Напоминание

"Система работы по физическому воспитанию"


Автор: Тургульдинова Ирина Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: Р.Х. г.Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по физическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы по физическому воспитанию.

Двигательная деятельность является естественной потребностью человека. В

наше время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья

ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и

двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и

воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Работа по физическому воспитанию дошкольников в нашем ДОУ решает

следующие задачи:

Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению

уровня ежедневной двигательной активности;

развивать двигательные качества и способности детей;

развивать интерес к спорту;

способствовать становлению ценностей здорового образа жизни.

Решение этих задач инструктор по физической культуре и педагоги осуществляют

через различные формы физкультурной работы. День с детьми начинаем с

утренней гимнастики.

Варианты утренней гимнастики:

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–

7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени

интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений

общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаются упражнения с

постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с

включением разных основных видов движений увеличение числа повторов,

усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6

основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

В водной и заключительной части утренней гимнастики включены различные

построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным

увеличением двигательной активности детей; упражнения на равновесие и

развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.

Физкультминутки проводят воспитателями по мере необходимости (в течение 3–5

мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию,

формированию элементарных математических представлений, главным образом в

момент появления признаков утомляемости детей. Физкультминутки применяются

с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот

момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство

(как правило, на 12–15 мин., наступает утомление, можно предложить

несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте

в группе.

Физкультминутка может сопровождаться текстом,. При произнесении текста

детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов

одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох.

После физкультминутки дыхание у ребёнка остается спокойным.

Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время

которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные

движения.

Так же в нашем дошкольном учреждении специалисты и воспитатели используют

современные образовательные технологии (компьютер, где в виде слайдов

представлены комплексы тематических физкультминуток с музыкальным

сопровождением.

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно воспроизводят весь

комплекс целиком после 2–3 повторений. Во время организации применяется

музыкальное сопровождение.

Пальчиковую гимнастику начинаем проводить с младшего возраста,

индивидуально и с подгруппой, в течение дня: во время утренней гимнастики,

физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. У детей

дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя

они и здоровы и чтобы повысить работоспособность коры головного мозга,

улучшить артикуляционные движения, подготовить руку к письму необходимо

систематически тренировать движения пальцев и всей кисти рук, которые

выступают важнейшим фактором в развитии ребёнка. Наиболее часто используем

в работе пальчиковой гимнастики стихотворный ритм, который помогает поставить

правильное дыхание, развить речевой слух.

.

Организованной формой являются физкультурные занятия. Стараемся

использовать разные формы физкультурных занятий: учебнотренирующего

характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, на воздухе. В процессе

игровых занятий дети путешествуют в мире сказок, подражая действиям героев,

демонстрируя свои двигательные умения и навыки, постепенно приобретают

привычку к здоровому образу жизни. Кроме того, они осваивают разные действия,

учатся управлять своим поведением. Использование сказочных сюжетов

способствует повышению интереса дошкольников к занятиям физической

культурой, активному и творческому освоению детьми основных движений,

формированию и автоматизации двигательных умений и навыков. Непосредственно

при проведении ООД применяем дифференцированный подход к детям с учётом

особенностей физического, психического и эмоционального состояния ребёнка.

Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяем

повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию.

Включаем элементы современных здоровьесберегающих технологий: например,

коррекционные упражнения для укрепления правильной осанки , дыхательную

гимнастику, гимнастику для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка

огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а

детям особенно. Одно из самых распространённых заболеваний современности –

близорукость. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования

используем специальную гимнастику для глаз. В своей работе применяем ряд

различных игровых упражнений по методике профессора В.Ф. Базарного.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем

направлениям.

В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни должны находиться

представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый

организм. Поэтому мы знакомим детей с внешним и внутренним строением

организма, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, их строением,

функционированием и взаимосвязью в работе, влиянием физических упражнений

на их работу, причинами ухудшения их рабочего состояния, правилами поведения,

способствующими сохранению и укреплению всех систем организма. На основе

полученных знаний о правилах здоровьесберегающего поведения стараемся

сформировать у детей практические умения: гигиенического ухода за своим телом,

культуры еды, правильные двигательные умения, навыки сохранения правильной

осанки в статике и в движении, закаливания, бережного отношения к личным

вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

Развитие практических умений проходит в различных организованных педагогом

видах деятельности (учебной, игровой, трудовой и др).

Решая задачи по физическому развитию, предусмотрены задания для

интеллектуального развития детей: по ознакомлению с окружающим,

формированию сенсорных эталонов, развитию речи и математических

представлений, тем самым осуществляя принцип интегрированного обучения в

соответствии с федеральными государственными требованиями. Для интеграции

используем методику Глазыриной Л.Д. по программе «Физическая культура –

дошкольникам».

Основы методики физкультурных занятий исходят из специфики, заключающейся

в том, что каждое из них: - определённая "оздоровительная доза" в виде движения,

физической нагрузки, влияющей на здоровье детей, их правильное физическое

развитие и подготовленность, обязательно с учётом индивидуальных способностей;

- это двигательная деятельность, где движение всегда должно восприниматься

организмом как "мышечная радость" и использоваться воспитателем как средство

разностороннего развития; общение со сверстниками и воспитателем как

социальный компонент; обучение двигательным умениям как возможность

самовыражения

Спортивные праздники и физкультурные досуги помогают детям раскрепоститься

при общении и выполнении физических упражнений. Такие формы работы

проводятся во всех возрастных группах: раз в месяц – досуг и один раз в квартал –

праздник, с обязательным привлечением родителей. Родители участвуют в

соревнованиях, конкурсах, эстафетах, помогают в подборе материалов и атрибутов.

Эмоциональное воздействие праздника позволяет создать атмосферу радости,

желание заниматься физической культурой

Родители имеют возможность посещать "Дни открытых дверей": просмотреть

физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные

моменты, подвижные игры. Для родителей и педагогов разработаны консультации

и памятки по физкультурно-оздоровительной работе с детьми:

Ежегодно при проведении летнего оздоровительного периода планируется

организация физкультурно-оздоровительной работы: закаливающие процедуры на

свежем воздухе, босохождение; товарищеские встречи по футболу; летняя

спартакиада.

Организуя любую деятельность, в том числе и коррекционную работу,

осуществляется взаимодействие с педагогами ДОУ и медицинскими персоналом

детского сада. По рекомендации педиатра формируются подгруппы для

проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми часто длительно

болеющими, по профилактике плоскостопия, для формирования правильной

осанки. Разработан индивидуальный маршрут сопровождения по физической

культуре для ребенка с отклонением в развитии.

Взаимодействуя с логопедами и воспитателями логопедических групп, в

образовательную деятельность и утренние гимнастики на логопедических группах

включены речевые и дыхательные упражнения, различные виды самомассажа.

Результат этой работы прослеживается в итоговой диагностике, которая выявляет

положительную динамику физического развития детей.

В гимнастику после сна включены щадящие элементы закаливания, не имеющие

противопоказаний или ограничений в сочетании с другими

оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой,

профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для

глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажа, аутотренинга.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна

выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику

плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или

дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.

Мы организовываем игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное

учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, познавательные

занятия. В течение недели здоровья мы проводим один физкультурный праздник

или организовываем физкультурный досуг.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное

время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во

время прогулок (утренней и вечерней).

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании

физкультурно-игровой среды, выделить в режиме дня специальное время для

самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-

игровой среды педагог в течение дня может вносить различные пособия и по-

разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и

способствует всестороннему развитию детей. Педагоги нашего детского сада

учитывают все рекомендации, требования, соблюдают все правила в укреплении

здоровья детей.

Наряду с заводскими пособиями в нашем дошкольном учреждении используется

оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и

бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование

особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.

На прогулке педагоги организуют различные игры:

• забавы

• аттракционы

• игры-эстафеты

• сюжетные подвижные игры

• игры с элементами спорта

• сюжетные подвижные игры

• бессюжетные подвижные игры

• народные игры

• хороводные

• спортивные упражнения.

На территории детского сада имеется спортивный участок, где дети имеют

возможность развития двигательных навыков в любое время года.

В нашем детском саду проводится индивидуальная работа с проведением

упражнений по коррекционно-развивающей методике «Умные мячики». Авторами

которой являются Н.В.Лунина, М.В.Воронова. Программа использует движение.

Комплекс в целом позволяет улучшить психомоторику (совокупность двигательных

действий), направленную на развитие мелкой и крупной моторики, развитие

координации движений, позволяет улучшить возможность слышать задачи,

правильно и последовательно их реализовывать, вовремя переключаться с одного

компонента задачи на другой, дает возможность почувствовать свое тело.

Благодаря целенаправленной работе по физическому воспитанию в дошкольном

учреждении большинство детей обладают достаточным запасом движений, с

охотой выполняют физические упражнения, становятся более активными,

крепкими, готовыми к перемене условий, к более значительным нагрузкам.



В раздел образования