Автор: Тургульдинова Ирина Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: Р.Х. г.Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по физическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование
Система работы по физическому воспитанию.
Двигательная деятельность является естественной потребностью человека. В
наше время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья
ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и
двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и
воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Работа по физическому воспитанию дошкольников в нашем ДОУ решает
следующие задачи:
Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению
уровня ежедневной двигательной активности;
развивать двигательные качества и способности детей;
развивать интерес к спорту;
способствовать становлению ценностей здорового образа жизни.
Решение этих задач инструктор по физической культуре и педагоги осуществляют
через различные формы физкультурной работы. День с детьми начинаем с
утренней гимнастики.
Варианты утренней гимнастики:
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–
7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени
интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений
общеразвивающего воздействия.
Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаются упражнения с
постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с
включением разных основных видов движений увеличение числа повторов,
усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6
основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В водной и заключительной части утренней гимнастики включены различные
построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным
увеличением двигательной активности детей; упражнения на равновесие и
развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.
Физкультминутки проводят воспитателями по мере необходимости (в течение 3–5
мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию,
формированию элементарных математических представлений, главным образом в
момент появления признаков утомляемости детей. Физкультминутки применяются
с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот
момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство
(как правило, на 12–15 мин., наступает утомление, можно предложить
несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте
в группе.
Физкультминутка может сопровождаться текстом,. При произнесении текста
детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов
одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох.
После физкультминутки дыхание у ребёнка остается спокойным.
Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время
которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные
движения.
Так же в нашем дошкольном учреждении специалисты и воспитатели используют
современные образовательные технологии (компьютер, где в виде слайдов
представлены комплексы тематических физкультминуток с музыкальным
сопровождением.
В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно воспроизводят весь
комплекс целиком после 2–3 повторений. Во время организации применяется
музыкальное сопровождение.
Пальчиковую гимнастику начинаем проводить с младшего возраста,
индивидуально и с подгруппой, в течение дня: во время утренней гимнастики,
физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. У детей
дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя
они и здоровы и чтобы повысить работоспособность коры головного мозга,
улучшить артикуляционные движения, подготовить руку к письму необходимо
систематически тренировать движения пальцев и всей кисти рук, которые
выступают важнейшим фактором в развитии ребёнка. Наиболее часто используем
в работе пальчиковой гимнастики стихотворный ритм, который помогает поставить
правильное дыхание, развить речевой слух.
.
Организованной формой являются физкультурные занятия. Стараемся
использовать разные формы физкультурных занятий: учебнотренирующего
характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, на воздухе. В процессе
игровых занятий дети путешествуют в мире сказок, подражая действиям героев,
демонстрируя свои двигательные умения и навыки, постепенно приобретают
привычку к здоровому образу жизни. Кроме того, они осваивают разные действия,
учатся управлять своим поведением. Использование сказочных сюжетов
способствует повышению интереса дошкольников к занятиям физической
культурой, активному и творческому освоению детьми основных движений,
формированию и автоматизации двигательных умений и навыков. Непосредственно
при проведении ООД применяем дифференцированный подход к детям с учётом
особенностей физического, психического и эмоционального состояния ребёнка.
Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяем
повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию.
Включаем элементы современных здоровьесберегающих технологий: например,
коррекционные упражнения для укрепления правильной осанки , дыхательную
гимнастику, гимнастику для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка
огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а
детям особенно. Одно из самых распространённых заболеваний современности –
близорукость. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования
используем специальную гимнастику для глаз. В своей работе применяем ряд
различных игровых упражнений по методике профессора В.Ф. Базарного.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем
направлениям.
В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни должны находиться
представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый
организм. Поэтому мы знакомим детей с внешним и внутренним строением
организма, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, их строением,
функционированием и взаимосвязью в работе, влиянием физических упражнений
на их работу, причинами ухудшения их рабочего состояния, правилами поведения,
способствующими сохранению и укреплению всех систем организма. На основе
полученных знаний о правилах здоровьесберегающего поведения стараемся
сформировать у детей практические умения: гигиенического ухода за своим телом,
культуры еды, правильные двигательные умения, навыки сохранения правильной
осанки в статике и в движении, закаливания, бережного отношения к личным
вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Развитие практических умений проходит в различных организованных педагогом
видах деятельности (учебной, игровой, трудовой и др).
Решая задачи по физическому развитию, предусмотрены задания для
интеллектуального развития детей: по ознакомлению с окружающим,
формированию сенсорных эталонов, развитию речи и математических
представлений, тем самым осуществляя принцип интегрированного обучения в
соответствии с федеральными государственными требованиями. Для интеграции
используем методику Глазыриной Л.Д. по программе «Физическая культура –
дошкольникам».
Основы методики физкультурных занятий исходят из специфики, заключающейся
в том, что каждое из них: - определённая "оздоровительная доза" в виде движения,
физической нагрузки, влияющей на здоровье детей, их правильное физическое
развитие и подготовленность, обязательно с учётом индивидуальных способностей;
- это двигательная деятельность, где движение всегда должно восприниматься
организмом как "мышечная радость" и использоваться воспитателем как средство
разностороннего развития; общение со сверстниками и воспитателем как
социальный компонент; обучение двигательным умениям как возможность
самовыражения
Спортивные праздники и физкультурные досуги помогают детям раскрепоститься
при общении и выполнении физических упражнений. Такие формы работы
проводятся во всех возрастных группах: раз в месяц – досуг и один раз в квартал –
праздник, с обязательным привлечением родителей. Родители участвуют в
соревнованиях, конкурсах, эстафетах, помогают в подборе материалов и атрибутов.
Эмоциональное воздействие праздника позволяет создать атмосферу радости,
желание заниматься физической культурой
Родители имеют возможность посещать "Дни открытых дверей": просмотреть
физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные
моменты, подвижные игры. Для родителей и педагогов разработаны консультации
и памятки по физкультурно-оздоровительной работе с детьми:
Ежегодно при проведении летнего оздоровительного периода планируется
организация физкультурно-оздоровительной работы: закаливающие процедуры на
свежем воздухе, босохождение; товарищеские встречи по футболу; летняя
спартакиада.
Организуя любую деятельность, в том числе и коррекционную работу,
осуществляется взаимодействие с педагогами ДОУ и медицинскими персоналом
детского сада. По рекомендации педиатра формируются подгруппы для
проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми часто длительно
болеющими, по профилактике плоскостопия, для формирования правильной
осанки. Разработан индивидуальный маршрут сопровождения по физической
культуре для ребенка с отклонением в развитии.
Взаимодействуя с логопедами и воспитателями логопедических групп, в
образовательную деятельность и утренние гимнастики на логопедических группах
включены речевые и дыхательные упражнения, различные виды самомассажа.
Результат этой работы прослеживается в итоговой диагностике, которая выявляет
положительную динамику физического развития детей.
В гимнастику после сна включены щадящие элементы закаливания, не имеющие
противопоказаний или ограничений в сочетании с другими
оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой,
профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для
глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажа, аутотренинга.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна
выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику
плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или
дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.
Мы организовываем игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное
учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, познавательные
занятия. В течение недели здоровья мы проводим один физкультурный праздник
или организовываем физкультурный досуг.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное
время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во
время прогулок (утренней и вечерней).
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании
физкультурно-игровой среды, выделить в режиме дня специальное время для
самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-
игровой среды педагог в течение дня может вносить различные пособия и по-
разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и
способствует всестороннему развитию детей. Педагоги нашего детского сада
учитывают все рекомендации, требования, соблюдают все правила в укреплении
здоровья детей.
Наряду с заводскими пособиями в нашем дошкольном учреждении используется
оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и
бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование
особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.
На прогулке педагоги организуют различные игры:
• забавы
• аттракционы
• игры-эстафеты
• сюжетные подвижные игры
• игры с элементами спорта
• сюжетные подвижные игры
• бессюжетные подвижные игры
• народные игры
• хороводные
• спортивные упражнения.
На территории детского сада имеется спортивный участок, где дети имеют
возможность развития двигательных навыков в любое время года.
В нашем детском саду проводится индивидуальная работа с проведением
упражнений по коррекционно-развивающей методике «Умные мячики». Авторами
которой являются Н.В.Лунина, М.В.Воронова. Программа использует движение.
Комплекс в целом позволяет улучшить психомоторику (совокупность двигательных
действий), направленную на развитие мелкой и крупной моторики, развитие
координации движений, позволяет улучшить возможность слышать задачи,
правильно и последовательно их реализовывать, вовремя переключаться с одного
компонента задачи на другой, дает возможность почувствовать свое тело.
Благодаря целенаправленной работе по физическому воспитанию в дошкольном
учреждении большинство детей обладают достаточным запасом движений, с
охотой выполняют физические упражнения, становятся более активными,
крепкими, готовыми к перемене условий, к более значительным нагрузкам.