александровна) в увлекательной форме познакомило со старинными русскими
мерами.
10
26 января 2010 года в МОУ «ООШ №3» состоялся ин
На занятиях курса «Введение в народоведение» в 1 а классе «В тереме
расписном я живу» (Астафьева Л. В.)
и «Пришла Коляда...» во 2 а классе
(Юрчук Н. И.)
дети познакомились с устройством русской избы, старинными
предметами быта, с пословицами, загадками, посвящёнными прялке, ухвату,
самовару, с годовыми христианскими праздниками, символикой народного
костюма и жилища.
На занятии кружка прикладного искусства в 3 классе «Русский народный
оберег «Веник удачи» (Червякова Ж. В.) дети многое узнали о славянске,
пеленашке. Во время практической работы они сделали русский народный
оберег «Веник удачи».
З а н я т и е
и н т е г р и р о в а н н о го
с п е ц к у р с а
« Р у с с к а я
к у л ь т у р а »
в 7 б классе (Ларионова В. В. и Иванова Г.) было посвящено деревянному
зодчеству русского Севера
и проводилось в форме заочного путешествия.
Дети познакомились с понятиями, связанными с особенностями постройки
деревянных домов: «клеть», «причелина», «кошель», «дымарь», «кокошник»,
многое узнали о самобытности деревянных храмов. Группа экскурсоводов
провела
заочную
экскурсию
в
Кижи,
которые
по
праву
называют
«деревянным чудом России».
На внеклассном занятии по иностранному языку «Рождество» (Тряпичникова
Г. А. Хмарина Т. А.) гости окунулись в мир детства и праздника, встретились
с
настоящим
Санта
Клаусом,
познакомились
с
рождественскими
традициями Англии и Германии.
Занятие математического кружка «Преданья старины далёкой» в 5 а классе
(Цыплакова Светлана Александровна) в занимательной форме знакомило со
старинными
русскими
мерами.
Игровая
форма
путешествия
на
корабле
«Русь»
к
планетам
Абак,
Верстовая,
Гривна,
Рублёвая
позволила
заинтересовать материалом, преодолеть препятствия, возникающие на пути
познания.
Занятие интегрированного спецкурса «Русская история в литературе» в 8 б
классе
(Полещенко
О.
Н.)
знакомило
с
особенностями
городских
и
11
загородных дворянских усадеб,
с местами, связанным с именами А. С.
Пушкина и М. Ю. Лермонтова., И. А. Крылова и Г. Р. Державин, художника
В. Э. Борисова - Мусатова. Восьмиклассники говорили о необходимости не
только сохранения, но и восстановления русских усадеб как культурных
памятников XVIII - XIX веков.
Внеклассное мероприятие по МХК «Всякая душа празднику рада» в 6 а и 8 а
классах (Кровякова О. В) проходило в форме творческой встречи с бардами и
поэтами
–
участниками
литературного
объединения
«Надежда»:
Еленой
Бариновой и певицей, поэтом и композитором Любовью Спириной. Ученики
и гости
познакомились с современной обработкой народной музыки, с
обычаями и традициями проведения праздников не только в России, но и за
рубежом.
12
13
14
Базисной основой образовательной системы русской школы выступает культура, русская культура.
Личность вступает во взаимодействие с культурой в трех отношениях: усваивает культуру, является объектом
культурного
воздействия,
является
носителем
и
выразителем
культурных
ценностей,
создает
культуру,
будучи
субъектом культурного творчества. На каждом историческом этапе общество стремится привести сознание каждого
человека
через
усвоение
норм,
традиций,
вырабатываемых
определенным
культурным
образованием,
к
адекватному
этому
общественному
развитию
состоянию.
Следовательно,
образование
как
социально-
педагогическая
система
призвано
обеспечить
воспитание
человека,
постигающего
национальную
культуру
и
культуру человечества в рамках моделируемого культурно-исторического процесса.
КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
школы с этнокультурным русским компонентом
По философской основе – гуманистическая
По характеру содержания – обучающая + развивающая + воспитывающая
По подходу к ребенку – личностно-ориентированная
По направлению модернизации – гуманизация и демократизация отношений
По организационным формам – блочно-лабораторная, индивидуальная +
групповая + классная.
По системе оценивания – многобалльная.
15